на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Виды и типы уроков истории

исторической картой, составлять тематические и синхронистические таблицы,

письменно составлять план ответа и др.

Место и тематика уроков обобщения запланированы программой по каждому

курсу истории. В учебниках помещены специальные параграфы или заключения к

главам и разделам, где изложено основное содержание таких уроков, дан

перечень вопросов и заданий, руководствуясь которыми учитель строит такие

уроки. Ввиду особой важности уроков обобщения для формирования системы

знаний и закрепления в памяти учащихся важнейших фактов, понятий и идей

программой выделены часы на их 'проведение. Так, в программе по истории

древнего мира указаны семь уроков обобщения по важнейшим темам и два урока

итогового повторения в конце учебного года, определены основные вопросы

содержания каждого такого урока. Например, на уроке по теме «Древний

Египет» знания учащихся обобщаются по двум вопросам:

1) Основные черты рабовладельческого строя.

2) Использование религии и культуры в классовых интересах рабовладельцев.

На уроках итогового повторения знания обобщаются по вопросам:

1) Древнейшие очаги цивилизации Древнего Востока и античного мира.

2) Основные черты и место в мировой истории первобытнообщинного и

рабовладельческого строя.

3) Вклад народов древнего мира в развитие мировой культуры, его значение

для современности.

В программе по истории средних веков тоже определены уроки обобщения по

некоторым темам и по всему курсу, дан перечень основных положений,

подлежащих рассмотрению на этих уроках.

Тема и план повторительно-обобщающего урока с указанием параграфов

учебника и других источников знаний сообщаются учащимся за два-три дня до

его проведения. Обычно это делается на предыдущем уроке. На самом уроке в

ходе индивидуальных развернутых ответов учащихся и фронтальной беседы

обсуждаются пункты его плана. По ходу обсуждения учитель ставит

дополнительные вопросы и делает краткие заключения по пунктам плана. Иногда

устное обсуждение содержания сочетается с выполнением письменной работы:

составлением тематических таблиц на сравнение явлений, плана ответа по

новому для учащихся документу, содержание которого совпадает по смыслу с

соответствующими теме урока параграфами учебника, изученными ранее и еще

раз прочитанными в процессе подготовки к уроку обобщения. Урок обобщения с

включением лабораторной работы позволяет учащимся проявить учебные умения,

показать уровень их сформированности. Осуществляется обобщение знаний и

применение умений на высоком уровне познавательной деятельности каждого

ученика.

Велика обучающая роль уроков обобщения. На них выявляется уровень

усвоения учащимися основных исторических фактов, понятий темы, раздела,

курса, понимания законов развития общества, решающей роли народных масс в

историческом процессе и многих других идей. Эти уроки развивают логическое

и историческое мышление учащихся, контролируют качество знаний и умений

учащихся.

Урок повторения, проверки и учета знаний имеет, как правило, такую

структуру:

1) краткое вступительное слово учителя о цели урока и тематике тех

знаний, которые будут повторяться и проверяться устно или письменно (по

карточкам) с обязательным использованием соответствующих наглядных пособий

и т.д.;

2) повторение, проверка и учет знаний методами устного опроса с

привлечением учащихся для поправок и дополнений, анализа и рецензирования

ответов товарищей; фронтальной беседы; опроса с составлением на классной

доске плана, хронологической или тематической таблицы, схемы политического

строя и т. п. Письменная проверка знаний содержания пройденного материала и

др.;

3) домашнее задание.

Каждый тип урока в комплексе осуществляет цели и задачи изучения истории

как учебного предмета, но в то же время способствует и наиболее

интенсивному решению той или иной стороны процесса обучения, открывает в

одних случаях возможность сообщить большую по объему, насыщенную

эмоциональным или теоретическим содержанием информацию за счет сокращения

или полного отказа от других структурных элементов урока, в других—отдается

предпочтение тому типу урока, объем и характер учебной информации которого

позволяет учителю организовать самостоятельную познавательную деятельность

учащихся, когда они должны добывать знания и приобретать необходимые

умения. Учитель должен видеть все многообразие типов уроков, рационально

применять их в конкретных условиях.

2. Виды уроков

Каждый из названных типов уроков в зависимости от характера

деятельности учителя и учащихся и используемых источников знаний

подразделяется на уроки различного вида. При этом вид урока определяется

основным методом организации взаимосвязанной деятельности учителя и

учащихся и преобладающим на данном уроке источником знаний.

Так, уроки изучения нового материала имеют следующие виды: лекция,

беседа, самостоятельная работа- с учебником или с текстом исторического

документа, кино- или телеурок, урок-экскурсия, семинарское занятие.

Повторительно - обобщающие уроки могут быть посвящены обобщению и

систематизации знаний по отдельной теме, или проблеме курса, или же

итоговому повторению основных тем (проблем) всего изученного в данном

классе курса. Различны и виды таких уроков: развернутая беседа с классом,

обзорная лекция учителя (при подготовке к выпускным экзаменам), семинарское

занятие, урок - экскурсия.

Уроки учета и оценки знаний учащихся в обучения истории проводятся

редко, главным образом в конце учебной четверти, полугодия, года, когда

необходимо проверить и оценить знания большого количества учащихся.

Однако очень важно, чтобы эти уроки не сводились только к проверке знаний

отдельных школьников, а помогали совершенствованию и закреплению знаний и

умений всего класса.

