на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Воспитание гуманного отношения к обитателям уголка природы

малышам покормить, скажем, кролика, при этом обратить внимание их на то,

как он ест.

Для первого наблюдения следует выбрать такое животное, которое дети

смогли бы не только рассмотреть, но и погладить. Очень важно отношение,

которое проявляет к животному сам воспитатель: его внимательность,

заботливость – лучший пример для подражания.

Занятия по наблюдению за животными вызывают у детей огромный интерес.

На прогулке дети обычно не отходят от кролика: каждый несет ему травку,

угощает его, гладит, называя его ласковыми именами. Но уход за

млекопитающими животными малышам недоступен, поэтому в младших группах

кроликов держать не следует.

Для полного ознакомления с каким-либо животным желательно провести не

меньше двух занятий по наблюдению за ним. Если во время первого наблюдения

дети знакомятся с животным и получают самые элементарные представления о

нем, то при повторном рассматривании знания детей дополняются и

расширяются, становятся более устойчивым и интерес малышей к объекту

наблюдения.

Месяца через два можно провести повторное занятие по наблюдению за

кроликом – этим же или другим (взрослым или детенышем). В начале занятия

воспитатель использует другой пием для привлечения внимания детей:

напоминает им о том, что они уже видели кролика, и спрашивает, хотят ли они

посмотреть его еще раз.

На повторном занятии воспитатель добивается от детей большей

активности в рассматривании описании животного, больше внимания обращает

на его повадки. Здесь можно использовать элементы сравнения, спросить:

«Какого цвета была шерсть у кролика, которого мы рассматривали раньше?

Который из них больше?» Можно покормить кролика другим видом корма,

например зеленым овсом, который дети сами вырастили, капустой, салатом. При

рассматривании детенышей уточняется их название – крольчонок, крольчата.

Примерно таким же образом воспитатель знакомит детей с домашними

животными – кошкой, небольшой собакой или щенком.

Занятие по наблюдению за рыбкой можно провести в такой же обстановке:

посадить детей в кружок, в центре которого поставить таз с водой. Начать

занятие с известного детям приема, но можно и иначе: внести банку с водой,

в которой находится рыбка, и пустить рыбку в таз. Примерно так же

проводится наблюдение за птичкой.

При первом наблюдении за животными дети в младшей группе иногда бывают

настолько поглощены объектом наблюдения, что мало что могут рассмотреть –

запоминают сам факт рассматривания, поэтому воспитателю не следует

ограничиваться одним занятием. В процессе первичного наблюдения педагог

дает детям элементарные знания о внешнем виде и повадках птички и

обязательно говорит о необходимости бережного к ней отношения. Затем

привлекает малышей к уходу за птичкой, наблюдая за ее повадками. С этой

целью проводит повторно наблюдение за птичкой. Начать его можно с

предложения рассмотреть птичку, которая живет в группе. Если воспитателю

удалось вызвать у детей положительное отношение к животным уголка природы,

дети очень охотно откликаются на предложение воспитателя, несмотря на то

что птичку они видят ежедневно. Педагог на этом занятии дает дополнительные

сведения о птичке (например, тело птички покрыто перышками; птичка клюет

травку и т.д.).

Знания о птицах дети получают также на прогулке, во время

систематических наблюдений за птицами у кормушки. Под руководством

воспитателя они отмечают самые характерные, немногие признаки внешнего вида

и повадок птиц, сравнивают контрастных птиц, узнают их названия. Малыши

видят, что старшие дети и воспитатель систематически подкармливают птиц,

заботятся о них (особенно в зимнее время, когда для птиц мало корма), это

укрепляет положительное отношение детей к живым существам и вызывает

желание самим заботиться о них.

Знания о животных закрепляются детьми в процессе дидактических и

подвижных игр («Кто как кричит», «Воробушки и автомобиль» и др.) Кроме

того, воспитатель подбирает для детей литературный материал: стихи,

рассказы, картины для рассматривания, - это оказывает эмоциональное

воздействие на детей и укрепляет положительное отношение к животным.

