содержание для своей будущей картины. Развивать умение передавать красоту
цветов, их строение, пропорции, рисовать простой натюрморт.
Предварительная работа. Наблюдения за природой весной: за небом, снегом,
деревьями, за первыми цветами – мать-и-мачехой, подснежниками; наблюдения
за распусканием почек на ветках вербы, ольхи, тополя – рассматривание и
обследование. Рассматривание репродукций о весне, иллюстраций в книгах,
беседы об увиденном. Составление альбома «Весна пришла»; рисование цветными
карандашами весенних цветов в вазе. Разучивание стихотворений о весне
поэтов: А. Блока, И. Токмаковой, С. Маршака, А. Плещеева, А. Майкова, И.
Никитина; о вербе – А. Фета, Ю.Коринеца, Я. Акима, О. Белявской; о
подснежниках – В. Берестова, Г. Виеру, В. Фирсова, А. Прокофьева,
А.Майкова, А. Яхима, Г. Ладонщикова, П. Соловьева; чтение рассказов о
весне, первых цветах; загадывание загадок; разучивание песен. Использование
дидактических игр: «Мозаика. Дары осени», «Жанр натюрморт», «Из чего
состоит натюрморт», «Составь натюрморт».
Материал: бумага альбомного формата, акварель, кисти – № 2,4,5, клеенки на
столы, фартучки, палитры, банки с водой; картина Аксеновой К.Е. «Весточки
весны», иллюстративный материал «Весенние цветы», грам.записи: П.И.
Чайковский «Времена года» и сочинения из «Детского альбома».
Методические приемы: рассказ воспитателя о картине, беседа с детьми,
вопросы к детям – ответы детей; художественное слово. Обсуждение замысла
будущей картины с детьми, с каждым из них; объяснения, указания, советы;
рассматривание иллюстраций, картины, включение грам.записей, анализ детских
работ, игровая ситуация.
Ход занятия. Вводная часть.
- Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в сказочную страну
весенних цветов. Но для того, чтобы попасть в эту сказочную страну нам
необходимо получить цветочные билетики. Рассмотрите их и положите в свои
кармашки, они нам сегодня еще пригодятся. Все готовы к путешествию?
Тогда вперед, запевай весенюю песню. (А. Краснова «Весна»)
- Вот идем мы с вами, идем и, что же мы видим? Перед нами возникло
препятствие. Посмотрите, что вы видите? (на столе лежит альбом «Весна
пришла»)
- А как называется этот альбом?
- Давайте его пролистаем. Ребята, а о чем этот альбом? А какая вам
страничка больше всего понравилась? Почему?
- Теперь, пройдя первое испытание, отправляемся дальше в сказочную страну.
- Наконец мы подошли к воротам страны весенних цветов.
- Кто же нас встречает? Это страж сказочной страны – весенний цветок.
Давайте, ребята, с ним поздороваемся. Здравствуйте!
- Здравствуйте, ребята! Сейчас я загадаю вам загадку, отгадав её, вы
узнаете, как меня зовут. Слушайте внимательно:
На проталинке лесной
Огонек горит весной.
Огонек несмелый,
Как снежинка белый.
- Кто я?
- Вы Подснежник!
- Да, я весенний цветок Подснежник, я страж сказочной страны. Если вы не
выполните мои три наитруднейших задания, не бывать вам в нашей стране.
- Мы с ребятами не боимся трудностей. Мы выполним ваши задания. Назовите
их!
- Первое мое задание такое: нужно прочитать два стихотворения про меня,
про подснежник. (Дети читают стихи.)
- Да, с первым заданием вы справились. Молодцы! Второе мое задание
сложное, ответственное и очень интересное. Давайте поиграем в игру
«Цветы». Готовы? Встаньте все в круг и повторяйте за мною.
«Раз, два, три, выросли цветы!
К солнцу потянулись –
Высоко.
Стало им приятно и тепло!
Ветерок пролетал,
Стебелечки качал.
Влево качнулись,
Низко пригнулись.
Вправо нагнулись,
Низко пригнулись.
Ветерок, убегай!
Ты цветочки не сломай!
Пусть они цветут, растут,
Всем нам радость несут.»
- Молодцы, справились и с этим заданием. А теперь третье задание: нужно
назвать цветы, которые нарисованы на ваших билетиках.
- Какие вы все умники и умницы, ребята. Со всеми моими заданиями
справились!
- Проходите, пожалуйста, в нашу сказочную страну весенних цветов.
Основная часть.
- Наконец, ребята, мы находимся в сказочной стране весенних цветов.
Оглянитесь вокруг, что вы видите?
- Здесь очень много красивых картин с изображением цветов. Давайте
подойдем к ним поближе и рассмотрим их.
- Какой цветок здесь изображен? Какого он цвета? Что вы про него знаете?
Какой он? (Дети подходят ко всем картинам.)
- А сейчас мы с вами подошли к самой главной картине этой сказочной
страны. Она называется «Весточки весны» и нарисовала её я, Аксенова
Ксения Евгеньевна. А кто из вас, ребята, знает стихотворение с таким же
названием? Прочитайте его, пожалуйста.
