Сущность процесса обучения и особенности преподавания экономических наук
Крымский экономический институт
Киевского национального экономического университета
Кафедра общественных дисциплин
Курсовая работа
По дисциплине «Методика преподавания экономики»
На тему: «Сущность процесса обучения и особенности преподавания
экономических наук».
Выполнил:
Студент группы 43
Цырульников А. И.
Научный руководитель:
Доцент Гужва Г. А.
Симферополь
2000
Оглавление.
Введение.
2
1.Основы методики преподавания.
3
1. Методика обучения: потенциал преподавателя и студента. -
1.2.Сущность и содержание методики преподавания. 4
1.3. Предмет методики.
6
1.4. Сущность и место в учебном процессе лекции. 9
1.5.Сущность и место в учебном процессе практических занятий.12
1.6. Сущность и место в учебном процессе самостоятельной работы студентов.
15
1.7. Функции, требования и основные формы контроля в учебном процессе.
17
1. Современные основы преподавания экономики в ВУЗе. 20
2.1. Современная система высшего экономического образования. -
2.2. Экономическое образование и хозяйственная практика. 21
2.3. Основы преподавания экономической теории и экономической политики.
22
2.4. Роль математики в экономическом образовании. 23
2. 5. Фундаментальная подготовка и специализация. 24
Заключение
27
Список использованной литературы
29
Введение.
Проблема высшего образования вообще и экономического в частности
многоаспектна. Если образование в области естественных наук менее
подвержено изменениям из-за динамики общественной жизни, то большинство
гуманитарных дисциплин самым непосредственным образом реагирует на вызовы
общественного развития. В значительной мере это относится и к
экономическому образованию. Однако традиционно высшее образование при любых
обстоятельствах отличается своей основательностью, фундаментальностью. И
эту особенность университетского образования не может смести никакой ветер
перемен ни в самой системе образования, ни в украинском обществе в целом.
В настоящее время в Украине все актуальнее становится проблема
методики преподавания экономики. Мы становимся свидетелями реформирования
системы высшего образования. Все большее внимание уделяется самостоятельной
работе. Заметны также и другие тенденции.
Цель данной курсовой работы – изучить основы методики преподавания в
целом и экономических дисциплин в частности, а также проанализировать
основные тенденции развития высшего экономического образования в Украине.
1.Основы методики преподавания.
1. . Методика обучения: потенциал преподавателя и студента.
Не секрет, что эффективность образовательного процесса во многом
определяется методикой преподавания. Широкое использование унифицированных
методов и переход на исключительно письменный контроль за усвоением
студентами предметов изучения формально снижает роль преподавателя в
непосредственном процессе обучения. Между тем уровень подготовки и
эффективность обучения находятся в прямой зависимости от взаимодействия
звена преподаватель—студент.
В учебном процессе обе стороны должны играть творческую роль. Важно
избегать так называемого трафаретного обучения, когда студенты
натаскиваются на решение определенного типа задач, а развитие их
экономического мышления кладется в жертву числу рассмотренных задач.
Студент должен научиться разбираться не только в смоделированных, но и
реальных экономических процессах.
Существенную роль в подготовке студентов играет их самостоятельная
работа, особенно развитие навыков самостоятельного поиска при выполнении
рефератов, курсовых и других исследовательских работ. Здесь важность
деятельности кафедр трудно переоценить.
Использование учебной и вспомогательной литературы может иметь больший
эффект, если при наличии определенных условий активно внедрять в учебный
процесс Интернет. В этом случае границы общения студентов с преподавателем
раздвигаются и в пространстве, и во времени.
Предложение курсов и спецкурсов по выбору не должно становиться
самоцелью. Во-первых, любой выбор должен находиться в русле основного
стержня подготовки. Во-вторых, дисциплины по выбору следует подбирать на
одном уровне сложности и масштаба освоения, а также выступающие как
альтернативные стороны одного общего предмета изучения.
Применение зарубежных моделей обучения достигает цели тогда, когда в
аудитории учитываются национальные и культурные традиции основной массы
студентов, когда в стандартных теоретических ситуациях умело, анализируются
явления национальной экономики в целом или отдельного региона.
1.2.Сущность и содержание методики преподавания.
Понятие «методика» имеет древнегреческие корни и переводится как путь
исследования, теория, учение.
Отсюда методика (в самом общем смысле слова) — отрасль педагогической
науки, исследующая закономерности обучения определенному учебному предмету
(предметам).
Методика вычленилась из теории обучения — дидактики, которая впервые в
полном объеме и с сохранением в своей основе до наших дней была обобщена
великим педагогом Яном Амосом Коменским в XVII веке.
В узком смысле слова методика преподавания — это учение о методах
обучения и воспитания. Но было бы неверно рассматривать методику только как
сумму методов, приемов или организационных мер. Это наука, которая имеет
свою теорию, практику, методологию. Отсюда и подход к ней должен быть таким
же, как к любой другой науке.
Зададимся вопросом — каков предмет методики преподавания как науки?
