малышам покормить, скажем, кролика, при этом обратить внимание их на то,
как он ест.
Для первого наблюдения следует выбрать такое животное, которое дети
смогли бы не только рассмотреть, но и погладить. Очень важно отношение,
которое проявляет к животному сам воспитатель: его внимательность,
заботливость – лучший пример для подражания.
Занятия по наблюдению за животными вызывают у детей огромный интерес.
На прогулке дети обычно не отходят от кролика: каждый несет ему травку,
угощает его, гладит, называя его ласковыми именами. Но уход за
млекопитающими животными малышам недоступен, поэтому в младших группах
кроликов держать не следует.
Для полного ознакомления с каким-либо животным желательно провести не
меньше двух занятий по наблюдению за ним. Если во время первого наблюдения
дети знакомятся с животным и получают самые элементарные представления о
нем, то при повторном рассматривании знания детей дополняются и
расширяются, становятся более устойчивым и интерес малышей к объекту
наблюдения.
Месяца через два можно провести повторное занятие по наблюдению за
кроликом – этим же или другим (взрослым или детенышем). В начале занятия
воспитатель использует другой пием для привлечения внимания детей:
напоминает им о том, что они уже видели кролика, и спрашивает, хотят ли они
посмотреть его еще раз.
На повторном занятии воспитатель добивается от детей большей
активности в рассматривании описании животного, больше внимания обращает
на его повадки. Здесь можно использовать элементы сравнения, спросить:
«Какого цвета была шерсть у кролика, которого мы рассматривали раньше?
Который из них больше?» Можно покормить кролика другим видом корма,
например зеленым овсом, который дети сами вырастили, капустой, салатом. При
рассматривании детенышей уточняется их название – крольчонок, крольчата.
Примерно таким же образом воспитатель знакомит детей с домашними
животными – кошкой, небольшой собакой или щенком.
Занятие по наблюдению за рыбкой можно провести в такой же обстановке:
посадить детей в кружок, в центре которого поставить таз с водой. Начать
занятие с известного детям приема, но можно и иначе: внести банку с водой,
в которой находится рыбка, и пустить рыбку в таз. Примерно так же
проводится наблюдение за птичкой.
При первом наблюдении за животными дети в младшей группе иногда бывают
настолько поглощены объектом наблюдения, что мало что могут рассмотреть –
запоминают сам факт рассматривания, поэтому воспитателю не следует
ограничиваться одним занятием. В процессе первичного наблюдения педагог
дает детям элементарные знания о внешнем виде и повадках птички и
обязательно говорит о необходимости бережного к ней отношения. Затем
привлекает малышей к уходу за птичкой, наблюдая за ее повадками. С этой
целью проводит повторно наблюдение за птичкой. Начать его можно с
предложения рассмотреть птичку, которая живет в группе. Если воспитателю
удалось вызвать у детей положительное отношение к животным уголка природы,
дети очень охотно откликаются на предложение воспитателя, несмотря на то
что птичку они видят ежедневно. Педагог на этом занятии дает дополнительные
сведения о птичке (например, тело птички покрыто перышками; птичка клюет
травку и т.д.).
Знания о птицах дети получают также на прогулке, во время
систематических наблюдений за птицами у кормушки. Под руководством
воспитателя они отмечают самые характерные, немногие признаки внешнего вида
и повадок птиц, сравнивают контрастных птиц, узнают их названия. Малыши
видят, что старшие дети и воспитатель систематически подкармливают птиц,
заботятся о них (особенно в зимнее время, когда для птиц мало корма), это
укрепляет положительное отношение детей к живым существам и вызывает
желание самим заботиться о них.
Знания о животных закрепляются детьми в процессе дидактических и
подвижных игр («Кто как кричит», «Воробушки и автомобиль» и др.) Кроме
того, воспитатель подбирает для детей литературный материал: стихи,
рассказы, картины для рассматривания, - это оказывает эмоциональное
воздействие на детей и укрепляет положительное отношение к животным.
