на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Влияние биоритмов на физическую работоспособность детей среднего школьного возраста

центра биологических часов человека. Оно непосредственно связано с системой

регуляции, с механизмом работы и природой биологических часов.

Тот факт, что в другом часовом поясе ход биологических часов

перенастраивается, свидетельствует об их условно-рефлекторной регуляции.

Глава II Организация и методы исследования

Наше исследование мы решили проводить во время моей педагогической

практики в школе №67. Исследование проводилось в дневное и вечернее время

суток (I и II смена) для того, чтобы узнать, какой период суток является

наиболее благоприятным в отношении физической работоспособности для детей с

биологическим профилем «сова» и «жаворонок». В исследовании принимали

участие учащиеся двух 5-х классов, из которых мы выбрали 2 группы

наблюдаемых. В каждой группе по 15 человек, которых мы отобрали

произвольно. Выбор учащихся 5-х классов неслучаен потому, что они

занимались и в первую, и во вторую смену, что облегчало решение одной из

задач исследования — определить биологический профиль каждого из

наблюдаемых, помочь им в повышении работоспособности, на основе учета

профиля и подстройки к нему.

В исследовании фиксировались результаты прыжков в длину с разбега.

Оценки выставляли в дневник наблюдений и заносили их в таблицу; они

выставлялись в соответствии с нормативами школьной программы.

В проделанной работе использовались методы наблюдения, контроля и

анализа. А также математическая обработка данных.

II.1 Цели и задачи

Основной целью нашей исследовательской работы было выявить (при помощи

теста, анализа, наблюдения и контроля) влияние биологических ритмов на

физическую работоспособность детей среднего школьного возраста.

Главная задача данного исследования — рассмотреть человека, его

структурные и функциональные процессы не только в пространстве, но и во

времени, в тесном взаимодействии с окружающей средой.

Вторая задача заключается в следующем — определить индивидуальный

биологический профиль каждого их исследуемых, помочь им в повышении

работоспособности, на основе учета биологического профиля и подстройки к

нему.

И третья задача, намеченная в данной работе — помочь проанализировать

работу индивидуальных (каждого из исследуемого биологических часов, понять

основные законы их функционирования, помочь присмотреться каждому из

испытуемых к своему организму и наметить индивидуальную программу

сохранения и укрепления здоровья).

II.2 Методы тестирования

Тест для определения индивидуального биологического профиля [Доскин

В.А., Куиджи Н.Н., 1989].

Основная часть:

1. Когда бы вы предпочли вставать, если бы были совершенно свободны в

выборе своего распорядка дня и руководствовались при этом

исключительно личными желаниями?

| |часы |

|Баллы | |

| |зимой |летом |

|5 |5.00 – 6.45 |4.00 – 5.45 |

|4 |6.46 – 8.15 |5.46 – 7.15 |

|3 |8.16 – 10.45 |7.16 – 9.45 |

|2 |10.46 – 12.00 |9.46 – 11.00 |

|1 |12.01 – 13.00 |11.01 – 12.00 |

2. Когда бы вы предпочли ложиться спать, если бы планировали свое

вечернее время совершено свободно?

| |часы |

|Баллы | |

| |зимой |летом |

|5 |20.00 – 20.45 |21.00 – 21.45 |

|4 |20.46 – 21.30 |21.46 – 22.30 |

|3 |21.31 – 00.15 |22.31 – 1.15 |

|2 |00.16 – 1.30 |1.16 – 2.30 |

|1 |1.31 – 3.00 |2.31 – 4.00 |

3. Как велика ваша потребность в будильнике, если утром вам

необходимо встать в точно определенное время?

Баллы

Совершенно нет потребности 4

В определенных случаях есть 3

Потребность довольно сильная 2

Будильник мне абсолютно необходим 1

4. Если бы вам пришлось готовиться к сдаче экзаменов в условиях

жесткого лимита времени и использовать для занятий ночь (23-2ч.),

насколько продуктивной была бы ваша работа в это время?

Баллы

Абсолютно бесполезной 4

Была бы некоторая польза 3

Работа была бы достаточно эффективной 2

Работа была бы высокоэффективной 1

5. Легко ли вам вставать утром в обычных условиях?

