Для каждого человека семья выполняет эмоциональную и рекреативную
функции, защищающие человека от стрессовых и экстремальных ситуаций. Уют и
тепло домашнего очага, реализация потребности человека в доверительном и
эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка - все это
позволяет человеку быть более стойким к условиям современной неспокойной
жизни. Сущность и содержание экономической функции состоит в ведении не
только общего хозяйства, но и в экономической поддержке детей и других
членов семьи в период их нетрудоспособности.
В период социально-экономических преобразований в обществе
претерпевают изменения и функции семьи. Ведущей в историческом прошлом
являлась экономическая функция семьи, подчиняющая себе все остальные: глава
семьи - мужчина - был организатором общего труда, дети рано включались в
жизнь взрослых. Экономическая функция всецело определяла воспитательную и
репродуктивную функции. В настоящее время экономическая функция семьи не
отмерла, но изменилась. Наиболее полно, на наш взгляд, функции современной
семьи представлены финским педагогом Ю.Хямяляйнен[2]. Выделяя периоды
формирования семьи, он отмечает, что для каждого этапа семейных отношений
характерны определенные функции, что может быть представлено следующей
таблицей.
Основные периоды развития семьи и функции членов семьи
|Стадии |Основные функции семьи | |
|семьи | | |
| |Родительские функции |Функции ребенка |
|1.Этап |Осознание партнерских | |
|формировани|отношений, укрепление | |
|я семьи |взаимоотношений между | |
| |супругами; создание | |
| |сексуальных отношении, | |
| |удовлетворяющих обоих; | |
| |развито взаимопонимания, | |
| |которое позволяет каждому| |
| |свободно проявлять свои | |
| |чувства, налаживание | |
| |отношении с родителями и | |
| |другими родственниками, | |
| |удовлетворяющих обе | |
| |стороны; распределение | |
| |времени между домом и | |
| |работой; выработка | |
| |порядка принятия решений,| |
| |удовлетворяющих обе | |
| |стороны; беседы между | |
| |супругами о будущем семьи| |
|II.Семья, |Привыкание к мысли о |Ребенок зависим от |
|ждущая |беременности и рождении |матери и начинает |
|ребенка, |ребенка; подготовка к |доверять ей; появление |
|семья с |материнству и отцовству, |привязанностей; |
|младенцем |привыкание к роли отца и |овладение навыками |
| |матери; привыкание к |простейшего социального |
| |новой жизни, связанной с |взаимодействия; |
| |появлением ребенка; |приспособление к |
| |создание в семье |ожиданиям других людей; |
| |атмосферы, благоприятной |развитие координации |
| |и для семьи, и для |движений рук и глаз; |
| |ребенка; забота о |нахождение удобного |
| |потребностях ребенка; |ритма смены покоя и |
| |распределение |действия; овладение |
| |обязанностей по дому и |словами, короткими |
| |уходу за ребенком, не |фразами, речью |
| |перегружающее ни одного | |
| |из родителей | |
|III.Семья с|Развитие интересов и |Преодоление противоречия|
|ребенком |потребностей ребенка; |между желанием быть |
|дошкольного|преодоление чувства |всегда с объектом своей |
|возраста |пресыщения материнством |привязанности и |
| |(отцовством) и |невозможностью этого; |
| |раздражения по поводу |привыкание к |
| |хронической нехватки |самостоятельности; |
| |времени для собственных |выполнение требований |
| |нужд: поиск квартиры, |взрослого по соблюдению |
| |соответствующей |чистоты (опрятность во |
| |потребностям семьи; |время еды, гигиена |
| |привыкание к чрезвычайно |половых органов): |
| |возросшим с появлением в |проявление интереса к |
| |ломе ребенка материальным|товарищам по играм; |
| |затратам; распределение |стремление быть как мама|
| |обязанностей и |или как папа |
| |ответственности между | |
| |родителями в постоянно | |
| |меняющихся ситуациях; | |
| |поддержка сексуальных | |
| |отношений, | |
| |удовлетворяющих обоих, и | |
| |беседы о будущих детях; | |
| |дальнейшее развитие | |
| |взаимоотношений в семье -| |
| |открытых, позволяющих | |
| |супругам говорить на | |
| |самые разные темы; | |
| |развитие отношении с | |
