на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте

Объектом исследования явились дети 2, 3, 4 классов.

Предметом исследования явилась самооценка детей.

Задачи исследования:

1. Выбор методов исследования.

2. Изучение самооценки детей.

3. Установление связей между самооценкой и успешностью обучения.

4. Анализ полученных результатов.

5. Обработка выводов и разработка рекомендаций.

Эксперимент проводился в городе Тирасполе, в средней школе №7.

Для проведения эксперимента были выбраны 2, 3, 4 классы. В

эксперименте участвовало 45 человек.

2.2. Методы исследования

Самооценка – сложное динамическое личностное образование, один из

параметров умственной деятельности.

Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от

системы хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной

деятельности, но и от уровня самооценки.

«Три оценки».

Для изучения самооценки можно использовать методику А.И. Липкиной «Три

оценки».

Ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной

форме. Психолог вместе с учителем дает работе учеников три оценки:

адекватную, завышенную, заниженную. Перед раздачей тетрадей ученикам

говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой

сложилось свое мнение о выполненном задании, и поэтому они поставили разные

оценки. Обведите кружком ту, с которой вы согласны». Затем в индивидуальной

беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:

1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?

2. Твоя работа заслуживает оценки «3», а учительница поставила тебе

«5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?

3. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?

Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных

по следующим показателям:

- совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя;

- характер аргументации самооценки:

а) аргументация, направленная на качество выполненной работы;

б) любая другая аргументация.

- устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по

степени совпадения выставленной самому себе отметки и ответов на

поставленные вопросы.

2.3. Результаты исследования методики

Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы, что самооценка влияет на

успешность обучения: на протяжении младшего школьного возраста наблюдается

динамика развития самооценки, первоначально успешность обучения влияет на

самооценку, а затем самооценка влияет на успешность обучения, мы провели

следующие исследования.

На I этапе мы выявили успешность обучения детей во 2, 3, 4 классах.

На II этапе мы выявили особенности самооценки детей младшего школьного

возраста.

На III этапе мы сравнили результаты полученной на первом и втором

этапах, то есть выявили взаимосвязь самооценки и успешности обучения.

Показателями успешности обучения являются отметки выставленные

учителем, которые представлены в таблицах 1, 2, 3.

Таблица 1.

Показатели успешности обучения детей 2-го класса

|1. |Ахромцев С. |4 |3 |Заниженная |

|2. |Белова Н. |4 |5 |Завышенная |

|3. |Дубинянская А. |5 |4 |Заниженная |

|4. |Желез А. |3 |4 |Завышенная |

|5. |Коваленко А. |4 |5 |Завышенная |

|6. |Коваленко Л. |4 |5 |Завышенная |

|7. |Коваль Ю. |4 |5 |Завышенная |

|8. |Маковей И. |4 |5 |Завышенная |

|9. |Пейков Г. |4 |5 |Завышенная |

|10.|Сары С. |4 |5 |Завышенная |

|11.|Ханко Д. |4 |5 |Завышенная |

|12.|Цуркан Э. |5 |4 |Заниженная |

|13.|Чайникова И. |4 |5 |Завышенная |

|14.|Рохвалов Р. |4 |4 |Адекватная |

|15.|Ляхов Б. |4 |4 |Адекватная |

Таблица 5.

Самооценка учеников 3-го класса

|№ |Фамилия, 3-в класс |Оценка учителя|Выбор оценки |Самооценка |

|п/п| | |учеником | |

|1. |Беженарь А. |2 |3 |Завышенная |

|2. |Бутук Т. |3 |3 |Адекватная |

|3. |Даренских С. |3 |4 |Завышенная |

|4. |Завязкин Ж. |3 |3 |Адекватная |

|5. |Минапов И. |4 |4 |Адекватная |

|6. |Михальская Л. |3 |3 |Адекватная |

|7. |Михальская Я. |4 |3 |Заниженная |

|8. |Майер В. |3 |3 |Адекватная |

|9. |Машталер В. |5 |4 |Заниженная |

|10.|Островская К. |4 |3 |Заниженная |

|11.|Печерский В. |5 |4 |Заниженная |

|12.|Родованов Д. |3 |3 |Адекватная |

|13.|Светличный Э. |3 |3 |Адекватная |

|14.|Тишков А. |3 |4 |Завышенная |

|15.|Крыско Ж. |4 |4 |Адекватная |

Таблица 6.

Самооценка учеников 4-го класса

|№ |Фамилия, 4-б класс |Оценка учителя|Выбор оценки |Самооценка |

|п/п| | |учеником | |

|1. |Водомирский И. |4 |4 |Адекватная |

|2. |Вуйков Н. |4 |4 |Адекватная |

|3. |Голубева Т. |5 |5 |Адекватная |

|4. |Дорошенко Д. |5 |5 |Адекватная |

|5. |Кондарар Н. |4 |3 |Заниженная |

|6. |Каракаш В. |5 |4 |Заниженная |

|7. |Ларчук А. |4 |5 |Завышенная |

|8. |Лупан А. |4 |4 |Адекватная |

|9. |Маковей Е. |5 |4 |Заниженная |

|10.|Мельник А. |5 |4 |Заниженная |

|11.|Нечипорук Д. |4 |4 |Адекватная |

|12.|Портас О. |4 |3 |Заниженная |

|13.|Руснак Л. |3 |3 |Адекватная |

|14.|Шадурская Е. |4 |3 |Заниженная |

|15.|Чеботарь И. |4 |3 |Заниженная |

Анализируя особенности самооценки учеников второго класса мы выявили,

что, 13% детей имеют адекватную самооценку, а 86,7% имеют неадекватную

самооценку. Из них 66,7% - завышенную самооценку, 20% - заниженную

самооценку.

