на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Современная молодежная речь: норма или антинорма

крайние позиции и точки зрения. Эта напряженность и конфликтность тем

больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости и чем

важнее разделяющие их грани. Поэтому степень «подростковости поведения»

никогда не бывает одинаковой. Она принимает разные формы: протестом в

частности служит язык подростка. А стихия, питающая этот молодежный язык, –

это все новое, нетрадиционное или отвергаемое: речь музыкальных фанатов,

музыкальное телевидение, в частности MTV, и речь наркоманов, компьютерный

жаргон и городское просторечие, английский язык и воровское арго. Каждая из

этих составляющих имеет свою сферу, свой предмет и в то же время

представляет широкое поле для заимствования (не грузи меня – из жаргона

компьютерщиков; тащусь, торчу от Децла – из жаргона наркоманов).

Заимствованные из литературного языка элементы переосмысляются в игровом,

ироническом ключе: мне это абсолютно параллельно, сугубо фиолетово, по

барабану.

Для молодежного жаргона характерно, помимо отчужденности, эмоционально-

игровое начало. Почему, если молодежь знает, как говорить правильно, она

говорит неправильно? Почему предпочитает использовать осуждаемые формы

речи, зная престижные, нормативные? Да просто потому, что у нее другая

система ценностей, другой престиж, другая норма – антинорма. И в этой

антинорме главный принцип – элемент шока, встряски, чтобы заколебать народ,

и элемент насмешки, чтобы было не скучно, смешно, прикольно. В этом и вызов

благополучному, преуспевающему обществу, и неприятие его норм, его

образцов, его приличий. Ул(т, отпад, оргазм! – так может выразить восторг

сегодняшняя школьница, скучную музыку назовет депрессняк, а примерного

одноклассника – ботаник.

Другой игровой прием, используемый в молодежном жаргоне, – это

сближение слов на основе звукового подобия, звуковой перенос: к примеру,

лимон вместо миллион, мыло, емеля вместо e-mail (от английского слова

электронная почта).

Итак, шутка, игра – это позитивный элемент молодежной речи. Вряд ли кто-

нибудь всерьез может бороться с этим.

Другая важная характеристика молодежной речи – ее «первобытность».

Ассоциация с языком какого-нибудь первобытного общества возникает, когда

педагоги наблюдают нестабильность, постоянную изменяемость жаргона как во

временном, так и в пространственном измерении. Не успев закрепиться, одни

формы речи уступают место другим: так, не столь давнее жаргонное мани (от

английского слова money - деньги) заменили баксы и бабки. Аналогичные

процессы отмечались в начале века исследователями-этнографами в языках

южноамериканских индейцев, для которых миссионеры не успевали переписывать

словари. Это естественное состояние любого языкового образования в период

его становления.

Еще один признак «первобытности» молодежного жаргона –

неопределенность, размытость значений входящих в него слов. Стр(мно, круто,

я прусь могут быть и положительной, и отрицательной оценкой ситуации. Сюда

относятся как блин! и елы-палы!, используемые в жаргоне только в качестве

эмоциональных восклицаний, так и слова типа корка (корки), прикол, крутняк,

ул(т, чума. Будучи использованными в качестве эмоциональных междометий, они

практически полностью теряют свое значение, которое вытесняется сильно

акцентированным в определенной ситуации эмоциональным компонентом значения.

К этой же группе относятся словосочетания полный атас, полный абзац, полный

писец.

В зависимости от ситуации и круга общения данные слова могут выражать

разнообразные - вплоть до противоположных - эмоции: разочарование,

раздражения, восхищение, удивление, радость и т. д. При этом более или

менее адекватное «узнавание» выражаемой эмоции слушателем не может

осуществиться без учета интонации, мимики, жестикуляции говорящего, а также

контекста.

Подобное явление было в свое время отмечено Д.С. Лихачевым для уголовно-

лагерного жаргона. Он охарактеризовал его как атавистический примитивизм

речи, сходный с диффузностью первобытной семантики. Аналогичный пример

приводил и Ф.М. Достоевский, наблюдая, как мужики обходятся в своем общении

одним непечатным словом, вкладывая в него каждый раз новые смыслы. Этот

первобытный атавизм Лихачев считал болезнью языка – «инфантилизмом языковых

форм». Вот с этой болезнью и следует учителю вести борьбу. Для нее

характерно, что молодежь часто использует слова и выражения, значения

которых до конца не осмысливает и не стремится осмыслить, играя на внешней

яркости образа (меня колбасит; пойду поколбашусь). А нередко и затрудняется

осмыслить, порождая в речи цепочки слов-«паразитов», на борьбе с которыми

не так давно сосредоточивали основное внимание педагоги.

