на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Система коррекционной помощи детям с отклоняющимся развитием

условий. Конкретную коррекционно-педагогическую помощь родители должны

получать в большей степени через сеть дошкольных учреждений компенсирующего

(коррекционного) типа.

Модель семейно-общественного воспитания может рассматриваться как наиболее

прогрессивная, отвечающая запросам современной жизни, рационально

сочетающая семейное воспитание с широким участием общественных организаций,

таких, как университеты для родителей, материнские школы, курсы для молодых

матерей и т. д. при образовательных дошкольных учреждениях общеразвивающего

и компенсирующего типа, а также при психолого-медико-педагогических

консультациях (ПМПК).

Оказание психолого-педагогической помощи ребенку и родителям

основывается на принципе единства требований к процессу воспитания и

обучения детей с нарушением интеллекта, который должен быть отражен в

индивидуальной коррекционной программе развития.

Принцип системности воспитания ребенка требует учета сложного характера

психического развития в онтогенезе, на что впервые было указано Л. С.

Выготским. Принцип системности в коррекционной работе обеспечивает

направленность на устранение или сглаживание причин отклонений в

психическом развитии ребенка. Успех такого пути коррекции базируется на

результатах диагностического обследования, итогом которого становится

представление системы причинно-следственных связей, иерархии отношений

между симптомами и их причинами. Ориентирами для выбора первоочередных

целей коррекции должны стать как структура нарушения (система причинно-

следственных связей, обусловливающих феноменологию дефекта), так и

результаты анализа социальной ситуации развития ребенка.

Для понимания системного подхода в деле воспитания детей с нарушениями

интеллекта важными явились результаты исследований А. В.Запорожца, который

показал, что развитие ребенка происходит по диалектическим законам и каждый

возрастной период значим для формирования личности ребенка. В каждом

возрасте формируются не только такие качества и свойства психики детей,

которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко

всему окружающему миру, но и те, которые представляют собой «заделы» на

будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к

концу данного возрастного периода. А. В. Запорожец обосновал концепцию об

амплификации детского развития, в ходе которой предусматривается создание

определенных условий для обогащения всех основных видов деятельности

ребенка, характерных для каждого возрастного периода.

Исходя из вышесказанного, очевидно, что системный подход требует, в

первую очередь, изучения ребенка как целостной системы в его взаимодействии

с более широкими социальными системами — семьей, непосредственным

окружением, а затем и дошкольным учреждением.

На основе информации и анализа собранных данных, полученных в процессе

психолого-медико-педагогического обследования, специалисты дают общую

оценку уровня развития ребенка. Затем определяют характер и степень

выраженности первичного нарушения, структуру вторичных отклонений,

оценивают сущность трудностей ребенка, выделив факторы, связанные с

появлением выявленных отклонений, определяют пути коррекционного

воздействия в целях устранения или ослабления остроты проблемы.

Следовательно, изучение ребенка является важнейшей задачей, составляющей

практическую основу для разработки стратегии коррекционного воздействия. В

программу коррекционного воздействия должны входить два важных

взаимосвязанных процесса: во-первых, организация различных форм помощи

родителям; во-вторых, содержательно-педагогическая работа с ребенком.

Работа специалиста с родителями нацелена на формирование активной позиции

в воспитании своего ребенка с первых дней жизни. Содержательно-

педагогическая работа с ребенком направлена на стимуляцию основных линий

развития ребенка, при этом учитывается его возраст, первичный характер

нарушений и степень их выраженности.

Современная систематическая психолого-медико-педагогическая помощь

умственно отсталым детям, консультативно-методическая поддержка их

родителей, социальная адаптация и формирование предпосылок к учебной

деятельности осуществляются в системе Министерства образования на базе

следующих учреждений:

специальные (коррекционные) образовательные учреждения для воспитанников

с отклонениями в развитии: дошкольные отделения (группы) специальных

(коррекционных) школ, школ-интернатов, детских домов для детей-сирот и

детей, оставшихся без попечения родителей;

дошкольные образовательные (коррекционные) учреждения для детей с

нарушением интеллекта (умственно отсталых);

группы кратковременного пребывания для детей с нарушением интеллекта при

специализированных дошкольных учреждениях коррекционнного типа.