Таким образом мы видим, что большинство учеников второго класса имеют

завышенную самооценку.

Исследуя самооценки у детей третьего класса выявлено, что 53,3%

учеников имеют адекватную самооценку и 46,7% - неадекватную самооценку, из

них 20% - завышенную самооценку, 26,7% - заниженную самооценку.

Анализируя результаты полученные при исследовании учеников четвертого

класса мы получили, что 46,7% детей имеют адекватную самооценку и 53,3% -

неадекватную самооценку. Из них 6,7% имеют завышенную самооценку, 46,7% -

заниженную.

Результаты исследования показали, что на протяжении младшего школьного

возраста происходит динамика развития самооценка: увеличивается процентное

соотношение детей имеющих адекватную самооценку и изменяется количество

детей имеющих завышенную самооценку. Однако мы замечаем, что увеличивается

процент детей имеющих заниженную самооценку. Если во втором классе их было

20%, то в третьем классе их 26,7%, а в четвертом классе – 46,7%.

Сравнивая успешность обучения с результатами полученными в ходе

исследования самооценки мы видим, что большинство неуспевающих детей

второго класса переоценивают результаты своей учебной деятельности. Они еще

не обнаруживают расхождение между тем, что он них требуется и тем, что они

в состоянии выполнить. На начальном этапе отставания расхождение это не

достаточно осознается, а главное не принимается школьником.

Сравнивая успешность обучения детей третьего класса с результатами

полученными в ходе исследования самооценки, мы видим, что успешность

обучения влияет на характер самооценки: у хорошо успевающих учеников

самооценка становится адекватной, либо завышенной, и только в некоторых

случаях заниженной. У неуспевающих учеников самооценка становится адекватно-

низкой, только у одного неуспевающего ученика была завышенная самооценка

(очевидно она выступает в качестве компенсаторного механизма).

Анализируя результаты исследования детей четвертого класса мы видим,

что уже самооценка влияет на успешность обучения. У детей с заниженной

самооценкой отмечается низкий уровень притязаний, что отрицательно влияет

на успешность обучения.

Когда мы задавали вопрос детям второго класса: «Каким учеником ты себя

считаешь?», они затруднялись дать ответ, не понимая какого ученика можно

назвать слабым, средним и сильным. Многие дети давали неадекватные ответы.

Когда детям третьего и четвертого классов задавали тот же вопрос, они

уже давали адекватный ответ, то есть они уже были способны выделять

слабого, среднего и сильного ученика.

Большинство детей второго класса радовала отметка пять, некоторых

четыре, огорчались дети при получении в основном двоек, троек и иногда

четверок. Большинство же детей третьего и четвертого класса радовались

пятеркам и четверкам, а огорчения приносили двойки и иногда тройки.

На вопрос: «Твоя работа заслуживает оценки три, а учитель поставил

тебе пять, обрадовало бы это тебя?» 26,7% учеников второго класса ответило

«нет», а 73,3% – «да», то есть большинство детей обрадовалось незаслуженной

пятерке. В третьем классе на тот же вопрос 53,3% ответило «нет» и 46,7% –

«да», а в четвертом 73,3% - «нет» нет 26,7% - «да».

Таким образом мы видим, что самооценка влияет на успешность обучения,

отсюда следует, что в нашей экспериментальной работе выдвинутая нами

гипотеза полностью подтвердилась.

Ответ «ДА»

[pic]

Ответ «НЕТ»

[pic]

Заключение

У младших школьников обнаруживаются все виды самооценок: адекватная

устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного

завышения или занижения. Самооценка младшего школьника динамична и в то же

время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю

позицию личности, становится мотивом поведения. Устойчивая заниженная

самооценка проявляется крайне редко.

Влияние успеваемости младших школьников на их самооценку несомненно.

Дети, которые испытывают значительные затруднения в усвоении программного

материала, получают чаще всего отрицательные оценки. Слабоуспевающим

школьник становится на каком-то этапе учения, когда обнаруживается

определенное расхождение между тем, что от него требуют, и тем, что он в

состоянии выполнить. На начальном этапе отставания расхождение это

недостаточно осознается, а главное, не принимается младшим школьником:

большинство неуспевающих детей 1 и 2 классов переоценивают результаты своей

учебной деятельности. K 4 классу уже выявляется значительный контингент

отстающих детей о пониженной самооценкой. Тот, который часто терпит

неудачу, ожидает и дальше неудачу, и наоборот, успех в предшествующей

учебной деятельности предрасполагает к ожиданию успеха в дальнейшем.

Преобладание в учебной деятельности у отстающих детей неуспеха над успехом,

постоянно подкрепляемое низкими оценками их работы учителем, ведет к

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.