«Стоит верба на окне,
Распустила почки.
Отражаются в воде
Первые листочки.
Мать-и-мачеха лежит
На окошке рядом.
Словно девочка одна
Букетик составляет.
Дует, дует ветерок,
Шторки раздувает,
Весточки весны
Тихонечко качает.»
- Спасибо, молодец!
- А какое время года изображено на этой картине? Почему вы так решили?
- А что изображено за окном? Какого цвета небо?
- А что изображено в центре картины?
- Да, правильно, ребята. В центре картины я изобразила вазу с веточками
дерева и лежащие цветы.
- А как я изобразила вазу с ветками? Какая ваза? Какие я использовала
цвета? А что еще есть в вазе?
- Ветки какого дерева стоят в вазе? Что есть на ветках вербы?
(распустившиеся почки) А какого они цвета? Какого цвета сами веточки?
- Что еще я изобразила в своей картине? А как эти цветы называются?
Опишите их: какие они, какого они цвета?
- На чем стоит ваза с веточками вербы и лежит мать-и-мачеха?
- А что еще вы видите на этой картине? (открытое окно и шторы)
- А какого цвета шторы? Какие они? (светлые, воздушные, легкие, розовые)
- Да, правильно, ребята. На этой картине изображено открытое окно. Теплый
весенний ветерок легко качает шторы. Они легкие, воздушные, струящиеся.
На окне стоит ваза с веточками вербы. Ваза прозрачная, стеклянная,
сквозь неё видны веточки, которые стоят в чистой, прозрачной водичке.
Веточки вербы необычные. Сами веточки коричневого цвета, но если
приглядеться, то увидишь, какие они разноцветные. То тут, то там видны
красноватые, желтоватые, зеленоватые оттенки коричневого цвета. А какие
на веточках почки-лапки! Загляденье! Они пушистые, так и хочется
погладить, прикоснуться к ним. Они тоже разноцветные и необычные. На
окошке лежат первые весенние цветочки – мать-и-мачеха. Они приветливо
раскрыли свои желтенькие, яркие корзиночки-цветочки, будто приглашают
весну: «Приходи скорей!» На заднем плане изображена старая деревенька с
церквушкой. Кое-где еще лежит снег, но скоро он растает, и покажется
зеленая травка. Небо – чистое, голубое, прозрачное, высокое. Вся картина
наполнена весенней свежестью и нежностью. Я назвала её «Весточки весны».
Нравится ли вам, ребята, это название? Почему, расскажите.
- Посмотрите, ребята, что здесь такое лежит? Это письмо от жителей
сказочной страны весенних цветов. Они просят вас нарисовать им красивые
рисунки.
- А что же мы им нарисуем? Подумайте. Алиса, что ты нарисуешь в подарок
жителям этой сказочной страны? А ты, Дима?
- Перед вами лежат акварельные краски, листы бумаги и мягкие послушные
кисточки. С их помощью давайте попробуем нарисовать необычайно красивые
весенние цветочки в подарок жителям сказочной страны. (Когда дети
рисуют, включается музыка)
Заключительная часть.
Кто все уже нарисовал, кладет свои рисунки на цветочный, сказочный ковер.
- Страж Подснежник посмотрит на ваши рисунки и скажет: понравятся ли они
жителям страны – весенним цветочкам.
- Да, эти рисунки понравятся моим друзьям, весенним цветам, ведь это их
настоящие портреты. Я их им передам. Какие вы, ребята, сегодня были
молодцы! Такие чудесные работы нарисовали! За это вам полагаются
маленькие подарочки-сувениры.
- Давайте попрощаемся с жителями сказочной страны, а также с Подснежником,
поблагодарим его за чудесное путешествие и подарки и пойдем домой, в наш
любимый детский сад. (Идем обратно, поем песню.)
- Понравилось ли вам, ребята, наше путешествие? А что понравилось больше
всего?
- Большое спасибо вам за такое увлекательное, необычное путешествие и за
очень красивые рисунки. Вы все молодцы!
Схема этого конспекта может быть использована и для других занятий по
рассматриванию остальных натюрмортов.
При проведении занятий важно обратить внимание детей на основные
свойства предметов: форму, цвет, поверхность, вес, прозрачность или
плотность материалов, из которых они сделаны; вызвать эмоциональную
заинтересованность детей объектами, включить их ассоциативное мышление,
творческое воображение, сообщить ощущение необычности и значимости каждой
вещи. На занятиях следует использовать гармоничное по настроению сочетание
музыки, поэзии , изобразительного ряда, тогда один образ будет полно
представлен различными средствами художественной выразительности.
Итак, в дошкольный период у ребенка формируется ряд качеств, ценных
для дальнейшего эстетического развития: единство в понимании красивого,
доброго, правильного, целостное восприятие содержания и формы, способность
к соучастию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в
выражении и в проявлении воображения. Задача родителей и педагогов состоит
в том, чтобы внимательно отнестись к желанию детей рассматривать то или
иное произведение искусства, стимулировать интерес ребенка вопросами и
собственным творчеством, бережно относится к первым росткам детского
творчества.
