на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Роль социального педагога в организации сотрудничества семьи и начального звена школы

- Слабая теоретическая и практическая подготовленность некоторой части

учителей к педагогическому руководству воспитанием школьников в семье;

- Недостаточная эффективность педагогической подготовки родителей к

воспитанию детей в семье;

- Слабая согласованность форм работы с родителями (индивидуаль-ные,

групповые, коллективные формы работы часто не взаимосвязаны между собой, не

дополняют друг друга, разрознены.);

-Недостаточный учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Известно, что в младшем школьном возрасте закладывается фундамент

человеческой личности.

Поэтому целесообразен поиск эффективных путей педагогического

руководства воспитанием младших школьников в семье. Один из них сводится к

глубокому всестороннему изучению семьи, ее воспитательных условий.

Для изучения семьи в целом, уровня ее социально-педагогической ценности

выделены общие критерии эффективности воспитания школьников в семье:

- Понимание родителями целей и задач семейного воспитания.

- Осознание родителями социальной ответственности.

- Положительное отношение родителей к педагогическому руководству со

стороны школы.

- Систематическое повышение уровня педагогических знаний родите лей,

умение применять их в практике семейного воспитания.

- Единство и согласованность школы и семьи в воспитании детей.

На основе этих критериев определены уровни выполнения родителями

воспитательной функции семьи.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ. Родители понимают требования к воспитанию детей, цели и

задачи семейного воспитания положительно воспринимают педагогическую помощь

школы, работают над повышением уровня педагогических знаний, согласуют свои

требования к ребенку с требованием школы (46,5% исследуемых семей).

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ. Родители понимают цели и задачи воспитания, стремятся

получать педагогические знания, положительно реагируют на руководство

школой воспитанием детей в семье. Однако не всегда правильно применяют

педагогические знания в практике семейного воспитания, не всегда согласуют

свои воздействия с требованиями школы, не систематически контролируют учебу

(48% исследуемых родителей).

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ. Родители не поддерживают должных контактов со школой,

нередко безответственно относятся к воспитанию, низкий уровень

педагогических знаний. В отдельных случаях родители аморально себя ведут,

что накладывает соответствующий отпечаток на формирование личности ребенка

(4,5% исследуемых родителей). Такой уровень особенно характерен для

неблагополучных семей.

Соответственно уровням выделяются три группы родителей:

Родители первой группы ответственны за воспитание детей, у них хорошая

психолого-педагогическая готовность.

Родители второй группы ответственны за воспитание детей, но в силу

недостатка педагогических знаний и умений не всегда правильно воздействуют

на ребенка. Эти родители нуждаются в помощи через лекции, беседы,

индивидуальные консультации по вопросам воспитания.

Родители третей группы не справляются с возложенной на них обязанностью

воспитания детей. Эта категория родителей нуждается в постоянном внимании.

При этом необходима системная согласованная работа психологов, социальных

педагогов, учителей по выявлению истинных причин неблагополучия в семье,

исходя из которых строить педагогическое просвещение родителей этого

уровня.

Ведущее место в педагогическом просвещении родителей принадлежит школе.

94% родителей приобретают педагогические знания на лекциях, беседах,

родительских собраниях, конференциях и т.д. Однако только 51% родителей

получают знания через различные формы просвещения систематически, 48%

посещают беседы, родительские собрания от случая к случаю. В их число

входят родители из неблагополучных семей.

Опытно-экспериментальная работа показала, что наиболее эффективным в

педагогическом просвещении родителей выступают дифференцированные беседы

теоретического и практического направления.

Социальный педагог должен организовать беседы с родителями за период

обучения их детей в начальной школе, по следующим темпам:

1. Здоровая нравственная атмосфера семьи - необходимое условие

правильного воспитания ребенка.

2. Значение единых требований в воспитании ребенка.

3. Учет возрастных, психологических и индивидуальных особенностей в

процессе воспитания.

4. Воспитание положительных навыков и привычек у детей.

5. О формах поощрения и наказания.

6. Приучение ребенка к труду.

7. Режим дня школьника как необходимое условие правильного воспитания.

8. Воспитание навыков и привычек культуры поведения.

9. Единство требований со стороны школы и родителей.

10. Почему ребенок становится упрямым, капризным, эгоистичным.

11. Воспитание скромности и выдержки у детей.

12. Почему ребенок становится трудным?

13. Приучение ребенка к труду, приучение трудовых навыков и умения.

14. Воспитание чувств любви и уважения к матери.

