условий. Конкретную коррекционно-педагогическую помощь родители должны
получать в большей степени через сеть дошкольных учреждений компенсирующего
(коррекционного) типа.
Модель семейно-общественного воспитания может рассматриваться как наиболее
прогрессивная, отвечающая запросам современной жизни, рационально
сочетающая семейное воспитание с широким участием общественных организаций,
таких, как университеты для родителей, материнские школы, курсы для молодых
матерей и т. д. при образовательных дошкольных учреждениях общеразвивающего
и компенсирующего типа, а также при психолого-медико-педагогических
консультациях (ПМПК).
Оказание психолого-педагогической помощи ребенку и родителям
основывается на принципе единства требований к процессу воспитания и
обучения детей с нарушением интеллекта, который должен быть отражен в
индивидуальной коррекционной программе развития.
Принцип системности воспитания ребенка требует учета сложного характера
психического развития в онтогенезе, на что впервые было указано Л. С.
Выготским. Принцип системности в коррекционной работе обеспечивает
направленность на устранение или сглаживание причин отклонений в
психическом развитии ребенка. Успех такого пути коррекции базируется на
результатах диагностического обследования, итогом которого становится
представление системы причинно-следственных связей, иерархии отношений
между симптомами и их причинами. Ориентирами для выбора первоочередных
целей коррекции должны стать как структура нарушения (система причинно-
следственных связей, обусловливающих феноменологию дефекта), так и
результаты анализа социальной ситуации развития ребенка.
Для понимания системного подхода в деле воспитания детей с нарушениями
интеллекта важными явились результаты исследований А. В.Запорожца, который
показал, что развитие ребенка происходит по диалектическим законам и каждый
возрастной период значим для формирования личности ребенка. В каждом
возрасте формируются не только такие качества и свойства психики детей,
которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко
всему окружающему миру, но и те, которые представляют собой «заделы» на
будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к
концу данного возрастного периода. А. В. Запорожец обосновал концепцию об
амплификации детского развития, в ходе которой предусматривается создание
определенных условий для обогащения всех основных видов деятельности
ребенка, характерных для каждого возрастного периода.
Исходя из вышесказанного, очевидно, что системный подход требует, в
первую очередь, изучения ребенка как целостной системы в его взаимодействии
с более широкими социальными системами — семьей, непосредственным
окружением, а затем и дошкольным учреждением.
На основе информации и анализа собранных данных, полученных в процессе
психолого-медико-педагогического обследования, специалисты дают общую
оценку уровня развития ребенка. Затем определяют характер и степень
выраженности первичного нарушения, структуру вторичных отклонений,
оценивают сущность трудностей ребенка, выделив факторы, связанные с
появлением выявленных отклонений, определяют пути коррекционного
воздействия в целях устранения или ослабления остроты проблемы.
Следовательно, изучение ребенка является важнейшей задачей, составляющей
практическую основу для разработки стратегии коррекционного воздействия. В
программу коррекционного воздействия должны входить два важных
взаимосвязанных процесса: во-первых, организация различных форм помощи
родителям; во-вторых, содержательно-педагогическая работа с ребенком.
Работа специалиста с родителями нацелена на формирование активной позиции
в воспитании своего ребенка с первых дней жизни. Содержательно-
педагогическая работа с ребенком направлена на стимуляцию основных линий
развития ребенка, при этом учитывается его возраст, первичный характер
нарушений и степень их выраженности.
Современная систематическая психолого-медико-педагогическая помощь
умственно отсталым детям, консультативно-методическая поддержка их
родителей, социальная адаптация и формирование предпосылок к учебной
деятельности осуществляются в системе Министерства образования на базе
следующих учреждений:
специальные (коррекционные) образовательные учреждения для воспитанников
с отклонениями в развитии: дошкольные отделения (группы) специальных
(коррекционных) школ, школ-интернатов, детских домов для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей;
дошкольные образовательные (коррекционные) учреждения для детей с
нарушением интеллекта (умственно отсталых);
группы кратковременного пребывания для детей с нарушением интеллекта при
специализированных дошкольных учреждениях коррекционнного типа.
