на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Современные образовательные технологии

информационный процесс. В то же время, управление – разомкнутое.

Технической реализацией системы 3 является система 4 – «Обычная

учебная книга» или «Учебник II». Дело в том, что все учебники, существующие

в школе, построены с использованием разомкнутого управления учебно-

познавательной деятельностью ученика. Направленность же информационного

процесса обеспечивается такими учебниками условно. Просто для учащихся

доступен многократный возврат к тексту учебника для улучшения усвоения, а

также индивидуальный темп его изучения. Этого нет в системе 2, где учебник

может использоваться в групповой работе в классе. К системе 4 относятся и

все аудиовизуальные средства, что улучшает наглядность обучения, но не

качество усвоения, т.к. способ управления неизменен.

Система 5 или «малая группа» существенно отличается от

вышеперечисленных. Здесь осуществляется замкнутое управление в рассеянном

информационном процессе «вручную». «Малая группа» включает в себя 5 – 9

человек что не превышает естественных природных возможностей учителя.

Система 6 – это замкнутое управление, рассеянный информационный

процесс, автоматические средства управления. Эта система – «Учебник III»,

учебные материалы, используемые ТСО системы 6, обладают существенной

спецификой по сравнению с учебниками I и II. Именно системой 6 в

педагогический обиход было введено понятие «программированное обучение»,

отличительной чертой которого является наличие эталона к каждому

упражнению. После выполнения каждого действия ученик может сопоставить свой

результат с эталоном, корректируя его. Это и есть замкнутое управление

обучением.

Система 7 – «Репетитор» - характеризуется полной индивидуализацией

процесса обучения, когда учитывается не только исходный уровень знаний

учащихся, но и мотивация учения, особенности личности.

Недостаток системы 7 – ее низкая производительность. Не более двух

учеников на одного репетитора. При увеличении числа учащихся, система 7

превращается в систему 5 – «малая группа» и далее в систему 1 –

«традиционное групповое обучение».

Сделать массовой систему 7 позволяют современные ЭВМ при условии их

специального психолого-педагогического программирования. «Учебник IV» - это

система 8 – «Программное управление»: индивидуализированные обучающие

процессы, адаптированные для каждого обучающегося и обеспечивающие

наивысший эффект обучения для каждого учащегося в соответствии с целями и

задачами, поставленными перед учебно-воспитательным процессом.

Кроме монодидактических систем в практике обучения используются

также комбинированные дидактические системы. Например, «Дидахография» Я.А.

Коменского. «Дидахография» - это комбинированная дидактическая система из

систем 1 и 4. Я.А. Коменский был высокого мнения о дидахографии, называя ее

всеобщей методикой. Использование ее в учебной практике еще не укоренилось.

Поэтому необходимо наметить пути и способы наилучшего построения процесса

обучения с использованием дидахографии. Примером использования дидахографии

в школе является изучение иностранного языка, когда работа педагога

(система 1) дополняется деятельностью учащихся с учебными пособиями

(система 4) на данном занятии и под непосредственным наблюдением педагога.

При построении плана занятия по методике дидахографии значительную нагрузку

в организации общения педагога с учащимися несут рисунки, графики, таблицы

и другие наглядные средства, содержащиеся в пособии.

Современная дидактическая система – это усовершенствованная

дидахография. Она состоит из совокупности взаимосвязанных моносистем.

Современная дидактическая система требует использования

аудиовизуальных средств фрагментарно. Аудиовизуальный фрагмент вступает в

тесный контакт и взаимодействие и с деятельностью педагога, и с работой

учащегося по учебной книге. Для современной дидактической системы действует

правило, которое заключается в введении с помощью аудиовизуальных средств

того, что нельзя представить в системах 1 и 4. Таким образом, может быть

создана методика современной дидактической системы, уровень достижения

которой более высокий, чем в дидахографии, т.к. она имеет более развитые

возможности для представления информации.

Таким образом, построение методик обучения с использованием

различных дидактических систем (моносистем и комбинированных) уже

осуществляется, но все равно проводится исследовательская работа дидактов и

методистов.

2.5. Методика исследования эффективности педагогического процесса

Как известно, цель дидактического процесса – осуществить

формирование личности учащегося в соответствии с заранее заданными целями,

за возможно более короткое время. Наличие целей и учет времени – основные

отличия организованного дидактического процесса от стихийного. В

современной педагогике и методике обучения ведутся исследования по

определению эффективности дидактических процессов, которые нашли свое

выражение в следующих требованиях (принципах) к изучению эффективности

дидактического процесса:

1) Четкая характеристика существа научного поиска – проблемы, степени ее

исследованности в педагогической науке и тех новых научных задач,

которые предполагается решить в исследовании.

2) Выбор и обоснование диагностичных параметров соответственно каждой

исследовательской задаче и объективных методов контроля степени их

изменения в ходе исследовательской работы.

3) Четкое и воспроизводимое в эксперименте описание исследуемого

дидактического процесса и тех процессов, которые являются контрольными в

исследовании. Для такого описания был приведен выше анализ компонентов

дидактического процесса (мотивационного этапа, алгоритма

функционирования (АФ) и алгоритма управления (АУ), т.е. дидактической

системы).

4) Адекватная статистическая обработка и содержательная интерпретация

результатов исследования. Различные измерительные процедуры и

используемые шкалы для упорядочивания результатов измерения допускают

различного рода статистические методики обработки и интерпретации

данных. Например, применяемая часто в педагогических исследованиях

четырехбальная шкала «2 – 5» является шкалой порядка, и для нее

некорректно вычисление среднего балла.

