на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Шпоры 4 семестр

модернизации.

Форам обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону

организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых

учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления.

В настоящее время в современной школе применяются следующие формы

организации учебной работы: урок, экскурсии, занятия в учебных мастерских,

формы трудового и производственного обучения, факультативные занятия,

домашняя работа, формы внеклассной учебной работы (предметные кружки,

студии, научные общества, олимпиады, конкурсы). В основных направлениях

реформы школы указывается на необходимость расширения форм учебной работы.

Наряду с уроком надо шире практиковать лекции, семинарские занятия,

собеседования, практикумы, консультации

29. Классно-урочная система и ее альтернативы.

В школе осуществляется классно-урочная система обучения. Она основывается

на идее создания стабильных возрастных школьных классов и необходимости

систематической проработки с этими классами в течение всего школьного курса

определенного содержания обучения. Классно-урочная система обучения

способствует осуществлению главной задачи социалистической школы – дать

общее образование всем детям народа на высоком уровне. Она предоставляет

возможность работать по единым учебным программам, планомерно и

систематически давать общественно необходимое образование. Стабильный

состав класса как основа классно-урочной системы обучения создает учебные

коллективы, цели и отношения взаимопомощи содействуют достижению всеми

учащимися максимально высокого уровня успеваемости.

Классно-урочная система обеспечивает организацию систематического

предметного обучения. Она предусматривает специализацию учителей, и

благодаря тому, что каждый из них преподает один-два предмета, может быть

обеспечен высокий уровень обучения.

Классно-урочная система обучения дает возможность проводить по всей стране

единое обучение по государственным учебным программам. Для всех школ

действует одинаковый учебный план. Каждый учебный курс построен

систематически и подразделен на определенные разделы. Организационной

единицей системы является урок. Благодаря хорошо обозримому построению

классно-урочная система обучения обеспечивает высокую степень общественного

контроля.

Для классно-урочной системы обучения характерно целесообразное материально-

техническое оснащение помещений, в которых проводятся уроки. Это касается

не только традиционных классных комнат, кабинетов, уроки могут проводиться

на предприятиях, в музеях, в культурно-массовых и спортивных учреждениях.

Классно-урочная система обучения обеспечивает его тесную связь с жизнью

общества.

30. Лекционно-семинарская форма обучения.

31. Урок – как основная форма организации обучения.

Ключевым элементом классно-урочной системы обучения является урок. (Классно-

урочная система обучения – высшая форма группового обучения.) Урок – это

форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного

состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой

обучения. Урок рассматривается как основная форма организации

педагогического процесса, т. к. здесь возможна не только организация учебно-

познавательной деятельности, но и интеллектуальное развитие личности

ребенка, управление развитием способностей, формирование мировоззрения

учащихся, потребности к знаниям, а также его воспитание. Цель урока –

усвоение нового материала как части более обширного содержания, осознанное

восприятие информации, запоминание ее и закрепление, использование в

практической деятельности. На уроке создаются благоприятные возможности для

сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы детей. Урок всегда

многопланов, т. к. в нем взаимодействуют все компоненты процесса обучения –

педагогические цели, дидактические задачи, содержание, методы, техническое

оснащение и др. Урок должен быть логической единицей темы, раздела, курса.

На основании этого можно выделить особенности урока, отличающие его от

других форм обучения: дидактические цели (соответствуют функциям обучения);

определенный объем учебного материала; постоянный состав учащихся,

одинаковый по возрасту; руководство со стороны учителя деятельностью

учащихся; последовательность различных видов деятельности учителя и

учащихся в зависимости от структуры урока; ограниченность во времени;

четкое время проведения по расписанию; обязательность посещения урока;

реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов; опора на

достигнутый уровень знаний.

С учетом этих общих требований к уроку конкретизируются дидактические

требования. Они соответствуют образовательным воспитывающим и

организационным требованиям к уроку: четкое определение образовательных

задач; определение содержания урока в соответствии с программой, целями

урока; выбор методов обучения (активные методы); наличие межпредметных

связей; использование новейших достижений науки; развитие всех сфер

личности; усвоение знаний, развитие умений и навыков; развитие научного

мировоззрения; четкое планирование урока; Соблюдение структуры урока;

использование разнообразных средств обучения; соблюдение принципов

обучения.

32. Типы уроков и их характеристика.

