на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Современные психолого-педагогические технологии обучения

значение и широко применяется в деловой сфере, способствуя развитию

профессиональных и личностных качеств бизнесменов.

На современном этапе глобализации и развития компьютерных технологий игры и

другие психолого-педагогические методики и технологии могут успешно

применяться в виртуальном пространстве. Проблеме дистанционного образования

как новейшей технологии обучения посвящена следующая часть работы.

Дистанционное обучение

Подобно тому, как ранее изобретение пера и бумаги вывело развитие

образования на новый уровень, информационные технологии стали новой

революцией в современном обществе. В обучении телекоммуникации и

компьютерные технологии открывают дорогу новым формам представления

информации и передачи знаний. Ведущей из таких форм становится образование

в сети Интернет, именуемое дистанционным.

«Дистанционное обучение – это комплекс образовательных услуг,

предоставляемых широким слоям населения в стране и зарубежом с помощью

специализированной информационно-образовательной среды, базирующийся на

средствах обмена учебной информацией на расстоянии (компьютерная связь,

спутниковое телевидение и т.п.).»[6]Особенностью дистанционного обучения

является, во-первых, обособленость (удаленность) учащегося от

преподавателя; во-вторых, самостоятельность – это некий вариант заочного

обучения; и, в-третьих, активная интеграция информационных средств и

ресурсов в процесс обучения. Так, например, система Tandem[7]позволяет

найти партнера по изучению одного из европейских языков и выступает

посредником в обучении, предлагая определенную методику организации

процесса общения.

Какое же значение могут выполнять в дистанционном обучении психолого-

педагогические технологии? В виртуальном пространстве они также могут

выполнять функцию активизации процесса обучения, но на качественно ином

уровне: они должны отвечать требованиям виртуальной среды и сочетаться с

информационными технологиями. Последнее утверждение вызывает острую

полемику среди специалистов тех стран, где новейшие технологии давно

интегрированы в образовательный процесс[8]. Для них важным является вопрос,

какое влияние оказывает использование современных технических и

информационных средств на учащихся.

Вот как оценивают использование новейших технологий в обучении французские

специалисты[9].

Новейшие технологии, по их мнению, имеют следующие преимущества:

> способствуют повышению мотивации обучения;

> являются источником информации, стимулируют самообразование,

формируют навыки самостоятельной, сосредоточенной деятельности;

> повышают информативность, интенсивность, результативность

образования;

> способствуют его диверсификации, использованию игрового и

скоростного обучения.

Вместе с тем, многие специалисты далеки от идеализации роли новейших

технологий и даже ставят их использование под сомнение. Так, например,

японский педагог С.Судзуки считает, что ЭВМ, с одной стороны, помогают

развивать интеллект учащихся, но, сдругой стороны, не обеспечивают прочного

закрепления знаний. Французский педагог Л.Легран, рассматривая феномен

мотивации учащихся при работе с компьютером, предлагает проанализировать,

является ли возникающая при этом игра учебной[10]. Кроме того, компьютерные

занятия имеют и негативные последствия – невроз, снижение зрения и др.

В целом иностранные специалисты сходятся во мнении, что необходим

комплексный подход к анализу новейших средств обучения, подразумевающий

качественную подготовку/переподготовку учителей, а также сотрудничество

ученых, педагогов и специалистов в области новейших технологий.

Все эти проблемы являются актуальными при анализе дистанционного

образования, поскольку оно выступает сферой, польностью связанной с

применением информационных технологий.

Одним из главных принципов дистанционного обучения является его доступность

– каждый желающий может при опредленных условиях стать «виртуальным

студентом». Однако, здесь возникает еще одна проблема: как оптимально

сочетать доступность с высоким качеством? Вот как видит возможные пути

решения этой проблемы один из отечественных специалистов[11]. Для

совершенствования качества в сравнении с традиционными формами обучения

программа дистанционного образования должна включать следующие принципы:

> Баланс системы «качество – доступность» может буть достигнут при

сочетании эффективного финансирования, при котором средства идут на

создание образовательного пространства (информационных ресурсов и

учебного материала), с оптимальной орагнизацией процесса обучения.

Последнее подразумевает разработку специализированного программного

обеспечения, обеспечивающего поиск информации в сети, а также создание

дополнительных ресурсов – электронных баз данных, библиотек и ссылок

на необходимые источники.

> Учебно-методическая работа преподавателей предполагает выход на новый

уровень – сотрудничество со специалистами по психологии и

информационным технологиям, а также со студентами и пользователями

Интернет.

> В виртуальном пространстве особое значение имеет постоянное

совершенствование и обновление ресурсов, поэтому образование “on line”

должно быть в некотором смысле универсальным. Это требует

использования в обучении активизирующих методов и технологий. В

дистанционном образовании большую роль играют виртульные семинары,

конференции и форумы, электронная переписка с преподавателями. Не

теряют своей актуальности психолого-педагогические технологии:

моделирующие программы, предназначенные для проведения деловых игр в

сети, виртуальные психологические тесты и опросы, коллективная работа

в сети (например, с использованием телемостови телеконференций) могут

успешно дополнять виртуальное образование, повышать его качество и

интерес к нему.

> Важной проблемой виртуального обучения является критерий оценки

знаний. Дистанционное образование во многом самостоятельный процесс,

поэтому в задачи преподавателей входит формирование активного

отношения молодежи к учению. В связи с этим необходимо не только

внедрение тестового контроля, но и оценки самостоятельности и

активности студента.

