Объектом исследования явились дети 2, 3, 4 классов.
Предметом исследования явилась самооценка детей.
Задачи исследования:
1. Выбор методов исследования.
2. Изучение самооценки детей.
3. Установление связей между самооценкой и успешностью обучения.
4. Анализ полученных результатов.
5. Обработка выводов и разработка рекомендаций.
Эксперимент проводился в городе Тирасполе, в средней школе №7.
Для проведения эксперимента были выбраны 2, 3, 4 классы. В
эксперименте участвовало 45 человек.
2.2. Методы исследования
Самооценка – сложное динамическое личностное образование, один из
параметров умственной деятельности.
Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от
системы хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной
деятельности, но и от уровня самооценки.
«Три оценки».
Для изучения самооценки можно использовать методику А.И. Липкиной «Три
оценки».
Ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной
форме. Психолог вместе с учителем дает работе учеников три оценки:
адекватную, завышенную, заниженную. Перед раздачей тетрадей ученикам
говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой
сложилось свое мнение о выполненном задании, и поэтому они поставили разные
оценки. Обведите кружком ту, с которой вы согласны». Затем в индивидуальной
беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:
1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?
2. Твоя работа заслуживает оценки «3», а учительница поставила тебе
«5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?
3. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?
Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных
по следующим показателям:
- совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя;
- характер аргументации самооценки:
а) аргументация, направленная на качество выполненной работы;
б) любая другая аргументация.
- устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по
степени совпадения выставленной самому себе отметки и ответов на
поставленные вопросы.
2.3. Результаты исследования методики
Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы, что самооценка влияет на
успешность обучения: на протяжении младшего школьного возраста наблюдается
динамика развития самооценки, первоначально успешность обучения влияет на
самооценку, а затем самооценка влияет на успешность обучения, мы провели
следующие исследования.
На I этапе мы выявили успешность обучения детей во 2, 3, 4 классах.
На II этапе мы выявили особенности самооценки детей младшего школьного
возраста.
На III этапе мы сравнили результаты полученной на первом и втором
этапах, то есть выявили взаимосвязь самооценки и успешности обучения.
Показателями успешности обучения являются отметки выставленные
учителем, которые представлены в таблицах 1, 2, 3.
Таблица 1.
Показатели успешности обучения детей 2-го класса
|1. |Ахромцев С. |4 |3 |Заниженная |
|2. |Белова Н. |4 |5 |Завышенная |
|3. |Дубинянская А. |5 |4 |Заниженная |
|4. |Желез А. |3 |4 |Завышенная |
|5. |Коваленко А. |4 |5 |Завышенная |
|6. |Коваленко Л. |4 |5 |Завышенная |
|7. |Коваль Ю. |4 |5 |Завышенная |
|8. |Маковей И. |4 |5 |Завышенная |
|9. |Пейков Г. |4 |5 |Завышенная |
|10.|Сары С. |4 |5 |Завышенная |
|11.|Ханко Д. |4 |5 |Завышенная |
|12.|Цуркан Э. |5 |4 |Заниженная |
|13.|Чайникова И. |4 |5 |Завышенная |
|14.|Рохвалов Р. |4 |4 |Адекватная |
|15.|Ляхов Б. |4 |4 |Адекватная |
Таблица 5.
Самооценка учеников 3-го класса
|№ |Фамилия, 3-в класс |Оценка учителя|Выбор оценки |Самооценка |
|п/п| | |учеником | |
|1. |Беженарь А. |2 |3 |Завышенная |
|2. |Бутук Т. |3 |3 |Адекватная |
|3. |Даренских С. |3 |4 |Завышенная |
|4. |Завязкин Ж. |3 |3 |Адекватная |
|5. |Минапов И. |4 |4 |Адекватная |
|6. |Михальская Л. |3 |3 |Адекватная |
|7. |Михальская Я. |4 |3 |Заниженная |
|8. |Майер В. |3 |3 |Адекватная |
|9. |Машталер В. |5 |4 |Заниженная |
|10.|Островская К. |4 |3 |Заниженная |
|11.|Печерский В. |5 |4 |Заниженная |
|12.|Родованов Д. |3 |3 |Адекватная |
|13.|Светличный Э. |3 |3 |Адекватная |
|14.|Тишков А. |3 |4 |Завышенная |
|15.|Крыско Ж. |4 |4 |Адекватная |
Таблица 6.
Самооценка учеников 4-го класса
|№ |Фамилия, 4-б класс |Оценка учителя|Выбор оценки |Самооценка |
|п/п| | |учеником | |
|1. |Водомирский И. |4 |4 |Адекватная |
|2. |Вуйков Н. |4 |4 |Адекватная |
|3. |Голубева Т. |5 |5 |Адекватная |
|4. |Дорошенко Д. |5 |5 |Адекватная |
|5. |Кондарар Н. |4 |3 |Заниженная |
|6. |Каракаш В. |5 |4 |Заниженная |
|7. |Ларчук А. |4 |5 |Завышенная |
|8. |Лупан А. |4 |4 |Адекватная |
|9. |Маковей Е. |5 |4 |Заниженная |
|10.|Мельник А. |5 |4 |Заниженная |
|11.|Нечипорук Д. |4 |4 |Адекватная |
|12.|Портас О. |4 |3 |Заниженная |
|13.|Руснак Л. |3 |3 |Адекватная |
|14.|Шадурская Е. |4 |3 |Заниженная |
|15.|Чеботарь И. |4 |3 |Заниженная |
Анализируя особенности самооценки учеников второго класса мы выявили,
что, 13% детей имеют адекватную самооценку, а 86,7% имеют неадекватную
самооценку. Из них 66,7% - завышенную самооценку, 20% - заниженную
самооценку.
