на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Внеклассная работа как часть изучения английского языка в старших классах

Подчеркивая нечеткость понятия "массовости", В.И.Шепелева предлагает

различать формы внеклассной работы по ИЯ по организационно-структурным

признакам. Соответственно она относит групповые формы к организационно-

структурным формам, а индивидуальные и массовые - к неструктурным.

Индивидуальная внеклассная работа проводится с отдельными учениками,

которые готовят сообщение или доклад о стране, язык которой изучается, о

значительных датах и событиях, выдающихся людях, разучивают стихи, песни,

отрывки из литературных произведений на иностранном языке, изготовляют

наглядные пособия, оформляют стенгазеты, альбомы, стенды и т.п.

Индивидуальная работа может проводиться постоянно или эпизодически.

Групповая форма внеклассной работы имеет четкую организационную

структуру и относительно постоянный состав участников, объединенных общими

интересами. К этой форме принадлежат разнообразные кружки: разговорные,

вокальные, драматические, переводчиков, филателистов, внеклассного чтения и

т.п. Некоторые методисты рекомендуют организовывать для учеников всех

классов разговорные и хоровые кружки, для учеников старших классов -

литературно-переводческие и страноведческие. Положительно зарекомендовали

себя комбинированные кружки, где объединяются разные виды деятельности,

например, разучивание песен и подготовка инсценировок, внеклассное чтение и

просмотр диафильмов с дальнейшим обсуждением просмотренного. Занятия в

кружках, как правило, проводятся регулярно.

Массовые формы внеклассной работы не имеют четкой организационной

структуры. К ним относят такие мероприятия как вечера художественной

самодеятельности, фестивали, конкурсы, карнавалы, тематические вечера и

т.п.. Эти мероприятия проводятся эпизодически.

По смыслу можно выделить такие формы внеклассной работы по ИЯ:

1) соревновательные,

2) средства массовой информации,

3) культурно-массовые,

4) политико-массовые.

Каждая группа указанных форм предусматривает конкретные мероприятия.

Мероприятия соревновательного характера, конкурс, игра, олимпиада,

викторина и прочие. Средства массовой информации - стенгазета, объявление,

бюллетень, устный журнал, дайджест, выставка-викторина и т.п.. Мероприятия

культурно-массового характера, вечер-праздник, посвященный народным

традициям родной страны или страны, язык которой изучается; вечер-портрет,

посвященный жизни и деятельности известных писателей, поэтов, композиторов,

актеров и т.п.; вечер-встреча с интересными людьми; вечера-хроники в связи

со знаменательными событиями. Мероприятия политико-массового характера:

форум, фестиваль, пресс-конференция, ярмарка солидарности, телемост и

прочие.

В педагогической литературе есть понятие "объединяющие формы

внеклассной работы" (Т.М.Калечиц, З.О.Кейлина). К объединяющим формам

относят детские и юношеские клубы по интересам, школьные музеи, библиотеки,

киностудии, кинотеатры и клубы веселых и находчивых. Клубы являются

эффективной формой внеклассной работы по ИЯ, так как они объединяют

учеников разного возраста и разных интересов, создают широкое пространство

для общения, действуют на основах самоуправления и становятся центрами

внеклассной работы в школах. Клубы имеют свои названия, эмблемы, положения

и уставы. Особой популярностью среди школьников пользуются клубы веселых и

находчивых (КВН), которые предусматривают проведение интересных конкурсов,

исполнение песен, стихов, разгадывание загадок, кроссвордов, ребусов со

зрительной опорой в виде плакатов, картин, диафильмов. Каждая команда,

которая принимает участие в КВН, имеет свой девиз, эмблему, песню и форму.

Как "домашнее задание" участники клуба готовят инсценировку произведений

известных зарубежных писателей и драматургов.

Целесообразно выделить такую форму внеклассной работы как Неделя

иностранного языка в школе. Эта форма по своему характеру является

массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента

учеников, а по своей структуре является комплексной, так как включает

комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые происходят в

определенный период времени и направлены на реализацию задач комплексного

подхода к воспитанию учеников.

Неделя иностранного языка в школе как комплексная форма должна

оказывать содействие целенаправленной организации и систематизации всей

внеклассной работы по ИЯ в школе, активизации работы кружков, для которых

Неделя становится своеобразным творческим отчетом, формированию творческих

отношений между учениками, учителями и родителями, которые взаимодействуют

в процессе подготовки и проведение Недели. Неделя иностранного языка

проводят в определенный период учебного года по предварительно составленной

программе, которая определяет цели, содержание и форму любого из его

компонентов. Тематика мероприятий в рамках Недели должна быть интересной,

познавательной, доступной, связанной с учебным материалом и отвечать

возрастным особенностям учеников, уровню их языковой подготовки.

Процесс подготовки и проведение Недели ИЯ проходит в три этапа.

I этап (подготовительный) начинается составлением программы Недели. На

этом этапе создается оргкомитет, в состав которого избираются учителя

иностранного языка, завуч, представители ученической и родительской массы.