Одна из наиболее новых форм помощи детям — группы кратковременного

пребывания.

При поступлении ребенка в такую группу проводится его первичное

обследование, в процессе которого педагог-дефектолог изучает его актуальный

уровень развития, потенциальные возможности, индивидуальные особенности и

готовность к сотрудничеству со взрослыми. Выясняется исходный уровень

основных линий развития ребенка: социального, физического, познавательного

и эстетического. Уточняется уровень развития предметной деятельности и

делового общения со взрослыми, возможности взаимодействия со сверстниками;

уровень развития основных движений пальцев. Иногда разброс показателей в

физическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии у одного и того же

ребенка довольно значителен, что обусловлено многими обстоятельствами:

временем наступления первичного нарушения, степенью выраженности этого

нарушения, условиями воспитания в раннем возрасте, а также сроками оказания

коррекционной помощи и ее содержанием. Именно знание диапазона возможностей

каждого воспитанника, его специфических трудностей дает возможность

выстроить целенаправленную и эффективную программу обучения каждого ребенка

в соответствии с его особенностями и потребностями.

Из вышесказанного становится ясно, что изучение ребенка является важнейшей

задачей, поскольку составляет практическую основу для разработки

индивидуальной коррекционной программы развития, v

В эту программу должны входить два важных взаимосвязанных направления: во-

первых, организационные формы помощи родителям; во-вторых, содержательно-

педагогическая работа с ребенком. Работа с родителями включает в себя

следующие организационные формы: лекционно-просветительскую; консультативно-

рекомендательную; обучение родителей навыкам взаимодействия и общения со

своим ребенком; проведение круглых столов, конференций, детских праздников

и т. д.

Содержательно-педагогическая работа с ребенком должна быть направлена на

стимуляцию основных линий развития ребенка, способствовать формированию

основных базисных характеристик его личности.

Ниже приводится пример индивидуальной программы.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ,

ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Лена К., возраст 2 г. (диагноз: синдром Дауна).

1. Здоровье. Обеспечить необходимые условия для защиты, сохранения и

укрепления здоровья ребенка. Наладить четкое выполнение режима дня. В

процессе выполнения режимных моментов необходимо уделять внимание

формированию навыков еды: учить есть ложкой, используя совместные действия

со взрослым, пить самостоятельно из чашки; закрепить навык опрятности —

проситься на горшок словами; учить выполнять некоторые самостоятельные

действия — брать самостоятельно ложку, чашку, ставить чашку на стол; брать

самостоятельно некоторые свои вещи (давать их взрослому).

2. Социальное развитие. Стремиться устанавливать более прочные

эмоциональные контакты ребенка с близкими взрослыми, заражать эмоциями

радости, удовольствия, удовлетворения и поддерживать

состояние психологического комфорта, укреплять положительные эмоциональные

связи; прививать различные формы общения с близкими взрослыми (улыбаться,

смотреть в глаза, протягивать ручку при встрече со знакомыми; при прощании

махать рукой — «пока», посылать поцелуй); проводить следующие игры: «Жил-

был бычок» (проговаривается текст: «Жил-был бычок, соломенный бочок, у него

четыре ножки, очень острые рожки, пришел он к нам домой, покачал головой и

говорит: «Где здесь Лена, я ее забодаю!»); «Прятки с оглядкой», «Ветер-

ветер-ветерок»; «Ласковый ребенок» (ребенок должен показать, как он

обнимает маму, папу, бабушку, дедушку, знакомую тетю); закрепить

эмоциональную реакцию на появление родителей — мамы или папы, близких

взрослых, радоваться, улыбаться и говорить: мама, папа, баба, деда, тетя;

учить узнавать на фото себя и близких взрослых: находить себя (и близких

взрослых) среди других лиц, выполнять инструкции: «Покажи, где Лена, где

мама, где папа, где баба, где деда», выделять эти фото среди других, 2—3

фотографии; учить показывать части тела и лица («Покажи, где у Лены губы,

щечки, большой пальчик, коленки»); закрепить умение выражать просьбу жестом

и словом: дай-дай, на; учить благодарить словом за игрушку, еду, песенку,

за оказанную помощь и т. д.