Эти четыре требования к дидактическому исследованию являются

основополагающими, и несоблюдение хотя бы одного из них делает исследование

некорректным.

Приведем некоторые результаты исследований, выполненные с

соблюдением указанных требований, и открытый на их основе закон

принципиальных возможностей дидактических процессов.

Еще Я.А. Коменский писал: «… подобно тому, как на чистой доске

сведущий в своем деле писатель мог бы написать, а живописец – нарисовать

что угодно, так и в человеческом уме одинаково легко начертить все тому,

кто хорошо знает искусство обучения. Если этого не происходит, то вернее

верного, что вина не в доске (если только она иногда не бывает шероховата),

но в умении пишущего или рисующего». /4/

Это было гениальное предвидение первого в дидактике закона, смысл

которого состоит в следующем: каждый дидактический процесс обладает вполне

определенными принципиальными возможностями по качеству формирования у

учащихся знаний, умений, навыков за заданное время. Этот закон можно

условно назвать законом сохранения в дидактике. Действительно, выбор

дидактического процесса, неадекватного поставленным целям обучения, ведет к

безуспешной растрате сил педагога и учащихся, их энергии и времени.

Какова же роль в принципиальных возможностях дидактического процесса

АФ в формировании опыта и алгоритма управления АУ, а также мотивационного

компонента процесса. Деятельность учащегося по усвоению учебного материала

должна строиться с использованием некоторой гипотезы. Чем она более

адекватна природе формирования психики человека, тем быстрее и легче идет

процесс овладения деятельностью. На рисунке 6 показаны гипотетические

характеристики различных дидактических процессов, построенных с

использованием различных АФ.

Процесс «а» – наиболее эффективен, скорость усвоения учащимися опыта

в этом процессе – наибольшая. Процесс «в» - наиболее слабый в показанном

ряду дидактических процессов.

От способа управления операциями АФ зависит, как далеко по ( сумеет

продвинуться учащийся в обучении. Т.е. АФ – условие, необходимое для

эффективного обучения, а вместе с АУ является и достаточным условием для

осуществления целесообразного дидактического процесса, т.е. достижения

поставленной цели обучения.

6. Планирование дидактического процесса и оценка эффективности урока

Дидактический процесс начинается для школьника в первый день его

прихода в школу и заканчивается последним звонком. Так как 11-ти летний

дидактический процесс разделен на годы, месяцы, недели и, наконец, уроки,

то проблема планирования эффективного урока как исходного организационного

звена всего дидактического процесса приобретает особое значения. Можно

привести много авторов и публикаций о структуре урока и его планировании,

отражающих всю историю советской дидактики, – от Н.К. Крупской до М.Н.

Скаткина, И.Я. Лернера, В.А. Онищука и М.И. Махмутова – в работах которых

содержится основательная методологическая база для развития теории урока в

современной дидактике. Для практического же использования содержащихся в

этих работах рекомендаций возникает ряд трудностей, главная из которых –

субъективность оценки эффективности как спланированного, так и

воспроизведенного урока. Необходимо стремиться к поиску объективных

показателей качества учебного занятия. Наиболее общим является показатель

по конечному качеству усвоения знаний учащимися (П). Если средняя оценка в

группе на основе тестового среза по коэффициенту усвоения К( составляет Х,

а разброс оценок относительно среднего значения - (, то показатель по

качеству усвоения может быть представлен в виде (Х-(), т.е. в виде

приведенного среднего балла в группе. Сопоставляя полученный результат по

приведенному среднему баллу с заданным, судят о качестве состоявшегося

учебного процесса. К примеру, если в качестве цели урока задан II уровень

усвоения, то оценка Х в группе не должна быть ниже 4 баллов, а ( не больше

0.25. Тогда заданный целью обучения приведенный средний балл должен быть не

меньше 3.75. Если в итоге урока учащиеся покажут успехи выше и равные 3.75

приведенного среднего балла, то урок можно считать успешным и,

следовательно, осуществленный на уроке дидактический процесс является

эффективным.

Показатель (Х-() надо обязательно сопоставлять с коэффициентом

полноты (Кп) учебного предмета, который, как известно, должен быть возможно

меньшим, а также с коэффициентом научности обучения К(. Тогда

П=f(Кп); (Х-(); К(, (3)

где (Кп) – коэффициент полноты учебного предмета Кп=Nпр/ Nн;

К( - коэффициент научности обучения К(=(ф/(т.

В этом случае показатель П покажет и степень избыточности учебного

предмета, и уровень его абстрактности.

Для раскрытия процесса планирования и оценки самого хода

формирования знаний учащихся можно воспользоваться специальной методикой

планирования учебного занятия, построенной на основе АФ и АУ, исходными

положениями которой являются:

а) время, затраченное на каждое учебное занятие; коэффициент перегрузки

(() урока не должен быть больше 1.5;

б) цель занятия должна быть достигнута за расчетное время;

в) методика планирования и наблюдения хода занятий должна быть простой и

надежной, прогностичной и легкой для обработки;

г) показатель качества занятия должен быть количественным и легко

вычислимым.

Соблюдая эти условия, можно сконструировать «Лист планирования

урока». (Таблицы 1 и 2).

| |Таблица 2 |

|Таблица 1 | |

|ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ |ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.