III. Заключение.
Каждый живописец видит в натюрморте средства для выражения
собственного поэтического мира, что и отразилось в моих трех работах.
Своеобразие жанра натюрморт заключается в его больших изобразительных
возможностях. Через материальную сущность конкретных предметов художник
может в образной форме отразить собственные стороны жизни, вкусы и нравы,
социальное положение людей, важные исторические события, а иногда и целую
эпоху. Через целенаправленный отбор объектов изображения и их трактовку, он
выражает свое отношение к действительности, раскрывает свои мысли и
чувства. В натюрморте художник обращается к миру неодушевленных вещей,
выделяя их из всего большинства окружающего его мира. В натюрморте нет
предмета как такового, но героями стали сами предметы натюрмортной группы.
Можно оценить их материальные качества – их тяжесть, пластику форм, рельеф
и фактуру поверхности, детали, а также их взаимодействие со средой – их
жизнь в среде. За счет именно своей материальности предметы будут интересны
детям, а, значит, несложно будет организовать процесс восприятия,
рассматривания картин. Совершая воображаемое путешествие в картину-
натюрморт, ребенок различает планы в картине, понимает и принимает
некоторые условности, диктуемые плоскостью холста. «Натюрморт больше, чем
какой-либо другой жанр ускользает от словесных описаний, натюрморт надо
внимательно смотреть, разглядывать, погружаться в него. В этом смысле
натюрморт – ключ к любой картине, так как он учит постигать собственно
живопись, любоваться изображением, его красотой, силой, глубиной – только
так постигается истинное содержание любой картины, её образ.» (И.С.
Болотина)
Главной целью художественного развития должно быть пробуждение у
детей «не отчужденного» и ответственного отношения ко всему, что окружает
их в жизни. Такое отношение лежит в основе искусства художественного
освоения мира человеком и может быть развито у детей в процессе
преподавания художественных дисциплин. Содержанием преподавания предметов
художественного цикла следует считать не список произведений искусства, не
освоение терминологии, понятий, умений, а те особые мысли, чувства,
отношение к жизни и к искусству, которые ребенок открывает в себе и людях,
авторах художественных произведений в процессе решения творческих задач,
связанных с созданием и восприятием художественных образов, и приобщение
ребенка через переживание и сопереживание к полноценному художественному
творчеству и сотворческому восприятию искусства.
IV. Библиография
1. Ашиков В.И., Ашикова С.Г., Семицветик. Программа и руководство по
культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного
возраста. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 172 с.
2. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и
развитие. – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998. –
С. 70-81.
3. Ганжало Т. Как ставить натюрморт//Юный художник. – 1990. – №5 –
С. 18-20.
4. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М.:
Издательский центр «Академия», 1998. – 272 с.
5. Данилова Н.Е. Натюрморт в европейской живописи XVI – начала XXвв. – М.:
Просвещение, 1984. – 201 с.
6. Живопись: Кн. для учащихся/ сост. Л.А. Шитов, В.Н. Ларионов. – М.:
Просвещение, 1995. – С. 42-88.
7. Изобразительное искусство в школе: сб. материалов и документов/ сост.
Г.Г. Виноградова. – М.: Просвещение, 1990. – 318 с.
8. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие
дошкольников. – М.: Педагогика, 1983. – 160 с.
9. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Практическое пособие. – М.: Высшая
школа, 1992. – С. 147-235.
10. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке: Пособие
для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985. – 96 с.
11. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом/ Библиотека программы
«Детство». – СПб.: изд-во «Детство-пресс», 1999. – 112 с.
12. Мир детства: Младший школьник/ Под ред. А.Г. Хрипковой. – М.:
Педагогика, 1981. – С. 338-363.
13. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика:
Учебное пособие. – Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1993. –
310 с.
14. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском
саду. – М.: Просвещение, 1982. – 208 с.
15. Секачева А.В., Чуйкина А.М., Пименова Л.Г. Рисунок и живопись: Учебник
для средн. спец. учеб. заведений. – М.: Легкая и пищевая промышленность,
1983. – С. 63-95.
16. Синюков В. Натюрморт// Юный художник. – 1990. – №2. – С. 18-23.
17. Трофимова Н.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: Изобразительное
искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль:
«Академия развития», 1997. – С. 24-99.
18. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи: Кн. для воспитателя детского
сада. – М.: Просвещение, 1992. – 126 с.
19. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.2. Архитектура,
изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII-XX веков/ Глав.
ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта +, 1999. – С. 3-39, 66-72, 556-560.
20. Эстетическое воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1985. – 251
с.
Приложение
1. Эскизы и этюды
2. Мозаика: «Натюрморт. Дары осени.»
3. Игра: «Из чего состоит натюрморт»
4. Игра: «Составь натюрморт»
5. Детские работы
Страницы: 1, 2, 3, 4
|