на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Коррекционная направленность обучения и воспитания во вспомогательной школе - (реферат)
p>В разработке современной концепции образовательной и реабилитационной помощи умственно отсталым, необходимо вернуться к анализу тех документов, которые по прежнему продолжают регламентировать диагностику, отбор и комплектование специальных учреждений. В эти документы необходимо внести конкретные дополнения и изменения с учетом имеющихся рекомендаций ЮНЕСКО, Международной Ассоциации по научному изучению умственной отсталости, Закона об образовании. Кроме того необходима координация усилий научных коллективов, которые уже сегодня с разных позиций подошли к решению обозначенной проблемы.

Лаборатория содержания и методов обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта НИИ коррекционной педагогики РАО начала разрабатывать основные положения концепции, смысл которой определяется запросами современного общества в системе социум-личность. В проекте содержания концепции особое внимание будет уделено проблемам гуманного отношения государства и общества к ребенку с интеллектуальным дефектом, исключающей какие бы то ни было формы его социальной изоляции.

Чрезвычайно важна реализация подлинно научных критериев в области клинической диагностики и психолого-педагогического заключения не только в отношении умственной отсталости, но, прежде всего тех состояний, которые сегодня определяются как смежные с нею: ЗПР, ДЦП, тяжелая речевая патология, нарушения адаптивной и эмоциональной сферы.

Необходимо изменить условия и педагогическое содержание работы с детьми дошкольного возраста в детских домах, а так же с глубоко умственно отсталыми, поддающимися разнообразным формам коррекционного воздействия с целью правильного решения вопросов их социальной адаптации.

Наряду с разработкой концепции лаборатория содержания и методов обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта приступила к проектированию моделей, типов, структуры образовательно-коррекционных и реабилитационных учреждений для детей и подростков с умственной недостаточностью.

В качестве рабочих вариантов предлагаются следующие типы специальных учреждений:

Для глубоко отсталых лиц, неспособных к адаптации и обучению –лечебные учреждения, гарантирующие как государственные, так и частные формы обеспечения, социальную и правовую защиту.

Для лиц, способных к обучению и усвоению трудовых навыков и социально-адаптированных норм поведения, - школы (центры) коррекционного развития и поддержки.

ступень - психолого-педагогическое и клиническое изучение и дошкольная коррекция детей в возрасте от 3 до 7 лет. На этой ступени очень важным представляется психолого-педагогическое изучение динамики развития ребенка, включающее следующие этапы: предварительное (от 3 до 4 лет), повторное (4-6 лет), контрольное (7-8 лет), что потребует для каждого этапа разработки и подбора групповых и индивидуальных развивающих программ. Названная ступень важна и с точки зрения оказания практической помощи семье, если ребенок находится в учреждении неполный день;

ступень - этап начального обучения детей в возрасте от 8 до 11 лет (1-4 класс). Основные направления этого этапа обучения: оздоровительная, психическая и физическая коррекция, гигиеническое образование и воспитание, основы нравственно-этического поведения, занимательный (ручной) и самообслуживающий труд, эстетическое образование и воспитание, начальное обучение грамоте, счету; знакомство с живым миром, развитие связной коммуникативной речи, логопедическая коррекция;

III. ступень - образовательная (5-7 классы), от 12 до 15 лет. Эта ступень предполагает расширение цикла образовательных знаний из области родного языка и литературного чтения, природоведения и естествознания, географии и экологии, истории с элементами этнокультуры, физической культуры, гигиены подростка. Особое место должна занимать программа трудовой подготовки, ориентированная на ведение домашнего хозяйства с элементами практической химии и физики, формирование индивидуальных прикладных умений на основе профессионально-трудовых знаний. Программа коррекционного воспитания должна преемственно продолжать программу предыдущей с учетом возрастной динамики, включать спортивную подготовку, развитие творческой деятельности, практическое приобщение подростков к более высоким нормам и правилам этики и социального поведения.

IV. ступень - 9-10 классы. Программа образования должна включать элементы знаний о правовых, экономических, социальных, семейных отношениях, охране здоровья. Основным же содержанием должен стать производительный и индивидуальный труд, с реальным материальным результатом. Особенно важно, чтобы трудовая подготовка была ориентирована на региональную специфику с учетом индивидуальных возможностей учащихся, носила универсально–прикладной характер. После окончания школы (центра) выпускники должны получать соответствующий аттестат с сертификатом труда, в последнем должен содержаться перечень тех видов деятельности, которые они выполняют самостоятельно. В тех случаях, когда выпускник школы не может овладеть навыками производительного труда, вопросы его обеспечения должны решаться органами специальной защиты и опеки.

Данный проект типа школы более приемлем для региональных и промышленных городов, тогда как в маленьких городах, поселках, вероятно, целесообразнее создавать классы педагогической поддержки. На основе программ для основного типа школы, но обучение должно вестись дефектологом.