Имеется несколько подходов к классификации уроков, каждый из которых

отличается следующими признаками: 1. Исходя из дидактической цели; 2. Цели

организации занятий, содержания и способа проведения урока; 3. Основных

этапов учебного процесса; 4. Дидактических задач, которые решаются на

уроке; 5. Методов обучения; 6. Способов организации учебной деятельности

учащихся; 7. По цели организации, детерминированной общедидактической

целью, характером содержания обучаемого материала и уровнем обученности

учащихся. Выделяют следующие типы уроков: 1. Уроки изучения нового

материала учебного процесса; 2. Уроки совершенствования знаний умений и

навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков целевого

применения усвоенного и др.); 3. Уроки обобщения и систематизации; 4.

Комбинированные уроки; 5. Уроки контроля и коррекции знаний, умений и

навыков.

33. Современные требования к уроку.

Сегодня в теории и практике обучения представлены характерные особенности

современного урока, которые решают проблему повышения его эффективности:

- взаимосвязь таких элементов урока, как усвоение, синтезирование,

повторение, закрепление и контроль ранее изученных знаний в связи с

качественным овладением новым учебным материалом и его практическим

применением;

- повышение самостоятельности и творческой активности учащихся в обучении,

в ходе которой развиваются самостоятельные мысли, суждений и выводов

учащихся;

- организация различных видов самостоятельной деятельности учащихся в

применении знаний, выработки умений и навыков;

- связь с жизнью, практической деятельностью учащихся его субъективным

опытом;

- вооружение школьников способами познавательной деятельности,

общедидактическими умениями(учиться видеть главное, работать с книгой и

др.), что повышает результаты обучения;

- в зависимости от дидактических задач отходить от шаблонных, трафаретных

уроков, которые препятствуют развитию творческих способностей школьников;

- создание на уроке благоприятной эмоциональной атмосферы, которая

обеспечивает сотрудничество учителя и учеников, а также учащихся;

- тщательная диагностика индивидуальных особенностей учащихся, их

возможностей, интересов, уровня развития, что позволит осуществить гуманное

обучение.

Эффективность всего учебного процесса зависит еще от того, насколько удачно

учитель сочетает урок с другими формами обучения, которые приобретают

конкретную структуру, специфические черты и особенности в зависимости от

цели обучения, содержания учебной работы и возраста учащихся. Перечислим

их:

- домашняя работа (закрепляет знания, полученные на уроке, развивает

самостоятельность учебного труда, формирует потребность к самообразованию);

- факультативы и предметные кружки(дифференциация обучения с учетом

интересов и склонностей учащихся);

- дополнительные занятия с целью предупреждения неуспеваемости, ликвидации

пробелов в знаниях учащихся;

- практикумы в лабораториях, мастерских, учебно-опытном участке,

способствующие практическому использованию знаний;

- семинарские занятия, дающие простор для самостоятельной деятельности

учеников;

- экскурсии на природу, производство, в музей, обогащающие наглядность

обучения;

консультации, зачеты, экзамены, собеседования.

Довольны разнообразны в школе формы организации трудового обучения: уроки

труда, факультативные занятия, индивидуальная и бригадная работа учащихся в

школьных мастерских и т. д.

34. Связь урока с другими формами организации обучения.

35. Классификация методов обучения.

Количество методов довольно велико, и их наименование крайне разнообразно.

Можно выявить существенные признаки, по которым можно отличать методы друг

от друга, классифицировать методы.

Классификация создает порядок и систему, позволяет выделить своеобразные

черты, присущие отдельным методам, найти что-то общее, свойственные разным

методам.

Все методы можно разделить по тому, как действует в обучении ученик(активно

или пассивно): а) методы активные, если ученик работает сам-но(л/р,

практическая работа); б) методы пассивные, если ученик слушает и

смотрит(рассказ, лекция, экскурсия).

Классифицируют методы обучения по типу деятельности учителя и учащегося –

бинарная классификация: - словесные методы(слово учителя, печатное слово);

- демонстрационные методы; - исследовательские методы(сам-ное открытие). В

основе этой классификации лежит источник знаний, т. е. откуда учащиеся

получают знания.

Еще предлагают в основу классификации положить этапы процесса обучения.

Такая классификация называется традиционной. Она соответствует логике

усвоения знания, нол не учитывает развития познавательной самостоятельности

школьников. В соответствии с этапами процесса обучения можно выделить 3

группы методов – словесные, наглядные и практические методы.