Члены оргкомитета определяют исполнителей программы, организуют

изготовления костюмов, реквизита, оформление помещений, выставок,

объявлений, приглашений, а также подготовку необходимых фономатериалов,

диафильмов, кинофильмов, слайдов. Непосредственно подготовку учеников к

выступлениям проводят учителя ИЯ, работая индивидуально с каждым учеником

или с группами учеников в кружках. Во время репетиций ученики

усовершенствуют свое произношение, учатся вести себя на сцене и т.п.

// этап - это проведение Недели иностранного языка. Обязательным

условием проведения Недели есть создание атмосферы праздничности,

непринужденности. Ученики должны ощущать удовлетворение и радость от своего

участия в празднике.

Образец плана проведения Недели иностранного языка в школе

|День недели |Содержание работы |Ответственный |

|Понедельник | | |

| |Объявление по школьном| |

| |радио об открытии |VIII-IX классы |

| |Недели. Открытие | |

| |выставки стенгазет. | |

| | | |

|Вторник |Викторина, посвященная|VIII классы |

| |обычаям и традициям | |

| |страны, язык которой | |

| |изучается. | |

|Среда |Ролевая игра |IX классы |

| |"Телемост" (между | |

| |столицами родной | |

| |страны и страны, язык | |

| |которой изучается). | |

|Четверг |Литературно-музыкальны|Х-ХІ классы |

| |й вечер | |

|Пятница |Итоги Недели. |Оргкомитет |

III этап посвящен итогам Недели. Желательно выпустить информационный

бюллетень и сообщить о том, как прошла Неделя, каких успехов достигли ее

участники, кто из учеников наиболее отметился.

Как отдельную форму внеклассной работы по иностранному языку можно

выделить переписку учеников. Она имеет не только большое воспитательное, но

и практическое значение, поскольку оказывает содействие развитию речи

учеников. Переписка дает возможность ученикам практически использовать

иностранный язык как средство общения и получать дополнительную информацию

к темам программы. Чтобы переписка оказывала содействие развитию не только

письменной, но и устной речи учеников, на заседаниях кружка или секции

клуба заслушивается информация на иностранном языке, о которой идется в

письме, устраиваются выставки писем, во время которых комментируется их

содержание. Организующим центром этой работы является "Школьный почтамт",

который помогает ученикам в переписке, предоставляет ИЯ информацию о том,

как правильно оформить письма (написать адрес, дату и т.п.), предлагает

адреса зарубежных друзей, которые желают состоять в переписке, обеспечивает

конвертами, марками, консультирует по поводу употребления языкового

материала, характерного для эпистолярной формы общения.

Как показывает практика, виды внеклассной работы, которые обеспечивают

оптимальные результаты, должны иметь такие характеристики:

. информативность и содержательность, которые оказывают содействие

реализации практических и общеобразовательных целей внеклассной

работы;

. коммуникативная направленность: все виды внеклассной работы

должны обеспечивать пользование иностранным языком как средством

получения и передачи информации в типичных естественных

ситуациях общения;

. ситуативность: подавляющее большинство видов внеклассной работы

должно включать "набор" ситуаций, которые являются предметным

фоном и стимулом к целенаправленным языковым поступкам;

. ориентация задач на повышение языковой активности учеников;

эмоциональность форм и способов реализации, которая оказывает

содействие повышению интереса учеников к иноязычной деятельности.

4. Требования к внеклассной работе

Перечисленные выше особенности внеклассной и внешкольной работы находят

свое отражение в методических требованиях к их содержанию.

К таким требованиям можно отнести следующие:

1. Органическая связь урочной и внеурочной работы. Эта связь может быть

двусторонней. Внеклассная работа опирается на работу в классе. Внеклассные

занятия иностранным языком основываются, как известно, на владении навыками

и умениями, созданными на уроках иностранного языка, поэтому важно, чтобы

учащиеся пользовались этими навыками и умениями возможно полно,

одновременно совершенствуя и развивая их в соответствии с условиями и

особенностями внеурочной работы. Внеклассная работа таким образом может

оказать положительное воздействие на учебную деятельность учащихся на

иностранном языке.

Внеурочное общение на иностранном языке учащихся приближается в какой-

то мере к естественно мотивированному пользованию им, оно может служить

важным средством мотивации, столь необходимой для речевой практики и

овладения языком[3]. Наиболее полная реализация этого методического

требования возможна при соблюдении ряда условий.

Во-первых, тематика учебного языкового материала и последовательность

его изучения должна позволять использовать его не только на уроках, но и во

внеурочной работе, разумеется, по-иному комбинируя и варьируя его. Учебники

по иностранным языкам позволяют развивать, комбинировать и объединять

учебную тематику в новых ситуациях общения и в новых темах во внеурочных

мероприятиях в основном в пределах изученного языкового материала.

На этой базе возможно проведение массовых школьных мероприятий на

иностранном языке. Разумеется, введение определенного количества нового

языкового материала неизбежно и даже желательно, потому что этот материал

позволяет улучшать содержательную сторону речевой деятельности и тем самым

существенно обогащать индивидуально-речевой опыт учащихся в иностранном

языке. Вместе с тем методически и психологически неоправданно перегружать

внеклассные занятия большим количеством нового материала, потому что это

снижает интерес учащихся к такого рода занятиям в силу его трудности,

недоступности, особенно для экспрессивных видов речевой деятельности

учащихся.

Вторым условием реализации органической связи учебной и внеклассной

работы является заинтересованность учащихся, информативность содержания,

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.