| |родителями в связи с | |
| |появлением ребенка и | |
| |выполнением ими новой | |
| |роли; сохранение прежнего| |
| |круга друзей и своих | |
| |увлечений вне дома (в | |
| |зависимости от | |
| |возможностей семьи); | |
| |выработка образа жизни | |
| |семьи, формирование | |
| |семейных традиций, беседы| |
| |родителей о воспитании | |
| |детей | |
|IV.Семья |Воспитать у детей интерес|Получение навыков, |
|школьника |к научным и практическим |необходимых для |
| |знаниям; поддержка |школьного образования; |
| |увлечений ребенка; |стремление быть |
| |дальнейшее развитие |полноправным и готовым к|
| |взаимоотношений в семье |сотрудничеству членом |
| |(открытость, |семьи; постепенный отход|
| |откровенность); забота о |от родителей, осознание |
| |супружеских отношениях и |себя как личности, |
| |личной жизни родителей; |которую любят и уважают;|
| |сотрудничество с |включение в группу |
| |родителями других |сверстников, совместная |
| |школьников |с ними деятельность; |
| | |знакомство с правилами |
| | |поведения и моралью |
| | |группы; расширение |
| | |словарного запаса и |
| | |развитие речи, |
| | |позволяющие четко |
| | |излагать свои мысли: |
| | |осознание значения |
| | |причинно-следственных |
| | |связей и формирование |
| | |научной картины мира |
|V.Семья с |Передача ответственности |Положительное отношение |
|ребенком |и свободы действии |к собственному полу и |
|старшего |ребенку по мере |происходящим |
|школьного |взросления и развития его|физиологическим |
|возраста |самостоятельности; |изменениям; прояснение |
| |подготовка к новому |для себя роли мужчины и |
| |периоду жизни семьи; |женщины; ощущение |
| |определение функций |принадлежности к своему |
| |семьи, распределение |поколению; достижение |
| |обязанностей и разделение|эмоциональной |
| |ответственности между |независимости, отход от |
| |членами семьи; поддержка |родителей; выбор |
| |открытости во |профессии, стремление к |
| |взаимоотношениях между |материальной |
| |разными поколениями в |независимости; |
| |семье; воспитание |подготовка к дружбе со |
| |взрослеющих детей на |сверстником |
| |достойных образцах, на |противоположного пола, |
| |собственном примере - |браку, созданию семьи; |
| |взрослого мужчины, |постепенное формирование|
| |любящего супруга, но |собственного |
| |знающего меру отца |мировоззрения |
| |(взрослой женщины, жены, | |
| |матери); понимание и | |
| |принятие индивидуальности| |
| |ребенка, доверие и | |
| |уважение к нему как к | |
| |уникальной личности | |
|VI. Семья |Отрыв от взрослеющего |Осознание своего |
|со взрослым|ребенка, способность |положения как положения |
|ребенком, |отказаться от прежней |самостоятельного |
|входящим в |власти над ним; внушение |человека, могущего |
|мир |ребенку, что в любых |отвечать за свои |
| |жизненных ситуациях он |поступки; создание |
| |всегда получит утешение и|прочных и в то же время |
| |помощь под родительским |гибких и |
| |кровом; создание |обоюдоприемлемых |
| |благожелательной |отношений со своим |
| |обстановки для новых |возможным будущим |
| |членов семьи, пришедших в|супругом (супругой); |
| |нее через брачные связи; |положительное отношение |
| |забота о супружеских |к собственной |
| |отношениях при новой |сексуальности и ее |
| |структуре семьи; |удовлетворение в |
| |спокойное вступление в |отношениях с партнером; |
| |новую стадию брака и |создание собственной |
| |подготовка к выполнению |системы ценностей, |
| |роли бабушки и дедушки: |мировоззрения, своего |
| |создание хороших |уклада жизни; знакомство|
| |отношений между |с задачами развития |
| |собственной семьей и |партнерских отношении |
| | |при формировании семьи |
| |Партнерские функции | |
|VII. Семья |Обновление супружеских | |
|среднего |отношений; приспособление| |
|возраста |к возрастным | |
|(“пустое |физиологическим | |
|гнездо”) |изменениям; творческое, | |
| |радостное использование | |
| |большого количества | |
| |свободного времени; | |
| |укрепление | |
| |взаимоотношений с | |
| |родственниками и | |
Страницы: 1, 2, 3
|