Методика проведения бесед должна строится таким образом, чтобы каждый

отец и мать серьезно задумались над вопросом воспитания, сами пытались

отыскать пути индивидуального решения педагогических задач. Опыт убеждает,

что активизация педагогического мышления родителей в значительной степени

способствует жизненной ситуации воспитательного характера к примеру, после

проведенной беседы: "О трудовом воспитании детей в семье" родителям можно

предложить следующие ситуации:

Ситуация первая. Перед уходом на работу мать попросила третьеклассницу

Лену вымыть посуду и полить комнатные цветы. Возвратившись домой, она

огорчилась увидев, что ее задание не выполнено. Дочь и раньше неоднократно

ослушивалась мать. Какое качество личности

ребенка проявилось в данной ситуации? Как поступили бы вы, если ваш ребенок

не выполнил задание.

Ситуация вторая. Мать поручила второкласснику Сереже вычистить ковер,

когда мальчик закончил работу, которую выполнил старательно, мать заметила

на ковре оставшиеся соринки и, ничего не говоря сыну, взялась за чистку

ковра сама. Огорченный Сережа ушел из дому и вернулся поздним вечером.

Проанализируйте данную ситуацию. Правильно ли поступила мать, взявшись

переделывать работу сына? Как следовало педагогически верно поступить в

данной ситуации?

Анализ подобных ситуаций позволяет родителям переосмыслить педагогические

истины, высказать свою точку зрения, находить верный путь решения того или

иного вопроса в воспитании ребенка.

При организации педагогического просвещения необходимо умело сочетать

теоретический материал с практикой семейного воспитания. Решению этой

задачи способствуют памятки для родителей.(см. прило-

жение №10)

Знание особенностей семьи, выделение на их основе условных групп

родителей позволит осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход

в руководстве воспитанием младших школьников в семье.

Совершенствование педагогического руководства семьей возможно при

осуществлении систематического дифференцированного и индивидуального

подхода к родителям с учетом их педагогического лица, воспитательных

условий семьи. При этом центральное место занимает психолого-педагогическая

подготовка родителей к воспитанию детей, кото-

рая может быть успешной при такой методике просвещения, которая бы

способствовала высокой активизации педагогического мышления родителей при

оптимальном сочетании педагогических знаний с практикой семейного

воспитания, гуманном взаимоотношении и взаимодействием.

РОЛЬ СЕМЬИ И УСЛОВИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.

“Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с

раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством

родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные

знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.”

*

Велика роль семьи в формировании основ мировоззрения, усвоении нравственных

норм поведения, определении отношения к людям, их делам и поступкам.

Главная особенность семейного воспитания в том, что оно эмоционально по

своему содержанию и предполагает любовь родителей к детям и ответное

чувство детей к родителям. Теплота домашнего микроклимата, комфортность

состояния в домашней атмосфере стимулируют ребенка к воспитанию бытующих в

семье правил, манеры поведения, взглядов и стремлений.

Чтобы семья успешно справилась с воспитанием детей, родители должны

знать основные педагогические требования и создать необходимые условия для

воспитания ребенка в семье.

Что же это за условия? Прежде всего та семейная атмосфера, когда

-----------

* Крупская Н.К. Пед.соч.М.: изд-во АПН РСФСР,1959,Т.6,С-27.

каждый из родителей и членов семьи понимают свою ответственность за

воспитание детей.

Условия правильного семейного воспитания - рационально организованный

быт, режим жизни в семье!

Одним из распространенных недостатков семейного воспитания становится в

наше время культ вещей, приобретательство, организация жизни и деятельности

детей в семье с учетом их индивидуальных, возрастных особенностей требует

правильного чередовании труда и отдыха детей, создания условий для трудовой

деятельности, чтение книг, занятия спортом, играми, полноценного общения с

родителями и друзьями. Распространенной ошибкой семейного воспитания

является внимание родителей только учебному труду детей, недооценка ими

бытового труда, участие детей в работах по самообслуживанию. Между тем, как

показывает опыт, детей в бытовом, общественно полезном труде необходимо для

воспитания многих важных черт характера ребенка. Дети одержимы стремлением

к деятельности, творчеству.

Источником благополучия ребенка в семье, условием правильного

воспитания, счастливого детства является любовь к нему родителей*. Дети

очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Живя

в семье, по словам В.А.Сухомлинского, ребенок должен быть уверен, что его,

кто-то очень, очень любит и он тоже кого-то любит безгранично. Такая любовь

создает чувство защищенности, душевного комфорта. При этом человек активнее

постигает мир, легко овладевает знаниями. У него свободнее раскрывается

дарования, он увереннее оп-

-----------

* Макаренко А.С. Пед.соч.,М: изд-во АПН РСФСР,1957г., т7, с-20.

ределяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Истинная родительская любовь

учит человека культуре чувств, пониманию добра, формирует чувство долга,

отзывчивости, помогает понять главный моральный принцип: человек человеку

друг и брат.

Еще одним важным условием воспитания детей в семье является авторитет

родителей.

Авторитет родителей-то влияние отца и матери на детей основанное на

уважении и любви к родителям, доверие к их жизненному опыту, словам и

поступкам. Воспитание детей младшего школьного возраста авторитет родителей

основывается на уверенности детей в правоте родителей, на стремлении

подражать их действиям и поступкам. Без авторитета нельзя воспитать

ребенка, формировать в нем качества хорошего человека.

Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки и привычки правильного

поведения, которые формируются у ребенка в школе. Единые согласованные

требования семьи и школы - одно из условий правильного воспитания детей в

семье.

Там, где педагог и родитель действует согласованно, лучше осуществлять

учебно-воспитательную работу. Недопустимо чтобы родители неуважительно

отзывались об учителе, позволяли пренебрежительное высказывание в его

адрес. Это дезориентирует детей, толкает их на ложный путь

приспособленчества, поиска компромиссного выхода из создав-шегося

положения.

Единая система педагогических воздействий, единые требования,

предъявляемые ребенку в школе и семье, способствуют выработке определенного

динамического стереотипа поведения. При этом ребенок

испытывает меньше трудностей в процессе овладения нравственными нормами

поведения, привычками, легче осваивает навыки учебной, трудовой

деятельности, правила общения с окружающими его детьми и взрослыми.

Родителям нужна система педагогических знаний, умений применять их с

учетом индивидуальных особенностей, специфики каждой семьи. В настоящее

время задачей повышения педагогических знаний родителей в школе должен

заниматься отдельный педагог, организуя осуществление этой задачи совместно

с учителями предметниками.

Поэтому следующая глава в данной дипломной работе посвящается проблеме

организации социальным педагогом совместной систематической деятельности

начального звена школы и семьи.

Глава N 2

2.1 Формы и методы работы с родителями.

Идеалом, к которому стремится семья, школа все наше общество, является

всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и

нравственно, умеющий и любящий трудиться.

О роли школы в организации процесса семейного воспитания детей писал

А.С.Макаренко: "Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за

то, что семья воспитывает как следует, нельзя. Говорить, что семья может

воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное

воспитание, и организующим началом должна быть школа, как представительница

государственного воспитания" *.

С этих позиций и определяются основные задачи работы социальных

педагогов школ с родителями младших школьников:

- Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей,

т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой

работы с учащимися.

- Привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитатель-ном

процессе.

- Формирование у родителей потребности в самообразовании.

- Ознакомление учителей предметников с разнообразными методами

семейного воспитания, отбор и обобщение лучшего опыта.

Социально педагогическое исследование семей, дифференциация их

-------------

* / Макаренко А.С Т.4,изд-во т.М: Изд-во АПН РСФСР,1957,С-504.

на определенные типы по...

- Работа с детьми девиантного поведения.

- Обеспечение правовой защиты ребенка в семье и школе.

При проведении этой большой и ответственной работы учитываются

проблемы, выдвигаемые перед обществом самой жизнью: Малочисленность семьи,

воспитание в ней одного ребенка; отдельное проживание молодых супругов и

отсюда - утрачивание семейных традиций, затрудненность передачи опыта

семейного воспитания, специфика влияния неполной семьи на ребенка; дефицит

общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей,

продолжением учения молодых родителей; поглощение духовных интеллектуальных

запасов так называемым "вещизмом". Правильное педагогическое руководство

семейным воспитанием возможно при условии комплексного подхода к

воспитанию, обес-печение координации усилий по всем направлениям воспитания

- идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического,

физического.

Работа педагогов школ с родителями осуществляется в двух направлениях:

n с коллективом родителей и индивидуально. В практике сложились наиболее

рациональные ее формы: общие и классные собрания родителей,

коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции,

конференции, посещение семей учащихся, оформление различных по форме и

содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся.

Родители привлекаются к участию в организации учебною - воспитательного

процесса: руководство кружками, выступления перед родителями и детьми,

подго-

товка и участие в проведении внеклассной и внешкольной работы,

хозяйственная помощь.

Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче,

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.