значение и широко применяется в деловой сфере, способствуя развитию
профессиональных и личностных качеств бизнесменов.
На современном этапе глобализации и развития компьютерных технологий игры и
другие психолого-педагогические методики и технологии могут успешно
применяться в виртуальном пространстве. Проблеме дистанционного образования
как новейшей технологии обучения посвящена следующая часть работы.
Дистанционное обучение
Подобно тому, как ранее изобретение пера и бумаги вывело развитие
образования на новый уровень, информационные технологии стали новой
революцией в современном обществе. В обучении телекоммуникации и
компьютерные технологии открывают дорогу новым формам представления
информации и передачи знаний. Ведущей из таких форм становится образование
в сети Интернет, именуемое дистанционным.
«Дистанционное обучение – это комплекс образовательных услуг,
предоставляемых широким слоям населения в стране и зарубежом с помощью
специализированной информационно-образовательной среды, базирующийся на
средствах обмена учебной информацией на расстоянии (компьютерная связь,
спутниковое телевидение и т.п.).»[6]Особенностью дистанционного обучения
является, во-первых, обособленость (удаленность) учащегося от
преподавателя; во-вторых, самостоятельность – это некий вариант заочного
обучения; и, в-третьих, активная интеграция информационных средств и
ресурсов в процесс обучения. Так, например, система Tandem[7]позволяет
найти партнера по изучению одного из европейских языков и выступает
посредником в обучении, предлагая определенную методику организации
процесса общения.
Какое же значение могут выполнять в дистанционном обучении психолого-
педагогические технологии? В виртуальном пространстве они также могут
выполнять функцию активизации процесса обучения, но на качественно ином
уровне: они должны отвечать требованиям виртуальной среды и сочетаться с
информационными технологиями. Последнее утверждение вызывает острую
полемику среди специалистов тех стран, где новейшие технологии давно
интегрированы в образовательный процесс[8]. Для них важным является вопрос,
какое влияние оказывает использование современных технических и
информационных средств на учащихся.
Вот как оценивают использование новейших технологий в обучении французские
специалисты[9].
Новейшие технологии, по их мнению, имеют следующие преимущества:
> способствуют повышению мотивации обучения;
> являются источником информации, стимулируют самообразование,
формируют навыки самостоятельной, сосредоточенной деятельности;
> повышают информативность, интенсивность, результативность
образования;
> способствуют его диверсификации, использованию игрового и
скоростного обучения.
Вместе с тем, многие специалисты далеки от идеализации роли новейших
технологий и даже ставят их использование под сомнение. Так, например,
японский педагог С.Судзуки считает, что ЭВМ, с одной стороны, помогают
развивать интеллект учащихся, но, сдругой стороны, не обеспечивают прочного
закрепления знаний. Французский педагог Л.Легран, рассматривая феномен
мотивации учащихся при работе с компьютером, предлагает проанализировать,
является ли возникающая при этом игра учебной[10]. Кроме того, компьютерные
занятия имеют и негативные последствия – невроз, снижение зрения и др.
В целом иностранные специалисты сходятся во мнении, что необходим
комплексный подход к анализу новейших средств обучения, подразумевающий
качественную подготовку/переподготовку учителей, а также сотрудничество
ученых, педагогов и специалистов в области новейших технологий.
Все эти проблемы являются актуальными при анализе дистанционного
образования, поскольку оно выступает сферой, польностью связанной с
применением информационных технологий.
Одним из главных принципов дистанционного обучения является его доступность
– каждый желающий может при опредленных условиях стать «виртуальным
студентом». Однако, здесь возникает еще одна проблема: как оптимально
сочетать доступность с высоким качеством? Вот как видит возможные пути
решения этой проблемы один из отечественных специалистов[11]. Для
совершенствования качества в сравнении с традиционными формами обучения
программа дистанционного образования должна включать следующие принципы:
> Баланс системы «качество – доступность» может буть достигнут при
сочетании эффективного финансирования, при котором средства идут на
создание образовательного пространства (информационных ресурсов и
учебного материала), с оптимальной орагнизацией процесса обучения.
Последнее подразумевает разработку специализированного программного
обеспечения, обеспечивающего поиск информации в сети, а также создание
дополнительных ресурсов – электронных баз данных, библиотек и ссылок
на необходимые источники.
> Учебно-методическая работа преподавателей предполагает выход на новый
уровень – сотрудничество со специалистами по психологии и
информационным технологиям, а также со студентами и пользователями
Интернет.
> В виртуальном пространстве особое значение имеет постоянное
совершенствование и обновление ресурсов, поэтому образование “on line”
должно быть в некотором смысле универсальным. Это требует
использования в обучении активизирующих методов и технологий. В
дистанционном образовании большую роль играют виртульные семинары,
конференции и форумы, электронная переписка с преподавателями. Не
теряют своей актуальности психолого-педагогические технологии:
моделирующие программы, предназначенные для проведения деловых игр в
сети, виртуальные психологические тесты и опросы, коллективная работа
в сети (например, с использованием телемостови телеконференций) могут
успешно дополнять виртуальное образование, повышать его качество и
интерес к нему.
> Важной проблемой виртуального обучения является критерий оценки
знаний. Дистанционное образование во многом самостоятельный процесс,
поэтому в задачи преподавателей входит формирование активного
отношения молодежи к учению. В связи с этим необходимо не только
внедрение тестового контроля, но и оценки самостоятельности и
активности студента.