3. Физическое развитие и физическое воспитание. Развитие общих движений:

продолжать учить самостоятельно ходить, используя для поддержки различные

средства поддержки и стимулирования (пояс, игрушка в руке ребенка, пяльцы и

т. д.); развивать движения рук и совершенствовать ручную и мелкую моторику:

учить удерживать (3—4 мин.) двумя руками предметы различные по материалу,

размеру, весу и форме (мячи, кубики, кегли, пирамидки, колечки, матрешки,

колокольчики, мешочки с камнями, с горохом, с крупой, резиновые шарики,

коробочки и т. д.); схватывать предметы, которые находятся вверху, над

головой, впереди — дотягиваться до них рукой, схватывать их и удерживать в

руках; хлопать в ладоши, прокатывать палочки (шарики) между ладонями;

кидать различные предметы в определенном направлении (мячи, кольца, кубики,

мешочки с горохом, с крупой, с камнями и т. д.); схватывать и перекладывать

мелкие предметы (крупные пуговицы, камешки, шишки, желуди, каштаны и т.д.);

выделять каждый пальчик отдельно, предлагать надеть

на пальчик наперстки, колечки; «играть» на пианино разными пальчиками;

учить самостоятельно сползать с дивана, с кресла, с кровати; учить влезать

на диван, на кресло, на кровать, используя спинки стула, дивана или

подставки; учить самостоятельно садиться и вставать со стульчика, со

скамейки, ступеньки, с горшка; учить ударять по мячу ногой из положения

стоя, в то время как взрослый держит ребенка за руки.

Делать ежедневно массаж рук и пальцев рук; массаж ног и пальцев ног, а

также подошвы ног.

4. Формирование предметной деятельности. Учить выполнять орудийные

действия с предметами: набирать крупу в ложку (или в чашку) и пересыпать ее

в коробочку; ударять молоточком по коробочке: «Кто там?»; забивать

деревянные гвоздики; ударять молоточком по шарикам;

доставать палочкой далеко закатившиеся игрушки: шарики, тележки, мячики;

доставать сачком из воды камешки (шарики); тянуть игрушки (тележку, шарики)

за веревочку (вначале за привязанную, а затем учить использовать скользящую

тесьму); играть деревянными ложками; играть на барабане, на металлофоне;

играть маракасами; перекладывать предметы (шарики, кубики, мячики,) ложкой,

сачком из тарелки в коробочку; учить выполнять предметно-игровые действия:

прокатывать шарики, мячики по желобку или через ворота; катать матрешку

(зайку) в тележке; возить в машинке кубики (кирпичики); катать куклу

(зайку, мишку, кошку) в коляске; играть с воздушными шариками; махать

ленточкой, ловить шарик, отдавать его взрослому, брать за ленточку; кормить

матрешку (куклу, зайку, мишку и т.д.), используя совместные действия

взрослого с ребенком или подражать действиям взрослого; снимать колечки с

пирамидки и нанизывать их на стержень; строить из кубиков башню; строить из

кубиков лесенку, обыгрывая ее (по лесенке прыгает зайчик «прыг-прыг» или

мишка идет «топ-топ»; ляля-матрешка идет); угощать кукол (зайчиков, мишек)

бараночками (колечки из пирамидки): «Всех угощаем, каждому даем и говорим:

«Угощайся, вот тебе, на, возьми, вкусная бараночка» и т. д.; учить играть в

прятки; играть с Леной — накрывать ее головку платочком и говорить: «Сейчас

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.