на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Значение художественной литературы в становлении личности школьников

Значение художественной литературы в становлении личности школьников

Содержание

Введение стр.

2

Глава I. Книга и чтение в жизни старшеклассника стр.

5

Глава II. Общее значение восприятия и анализа художественных

произведений в процессе становления личности подростка

стр.18

Глава III. Некоторые отдельные аспекты восприятия

подростками литературных произведений

стр.42

3.1 Отношение подростков к литературным героям

стр.42

3.2 Восприятие описания переживаний литературных героев стр.48

3.3 Восприятие описания мыслей литературных персонажей стр.50

3.4 Осознание и переживание отношений

между литературными персонажами стр.52

Заключение

стр.57

Библиографический список

стр.59

Введение

Сегодня в России живет около 40 миллионов детей в возрасте до 18 лет,

что составляет почти 27% от общей численности населения. В какой-то мере

они являются заложниками проводимых социально-экономических реформ и

особенно страдают в ситуации переходного периода, поскольку относятся к

наиболее уязвимым в социальном отношении слоям населения. Большинство детей

в наши дни имеют отклонения в состоянии здоровья или больны, увеличивается

число подростков, употребляющих наркотики и алкоголь, растет подростковая

преступность. Одна из причин последней - падение духовности, исчезновение

четких нравственных ориентиров.

Дети лишены права голоса, они нуждаются в защите своих прав и

интересов. Именно потому международное сообщество выработало новый взгляд

на положение детей в мире, согласно которому интересы детства признаются

приоритетными. В Конвенции ООН о правах ребенка (1989 г.) говорится о праве

детей на культурное развитие, получение образования и информации.

Нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей и

подростков напрямую связано с получаемой ими духовной пищей. Огромную роль

в социализации личности играют средства массовой информации и книга.

Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью

литературы, специально созданной для детей. Именно детская литература

питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели

поведения, являясь мощным средством духовного развития личности. В Хартии

читателя (1992 г.), - документе, с которым Международная ассоциация

издателей обращается к правительствам всех стран, подчеркивается, что

чтение - это всеобщее право. Особое внимание здесь уделяется ранней встрече

с книгой, доступу к книгам в школе и вне ее, поддержке и поощрению чтения.

С точки зрения осуществления прав читателя-ребенка рассмотрим, как

реализуются основные положения Конвенции и Хартии применительно к

современной социокультурной ситуации.

Одним из самых важных факторов, влияющих на детское чтение, является

доступ к книге, или "литературные ресурсы" среды. Чтобы интерес к чтению не

угас, процесс чтения необходимо поддерживать. Книги должны быть доступны

ребенку, а репертуар чтения широк и разнообразен.

В советском обществе чтение детей происходило в условиях всеобщего

дефицита, в том числе - на детскую литературу (спрос на нее в 80-е гг.

удовлетворялся в среднем на 30-35%). Это говорит о процессе "социальной

депривации" детей в 60-80-е годы при освоении ими литературной культуры. К

периоду "застоя" (70-80-е гг.) в сфере издания детской литературы

накопилось множество проблем. Общей была тенденция к снижению количества

названий при сохранении ежегодного увеличения среднего объема книг и

относительном постоянстве тиражей. Так, в середине 80-х годов показатель

разнообразия детских книг в СССР был в 3 раза ниже, чем в ФРГ, в 6 раз

ниже, чем во Франции, и примерно в 10 раз ниже, чем в Испании. В

хроническом дефиците оказались целые виды и жанры: научно-познавательная

литература, остросюжетная (особенно фантастика и приключения), энциклопедии

и справочники, пособия и руководства для досуговых занятий. Отсутствие же

научно-познавательной, справочной и энциклопедической литературы чревато

тем, что с детства у ребенка не формируется потребность в работе с книгой

как одним из основных источников информации в различных областях знания. К

перечню проблем можно добавить недостаточное издание лучшей современной

детской иностранной литературы, дефицит детской периодики и др.

Между тем ребенок как читатель имеет ярко выраженную специфику: в

отличие от взрослого он не может "отложить" чтение, так как в детстве

интересы быстро переключаются с одного на другое. Поэтому, если дети

вовремя не получают необходимые книги, то либо читают другие, либо вообще

перестают читать.

Коммерциализация книжного рынка по-разному сказалась на выпуске

детской литературы и картине детского чтения. Начало развития рыночных

отношений привело к ряду кризисных процессов, в частности к резному спаду

показателей издания детской литературы. В последние годы ее выпуск заметно

увеличивается, качество детских книг улучшается. Расширяется их тематика,

привлекательным становится оформление. Идет насыщение рынка детской

литературой, спрос на которую постепенно удовлетворяется. Вместе с тем

издание детской книги требует больших по сравнению с многими другими видами

литературы затрат, и детские книги дорожают, оказываются недоступными

населению. Экономические трудности и резкое снижение уровня жизни большей

части населения вызвали сокращение возможностей реализовать покупательские

потребности в книгах. Согласно данным опросов, часть населения

воздерживается от покупки книг, в том числе и детских.

Сегодня единственным пока бесплатным источником приобщения детей к

чтению остается библиотека. С удорожанием книг и периодики, с изменениями в

школьных программах, обусловленными реформой образования, а также с ростом

потребностей детей в разнообразной детской литературе и школьных учебниках,

ежегодно растет число юных читателей в библиотеках. В условиях постоянного

снижения финансирования и разрушения старой системы книгоснабжения (и

отсутствия ряда звеньев в выстраивающейся новой системе) ухудшилось

комплектование библиотек детской литературой. Таким образом, по-прежнему

сохраняется ситуация "книжного голода" для многих детей, лишенных

возможности реализовать свое право на чтение.

