Физическое воспитание в средних специальных учебных заведениях - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
Смоленский государственный институт физической культуры Реферат
Физическое воспитание в средних специальных учебных заведениях.
Выполнил: Даниленко А. И. Преподаватель: Молдовская И. О. Смоленск 2000 План: Физическое воспитание как предмет учебного плана. Теоретическая подготовка. Общая физическая подготовка.
Основы методики профессионально-прикладной физической подготовки. Средства профессионально-прикладной физической подготовки. Структура и методические основы профессионально-прикладной физической подготовки. Форма занятий на профессионально-прикладной физической подготовке. Учет успеваемости.
Основы методики воспитания физических качеств.
Основы методики физического воспитания. Характеристика возрастных особенностей учащихся.
Организация и проведение занятий. Организация учащихся на занятиях. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Подготовка квалифицированных рабочих в профессионально-технических учебных заведениях осуществляется по учебным планам, утверждаемым Государственным комитетом Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию. Учебный план—документ, определяющий состав учебных дисциплин, количество часов, отводимых на их изучение, а также систему прохождения дисциплин по годам обучения. Предусматриваемые учебными планами общеобразовательные и специальные дисциплины, в том числе и физическое воспитание, призваны обеспечить 'подготовку для народного хозяйства “всесторонне развитых, технически образованных и культурных молодых квалифицированных рабочих, владеющих профессиональным мастерством, отвечающим требованиям современного производства, научно-технического прогресса и перспективам их развития” (ст. 31 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании). Место и значение физического воспитания как учебного предмета определяются общесоциальными и профессионально-прикладными задачами. Организуя учебный процесс, руководители и преподаватели физического воспитания должны иметь ясное представление о направленности и задачах физического воспитания как обязательной учебной дисциплине 'в профессионально-технических учебных заведениях. Физическое воспитание—органическая составная часть общей системы обучения и воспитания, оно должно содействовать как общему, так и специальному развитию физических качеств учащихся в соответствии с требованиями осваиваемой профессии. Оздоровительные функции физического воспитания как предмета учебного плана определены Основами законодательства Союза ССР и Союзных республик о здравоохранении и Основами законодательства Союза ССР и Союзных республик о народном образовании. В этих документах охрана здоровья населения рассматривается как обязанность всех государственных органов, предприятий, учреждений и организаций. Законодательством Союза ССР и Союзных республик о народном образовании, постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1972 г. “О введении нового Всесоюзного физкультурного комплекса “Готов к труду и обороне СССР” определены общие социальные требования к физическому воспитанию как предмету учебного плана. В законодательстве о народном образовании отмечается, что одна из целей народного образования—подготовка физически здоровых людей, способных успешно трудиться в различных областях хозяйственного и социально-культурного строительства, активно участвовать в общественной и государственной деятельности, готовых беззаветно защищать социалистическую Родину. ЦК КПСС и Совет Министров СССР в связи с введением нового комплекса ГТО указали на необходимость улучшения профессиональной и военно-прикладной физической подготовки молодежи, более широкого применения средств 'физического воспитания в системе организации труда, отдыха и в воспитательной работе с молодежью. В профессионально-технических училищах обучаются юноши и девушки в возрасте 15—18 лет, который характеризуется поступательным развитием организма. В связи с этим важнейшая задача физического воспитания— содействовать правильному гармоническому развитию форм и функций растущего организма. Учебно-производственная деятельность учащихся часто связана с недостаточной двигательной активностью, что может привести к некоторому ослаблению функций сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем. Физическое воспитание призвано' обеспечить нормальный двигательный режим, сохранение здоровья и высокую работоспособность учащихся на протяжении всех лет обучения. Программа физического воспитания учащихся профессионально-технических училищ —государственный документ, определяющий объем знаний, умений