> Учебная программа должна быть максимально гибкой - учащийся должен
иметь право выбора наиболее доступной и удобной для него формы
обучения. В виртуальном пространстве большую роль играют мотивация и
заинтерисованность учащегося, и если обучающие технологии не будут это
учитывать, возникает опасность его «потери»– студент в любой момнет
может перейти к конкуренту или вернуться к традиционным формам
обучения.
Итак, дистанционное образование создает широкие возможности применению
обучающих и информационных технологий, подразумевает их совместное
применение. Вместе с тем, на современном этапе его организация образует
целый комплекс нерешенных проблем. Даже самые лучшие и передовые технологии
– как информационные, так и психолого-педагогические – без адекватной
организации учебного процесса могут оказать обратное, порой разрушительное,
воздействие, поэтому для качественного и доступного образования
недостаточно просто внедрить их в процесс обучения, необходим творческий
подход к делу, создание налаженной системы организации учебной работы
преподавателей и студентов.
В заключении автор статьи и вышеизложенного подхода к эффективному
внедрению информационных технологий в образовательный процесс делает
выводы, аналогичные высказываниям иностранных специалистов: улучшить
качество и доступ к образованию можно за счет интеграции усилий ученых,
преподавателей и специалистов в различных областях.
Заключение
Проанализировав два типа современных психолого-педагогических технологий,
можно сделать следующие выводы.
Обучающие игры представляют собой действенные технологии, которые
находят применение как в обучении, так и во многих других сферах
деятельности. В педагогике они способствуют активизации учебного процесса,
пробуждение творческого начала учащихся. При подготовке специалистов
психологические тренинги с использованием игрового метода позволяют, в
игровых ситуациях найти решение проблемам, часто имеющим место в жизни,
повысить заинтерисованность участников, а также создают открытую атмосферу
общения.
Несмотря на популярность, игра остается одним из сложных и спорных
понятий философии и психологии. До сих пор ведутся споры о том, каково ее
предназначение, какие задачи выполняет присутствие этого "излишества" в
человеческом бытии. "Игра в бисер" Г.Гессе, "Человек играющий" (Homo
ludens) Й.Хейзинги – все эти явления свидетельствуют о том, что именно
посредством необыкновенного, неочевидного с точки зрения прагматического
смысла осуществляется основное человеческое предназначение, состоящее в
возможности подняться к вершинам духа, оторваться от телесных потребностей
и земного существования. Именно в игре создается нечто новое, чего не было
раньше.
Одной из самых новейших образовательных технологий является дистанционное
обучение, позволяющее в домашних условиях при помощи компьютера или
телекоммуникаций получить высшее образование или пройти курсы иностранного
языка в университете или школе, находящемся в другой стране. Однако,
развитие дистанционного образование порождает и ряд проблем, связанных с
качеством преподавания и использованием современных информационных средств
в обучении.
В виртуальном образовании также стоит вопрос об эффективной организации
учебного процесса, повышении заинтерисованности учащихся, и здесь большую
роль могут играть психолого-педагогическе технологии, применяемые и в
традиционном обучении: сетевые игры, виртуальные семинары, тренингии,
совместные коллективные проекты и др Два типа технологий – информационные и
обучающие – могут (и должны) успешно сочетаться, способствуя
диверсификации процесса обучения, развитию творческого потенциала и
познавательных стремлений личности, что и является смыслом образования в
целом.
Ж.-Ф.Лиотар в своей работе «Состояние постмодерна», говоря о знании в
информационных обществах, отмечал, что в эпоху постмодерна актуальным
становится получение доступа к информации. В этом случае роль образования
сводится к разработке междисциплинарного подхода и обучению «приемам»
получения знаний. Можно сказать, что возможности дистанционного образования
в полной мере отражают эти принципы. Необходимо лишь, чтобы была в полной
мере обеспечена соответствующая методологичекая и управленческая база для
его успешного функционирования.
Литература
1. Ж.-Ф.Лиотар.Состояние постмодерна.СПб, 1998
2. Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб, 2000
3. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения.М,1998
4. Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии обучения.
/Материалы научной конференции. СПБ,1996
5. Захарова И.Г.Информационные технологии для качественного и доступного
образования// Педагогика, №1,2002
6. Nouvelles technologies – rйussir la rйvolution?// Le Monde de
l’йducation, №287 (12), 2000
-----------------------
[1] См: Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии обучения. СПб,
1996,Ч.2 с.33
[2] См: там же,с.95-98
[3] Там же, с.58
[4] По материалам тренинга, проводимого ЗАО «Тим Трейнинг Россия» для
компании JTI,2000г.
[5] См.: там же, с.33-34
[6] Цит.по: там же, Ч.2,с.120
[7] См.: www.rsu.ru
[8] Особое развитие дистанционное обучение получило в европейских странах
(Германии и Франции) и в Канаде.
[9] См.: Nouvelles technologies – reussir la revolution?// Le Monde de
l’education, №287 (12), 2000,с.20-32 (пер.с франц.: Новейшие технологии –
успешная революция?//Мир образования)
[10] Мнения специалистов приводятся по материалам указанной выше статьи.
[11]Здесь и далее см.: И.Г.Захарова. Информационные технологии для
качественного и доступного образования// Педагогика, №1,2002, с.27-33.
Страницы: 1, 2
|