Глава I. Книга и чтение в жизни старшеклассника

В 1996 году Республиканской библиотекой для детей и юношества

(Удмуртия) было проведено исследование "Книга и чтение в жизни

старшеклассника". Основной его задачей была оценка свободного (досугового)

чтения старшеклассников с разных точек зрения по различным параметрам.

Предполагалось, что помимо возрастных психологических особенностей (интерес

к своему "Я"; ориентация на общение; наработка нравственного потенциала;

формирование жизненной перспективы), большое влияние на объем и качество

досугового чтения учащихся оказывает не школа, как некий коллективный

руководитель чтения, а перенасыщенность школьной программы дополнительным

чтением даже по предметам негуманитарного блока.

Вот некоторые итоги исследования, представляющие интерес не только для

библиотечных работников, но и для педагогов, психологов, родителей, и самих

школьников.

ОТНОШЕНИЕ К ЧТЕНИЮ

На вопрос "Любите ли вы читать?" положительно ответили 75%

респондентов. Читают только в силу необходимости 22% опрошенных, 3% -- не

читают вообще, предпочитая другие занятия.

СИСТЕМАТИЧНОСТЬ ЧТЕНИЯ

Систематическое чтение предполагает ежедневное обращение к книге,

относительно систематическое - чтение 1-2 раза в неделю. Для удобства

сравнения результаты исследований по данному пункту представлены в таблице,

для наглядности они же графически отражены в приводимой ниже столбчатой

диаграмме.

Следует отметить, что результаты исследования опровергли надежды

специалистов, что "нечтение" досуговой литературы может компенсироваться

чтением в помощь школе. По полученным данным, 67% респондентов обладают

навыком систематического или относительно систематического чтения и в

отношении свободного чтения, и в отношении чтения в помощь школе; только 2%

опрошенных, активно читая для досуга, не читают для школы. В то же время,

из 31% школьников, не читающих для досуга, только 14% (меньше половины!)

обращаются к книге в помощь школьной программе, а 17% не читают даже в силу

необходимости.

ТЕМАТИКА ЧТЕНИЯ

По прежнему первое место на шкале читательских интересов (опережая

следующие 2 позиции - историческую книгу и сентиментальный роман более чем

на 30%) стоит приключенческая книга, к которой можно отнести также

фантастику и детектив, опираясь на ряд общих характеристик: динамичность и

напряженность действия; загадочность и непредсказуемость сюжетных

поворотов; зачастую - отсутствие любовной интриги и морализирующего начала

и т.д.

Вверх по шкале значимости переместились такие темы, как история (с 7

места на 2), о сверстниках (с 10 - на 5), о жизни замечательных людей (с 13

- на 6). Стабильно высоким остался интерес к приключенческой литературе,

детективам, фантастике, книгам о любви; стабильно низким - к

профориентационной тематике. Снизился читательский интерес к литературе о

войне, об искусстве. Все эти изменения, очевидно, тесно связаны с

современной социокультурной ситуацией.

Старшеклассники крайне редко обращаются к литературе о профессиях. И

хотя эта тема занимает то же место, что и 15-20 лет назад, место это -

последнее, ситуация же в обществе резко изменилась. Причины: во-первых,

школьник стал намного раньше определять собственную жизненную перспективу и

более целенаправленно ее реализовывать (дополнительное обучение,

профилированные классы, курсы и т.д.); во-вторых, та литература

профориентационной тематики, которая имеется в библиотеках, безнадежно

устарела; в-третьих, сегодня появилось множество источников информации о

новых профессиях, с которыми, при крайне недостаточных подписке и

комплектовании, средняя библиотека конкурировать не в силах.

ЧТЕНИЕ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Научно-популярная литература в досуговом чтении старшеклассника

составляет заметно меньшую долю, чем художественная. Необходимо обратить

внимание на то, что научно-популярную книгу в свободном чтении НИКОГДА не

читает 39% опрошенных.

ПРИЧИНЫ ПАДЕНИЯ ОБЪЕМОВ ДОСУГОВОГО ЧТЕНИЯ

Только у 20% опрошенных достаточно времени на чтение "для души"

(интересно, что из них три четверти - 15% от общего числа респондентов,--

ответили на вопрос об отношении к чтению, что не любят читать).

Сегодня старшеклассник вынужден осваивать определенный объем

литературы, напрямую не предусмотренный школьной программой. Речь идет о

таких формах самостоятельной работы учеников, как рефераты, доклады,

семинары. Количество объемных самостоятельных работ, выполняемых учениками

в течении четверти, оценивается респондентами следующим образом. Учащиеся 8-

х классов выполняют каждый 5-6 таких работ, учащиеся 9-х классов - 7-8,

учащиеся 10-х - 9-10.

Школа влияет на расширение репертуара чтения старшего подростка самым

активным образом. Однако любви и тяги к книге такое чтение не прививает,

скорее наоборот - из-за больших нагрузок происходит неприятие, отторжение

чтения как такового, и, как следствие этого, исчезновение его из досуговой

сферы (недаром 25% опрошенных школьников практически не читают для досуга).

Падение интереса подростков и юношества к свободному чтению вызывает

беспокойство по ряду причин. Во-первых, обедняются эмоциональная и

интеллектуальная сферы развития школьника, что впоследствии может сказаться

на формировании шкалы оценок во всех аспектах взаимосвязи Личности с

окружающим миром. Во-вторых, при падении объемов свободного чтения и

сокращении времени, уделяемого ему, усиливается дисбаланс тематики

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.