Словесные методы. Средством метода является слово учителя или печатное

слово (книга). Сюда входят: рассказ, беседа, объяснение и т. д.

Наглядные методы. Источник знаний для учащихся – наблюдаемые предметы,

явления, события, факты и т. д. Эффективность усвоения знаний зависит от

применения учителем наглядных пособий, технических средств. Средство метода

– наглядные пособия. Наглядные методы опираются на чувственные образы,

восприятия. В рез-те этого метода у учащихся формируется познавательный

интерес, потребность к знаниям.

Практические методы. Основана эта группа методов на практической

деятельности ученика по применению знаний. Средством этого метода выступают

упражнения – устные, письменные. В рез-те этих методов учащиеся добывают

знания, вырабатывают умения. Эффективность метода зависит от дидактических

условий использования упражнения.

В настоящее время современная дидактика представляет классификацию МО, в

основе которой лежит характер познавательной деятельности ученика. В нее

включаются: - объяснительно-иллюстративный метод; - репродуктивный метод; -

метод проблемного изложения; - частично-поисковый метод; -

исследовательский метод.

36. Типы творческих уроков.

37. Классификация средств обучения. (наглядных) На сегодняшний день

существует большое многообразие видов наглядности и их классификаций по

различным признакам. Чаще всего методисты обращаются к классификации по

содержанию и характеру изображаемого, выделяя три группы.

Изобразительная наглядность, в которой значительное место занимают:

репродукции картин; фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры;

учебные картины - специально созданные художниками или иллюстраторами для

учебных текстов; рисунки и аппликации; видеофрагменты; аудиофрагменты;

видеофильмы (в т.ч. аудио- и видеосюжеты). Условно-графическая наглядность,

которая представляет собой своеобразное моделирование, куда входят:

таблицы; схемы; блок-схемы

диаграммы; графики; карты; картосхемы; планшеты. Предметная наглядность

(для компьютерного учебника будет называться видеофрагментом или

фотографией предметных объектов), которая включает:

музейные экспонаты; макеты; модели.

38. Формы и виды контроля в обучении. Параметры образовательной

диагностики.

39. Оптимизация процесса обучения. Критерии оптимальности процесса

обучения.

40. Выбор методов обучения.

Методы обучения(МО) – способы совместной деятельности учителя и учащихся,

направленные на достижение задач, целей обучения. Эффективность учебного

процесса зависит от правильного выбора МО. Выбор учителем методов обучения

, которые он применяет в каждом отдельном случае, зависит от целого ряда

обстоятельств:

- содержание материала;- специфика учебного предмета;- дидактические

задачи;- возрастные особенности учащихся;- уровень подготовки учащихся;-

объем материала;- методическая подготовка учителя и его мастерство.

Каждый учитель должен объективно оценивать свои методические способности и

педагогическую технику, а не следовать слепо существующим ныне МО. В

настоящее время в современных методах обучения меняется внутренняя

структура взаимоотношения деятельности учителя и ученика.

В современных методах возрастает:

- мера познавательной ситуации;- управление процессом учения(компьютерное

обучение);

- развитие активности и творчества;- обучение способу деятельности,

практическому применению знаний;- методы, обеспечивающие переход

образования в самообразование;- методы, обеспечивающие развитие творчества.

41. Подготовка учителя к уроку.

Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью

подготовки к нему учителя. Подготовку учителя к уроку схематично можно

представить следующим образом.

1-ый этап – изучение учебной программы. Эта часть работы выполняется в ходе

подготовки к учебному году. При этом особое внимание обращают на основные

цели и задачи учебного предмета в целом и на задачи, стоящие перед каждой

учебной темой.

2-ой этап – изучение методической литературы. Изучив содержание очередной

учебной темы по программе, учитель просматривает соответствующие разделы

учебника, методических руководств и статьи в методических журналах,

собирает материал для общего плана изучения темы. Тематический план не

должен быть громоздким. В нем предусматривается самое главное и

существенное.

3-ий этап – изучение материала конкретного урока в учебнике. Особенно

большое внимание учитель уделяет доступности изложения учебного материала,

отмечает то, что в учебнике изложено просто и доступно, с тем чтобы часть

материала поручить учащимся для самостоятельного изучения.

