администрация США. По существу она предусматривает возможность установления
«родительской цензуры», ограничивающей доступ юных любителей «электронной
реальности» к тем материалам, с которыми, по мнению их воспитателей, им
знакомиться рановато. Одно из возможных устройств такого рода
продемонстрировал вице-президент Альберт Гор. Это пульт управления,
позволяющий устанавливать «допустимый» уровень доступа к «взрослым»
компьютерным программам. Для этого достаточно оценить по шкале от нуля до
четырех баллов «приемлемый для ребенка», с точки зрения взрослого, процент
содержания сцен насилия, секса, наготы и непристойных выражений в
электронной продукции, предлагаемой через Интернет, и нажать
соответствующие кнопки. Если после этого ребенок захочет «переступить
порог» и подключиться через домашний компьютер к «запретной» программе,
машина не позволит ему этого сделать. Конечно, чтобы такой «электронный
сторож» работал, ему необходимо «взаимопонимание» со всеми остальными
«обитателями» киберпространства.
Благодаря содействию компаний «Нетскейп» и «Майкрософт» уже сейчас 90
процентов программ, используемых для путешествий по Интернету, имеют
встроенные средства контроля. Кроме того, ведущие производители поисковых
программ согласились впредь работать с хозяевами только тех компьютерных
«окон», виды из которых оценены на предмет приемлемости для детских глаз и
ушей. Однако пока контроль за тем, что смотрят дети в Интернете, возложен
целиком на родителей и воспитателей.
Конечно, физически невозможно просмотреть все материалы Интернета перед
тем, как позволить школьникам работать с ними, но можно предпринять
несколько предупредительных мер:
V ограничить время пользования сетью часами, которые учащиеся
проводят в школе;
V использовать программы связи с системой меню, из которого
можно выбрать только некоторые специальные темы;
V предупреждать школьников о проблематичных материалах и т. п.
В целом эта проблема разрешима, и не является ограничителем
распространения Интернета.
5. Интернет и учителя.
В настоящее время половина школьников уже освоила Интернет. А что же
учителя? Чаще всего учителя, которые должны быть двигателями прогресса,
сами его же и тормозят. Большая часть преподавательского состава в школах –
это люди старшего поколения, выросшие и воспитанные в другой культуре,
почти в другой стране. Поэтому нельзя не учитывать личность учителя в
процессе «интернетизации». Так же имеет огромное значение отсутствие умений
обращения с компьютером.
Отсутствие учета личности учителя в процессе воплощения всего нового в
реальную жизнь приводит к нулевым результатам, так как деньги предпочитают
вкладывать в компьютеры, а не в повышение квалификации учителей, забывая,
что, пока учителя не захотят измениться, никакая инструкция их к этому не
принудит. Несмотря на то, что сегодня многие институты повышения
квалификации преподавателей проводят обучающие курсы для учителей-
предметников, эффективность их на общем фоне информационной неграмотности
людей, работающих в школах, довольна низка. Слабое использование технологий
учителями в учебном процессе не является чем-то особенным только для нашей
страны. Многие страны столкнулись с проблемой нежелания большинства
учителей использовать НИТ в учебном процессе. В начале 1999 года
департамент образования Германии провел опрос 3500 учителей средней и
начальной школ, среди которых только каждый пятый ответил, что он готов к
использованию компьютерных технологий в своей преподавательской
деятельности. 80% из них обучались на курсах по новым технологиям. И только
20% заявили, что действительно после этих курсов чувствуют себя
подготовленными к работе с новыми технологиями.
Некоторые эксперты говорят о психологическом барьере, как об одной из
главных проблем для учителей: многие, особенно с возрастом, испытывают
страх перед компьютером и долго не могут с ним справиться.
Для разрешения этой проблемы предпринимается ряд мер. Например, с весны
1997 года в Питере педагогов совершенно бесплатно обучают работе в мировой
информационной сети. В помещении Информационного центра петербургской школы-
лицея № 265 проводятся курсы для преподавателей системы среднего
образования С.-Петербурга по использованию Интернета в учебном процессе.
Эта программа предназначена для обучения управляющего состава школ,
директоров и заместителей директоров, а также учителей работе в мировой
сети. В процессе занятий учителя получат необходимые знания для поиска
нужной информации, освоят методы общения в сети, смогут создать свою
страничку в Интернете, а также научатся проведению совместных конференций с
помощью сети. Регулярные занятия в режиме On-line помогут педагогам
сформировать свой взгляд на использование Интернета в преподавании
предметов школьного курса. Кроме того, Интернет дает новые возможности
школам для обмена опытом, международного общения и разработки совместных
проектов.
В глобальной сети, безусловно, можно "заблудиться" и бродить по ее
бесконечным лабиринтам. Но, действуя грамотно, можно получить богатейший
"улов" необходимых в работе материалов, вплоть до электронных учебников.
Это особенно актуально в наше время, когда библиотеки обновляются очень
скудно.