Предмет методики преподавания — процесс обучения обучаемых, его
закономерности. На основе познанных (скажем откровенно, и объективных, и
субъективных) закономерности методика разрабатывает, с одной стороны,
средства, способы и организационные формы учебно-воспитательного процесса;
с другой — нормативные требования к деятельности педагогов.
Отсюда со всей очевидностью вытекает заключение о многоуровненности
методики.
Первый уровень — это наука, подчиняющая себе весь педагогический
процесс на основе диалектического взаимодействия и взаимопроникновения
педагогики (теории образования) и дидактики (теории обучения)
Второй уровень — учение (научная дисциплина) о методах обучения и
воспитания, закономерностях обучения.
Третий уровень — закрепленная сумма приемов и организационных мер по
изучению конкретной учебной дисциплины (группы дисциплин).
Поэтому наряду с теорией методики есть как общая методика
преподавания, так и специфические (частные) методики преподавания группы
дисциплин, отдельной дисциплины, ее разделов и даже отдельных тем.
Так в методике проявляется органичное и диалектическое сочетание
общего, особенного и единичного.
Вместе с тем, роль и значение методики в современных условиях не
только не снижается, но и возрастает. Это можно пояснить целым рядом
факторов.
Во-первых, практически любой специалист с высшим образованием
выступает не только исполнителем, но и творцом: следовательно, он должен
уметь квалифицированно и четко довести свои идеи и замыслы до подчиненных и
коллег.
Во-вторых, экономическое, политическое, идеологическое настолько
переплелись в современной жизни, что очень важно уметь выделять и
разрабатывать экономические задачи и проблемы
В-третьих, успех любого дела зависит от убежденности, знания,
информированности и морального единства исполнителей; немаловажно отметить,
что убедить — значит уже увлечь за собой.
В-четвертых, экономическая практика на переломном этапе (как никогда
прежде) нуждается в теоретическом обосновании и практическом подкреплении
теории, а необходимость связать теорию с практикой является одной из
важнейших задач педагогики, а в частности - методики.
Наконец, в-пятых, право преподавать должно подкрепляться
соответствующей профессиональной психолого-педагогической подготовкой, в т.
ч. такими учебными дисциплинами, как: основы психологии и педагогики;
психология деятельности: коммуникационные процессы обучения; методика
преподавания экономики.
Таким образом, методика — не просто наука и учебная дисциплина, но и
актуальный рычаг постижения актуальной экономической реальности.
1.3. Предмет методики.
Методика в точном смысле слова есть учение о методах обучения и
воспитания. Предметом методики преподавания является сам процесс обучения
определенной учебной дисциплины. Ее задача заключается в изучении
закономерностей этого обучения и установлении на их основе нормативных
требований к деятельности преподавателей. Иначе говоря, методика есть
совокупность определенных методов, через которые реализуются требования,
предъявляемые к преподаванию.
Методика преподавания общественных наук призвана обеспечить высокий
теоретический уровень преподавания, строгую научность, яркость и
доходчивость изложения материала. Как совокупность определенных приемов,
методика преподавания неразрывно связана с содержанием изучаемой науки и ее
методологией.
На многих примерах можно наглядно проследить взаимосвязь методологии и
методики преподавания. Так, например, не разработанность методики неизбежно
и самым отрицательным образом сказывается на методологическом уровне лекций
и семинаров, и наоборот.
Методика как учение о методах обучения и воспитания представляет собой
часть общей теории образования и обучения — дидактики, разрабатывающей весь
комплекс вопросов содержания, методов и форм обучения. Последняя же
выступает в качестве органической составной части педагогики, имеющей своим
предметом образование, обучение и воспитание людей.
Частные методики преподавания отдельных дисциплин являются звеньями
общей системы педагогических наук. Они включают в себя и используют
основные принципы педагогики и дидактики применительно к особенностям
преподавания конкретных дисциплин.
Методика имеет дело с закономерностями преподавания и изучением той
или иной науки. Имея в виду ее служебную роль по отношению к последней,
можно определить методику как форму, при помощи которой в процессе изучения
и обучения раскрывается содержание данной науки, ее значение для практики,
ее связь с другими науками, ее воспитательное значение.
B методике преподавания общественных наук следует различать общее,
особенное и частное.
Преподавание всех общественных наук ведется на основе общих
методических требований. В то же время для преподавания каждой из этих наук
необходима своя, особенная методика, отражающая специфику содержания данной
науки.
Известно, что всякое особенное является в этом отношении также и
общим. Поэтому и методика преподавания каждой из общественных наук,
выступая как особенная по отношению к методике преподавания всех
общественных наук, в то же время является общей применительно к частным
методикам.
Методика призвана обеспечить реализацию принципов дидактики, а именно:
связи теории с практикой;
систематичности и последовательности в подготовке специалистов;
сознательности, активности и самостоятельности студентов в учебе;
соединения индивидуального поиска знаний с учебной работой в
коллективе;
сочетания абстрактности мышления с наглядностью в преподавании;
прочности усвоения знаний;
Страницы: 1, 2, 3
|