Большой объем подлежащего изучению материала, а также необходимость

органической связи вновь изучаемых фактов и явлений с ранее изученными

ведут к тому, что в обучении истории (особенно в V—VIII классах) наиболее

распространенным типом урока является комбинированный. При этом виды его

могут быть различна. Часто он начинается с проверки и оценки знаний

учащихся по заданному для домашней работы материалу, что одновременно

должно служить подготовке учащихся к изучению нового. Основное время

отводится изучению и закреплению нового учебного материала. Возможна и иная

структура такого урока. После краткой беседы или вводного слова учителя

организуется изучение нового материала, а затем проводится проверка

первичного усвоения изучаемой темы в сочетании с проверкой выполнения

домашнего задания. Такая структура целесообразна на уроке, непосредственно

продолжающем изучение темы предыдущего занятия. В ряде случаев проверка и

оценка знаний проводятся в процессе изучения нового учебного материала,

когда при рассмотрении того или иного вопроса необходимо актуализировать

имеющиеся у учащихся знания.

В старших классах необходимы уроки, целиком посвященные изучению

нового учебного материала, так как раскрытие изучаемой темы здесь зачастую

требует значительного времени, что не может быть осуществлено в рамках

комбинированного урока.

Семинарские занятия также имеют место в старших классах. Наиболее

характерные черты таких уроков: предварительное углубленное изучение

учащимися рекомендованной учителем литературы и подготовка сообщений по

основным вопросам семинара; коллективный разбор, на занятии заранее

поставленных вопросов; коллективное обсуждение сообщений, подготовленных

учащимися.

Уроки, целиком посвященные изучению нового материала (лекции), и уроки

семинарского типа, открывающие возможности для всех видов самостоятельной

работы учащихся, применения их знаний и умений в новых ситуациях, должны

занять одно из главных мест среди других типов уроков.

Семинарские занятия характеризуются большей, чем любой другой тип урока,

степенью самостоятельности учащихся в подготовке к семинару. Урочное время

за исключением кратких вводного и заключительного слов учителя целиком

предоставляется учащимся для обсуждения темы семинара.

За неделю до семинара учитель сообщает классу его тему, дает план и

перечень основных источников знаний для подготовки. Некоторые вопросы,

требующие углубленного освещения, по поручению учителя готовят заранее

отдельные ученики. На семинаре по своему желанию или по вызову учителя

учащиеся освещают основные вопросы плана. Класс участвует в их обсуждении.

Заслушиваются и обсуждаются подготовленные сообщения, содержащие

дополнительную информацию по теме семинара. В заключительном слове учитель

оценивает качество подготовки учащихся к семинару и обобщает главное в его

содержании.

Уроки-семинары успешно осуществят все свои задачи, если у учащихся будут

сформированы на достаточно высоком уровне необходимые для таких занятий

умения. Наиболее интенсивно они отрабатываются на специальных уроках

применения знаний и формирования умений. Учитель вооружает учащихся

рациональными приемами учебной деятельности и создает условия для их

применения на все более высоком уровне трудности. Эти уроки могут иметь в

основе небольшой по объему и нетрудный 1ю содержанию новый учебный

материал, могут они строиться и на пройденном материале, но на новых для

учащихся источниках знаний. В практике преподавания такие уроки называют

лабораторными. Основное время такого урока (30—35 мин) учащиеся работают

самостоятельно по теме урока с указанными учителем источниками учебной

информации.

На первых порах школьники пользуются подсказанными учителем приемами, а

затем по собственному выбору применяют свои. умения в новых ситуациях.

Учитель осуществляет преимущественно управленческую функцию, организуя

работу учащихся. Деятельность учителя определяет степень продуктивности

учебной деятельности учащихся. Она заключается, во-первых, в

целесообразности выбора темы урока для организации лабораторной работы

учащихся с учетом ее объема, степени известности материала, уровня

сформированности умений учащихся. Во-вторых, важно четко и целесообразно

спланировать содержание структурных элементов урока, предусмотрев характер

источников знаний, с которыми будут работать учащиеся, сформулировать

вопросы и задания так, чтобы они обеспечивали формирование запланированных

умений. В завершающей части урока учителю необходимо оценить его

результативность, чтобы на последующем уроке подобного типа еще раз

закрепить те или иные умения, слабо усвоенные на данном уроке, или включить

новые, более сложные умения.

Самостоятельно работая на уроке с текстом учебника, историческим

документом, наглядными пособиями, материалами периодической печати,

учащиеся устно или письменно формируют и закрепляют умения анализировать и

выделять главное, обобщать, сравнивать, делать выводы, устанавливать

взаимосвязи между явлениями и событиями, давать им нравственную и правовую

оценку. В процессе лабораторных уроков вырабатываются умения извлекать

информацию из текстовых и внетекстовых компонентов учебника и других

источников, оформлять план, тезисы, рефераты и т. д.

Для Х—XI классов наряду с уже отмеченными типами уроков (лабораторные,

семинарские, уроки обобщения), где наиболее наглядно обнаруживаются знания

и умения старшеклассников, приобретают значение и такие формы, как

собеседования, консультации. Они открывают возможности как для проверки

знаний и умений, так и для индивидуального обучения.

3. Замысел урока

Замысел урока, или его план, включает в себя следующие моменты: что собой

представляет содержание учебного материала; как будут усваивать его

ученики, т.е. каковы методы обучения и формы организации познавательной

деятельности; какую часть материала они могут усвоить сами; какая часть

материала потребует помощи учителя при сто усвоении; что необходимо прочно

запомнить, а что использовать только для иллюстрации; что из ранее

изученного необходимо повторить и на что опереться при постижении нового;

как закрепить вновь изученное; что будет интересным и легким, а что

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.