4-ый этап – изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по

теме урока. Учитель знакомится с имеющимися пособиями, просматривает

учебные диафильмы и кинофильмы. Особое внимание необходимо уделить учебным

демонстрационным и л/р.

Определяя цели, непременно надо учитывать четыре возможные цели урока –

усвоение знаний, привитие навыков и умений, развитие творческого опыта и

воспитание. Цели следует обозначить конкретно в соответствии с темой, в

зависимости от типа урока.

5-ый этап – разработка плана урока. План урока – это конечный результат

подготовительной работы учителя к проведению урока. План урока составляется

на основе тематического плана с учетом реального продвижения в изучении

темы.

При разработке плана урока учитывается степень подготовленности учащихся к

сознательному усвоению намеченного содержания, к выполнению проектируемых

учебных действий. План урока не должен быть громоздким.

42. Личностно – ориентированное обучение.

Главной социальной функцией образования является передача опыта,

накопленного человечеством подрастающему поколению, в соответствии с данным

пониманием, по их мнению, содержание образования – это накопленный

социальный опыт, который передается из поколения в поколение.

Существует личностно-ориентированное содержание образования. В данном

случае в зоне внимания находится деятельность самого ученика, его

внутренние образовательные приращения и развитие.

43. Развивающее обучение направление в теории и практике образования,

ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных

способностей учащихся путём использования их потенциальных возможностей.

Основы теории Р.о. были заложены Л.С. Выготским в 30-е годы при

рассмотрении им вопроса о соотношении обучения и развития. Проблемы

развития и обучения с разных позиций стремились решать Ф. Фребель, А.

Дистервег, К.Д. Ушинский. В 30-е гг. 20 в. немецкий психолог О. Зельц

провёл эксперимент, продемонстрировавший влияние обучения на умственное

развитие детей. В 30-е годы 20 в. господствовали три осн. подхода к решению

этого вопроса. В трактовке сторонников первого подхода А. Гезелла, З.

Фрейда и Ж. Пиаже развитие человека не зависит от обучения. Обучение

рассматривалось как процесс, который так или иначе должен быть согласован с

ходом развития, но сам по себе в развитии не участвующий. Согласно этой

теории, развитие "должно совершить определённые законченные циклы и

определённые функции должны созреть прежде, чем школа может приступить к

обучению конкретным знаниям и навыкам ребёнка. Циклы развития всегда

предшествуют циклам обучения". Т.о., "исключается всякая возможность

поставить вопрос о роли самого обучения в ходе развития и созревания тех

функций, которые активизируются обучением. Их развитие и созревание

являются скорее предпосылкой, чем результатом обучения. Обучение

надстраивается над развитием, ничего не меняя по существуМежду процессами

развития и обучением устанавливаются сложнейшие динамические зависимости

44. Содержание образования как образовательная среда.

45. Учебно-воспитательный процесс как сложная педагогическая система.

46. Методологические основы образовательного процесса.

Методологическими основами являются основные положения теории познания.

Существует ряд теорий(положений):

1. Характеризует познаваемость мира. В процессе обучения необходимо

обеспечить доступность содержания обучения.

2. В соответствии со 2-м положением обучение рассматривается как познание

истины, вид объективной действительности.

3. Положение рассматривает путь познания истины, а именно от живого

созерцания к абстрактному мышлению от его практики.

В процессе обучения выделяются следующие этапы:

а) подготовка к восприятию; б) восприятие; в) осмысливание; г) закрепление;

д) применение знаний на практике.

Эти этапы выделяются условно, т. е. нельзя четко поставить границу. Как

этап процесса обучения рассматривается проверка и оценка знаний учащегося.

Эти этапы отражают логику процесса обучения, которой соответствует логика

научного познания. В основе всякого движения лежит борьба

противоположности, противоречия.

Движущими силами процесса обучения являются противоречия. Основным ведущим

противоречием является противоречие между выдвигаемыми логикой процесса

обучения, задачами и достигнутым уровнем развития учащихся, достигнутым

усвоением усвоения ими знаний, умений и навыков.

НО не всегда противоречия становятся движущими силами.

Условия, при которых противоречия становятся движущими силами:

1. Подготовленность противоречия ходом учебного процесса.

2. Пассивность противоречия.

3. Учащиеся должны понимать возникшие противоречия и необходимость их

преодоления.

4. Противоречие должно приобрести внутренний характер, т. е. осознаваться

как трудность.

Made by SeDan

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.