А в каких веб-ресурсах нуждается сегодня учитель? Ведь на сегодняшний
день он все яснее представляет собой не некую усредненную личность, про
которую можно сказать, что она преподает, какой-либо конкретный предмет и
для которой пишутся методики «Учителю физики», «Учителю литературы» и т.д.
Все яснее в последние годы за потребностями в Интернет-ресурсах стало
прорисовываться лицо конкретного учителя – консерватора, приверженца
традиционной школы, который скептически относится ко всему новому, или
новатора, готового это новое «принять и применять». Необходимо учитывать
при создании веб-ресурсов образовательного назначения интересы, как тех,
так и других учителей. Для учителей – приверженцев традиционной школы
необходимо на сайтах представлять программы по учебным предметам школы с
поурочным планированием и с указаниями материалов к урокам, которые можно
найти только в Интернете. Для учителей-экспериментаторов, желающих активно
использовать ресурсы и технологии Интернета в своей учебной деятельности,
необходимо рассказывать о международном опыте использования Интернет-
технологий в учебном процессе, предлагать принять участие во всевозможных
сетевых инициативах: проектах, чатах, телеконференциях и др.
6. Заключение.
Интернет - не самоцель, хотя, конечно, сделав его доступным в своей
школе, приобретается законный повод для гордости. Но когда первые восторги
и радость обладания поутихнут, необходимо задуматься: что Интернет может
изменить в школе. Ведь Интернет не просто красивое слово и не только
возможность читать свежую прессу не на бумаге, а с экрана компьютера. Его
можно сделать мощным инструментом образования, который может изменить лицо
школы. В США движение за «интернетизацию» школ стало не причудой моды, а
вопросом демократии. И престижная частная школа, и муниципальная школа в
глубинке - их ученики должны иметь равный доступ к информации.
Использование компьютерной техники, новейших средств доставки
информации, глобальных сетей - абсолютно объективная тенденция в
образовании не только у нас в стране, но и в мире. Видимо, это станет
основным стержнем методики образования в XXI веке.
Некоторые высказывают нелепое предположение об изобретении виртуальных
учителей. Нельзя представить себе виртуальную мать, и виртуального учителя
трудно будет изобрести. Педагог остается, но Интернет может оказаться для
него хорошим подспорьем. Правда, для этого там должны присутствовать
хорошие образовательные программы.
Интернет - это технология, средство. Фигурально выражаясь, колоссальная
библиотека, куда легко зайти, или дорога, объединяющая мир, на которую
можно въехать с любой проселочной.
Список литературы.
1. «Российское образование в сетях Интернета».
http://www.september1.ru/ru/main.html http://www.upr@1september.ru
2. Вислый А.,Костинский А., Перли Б., «Библиотека, открытая 24 часа».
http://www.ug.ru/ug.ru/obr_tel.htm
3. Кабачек Оксана «Между Интернетом и печатной страницей».
http://www.september1.ru/ru/main.html
4. Кез Элеонора e-mail: kez@irk.ru «Педагогов пришлось тащить силком».
http://www.ug.ru/99.31/t14.htm
5. Кузнецова А. «Встретимся в виртуале».
http://www.september1.ru/ru/main.html
6. Кузнецова А., «Новости компьютерной Руси»,
http://archive.1september.ru/upr/1997/no27.htm
7. Мифаева Ю. «Чего только нет в сети Интернет!»,
http://archive.1september.ru/upr/1997/no22.htm
8. Пинский А. А. «Троянский конь за железной дверью»
http://www.ug.ru/ug.ru/obr_tel.htm
9. Александров С. «Нельзя представить виртуального учителя.»
http://www.ug.ru:8101/frame.htm
10. Ястребцева Е., Быховский Я., «Придет ли Интернет в школу? Придет ли
школа в Интернет?»http://archive.1september.ru/upr/
11. Смирнов В. А., Румянцев И. А., Соломин В. П. «Специализированная
компьютерная телеконференция как форма общения с целью решения
конкретной проблемы». http://ito.bitpro.ru/1998/3/smirnov.html
Приложение.
Полезные страницы для учащихся.
1. Мультимедийные учебники и учебные пособия «Уроки химии» для
школьников, Самара, http://cnit.ssau.ru.organics;
2. Интерактивное дистанционное обучение физике школьников Республики
Карелия, Петрозаводск, http://www/karelia.ru/psu/Chairs/KOF/abitur,
3. «Виртуальная пустынь: Сайт экологического обучения», Нижний Новгород,
http://www.uic.nnov.ru/pustyn;
4. «Интернет для биологов», Новороссийск,
http://www/nsu/ru/icen/grants/i4biol;
5. «Интерактивный курс механики с применением теории решения
изобретательных задач», Алтай, http://www-ic.dcn-asu.ru/~sagalak/;
6. Энциклопедии «Боги и герои Древнего мира»,
http://members.xoom.com/foox/index.html);
7. «Весь Достоевский», Петрозаводск,
http://www/karelia/ru:80/~Dostoevsky/main.htm;
8. «Энциклопедический словарь по компьютерной графике, анимации и
мультимедиа», Великий Новгород, http://region.adm.nov.ru/graphinfo/nsf
и др.