2.2. СРЕДНЯЯ ГРУППА.
В средней группе у детей должно формироваться умение видеть
разнообразные формы и качества предметов, умение сравнивать, устанавливать
различие и сходство. Главной задачей является знакомство детей не только с
особенностями растений, но и условиями, необходимыми для их жизни, а также
формирование новых умений по уходу за растениями (полив из мелкосетчатой
лейки или опрыскивание, удаление пыли с опушенных листьев мягкой щеточкой).
В ходе работы в уголке природы дети должны увидеть зависимость между
способом ухода и состоянием растения и обратную зависимость - от величины,
количества поверхности, хрупкости, т.е. по внешнему виду, определить способ
ухода -сколько влаги и света требуется данному растению (например, если у
растения мясистые листья, как у алоэ, то поливать его нужно редко, а если
листья тонкие, стебли хрупкие, "прозрачные", как у бальзамина, то поливать
его нужно часто). При отборе объектов следует учитывать разнообразие
листьев по форме и величине, целесообразно использовать разные виды одного
рода (например, герань зональную и душистую, бегонию вечноцветущую и рекс).
В качестве новых растений могут быть использованы агава американская, алоэ
древовидное, аспарагус перистый, адиантум венерин волос, разные виды
бегоний и герани. Для запоминания растений может быть использована игра
"Спрячем растение", а для закрепления навыков по уходу и формирования
заботливого отношения организуются дежурства.
При наблюдении за животными дети выясняют зависимость движения от
особенностей строения конечностей, сравнивают животных одного класса, но
разных видов.
Рыбы: тело овальной формы; покрыто блестящей чешуей; на спине, животе,
хвосте - плавники; рыбы большие и маленькие; разные по окраске; плавая, то
поднимаются вверх, то опускаются вниз. Используются рыбы разные по внешнему
виду и повадкам - прудовый карась и верхоплавка, разновидности золотой
рыбки, кроме телескопа и вуалехвоста, и др.
Птицы: различие в оперении, форме клювов, цвете глаз, особенностях ног;
тело покрыто перьями; поет (щебечет), купается, клюет корм. Канарейки и
волнистые попугайчики.
Млекопитающие: форма мордочки, цвет и длина шерсти, размер тела, ушей и
т.д.; сведения о повадках ( прислушиваются, поворачивают и поднимают уши,
умываются, неслышно ступают, держат пищу в лапках). Рекомендуется
использовать животных одного отряда, но разных семейств- хомяк и морская
свинка.
При уходе за животными дети должны уметь подбирать разные виды кормов,
протирать стенки аквариума, мыть поилки и кормушки, выращивать овес для
корма.
В средней группе дети более самостоятельные. Они приобрели некоторые
знания и навыки по уходу за растениями и животными в уголке природы. Теперь
они уже могут под присмотром ежедневно выполнять поручения: полить
растения, накормить рыбок, птиц, нарвать свежей травы кролику и др. Теперь
стоит задача- продолжать формировать у детей интерес и любовь к природе,
приучать их заботится о животных и растениях.
Вначале под наблюдением, а затем самостоятельно дети выполняют
поручения по уходу за растениями: вытирают крупные листья, поливают. В
средине зимы уже можно проводить совместное мытье комнатных растений с
небольшими подгруппами детей.
Поручается двум-трем детям обтирать растения, остальным поиграть,
объяснив, что в следующий раз эту работу будут делать другие. Горшки с
растениями ставятся на скамеечки или на пол, если растения высокие.
В начале предлагается посмотреть, как обтирать листья, показывая, как
проводить тряпочкой по листу в одном направлении от черешка к концу, иначе
лист может сломаться. Затем дети закатывают рукава, чтобы не испачкать их.