2.2. СРЕДНЯЯ ГРУППА.

В средней группе у детей должно формироваться умение видеть

разнообразные формы и качества предметов, умение сравнивать, устанавливать

различие и сходство. Главной задачей является знакомство детей не только с

особенностями растений, но и условиями, необходимыми для их жизни, а также

формирование новых умений по уходу за растениями (полив из мелкосетчатой

лейки или опрыскивание, удаление пыли с опушенных листьев мягкой щеточкой).

В ходе работы в уголке природы дети должны увидеть зависимость между

способом ухода и состоянием растения и обратную зависимость - от величины,

количества поверхности, хрупкости, т.е. по внешнему виду, определить способ

ухода -сколько влаги и света требуется данному растению (например, если у

растения мясистые листья, как у алоэ, то поливать его нужно редко, а если

листья тонкие, стебли хрупкие, "прозрачные", как у бальзамина, то поливать

его нужно часто). При отборе объектов следует учитывать разнообразие

листьев по форме и величине, целесообразно использовать разные виды одного

рода (например, герань зональную и душистую, бегонию вечноцветущую и рекс).

В качестве новых растений могут быть использованы агава американская, алоэ

древовидное, аспарагус перистый, адиантум венерин волос, разные виды

бегоний и герани. Для запоминания растений может быть использована игра

"Спрячем растение", а для закрепления навыков по уходу и формирования

заботливого отношения организуются дежурства.

При наблюдении за животными дети выясняют зависимость движения от

особенностей строения конечностей, сравнивают животных одного класса, но

разных видов.

Рыбы: тело овальной формы; покрыто блестящей чешуей; на спине, животе,

хвосте - плавники; рыбы большие и маленькие; разные по окраске; плавая, то

поднимаются вверх, то опускаются вниз. Используются рыбы разные по внешнему

виду и повадкам - прудовый карась и верхоплавка, разновидности золотой

рыбки, кроме телескопа и вуалехвоста, и др.

Птицы: различие в оперении, форме клювов, цвете глаз, особенностях ног;

тело покрыто перьями; поет (щебечет), купается, клюет корм. Канарейки и

волнистые попугайчики.

Млекопитающие: форма мордочки, цвет и длина шерсти, размер тела, ушей и

т.д.; сведения о повадках ( прислушиваются, поворачивают и поднимают уши,

умываются, неслышно ступают, держат пищу в лапках). Рекомендуется

использовать животных одного отряда, но разных семейств- хомяк и морская

свинка.

При уходе за животными дети должны уметь подбирать разные виды кормов,

протирать стенки аквариума, мыть поилки и кормушки, выращивать овес для

корма.

В средней группе дети более самостоятельные. Они приобрели некоторые

знания и навыки по уходу за растениями и животными в уголке природы. Теперь

они уже могут под присмотром ежедневно выполнять поручения: полить

растения, накормить рыбок, птиц, нарвать свежей травы кролику и др. Теперь

стоит задача- продолжать формировать у детей интерес и любовь к природе,

приучать их заботится о животных и растениях.

Вначале под наблюдением, а затем самостоятельно дети выполняют

поручения по уходу за растениями: вытирают крупные листья, поливают. В

средине зимы уже можно проводить совместное мытье комнатных растений с

небольшими подгруппами детей.

Поручается двум-трем детям обтирать растения, остальным поиграть,

объяснив, что в следующий раз эту работу будут делать другие. Горшки с

растениями ставятся на скамеечки или на пол, если растения высокие.

В начале предлагается посмотреть, как обтирать листья, показывая, как

проводить тряпочкой по листу в одном направлении от черешка к концу, иначе

лист может сломаться. Затем дети закатывают рукава, чтобы не испачкать их.