Баллы

Очень трудно 1

Довольно трудно 2

Довольно легко 3

Очень легко 4

6. Чувствуете ли вы себя полностью проснувшимся в первые полчаса

после подъема?

Баллы

Очень большая сонливость 1

Есть небольшая сонливость 2

Довольно ясная голова 3

Полная ясность мысли 4

7. Каков ваш аппетит в первые полчаса после подъема?

Баллы

Аппетита совершенно нет 1

Снижен 2

Хороший 3

Прекрасный 4

8. Если бы вам пришлось готовиться к экзаменам в условиях жесткого

лимита времени и использовать для подготовки раннее утро (4-7 ч.),

насколько продуктивной была бы ваша работа?

Баллы

Абсолютно бесполезной 1

С некоторой пользой 2

Достаточно эффективной 3

Высокоэффективной 4

9. Чувствуете ли вы физическую усталость в первые полчаса после

подъема?

Баллы

Очень большая вялость 1

Небольшая вялость 2

Незначительная бодрость 3

Полная бодрость 4

10. Легко ли вы засыпаете в обычных условиях?

Баллы

Очень трудно 1

Довольно трудно 2

Довольно легко 3

Очень легко 4

11. Вы решили укрепить свое здоровье с помощью физкультуры. Ваш друг

предложил заниматься вместе по 1 ч 2 раза в неделю. Для него лучше

всего это делать от 7 до 8 ч утра. Является ли этот период

наилучшим и для вас?

Баллы

В это время я бы находился в хорошей форме 4

Я был бы в довольно хорошем состоянии 3

Мне было бы трудно 2

Мне было бы очень трудно 1

12. Когда вы вечером чувствуете себя настолько усталым, что должны

лечь спать?

Часы Баллы

20.00 – 21.00 5

21.01 – 22.15 4

22.16 – 00.45 3

00.46 – 2.00 2

2.01 – 3.00 1

13. При выполнении двухчасовой работы, требующей от вас полной

мобилизации умственных сил, какой из 4-х предлагаемых периодов вы

выбрали бы для этой работы?

Часы Баллы

8.00 – 10.00 6

11.00 – 13.00 4

15.00 – 17.00 2

19.00 – 21.00 0

14. Как велика ваша усталость к 23 ч?

Баллы

Я очень устаю 5

Заметно устаю 3

Слегка устаю 2

Совершенно не устаю 0

15. По какой-то причине вам пришлось лечь спать на несколько часов

позже, чем обычно. На следующее утро нет необходимости вставать в

определенное время. Какой из 4-х предлагаемых вариантов вы бы

выбрали?

Баллы

Проснусь в обычное время и больше не усну 4

Проснусь в обычное время и буду дремать 3

Проснусь в обычное время и снова засну 2

Проснусь позже, чем обычно 1

16. Вы решили всерьез заняться спортом. Ваш друг предлагает

тренироваться вместе 2 раза в неделю по 1 ч, лучшее время для

него — 12-2 ч. Насколько благоприятным, судя по самочувствию, было

бы это время для вас?

Баллы

Да, я был бы в хорошей форме 1

Был бы в приемлемой форме 2

Был бы в плохой форме 3

Совсем не мог бы тренироваться 4

17. В котором часу вы предпочитаете вставать во время летних каникул?

Часы Баллы

5.00 – 6.45 5

6.46 – 7.45 4

7.46 – 9.45 3

9.46 – 10.45 2

10.46 – 12.00 1

18. Иногда приходится слышать о людях утреннего и вечернего типа. К

какому из этих типов вы относитесь?

Баллы

Четко к утреннему 6

Скорее к утреннему, чем к вечернему 4

Скорее к вечернему, чем к утреннему 2

Четко к вечернему 0

Заключение

Ваш тип вы сможете определить по сумме баллов.

Свыше 72: четко выраженный утренний тип.

60 – 71: слабо выраженный утренний тип.

48 - 59: аритмичный тип.

35 – 47: слабо выраженный вечерний тип.

34: четко выраженный вечерний тип.

При помощи теста нами выявлено следующее: в 1 группе наблюдаемых (8

девочек и 8 мальчиков) 60% — «жаворонки», 26% — «совы» и 13% — «голуби»; во

2 группе (7 девочек и 8 мальчиков) 46% — «совы», 33% — «жаворонки» и 20%

«голуби».