и навыков, а также уровень физической подготовленности, которыми должны овладеть учащиеся за время обучения в училище. Основу ее содержания составляет III ступень Всесоюзного физкультурного комплекса ГТО“Сила и мужество”. Этой ступенью комплекса предусмотрено совершенствование физической подготовленности молодежи к повседневной трудовой деятельности и службе в Вооруженных Силах СССР. В соответствии с общесоциальными и профессиональными требованиями основными задачами физического воспитания учащихся профессионально-технических училищ являются: содействие гармоническому развитию растущего организма учащихся; организация двигательного режима, необходимого для сохранения и укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности; формирование специальных знаний, умений и жизненно необходимых двигательных навыков и физических качеств, обеспечивающих готовность учащихся к предстоящей трудовой деятельности и защите Родины; развитие необходимых для избранной профессии физических и психических качеств, двигательных навыков; спортивное совершенствование учащихся в избранном виде спорта; содействие формированию советского патриотизма, 'коллективизма, сознательной дисциплины, коммунистического отношения к труду, учебе, общественной собственности и других качеств советского человека; воспитание привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями и внедрение в быт учащихся массовых видов физической культуры и спорта; воспитание организаторских навыков с целью подготовки учащихся к общественной работе по физической культуре и спорту. В профессионально-технических училищах физическое воспитание осуществляется на протяжении всех лет обучения в режиме учебного дня и во внеучебное время. Предусмотренные плановые учебные занятия по физическому воспитанию составляют основу всей работы . по физическому воспитанию. От качества их проведения зависит успех работы по физическому воспитанию училища в целом. В программе по физическому воспитанию предусмотрены учебные занятия . последующим основным разделам: теоретическая подготовка; общая физическая . подготовка; профессионально-прикладная физическая подготовка. Кроете того, программой предусматривается организация занятий спортом во внеучебное время. Начальную 'военную подготовку, обучение по гражданской обороне и стрелковую подготовку по комплексу ГТО осуществляют преподаватели других специальных учебных дисциплин совместно с представителями общества ДОСААФ. Теоретическая подготовка. В процессе обучения учащиеся должны получить теоретические знания по таким вопросам: общие сведения о советском физкультурном движении и организации физического воспитания в государственной системе профессионально-технического образования; гигиенические основы физического воспитания; физическая культура в трудовой деятельности; теоретические знания по гимнастике, легкой атлетике, спортивным играм, плаванию. Общие сведения о советском физкультурном движении и организации физического воспитания в государственной системе профессионально-технического образования излагаются в темах“Физическая культура и спорт в СССР”, “Физическое воспитание в профессионально-техническом училище”. Эти темы раскрывают социальное значение и основные задачи массового физкультурного движения, выдвинутые Коммунистической партией и Советским правительством на современном этапе; организацию физического воспитания в СССР и в государственной системе профессионально-технического образования; общественное и государственное значение Всесоюзного физкультурного 'комплекса “Готов к труду и обороне СССР” — основы физического воспитания населения нашей страны; содержание единой Всесоюзной спортивной классификации; роль советских спортсменов в международных соревнованиях и борьбе за мир и дружбу между народами разных стран. Теоретические сведения о гигиенических основах физического воспитания раскрываются в темах“Личная и общественная гигиена”, “Гигиеническая гимнастика”. Знание гигиенических основ физического воспитания имеет важное значение для организации здорового образа жизни учащихся и внедрения физической культуры в их быт. Соблюдение правил личной гигиены, рационального режима учебы и отдыха, систематические занятия физическими упражнениями в быту — обязательное условие успешного решения задач физического воспитания, предусмотренных программой. Полученные знания необходимо закрепить на практических занятиях, увязать их с общими гигиеническими требованиями, 'предъявляемыми учащимся в учебной . и производственной деятельности. О физической культуре в трудовой деятельности рассказывается в теме “Производственная гимнастика”. Теоретические знания по