Каждому предлагается намочить тряпочку в тазу, выжать ее, положить лист на

ладонь левой руки, а если лист большой, положить лист на всю ручку, до

локтя, и осторожно вытирать, Во время работы необходимо наблюдать за каждым

ребенком. Двум-трем детям можно поручить вымыть поддоны в другом тазу с

теплой водой.

Осматривая растения после работы, необходимо спросить детей: «Какие

стали растения после того, как их вымыли?» Подвести детей к выводу:

растениям необходим уход, тогда они будут лучше расти и развиваться.

Продолжается знакомство детей с рыбками, птицами ,мелкими животными

уголка природы.

Ребенок пятого года жизни может оказать помощь в уходе за птицами:

помыть поилку, налить воду, насыпать корм. Поставить поилку и кормушку на

определенное место. В процессе этого труда дети наблюдают, как клюют птицы,

как пьют, купаются, разбрызгивая воду, ставят лакомства-всходы овса в

горшочке, которые сами для них вырастили.

Участие ребенка в уходе за птицами способствует воспитанию заботливого

отношения к живым существам, умения внимательно за ними наблюдать,

узнавать(мелкие птицы даже взрослым часто кажутся очень похожими).

В уголке природы средней группы можно содержать морскую свинку или

кролика (если есть соответствующие условия). Теперь наблюдения за этими

животными могут быть не только кротковременными на занятиях, но и во время

ухода за ними.

По-прежнему знания о птицах дети получают и при постоянных

наблюдениях за ними на участке: у кормушки, на деревьях, и т.п. Отмечают,

какой корм они едят, как по-разному едят разные птицы. Эти наблюдения можно

использовать при проведении занятий.

Если предоставляется возможность, летом на даче воспитатель также

обращает внимание детей на животных в естественных условиях их обитания:

птиц, встречающихся в лесу, белку, прыгающую по деревьям, рыбок в водоеме.

Ребята с удовольствием рассматривают животных, сравнивают их с обитателями

своего уголка природы.

В летних условиях можно провести и повторное наблюдение за кроликами:

посмотреть, как они прыгают в травке, как выросли маленькие крольчата, за

которыми постоянно ухаживают старшие ребята. Так укрепляется интерес к

животным и положительное отношение к ним. Этому способствует также чтение

художественной литературы о животных, рассматривание иллюстраций, а также

разнообразные игры детей.

Однако, следует помнить, что пример взрослых является главным условием

воспитания у детей интереса и бережного отношения к природе.

В течении зимы дети сеют овес для кроликов и птиц (им необходим

зеленый корм), как и малыши сажают лук, следят за его ростом, осторожно

поливают (не заливая луковицы).

2.3. СТАРШАЯ ГРУППА.

В старшей группе дети должны научиться сравнивать, классифицировать и

обобщать. Основной задачей служит формирование представлений о росте и

развитии животных и растений, изменении их по сезонам, об условиях,

необходимых для нормального роста и развития.

При работе с растениями используются экземпляры с разнообразными типами

строения стеблей ( вьющимися, стелющимися, прямостоячими и т.д.) ,

видоизмененными побегами (луковицами, корневищами, клубнями). Дети

знакомятся с внешним видом, разнообразием стеблей, листьев, цветков,

вегетативным размножением (стеблевыми черенками и усами), определяют

способы ухода в зависимости от характера строения стеблей и листьев.

Рекомендуемые объекты: 2-3 вида традесканции, роициссус ромбический ,

сциндапсус золотистый, цикламен персидский, камнеломка побегообразующая,

амарилисы, кливии, аспидистра высокая. Дети в средней группе должны

овладеть новыми операциями по уходу за растениями: подкормкой и

размножением черенками и усами. Для лучшего запоминания растений можно

применять игру "Угадай по описанию".

При работе с животными дети выясняют приспособленность их к условиям

среды обитания, т.е. взаимосвязь “строение-образ жизни”, а также знакомятся

с деталями во внешнем строении (у зверей шерсть на мордочке короче, на

спине и животе длиннее; перья у птиц длиннее на крыльях и животе). В

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.