Таким образом мы видим, что большинство учеников второго класса имеют
завышенную самооценку.
Исследуя самооценки у детей третьего класса выявлено, что 53,3%
учеников имеют адекватную самооценку и 46,7% - неадекватную самооценку, из
них 20% - завышенную самооценку, 26,7% - заниженную самооценку.
Анализируя результаты полученные при исследовании учеников четвертого
класса мы получили, что 46,7% детей имеют адекватную самооценку и 53,3% -
неадекватную самооценку. Из них 6,7% имеют завышенную самооценку, 46,7% -
заниженную.
Результаты исследования показали, что на протяжении младшего школьного
возраста происходит динамика развития самооценка: увеличивается процентное
соотношение детей имеющих адекватную самооценку и изменяется количество
детей имеющих завышенную самооценку. Однако мы замечаем, что увеличивается
процент детей имеющих заниженную самооценку. Если во втором классе их было
20%, то в третьем классе их 26,7%, а в четвертом классе – 46,7%.
Сравнивая успешность обучения с результатами полученными в ходе
исследования самооценки мы видим, что большинство неуспевающих детей
второго класса переоценивают результаты своей учебной деятельности. Они еще
не обнаруживают расхождение между тем, что он них требуется и тем, что они
в состоянии выполнить. На начальном этапе отставания расхождение это не
достаточно осознается, а главное не принимается школьником.
Сравнивая успешность обучения детей третьего класса с результатами
полученными в ходе исследования самооценки, мы видим, что успешность
обучения влияет на характер самооценки: у хорошо успевающих учеников
самооценка становится адекватной, либо завышенной, и только в некоторых
случаях заниженной. У неуспевающих учеников самооценка становится адекватно-
низкой, только у одного неуспевающего ученика была завышенная самооценка
(очевидно она выступает в качестве компенсаторного механизма).
Анализируя результаты исследования детей четвертого класса мы видим,
что уже самооценка влияет на успешность обучения. У детей с заниженной
самооценкой отмечается низкий уровень притязаний, что отрицательно влияет
на успешность обучения.
Когда мы задавали вопрос детям второго класса: «Каким учеником ты себя
считаешь?», они затруднялись дать ответ, не понимая какого ученика можно
назвать слабым, средним и сильным. Многие дети давали неадекватные ответы.
Когда детям третьего и четвертого классов задавали тот же вопрос, они
уже давали адекватный ответ, то есть они уже были способны выделять
слабого, среднего и сильного ученика.
Большинство детей второго класса радовала отметка пять, некоторых
четыре, огорчались дети при получении в основном двоек, троек и иногда
четверок. Большинство же детей третьего и четвертого класса радовались
пятеркам и четверкам, а огорчения приносили двойки и иногда тройки.
На вопрос: «Твоя работа заслуживает оценки три, а учитель поставил
тебе пять, обрадовало бы это тебя?» 26,7% учеников второго класса ответило
«нет», а 73,3% – «да», то есть большинство детей обрадовалось незаслуженной
пятерке. В третьем классе на тот же вопрос 53,3% ответило «нет» и 46,7% –
«да», а в четвертом 73,3% - «нет» нет 26,7% - «да».
Таким образом мы видим, что самооценка влияет на успешность обучения,
отсюда следует, что в нашей экспериментальной работе выдвинутая нами
гипотеза полностью подтвердилась.
Ответ «ДА»
[pic]
Ответ «НЕТ»
[pic]
Заключение
У младших школьников обнаруживаются все виды самооценок: адекватная
устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного
завышения или занижения. Самооценка младшего школьника динамична и в то же
время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю
позицию личности, становится мотивом поведения. Устойчивая заниженная
самооценка проявляется крайне редко.
Влияние успеваемости младших школьников на их самооценку несомненно.
Дети, которые испытывают значительные затруднения в усвоении программного
материала, получают чаще всего отрицательные оценки. Слабоуспевающим
школьник становится на каком-то этапе учения, когда обнаруживается
определенное расхождение между тем, что от него требуют, и тем, что он в
состоянии выполнить. На начальном этапе отставания расхождение это
недостаточно осознается, а главное, не принимается младшим школьником:
большинство неуспевающих детей 1 и 2 классов переоценивают результаты своей
учебной деятельности. K 4 классу уже выявляется значительный контингент
отстающих детей о пониженной самооценкой. Тот, который часто терпит
неудачу, ожидает и дальше неудачу, и наоборот, успех в предшествующей
учебной деятельности предрасполагает к ожиданию успеха в дальнейшем.
Преобладание в учебной деятельности у отстающих детей неуспеха над успехом,
постоянно подкрепляемое низкими оценками их работы учителем, ведет к
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|