Одна из наиболее новых форм помощи детям — группы кратковременного
пребывания.
При поступлении ребенка в такую группу проводится его первичное
обследование, в процессе которого педагог-дефектолог изучает его актуальный
уровень развития, потенциальные возможности, индивидуальные особенности и
готовность к сотрудничеству со взрослыми. Выясняется исходный уровень
основных линий развития ребенка: социального, физического, познавательного
и эстетического. Уточняется уровень развития предметной деятельности и
делового общения со взрослыми, возможности взаимодействия со сверстниками;
уровень развития основных движений пальцев. Иногда разброс показателей в
физическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии у одного и того же
ребенка довольно значителен, что обусловлено многими обстоятельствами:
временем наступления первичного нарушения, степенью выраженности этого
нарушения, условиями воспитания в раннем возрасте, а также сроками оказания
коррекционной помощи и ее содержанием. Именно знание диапазона возможностей
каждого воспитанника, его специфических трудностей дает возможность
выстроить целенаправленную и эффективную программу обучения каждого ребенка
в соответствии с его особенностями и потребностями.
Из вышесказанного становится ясно, что изучение ребенка является важнейшей
задачей, поскольку составляет практическую основу для разработки
индивидуальной коррекционной программы развития, v
В эту программу должны входить два важных взаимосвязанных направления: во-
первых, организационные формы помощи родителям; во-вторых, содержательно-
педагогическая работа с ребенком. Работа с родителями включает в себя
следующие организационные формы: лекционно-просветительскую; консультативно-
рекомендательную; обучение родителей навыкам взаимодействия и общения со
своим ребенком; проведение круглых столов, конференций, детских праздников
и т. д.
Содержательно-педагогическая работа с ребенком должна быть направлена на
стимуляцию основных линий развития ребенка, способствовать формированию
основных базисных характеристик его личности.
Ниже приводится пример индивидуальной программы.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ,
ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
Лена К., возраст 2 г. (диагноз: синдром Дауна).
1. Здоровье. Обеспечить необходимые условия для защиты, сохранения и
укрепления здоровья ребенка. Наладить четкое выполнение режима дня. В
процессе выполнения режимных моментов необходимо уделять внимание
формированию навыков еды: учить есть ложкой, используя совместные действия
со взрослым, пить самостоятельно из чашки; закрепить навык опрятности —
проситься на горшок словами; учить выполнять некоторые самостоятельные
действия — брать самостоятельно ложку, чашку, ставить чашку на стол; брать
самостоятельно некоторые свои вещи (давать их взрослому).
2. Социальное развитие. Стремиться устанавливать более прочные
эмоциональные контакты ребенка с близкими взрослыми, заражать эмоциями
радости, удовольствия, удовлетворения и поддерживать
состояние психологического комфорта, укреплять положительные эмоциональные
связи; прививать различные формы общения с близкими взрослыми (улыбаться,
смотреть в глаза, протягивать ручку при встрече со знакомыми; при прощании
махать рукой — «пока», посылать поцелуй); проводить следующие игры: «Жил-
был бычок» (проговаривается текст: «Жил-был бычок, соломенный бочок, у него
четыре ножки, очень острые рожки, пришел он к нам домой, покачал головой и
говорит: «Где здесь Лена, я ее забодаю!»); «Прятки с оглядкой», «Ветер-
ветер-ветерок»; «Ласковый ребенок» (ребенок должен показать, как он
обнимает маму, папу, бабушку, дедушку, знакомую тетю); закрепить
эмоциональную реакцию на появление родителей — мамы или папы, близких
взрослых, радоваться, улыбаться и говорить: мама, папа, баба, деда, тетя;
учить узнавать на фото себя и близких взрослых: находить себя (и близких
взрослых) среди других лиц, выполнять инструкции: «Покажи, где Лена, где
мама, где папа, где баба, где деда», выделять эти фото среди других, 2—3
фотографии; учить показывать части тела и лица («Покажи, где у Лены губы,
щечки, большой пальчик, коленки»); закрепить умение выражать просьбу жестом
и словом: дай-дай, на; учить благодарить словом за игрушку, еду, песенку,
за оказанную помощь и т. д.