Каждому предлагается намочить тряпочку в тазу, выжать ее, положить лист на
ладонь левой руки, а если лист большой, положить лист на всю ручку, до
локтя, и осторожно вытирать, Во время работы необходимо наблюдать за каждым
ребенком. Двум-трем детям можно поручить вымыть поддоны в другом тазу с
теплой водой.
Осматривая растения после работы, необходимо спросить детей: «Какие
стали растения после того, как их вымыли?» Подвести детей к выводу:
растениям необходим уход, тогда они будут лучше расти и развиваться.
Продолжается знакомство детей с рыбками, птицами ,мелкими животными
уголка природы.
Ребенок пятого года жизни может оказать помощь в уходе за птицами:
помыть поилку, налить воду, насыпать корм. Поставить поилку и кормушку на
определенное место. В процессе этого труда дети наблюдают, как клюют птицы,
как пьют, купаются, разбрызгивая воду, ставят лакомства-всходы овса в
горшочке, которые сами для них вырастили.
Участие ребенка в уходе за птицами способствует воспитанию заботливого
отношения к живым существам, умения внимательно за ними наблюдать,
узнавать(мелкие птицы даже взрослым часто кажутся очень похожими).
В уголке природы средней группы можно содержать морскую свинку или
кролика (если есть соответствующие условия). Теперь наблюдения за этими
животными могут быть не только кротковременными на занятиях, но и во время
ухода за ними.
По-прежнему знания о птицах дети получают и при постоянных
наблюдениях за ними на участке: у кормушки, на деревьях, и т.п. Отмечают,
какой корм они едят, как по-разному едят разные птицы. Эти наблюдения можно
использовать при проведении занятий.
Если предоставляется возможность, летом на даче воспитатель также
обращает внимание детей на животных в естественных условиях их обитания:
птиц, встречающихся в лесу, белку, прыгающую по деревьям, рыбок в водоеме.
Ребята с удовольствием рассматривают животных, сравнивают их с обитателями
своего уголка природы.
В летних условиях можно провести и повторное наблюдение за кроликами:
посмотреть, как они прыгают в травке, как выросли маленькие крольчата, за
которыми постоянно ухаживают старшие ребята. Так укрепляется интерес к
животным и положительное отношение к ним. Этому способствует также чтение
художественной литературы о животных, рассматривание иллюстраций, а также
разнообразные игры детей.
Однако, следует помнить, что пример взрослых является главным условием
воспитания у детей интереса и бережного отношения к природе.
В течении зимы дети сеют овес для кроликов и птиц (им необходим
зеленый корм), как и малыши сажают лук, следят за его ростом, осторожно
поливают (не заливая луковицы).
2.3. СТАРШАЯ ГРУППА.
В старшей группе дети должны научиться сравнивать, классифицировать и
обобщать. Основной задачей служит формирование представлений о росте и
развитии животных и растений, изменении их по сезонам, об условиях,
необходимых для нормального роста и развития.
При работе с растениями используются экземпляры с разнообразными типами
строения стеблей ( вьющимися, стелющимися, прямостоячими и т.д.) ,
видоизмененными побегами (луковицами, корневищами, клубнями). Дети
знакомятся с внешним видом, разнообразием стеблей, листьев, цветков,
вегетативным размножением (стеблевыми черенками и усами), определяют
способы ухода в зависимости от характера строения стеблей и листьев.
Рекомендуемые объекты: 2-3 вида традесканции, роициссус ромбический ,
сциндапсус золотистый, цикламен персидский, камнеломка побегообразующая,
амарилисы, кливии, аспидистра высокая. Дети в средней группе должны
овладеть новыми операциями по уходу за растениями: подкормкой и
размножением черенками и усами. Для лучшего запоминания растений можно
применять игру "Угадай по описанию".
При работе с животными дети выясняют приспособленность их к условиям
среды обитания, т.е. взаимосвязь “строение-образ жизни”, а также знакомятся
с деталями во внешнем строении (у зверей шерсть на мордочке короче, на
спине и животе длиннее; перья у птиц длиннее на крыльях и животе). В
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|