Итак, основное заслуживающее осуждения качество молодежного жаргона,

который формируется кругом общения подростка, – его выраженный

атавистический примитивизм. Кроме расплывчатой семантики, он проявляется и

в заниженности тех сфер лексики, откуда черпаются ее ресурсы, и в

стилистически заниженных грамматических средствах, используемых в речи;

это, в частности, уничижительные суффиксы – -няк, -ня (отходняк,

депрессняк, тусняк, тусня), усечения (ботан), фамильярные суффиксы в личных

именах (Димон, Колян, Юрец). И, наконец, в значительной доле заимствований

из просторечной лексики. Все эти приемы – осознанный выбор, осуществляемый

в речевом поведении между подростками. А речевое поведение также

регулируется нормой или антинормой. Современный молодежный жаргон выбирает

антинорму.

2.4. Роль учителя в формировании речи школьников

Учитель, во-первых, - человек интеллигентный, образованный, культурный

немыслим без хорошей речи. Во-вторых, достичь мастерства в области

правильной речи можно только в том случае, если работать над собой:

пополнять знания, расширять кругозор, активно общаться с другими людьми,

усваивая не только лучшие образцы речевого поведения, но и постоянно

духовно обогащая себя.

Специфика учительской профессии заключается в постоянном деятельном

контакте, в основном с подростками. Работа учителя направлена на

формирование личности ученика, выработку определенных правил поведения,

интеллектуальное развитие. Преподаватель должен обладать не только

психологическими, специальными знаниями, но также и навыками

профессионального общения. Речь учителя — основное орудие педагогического

воздействия и одновременно образец для учащихся.

Речь учителя служит передаче информации слушателям. Кроме того в ней

всегда присутствует дидактическая направленность, т.е. одновременно с

передачей информации решаются задачи обучения. Это выдвигает особые

требования к отбору, способам организации и изложения информации, т.е. к

содержанию и форме педагогической речи.

Всякое педагогическое общение есть общение воспитателя и воспитанника.

Воспитательная направленность речи учителя предполагает особый подход к

отбору информации и ее подачи.

Речь учителя служит образцом, который воспринимает подросток и по

которому он учится строить свою речь. При этом следует помнить, что для

ученика речь учителя зачастую является единственным образцом литературной

нормы и правильного построения речи вообще. В силу этого особое внимание

следует обращать на форму педагогической речи, ее нормативный характер,

делать доступной не только для восприятия, но в известной мере и для

подражания.

Стиль педагогического общения - это совокупность поведенческих реакций,

в которых проявляются качества личности учителя, манера общения педагога с

молодежью, а также его поведение в различных ситуациях профессиональной

деятельности. Стиль педагогического общения зависит, как сказано, от

индивидуальных качеств преподавателя: психических свойств личности,

интеллекта, а также от той ролевой установки, которую определяет для себя

педагог, т.е. от того, как и каким он видит, хочет видеть себя в общении с

детьми, какую роль играет в процессе профессиональной деятельности.

Общепринятой классификации стилей педагогического общения нет. Наиболее

распространены следующие: 1) общение-устрашение (учитель подавляет детей,

диктует свои условия, играет роль «деспота», «диктатора»); 2) общение-

заигрывание (учитель, не уверенный в своих знаниях и педагогическом

мастерстве, как бы пытается заключить «сделку» с учениками; в обмен на

снижение требований к ним он получает, например, лучшую дисциплину в

классе); 3) общение с четко выраженной дистанцией (учитель постоянно

подчеркивает разницу между собой как более опытным, знающим, понимающим и

учениками, которых он воспринимает как учащихся, обязанных его слушаться);

4) общение дружеского расположения (учитель выступает в роли старшего

друга, приятеля, более знающего, желающего прийти на помощь ученику); 5)

общение совместной увлеченности (учитель и ученики - коллеги, вовлеченные в

процесс совместной интеллектуальной деятельности на уроке).

Первые два стиля свидетельствуют о профессиональной непригодности

учителя, т. к. это «отпугивает» подростка от обучения. Элементы трех

последних встречаются в стилях общения разных учителей. Лишенные

крайностей, эти стили могут помочь в разных ситуациях общения и

формировании нормы речи у подростков.

3. Практическая часть

Наше исследование было направлено на выявление уровня жаргонизации речи

учащихся 10-го класса средней школы. Опрошено было 23 ученика. Нам

необходимо было выяснить, что современные старшеклассники употребляют в

своей речи и реакция на их речь взрослых. Для этого мы провели

анкетирование.

Вопросы анкеты выглядили следующим образом:

1. Используете ли вы жаргонные слова при общении со сверстниками?

а) Да.

б) Нет.

2. Какой Ваш пол?

а) Мужской

б) Женский

3. С какой целью вы употребляете жаргонные слова?

а) Самоутвердиться.

б) Поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе.

в)Обмениваться информацией и узнавать новое.

г) Придать своей речи живость, юмор.

4. Какие жаргонные слова вы используете в своей повседневной речи?