3. Физическое развитие и физическое воспитание. Развитие общих движений:
продолжать учить самостоятельно ходить, используя для поддержки различные
средства поддержки и стимулирования (пояс, игрушка в руке ребенка, пяльцы и
т. д.); развивать движения рук и совершенствовать ручную и мелкую моторику:
учить удерживать (3—4 мин.) двумя руками предметы различные по материалу,
размеру, весу и форме (мячи, кубики, кегли, пирамидки, колечки, матрешки,
колокольчики, мешочки с камнями, с горохом, с крупой, резиновые шарики,
коробочки и т. д.); схватывать предметы, которые находятся вверху, над
головой, впереди — дотягиваться до них рукой, схватывать их и удерживать в
руках; хлопать в ладоши, прокатывать палочки (шарики) между ладонями;
кидать различные предметы в определенном направлении (мячи, кольца, кубики,
мешочки с горохом, с крупой, с камнями и т. д.); схватывать и перекладывать
мелкие предметы (крупные пуговицы, камешки, шишки, желуди, каштаны и т.д.);
выделять каждый пальчик отдельно, предлагать надеть
на пальчик наперстки, колечки; «играть» на пианино разными пальчиками;
учить самостоятельно сползать с дивана, с кресла, с кровати; учить влезать
на диван, на кресло, на кровать, используя спинки стула, дивана или
подставки; учить самостоятельно садиться и вставать со стульчика, со
скамейки, ступеньки, с горшка; учить ударять по мячу ногой из положения
стоя, в то время как взрослый держит ребенка за руки.
Делать ежедневно массаж рук и пальцев рук; массаж ног и пальцев ног, а
также подошвы ног.
4. Формирование предметной деятельности. Учить выполнять орудийные
действия с предметами: набирать крупу в ложку (или в чашку) и пересыпать ее
в коробочку; ударять молоточком по коробочке: «Кто там?»; забивать
деревянные гвоздики; ударять молоточком по шарикам;
доставать палочкой далеко закатившиеся игрушки: шарики, тележки, мячики;
доставать сачком из воды камешки (шарики); тянуть игрушки (тележку, шарики)
за веревочку (вначале за привязанную, а затем учить использовать скользящую
тесьму); играть деревянными ложками; играть на барабане, на металлофоне;
играть маракасами; перекладывать предметы (шарики, кубики, мячики,) ложкой,
сачком из тарелки в коробочку; учить выполнять предметно-игровые действия:
прокатывать шарики, мячики по желобку или через ворота; катать матрешку
(зайку) в тележке; возить в машинке кубики (кирпичики); катать куклу
(зайку, мишку, кошку) в коляске; играть с воздушными шариками; махать
ленточкой, ловить шарик, отдавать его взрослому, брать за ленточку; кормить
матрешку (куклу, зайку, мишку и т.д.), используя совместные действия
взрослого с ребенком или подражать действиям взрослого; снимать колечки с
пирамидки и нанизывать их на стержень; строить из кубиков башню; строить из
кубиков лесенку, обыгрывая ее (по лесенке прыгает зайчик «прыг-прыг» или
мишка идет «топ-топ»; ляля-матрешка идет); угощать кукол (зайчиков, мишек)
бараночками (колечки из пирамидки): «Всех угощаем, каждому даем и говорим:
«Угощайся, вот тебе, на, возьми, вкусная бараночка» и т. д.; учить играть в
прятки; играть с Леной — накрывать ее головку платочком и говорить: «Сейчас
Страницы: 1, 2, 3
|