Тестирование проходило на классном часе, где учащиеся отвечали

самостоятельно на вопросы предложенного теста.

Глава III Анализ и обобщение влияния биологических ритмов на

физическую работоспособность детей среднего школьного возраста

В начале исследования было проведено тестирование на определение

биологического ритма исследуемых.

Исследование длилось 1 месяц, потому что за это время у наблюдаемых

должен был выработаться нужный стереотип.

Результаты прыжков фиксировались в оценках. В конце исследовательского

периода нами было проведено (на контрольном занятии по прыжкам)

соревнование для определения контрольных результатов, показанной каждой из

групп.

Первая группа занималась в первую смену, вторая — во вторую.

Таблица 1. Физическая работоспособность с учетом биологического типа в 1

группе

Таблица 2. Физическая работоспособность с учетом биологического типа во

2 группе

Волнообразный характер изменения работоспособности в процессе уроков

связан, как нам кажется, с внутренними биологическими ритмами детей.

Следовательно, можно сделать вывод: что основная задача при определении

«волн» урока физкультуры — правильный подбор соразмерности параметров

«волн» с возможностями учащихся.

Также из исследовательской работы видно, что в первой группе лучшие

показатели прыжков в длину принадлежат исследуемым с биологическим профилем

«жаворонок». Потому что они рано просыпаются и быстро достигают высокого

уровня работоспособности в утренние часы, обладая высоким тонусом в первой

половине дня и быстрым снижением физиологических показателей в вечернее

время. А из этого следует — биологические ритмы оказывают положительное

влияние на физическую работоспособность детей среднего школьного возраста,

занимающихся в I смену и относящихся к биологическому типу «жаворонок». На

детей с биотипом «сова» биологические ритмы оказывают отрицательное

воздействие, что также видно из результатов таблицы.

Во II смене показатели физической работоспособности выше у детей с

биологическим типом «сова», так как они более активны в вечернее время. Из

чего следует вывод: существует прямая зависимость между фактором времени

суток и биологическим профилем детей, который оказывает позитивное или

негативное влияние на физическую работоспособность.

И, значит, нужно учитывать в своей преподавательской работе учителям

физкультуры и этот фактор тоже.

Также, по записям в дневнике наблюдений, можно сделать общий вывод, что

при хорошем самочувствии, аппетите, настроении и т.п. физическая

работоспособность детей-«жаворонков» в I смене и детей-«сов» во II смене

выше среднего.

Глава IV Разработка рекомендаций

1. Необходимо так планировать физические нагрузки, чтобы они не

превышали определенный уровень и в то же время были стимулом для роста

спортивных показателей. В этом случае учитываются 2 основных фактора,

взаимодействующие между собой — нагрузка (воздействие) и конкретное

функциональное состояние учащегося на данный момент. А, значит, ритм урока

физкультуры определяется не только внешними факторами (нагрузкой), но и

внутренними биологическими часами. Словом, при определении оптимальной

нагрузки на уроке важно учитывать взаимодействие внутренних ритмов

(биологических часов) с внешними факторами воздействия. Это следует

учитывать учителями физкультуры, тренерам и т.д. и т.п. в организации

тренировочного процесса для достижения высоких спортивных результатов.

2. В работе с детьми педагогам необходимо учитывать, что существует

прямая зависимость между фактором времени суток и биологическим профилем

детей, который оказывает позитивное или негативное влияние на физическую

работоспособность.

3. Важно также учитывать и тот факт, что дети с утренним биологическим

типом активнее и более работоспособны в утренние часы, поэтому заниматься

умственной и физической деятельностью им лучше в первой половине дня, а

детям с вечерним биологическим типом — во второй.

Выводы

1. Как мы могли убедиться, биологические часы живых организмов, в том числе

и человека, проявляются во всех жизненных процессах. Без них невозможна

была бы жизнь. Поэтому при изучении биологических часов важно не только

знать об их существовании, но и учитывать их локализацию и роль в жизни.

2. При изучении учебно-тренировочной деятельности юных спортсменов мужского

пола нами установлено, что, при равной двигательной активности на

протяжении дня, большую нагрузку подростки с утренним биоритмическим

типом выполняли в интервале 10 – 12 ч., а спортсмены с вечерней («совы»)

биоритмической группы были в 1,4 раза активнее на уроках физкультуры во

второй половине дня.