этой теме необходимо сообщать применительно к особенностям будущей специальности учащихся и закреплять в процессе практических занятий, во время проведения вводной гимнастики и физкультурной паузы. Давая теоретические знания по отдельным видам общей физической подготовки, учащихся следует познакомить с основами техники различных видов спорта, профилактикой травматизма, с инвентарем и правилами ухода за ним. Теоретические знания вместе с практическими навыками по видам спорта должны содействовать спортивному совершенствованию в избранном виде спорта и внедрению физических упражнений в 'быт учащихся... Методы сообщения теоретических знаний (лекции, беседы, теоретические сведения в процессе занятий физическими упражнениями) устанавливаются руководителями физического воспитания. Общая физическая подготовка. Она составляет главное содержание занятий физическими упражнениями в профтехучилищах. Основными видами общей физической подготовки являются гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, плавание, туризм и спортивные игры. Надо иметь в виду, что занятия по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке и спортивным играм представляют собой единый процесс физического воспитания. Гимнастика — одно из основных средств общей физической подготовки, с помощью которого решается большой 'круг задач: формируется правильная осанка, совершенствуются координация движений, сила мышц, гибкость, вестибулярная устойчивость, мышечная чувствительность и др. Гимнастика — это целая школа движений. С помощью гимнастических упражнений обеспечивается специальная физическая подготовленность для успешного выполнения программных требований по легкой атлетике, лыжной подготовке и др. Гимнастика также играет большую роль в профессионально-прикладной физической подготовке учащихся. Вместе с тем занятия гимнастикой недостаточно влияют на органы кровообращения и дыхания, на функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Поэтому ее следует применять в сочетании с другими видами физических упражнений. Программа по гимнастике включает строевые и общеразвивающие упражнения (без предметов и с предметами, на гимнастической стенке и скамейке), упражнения в равновесии, лазании, упражнения спортивной гимнастики, элементы акробатики. Легкая атлетика имеет большие оздоровительное и прикладное значение, ее виды включены в комплекс ГТО. Легкая атлетика в учебной работе в ПТУ содействует более успешному выполнению учащимися требований программ по лыжной подготовке и плаванию, восполняет недостатки в разносторонней , физической подготовке по другим видам спорта и в первую очередь гимнастике и плаванию. Программа по легкой атлетике включает специальные подготовительные упражнения, ходьбу, бег на короткие и средние дистанции, прыжки в длину и высоту с разбега, толкание ядра, метание гранаты. Лыжная подготовка. В программе физического воспитания лыжной подготовке отводится значительное место. При ходьбе на лыжах вовлекается в работу весь двигательный аппарат, укрепляется мышечная система, особенно ног, плечевого пояса, туловища и брюшного пресса. Кроме того, развиваются выносливость, вестибулярная устойчивость, способность ориентироваться в пространстве, повышается закаленность организма. Лыжной подготовке способствуют предварительные занятия другими видами физической подготовки и в первую очередь гимнастикой и легкой атлетикой. При этом особое значение имеет развитие общей выносливости. Программа по лыжной подготовке включает в себя специальные подготовительные упражнения, строевые упражнения с лыжами и на лыжах, изучение техники лыжных ходов, подъемов, спусков, торможений и поворотов, сведения о материальной части и правилах ухода за лыжным инвентарем. / Спортивные игры. Среди различных средств физического воспитания учащихся профтехучилищ определенное место Нанимают спортивные игры. В программе предусмотрено занятие одной какой-либо спортивной игрой (баскетболом, волейболом, футболом, ручным мячом). Преподаватели могут сами выбрать спортивную игру, для культивирования которой в училище наиболее благоприятные условия. Спортивные игры развивают выносливость, быстроту и ловкость; повышают эмоциональность, способствуют привитию . интереса к физическим упражнениям, спорту; воспитывают чувство коллективизма, организованность, дисциплину, умение подчинить личные интересы интересам коллектива и другие качества. Спортивные игры имеют важное значение и для нормального досуга и активного отдыха, содействуют наиболее эффективному выполнению программных требований по другим основным разделам физического воспитания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|