а) Матерные.

б) Юмористические.

в) Иногда и те и другие: все зависит от ситуации или компании.

5. Поправляют ли учителя Вашу речь?

а) Да.

б) Учителя не обращают внимания на мою речь.

в) Не всегда, но все же делают замечания.

6. Как относятся родители к Вашей речи?

а) Им не важно, как я говорю.

б) Они постоянно говорят, чтобы я следил за тем, как я говорю.

в) Иногда родители делают замечания по поводу моей речи.

7. Чья речь для Вас является эталоном?

а) моих друзей.

б) моих родителей.

в) моих учителей.

г) то, как говорят на телевидении и радио.

8. Какие телевизионные каналы Вы смотрите?

а) только музыкальные каналы.

б) немузыкальные каналы.

в) все каналы.

Проанализируем в таблице полученные данные анкетирования.

| | |Количество |учащихся |класса |

|№ | |Варианты |ответов | |

|вопроса |а |б |в |г |

|1 |23 | |- |- |

|2 |8 |15 |- |- |

|3 |3 |4 |13 |3 |

|4 |4 |8 |11 |- |

|5 |13 |3 |7 |- |

|6 |10 |5 |8 |- |

|7 |19 |3 |1 | |

|8 |12 |2 |9 |- |

4. Заключение

Целью данного исследования, как уже упоминалось выше, является

изучение жаргонизации речи современных школьников подросткового и раннего

юношеского возраста. Анализ полученных нами результатов позволяет сделать

следующие выводы:

1. Все опрошенные учащиеся отметили, что считают жаргонизацию речи

неотъемлемой частью общения среди сверстников. Такие слова позволяет им

самоутверждаться, поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе,

обмениваться информацией и узнавать новое.

2. При изучении уровня жаргонизации речи выявлено: первое место у юношей

занимают матерные слова, для девушек жаргон является прежде всего игрой

слов, придание речи легкого юмористического характера. В нашем

исследовании учащиеся отметили высокий уровень жаргонизации речи ведущих

в теле- и радиопередачах, в публикациях газет и журналов.

3. Сегодня засилие жаргонизации речи обусловлено изменившимися социальными

условиями – приоритет материальных ценностей, разделение общества (на

богатых и бедных), изменение межличностных отношений и т.д. Ребята все

чаще сталкиваются с безразличием, грубостью, злостью. А это, в свою

очередь, приводит к протесту, который выражается, в частности,

повышенной жаргонизацией речи при общении школьников. Общение со

сверстниками, а также с друзьями более старшего возраста продолжает быть

значимым для испытуемых. Они отмечают, что хотят проводить с ними как

можно больше времени – гулять, отдыхать, развлекаться, а значит они

должны разговаривать на «своем» (жаргонном) языке.

Таким образом, полученные данные в ходе исследования подтверждают

выдвинутую нами цель: наблюдается тенденция к возрастанию уровня

жаргонизации речи среди подростков и учащихся старших классов. Если

обобщить полученные данные, то можно описать причины увеличения доли

жаргонизации речи современного подростка и старшеклассника.

1. Социальные факторы.

2. Значимость «своего» (жаргонного) языка для общения со

сверстниками (желание подростка утвердиться как среди своих

сверстников так и в собственных глазах).

3. Влияние СМИ (чтение газет и молодежных журналов, просмотр

телепередач) на речь подростка.

5. Список литературы

6. Беличева С. А. Сложный мир подростка. – Свердловск, Сред.-Урал. Кн.

Издательство, 1984.

7. Бобахо В. А., Левикова С. И. Современные тенденции молодежной культуры:

конфликт или преемственность поколений?//Общественные науки и

современность. - 1996. - № 3. - С. 56 - 60.

8. Бодалев А. А. Личность и общение: Избр. тр. – М.: Педагогика, 1983.

9. Боченков В. Искусство и мат - чья возьмет? В поисках золотой середины

между ханженством и вседозволенностью.// Учительская газета. - 2001. -

№15. - апр. - С.20.

10. Брудный А. А. Понимание и общение. – М.: Знание, 1989.

11. Выготский Л.С. Педология подростка: проблема возраста // Собр.соч.: В 6

т. – М., 1984.

12. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1982.

13. Мудрик А.В. Самые трудные годы. – М.: Знание, 1990.

14. Нестеренко В. Язык нетерпимости и язык доверия.//Свободная мысль. -

1992. - № 2. - С. 74 - 77.

15. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике и в жизни. – М.:

знание, 1990. – (Новое в жизни, науке и технике. Педагогика и психол.,

№5).

16. Русецкий В. Ф. Культура речи учителя. Практикум: - Мн.: Унiверсiтэцкае,

1999.

17. Толстых А. В. Подросток в неформальной группе. – М.: Знание, 1991. –

(Новое в жизни, науке, технике. Педагогика и психология; №2).

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.