> Учебная программа должна быть максимально гибкой - учащийся должен

иметь право выбора наиболее доступной и удобной для него формы

обучения. В виртуальном пространстве большую роль играют мотивация и

заинтерисованность учащегося, и если обучающие технологии не будут это

учитывать, возникает опасность его «потери»– студент в любой момнет

может перейти к конкуренту или вернуться к традиционным формам

обучения.

Итак, дистанционное образование создает широкие возможности применению

обучающих и информационных технологий, подразумевает их совместное

применение. Вместе с тем, на современном этапе его организация образует

целый комплекс нерешенных проблем. Даже самые лучшие и передовые технологии

– как информационные, так и психолого-педагогические – без адекватной

организации учебного процесса могут оказать обратное, порой разрушительное,

воздействие, поэтому для качественного и доступного образования

недостаточно просто внедрить их в процесс обучения, необходим творческий

подход к делу, создание налаженной системы организации учебной работы

преподавателей и студентов.

В заключении автор статьи и вышеизложенного подхода к эффективному

внедрению информационных технологий в образовательный процесс делает

выводы, аналогичные высказываниям иностранных специалистов: улучшить

качество и доступ к образованию можно за счет интеграции усилий ученых,

преподавателей и специалистов в различных областях.

Заключение

Проанализировав два типа современных психолого-педагогических технологий,

можно сделать следующие выводы.

Обучающие игры представляют собой действенные технологии, которые

находят применение как в обучении, так и во многих других сферах

деятельности. В педагогике они способствуют активизации учебного процесса,

пробуждение творческого начала учащихся. При подготовке специалистов

психологические тренинги с использованием игрового метода позволяют, в

игровых ситуациях найти решение проблемам, часто имеющим место в жизни,

повысить заинтерисованность участников, а также создают открытую атмосферу

общения.

Несмотря на популярность, игра остается одним из сложных и спорных

понятий философии и психологии. До сих пор ведутся споры о том, каково ее

предназначение, какие задачи выполняет присутствие этого "излишества" в

человеческом бытии. "Игра в бисер" Г.Гессе, "Человек играющий" (Homo

ludens) Й.Хейзинги – все эти явления свидетельствуют о том, что именно

посредством необыкновенного, неочевидного с точки зрения прагматического

смысла осуществляется основное человеческое предназначение, состоящее в

возможности подняться к вершинам духа, оторваться от телесных потребностей

и земного существования. Именно в игре создается нечто новое, чего не было

раньше.

Одной из самых новейших образовательных технологий является дистанционное

обучение, позволяющее в домашних условиях при помощи компьютера или

телекоммуникаций получить высшее образование или пройти курсы иностранного

языка в университете или школе, находящемся в другой стране. Однако,

развитие дистанционного образование порождает и ряд проблем, связанных с

качеством преподавания и использованием современных информационных средств

в обучении.

В виртуальном образовании также стоит вопрос об эффективной организации

учебного процесса, повышении заинтерисованности учащихся, и здесь большую

роль могут играть психолого-педагогическе технологии, применяемые и в

традиционном обучении: сетевые игры, виртуальные семинары, тренингии,

совместные коллективные проекты и др Два типа технологий – информационные и

обучающие – могут (и должны) успешно сочетаться, способствуя

диверсификации процесса обучения, развитию творческого потенциала и

познавательных стремлений личности, что и является смыслом образования в

целом.

Ж.-Ф.Лиотар в своей работе «Состояние постмодерна», говоря о знании в

информационных обществах, отмечал, что в эпоху постмодерна актуальным

становится получение доступа к информации. В этом случае роль образования

сводится к разработке междисциплинарного подхода и обучению «приемам»

получения знаний. Можно сказать, что возможности дистанционного образования

в полной мере отражают эти принципы. Необходимо лишь, чтобы была в полной

мере обеспечена соответствующая методологичекая и управленческая база для

его успешного функционирования.

Литература

1. Ж.-Ф.Лиотар.Состояние постмодерна.СПб, 1998

2. Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб, 2000

3. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения.М,1998

4. Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии обучения.

/Материалы научной конференции. СПБ,1996

5. Захарова И.Г.Информационные технологии для качественного и доступного

образования// Педагогика, №1,2002

6. Nouvelles technologies – rйussir la rйvolution?// Le Monde de

l’йducation, №287 (12), 2000

-----------------------

[1] См: Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии обучения. СПб,

1996,Ч.2 с.33

[2] См: там же,с.95-98

[3] Там же, с.58

[4] По материалам тренинга, проводимого ЗАО «Тим Трейнинг Россия» для

компании JTI,2000г.

[5] См.: там же, с.33-34

[6] Цит.по: там же, Ч.2,с.120

[7] См.: www.rsu.ru

[8] Особое развитие дистанционное обучение получило в европейских странах

(Германии и Франции) и в Канаде.

[9] См.: Nouvelles technologies – reussir la revolution?// Le Monde de

l’education, №287 (12), 2000,с.20-32 (пер.с франц.: Новейшие технологии –

успешная революция?//Мир образования)

[10] Мнения специалистов приводятся по материалам указанной выше статьи.

[11]Здесь и далее см.: И.Г.Захарова. Информационные технологии для

качественного и доступного образования// Педагогика, №1,2002, с.27-33.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.