3. В проделанной нами работе подтвердился тот факт, что у исследуемых с

утренним биологическим типом физическая работоспособность выше в

утренние часы, в вечернее же время показатели работоспособности ниже, а,

значит, биоритмы оказывают положительное воздействие на детей в утренние

часы и отрицательное — в вечерние. На исследуемых с вечерним типом

биоритмы оказывают положительное влияние в вечернее время суток и

отрицательное — в утреннее.

А, значит, можно порекомендовать родителям, чьи дети относятся к

«совам» и занимаются в I смену, перевести детей в группу, которая

занимается во II смену, для повышения физической работоспособности.

Аналогично и для «жаворонков».

4. Нами замечено, что у школьников при взаимодействии различных

функциональных систем организма с окружающей средой, как следствие,

выявляется гармоническое согласование разных ритмических биологических

процессов, что обеспечивает нормальную жизнедеятельность детского

организма. Тем самым, выявляется важное адаптивное значение биоритмов

для жизнедеятельности организма ребенка.

5. Исходя из того, что суточные изменения внутренних ритмов, свойственные

здоровому человеку, при болезненных состояниях искажаются. И по

характеру искажений врачи могут судить о ряде заболеваний на начальной

стадии. Можно сделать вывод: изучение биоритмов организма человека

позволит научно обосновать применение лекарственных препаратов при

лечении больных.

6. Так как человеческий организм подчиняется ритмам, заложенным самой

природой, и эти ритмы оказывают влияние на все процессы, происходящие в

организме, то учет этих ритмов и уважительное отношение к ним — основа

человеческого здоровья. А особенно важен учет ритмов в детском возрасте,

когда закладывается фундамент здоровья.

7. Для человека важно не только рационально использовать внутренние ритмы

организма, но и найти пути управления ими.

Проблема изучения биоритмов человека далека от окончательного

решения. То, что сделано в этой области, вселяет большие надежды.

Литература

1. Агаджанян Н.А. Зерно жизни (Ритмы биосферы). – М.: Сов. Россия,

1977. – 256с.

2. Агаджанян Н.А., Шабатура Н.Н. Биоритмы, спорт, здоровье. – М.:

Физкультура и спорт, 1989. – 208с.

3. Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе

учебной и трудовой деятельности. – М.: Просвещение, 1967. – 251с.

4. Бюннинг Э. Ритмы физиологических процессов. –М.: Мир, 1969, - 75с.

5. Голиков А.П. Сезонные ритмы в физиологии и патологии. – М.:

Медицина, 1973. – 120с.

6. Детари Л., Карцаш В. Биоритмы. –М.: Мир, 1984. – 160с.

7. Доскин В.А., Куинджи Н.Н. Биологические ритмы растущего организма.

– М.: Медицина, 1989. – 224с.

8. Доскин В.А., Лаврентьева Н.А. Ритмы жизни. – М.: Медицина, 1991. –

176с.

9. Климова В.И. Челове и его здоровье. – М.: Знание, 1990. – 224с.

10. Куприянович Л.И. Биологические ритмы и сон. – М.: Наука, 1976. –

66с.

11. Люди, пространство и время. – М.: Знание, 1976. –144с.

12. Моисеева Н.И., Сысуев В.М. Временная среда и биологические ритмы.

– Л.: Наука, 1984. – 128с.

13. сукарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков.

– М.: Медицина, 1991. – 272с.

14. Харабуга С.Г. Суточный ритм и работоспособность. – М.: Знание,

1976. – 144с.

15. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. – М.: мысль, 1973. –

146с.

16. Шапошникова В.И. Биоритмы — часы здоровья. – М.: Советский спорт,

1991. – 68с.

17. Эмме А.М. Биологические часы. – Новосибирск.: Наука, 1967. – 147с.

18. Эмме А.М. Свет и жизнь. – М.: Сельхозгид, 1959.

19. Эмме А.М. Часы живой природы. – М.: Советская Россия, 1962. –

202с.

20. Экономов Л. Мир наших чувств (Жизнь полна ритмов. – М.: Знание,

1976. – 192с.)

-----------------------

[pic]

[pic]

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.