9. Виртуальная школа Бакай. Много ресурсов и иллюстраций по биологии, по
информатике, по истории, по математике. http://www.digsys.ru/bakai/
Полезные страницы для учителей.[1]
Планирование учебной деятельности по ботанике.
http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/biology/bio1/biolog2.htm
1. Гипер-учебник по биологии на английском.
http://esg-www.mit.edu:8001/esgbio/chapters.html
2. Электронная версия газеты «Первое Сентября»
http://archive.1september.ru
3. Электронная версия газеты «Учительская газета». http://www.ug.ru
4. Материалы по общей биологии. www.chat.ru/~dronisimo/homepage1/ob.htm
5. Страница биологохимического факультета. http://www.lgg.ru/~biohim
Для тех, у кого в школе есть только доступ к электронной почте,
предлагается далеко не полный, но интересный список электронных адресов
школ России. Уверены, что, написав по этим адресам, Вы найдете много новых
друзей и единомышленников.
postmaster@sch444.msk.su Средняя общеобразовательная школа № 444
postmaster@sch825.msk.su Средняя общеобразовательная школа № 825
postmaster@sch865.msk.su Средняя общеобразовательная школа № 865
postmaster@scl1140.msk.su Средняя общеобразовательная школа-
лицей № 1140
postmaster@sc1088.msk.su Средняя школа № 1088
postmaster@sch1673.msk.su Школа-комплекс № 1673 «Поддержка»
administ@sc1333.msk.su Донская гимназия
serge@schcorr.msk.su Открытый лицей «Всероссийская заочная
многопредметная школа»
bmd@sch57.msk.su Школа № 57
rw3dz@sch1tr.msk.su Школа № 1 г. Троицка Московской области
vitar@s43.msk.su Московская многопрофильная гимназия № 43
mfidler@sch67.msk.su Школа-гимназия № 67 г. Москвы
root@sc1129.msk.su Школа № 1129 г. Москвы
elena@sch471.msk.su Школа № 471
light@sch962.msk.su Школа № 962,
класс информатики YG@sch10.msk.su Красногорская средняя школа №
10
amor@mtlyceum.msk.su Московский технический лицей
ilya@sch1282.msk.su Средняя специальная школа №1
kubareva@sch1211.msk.su Школа № 1211 с углубленным изучением
иностранного языка
root@ms1189.msk.su Экспериментальная школа № 1189 г. Москвы
BORIS@sch1210.msk.su Школа № 1210
sergei@sch863.msk.su Школа № 863 г. Москвы
postmaster@grsc1509.msk.su Московская английская гимназия № 1509
root@scl1140.msk.su Экспериментальная школа-лицей 1140
root@sch5d.msk.su Школа № 5, г. Долгопрудный
icec@adonis.iasnet.com Школа № 5, г.Троицк
post@sch638.zgrad.su Средняя школа № 638
postmaster@zaoksem.tula.su Заокская семинария
postmaster@schl30.tula.su Средняя школа с углубленным изучением
французского языка № 30
klm@s32.perm.su Средняя школа № 32 г. Перми
meg@s9.perm.su Школа № 9 при Пермском государственном
университете
root@sc22.perm.su Школа № 22 с углубленным изучением
французского языка
root@sc7.perm.su Средняя школа № 7 г. Перми
inv@s12.perm.su Школа № 12 г. Перми
postmaster@school137.saratov.su Школа № 137, г. Саратов
zubov@dlmskuz.yaroslavl.su Кузнечихинская средняя школа
belova@dlmsyar.yaroslavl.su Ярославская областная заочная
математическая школа
sav@gimn2.voronezh.su Воронежская гимназия № 2
sturova@gymn6.voronezh.su Общеобразовательная гимназия № 6
postmaster@lic.nnov.su Нижегородская физико-математическая школа-
лицей
root@lyceum1.rostov-na-donu.su Лицей № 1 , г. Ростов
elena@schi.krasnoyarsk.su Школа социальной реабилитации
интернатного типа № 24
root@sch24.irkutsk.su Иркутская средняя экспериментальная школа
№ 24
root@sch93.granit.chel.su Челябинский языковой лицей № 93
karl@compsch.bashkiria.su Белорецкая компьютерная школа
nb@vic.tsaritsyn.su Волгоградская городская гимназия
root@sch265.spb.su Политехническая школа-лицей № 265
postmaster@school.pgu.serpukhov.su Пущинская средняя школа № 1
postmaster@kids.protvino.serpukhov.su Школьники из г. Протвино
sergej@school19.oryol.su Школа-лицей № 19 г. Орла
kostya@school19.oryol.su Орловская техническая школа-гимназия №
19
postmast@ecole7.tambov.su Школа № 7 с углубленным изучением
французского языка
root@teremschool.kiev.ua Украинский физико-математический лицей
root@sc145.kiev.ua Школа-лицей № 145, г. Киев
-----------------------
[1] Приведены лишь немногие ссылки, лично проверенные. Кроме них существуют
сотни страниц, надо только постараться и найти.
Страницы: 1, 2, 3
|