Кроме перечисленных моделей имеет смысл открывать в структуре базовой школы или при психолого–диагностических центрах наряду с государственными коммерческие группы с занятиями по адаптированным программам.

Привлекательна и модель школы с семейной формой обучения и воспитания. Работа в области коррекционного обучения и поддержки лиц с интеллектуальной недостаточностью требует взвешенных подходов, заинтересованного участия многих специалистов.

    3. Анализ прочитанной литературы.

Книга “Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе” / Под редакцией Г. М. Дульнева –М. , Педагогика, 1971/ сборник статей, в которых рассматриваются вопросы коррекции недостатков развития учащихся вспомогательных школ в конкретных видах учебной деятельности (трудовое обучение, география). Так же содержатся материалы о формировании личностных качеств учеников в связи с трудовым обучением. В работах Г. М. Дульнева и М. И. Кузьмицкой сделана одна из первых попыток определения подходов к проблеме формирования личностных качеств у умственно отсталых учеников.

В статье Г. М. Дульнева показано, что по мере возрастающего влияния обучения на умственное развитие учащихся происходят значительные сдвиги в соотношении между интеллектуальными и аффективными компонентами личности. Коррекционной задачей воспитания и обучения в отношении формирования личностных качеств учащегося является повышение регулирующей роли, интеллекта в поведении ученика в разных ситуациях, в разных видах его деятельности.

В этом направлении рассматривает М. И. Кузьмицкая проблему формирования у учащихся вспомогательных школ отношения к своей будущей трудовой специальности. Хорошо известно, что умственно отсталые ученики длительное время не могут правильно оценить своих возможностей в овладении той или иной специальностью. Даже у учащихся выпускного класса, если с ними не велась должная работа, сохраняется уровень притязаний, не соответствующий их возможностям. Подобные притязания у старшеклассников нередко мешают формирования должного отношения к простым, доступным им видам труда. Возникает конфликтная ситуация между реальной действительностью и нереальными притязаниями. Как показывает Кузьмицкая М. И. , при правильном, тактичном отношении к ученикам можно переключить их усилия и намерения на то, чтобы лучшее овладеть доступной им специальностью. В переключении усилии ученика особое значение приобретает осознание им социальной значимости тех простых видов труда, которые ему посильны. Таким образом, формирование у учащихся правильного понимания своих возможностей и должного отношения к доступным видам труда становится средством воспитания нравственных качеств учащихся.

“Коррекционно – развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей” (1983 г. ) – сборник научных трудов, посвящённый совершенствованию коррекционно –развивающей работы на уроках русского языка и чтения, наглядной геометрии, естествознания, а также вопросам психологического обоснования приёмов коррекции мышления, внимания и мотивирующей деятельности умственно отсталых детей. В сборнике “Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе”под редакцией Ж. И. Шиф (1972 г. ) содержатся исследования отражающие попытки психологов глубже изучить потенциальные возможности развития групп учеников, выявить некоторые особенности личности умственно отсталых подростков, а также обучаемости олигофренов дошкольного возраста.

В статье В. П. Петровой рассматривается, как учащиеся вспомогательной школы пользуются своим словарным запасом при написании сочинений. Автор показывает, что для корректирования недостатков нужно повышать и усиливать мотивационную сторону речи. Необходимо добиваться, чтобы учащиеся стремились сделать своё письменное сообщение понятным читателю, а для этого их надо обучать умению совмещать позицию и читающего, встать на его позицию, что трудно для олигофренов.

В статье Т. Н. Головиной рассматривается трудно – преодолимый дефект детей-олигофренов –нарушения их пространственной ориентации и пространственных представлений. Внимание автора привлекается к использованию увлекающих детей приёмов обучения рисованию, которые служат коррекции недостатков осмысления пространственных свойств предметов и их расположения.

В статье Б. И. Пинского рассматриваются трудности перехода от практических действий к“умственным”, облегчающим трудовую деятельность в новых условиях. Даётся анализ путей их формирования, подчёркивается роль социальных мотивов в повышении уровня выполнения трудовых заданий.

В работе Г. В. Цикото показаны особенности познавательной деятельности при группировке цветовых оттенков и выявлены затруднения дошкольников–олигофренов при организации ими своей деятельности. Обучаемость отсталых детей, воспитывающихся в специальном детском саду, доказывается их значительным развитием к старшему дошкольному возрасту. Разница в уровне выполнения задания разными детьми одного возраста оказалась очень значительной, что говорит о необходимости варьирования работы внутри каждой группы детского сада.

    4. Вывод

Исследования подтверждают значение общеобразовательного и трудового обучения в коррекции недостатков умственно отсталого ребёнка, ведущую роль коррекции в обеспечении развития умственно отсталых детей и подготовки их к жизни, труду. Конкретные методические пути использования процесса обучения в целях коррекции могут быть весьма разнообразными. Они зависят от объективного содержания учебного материала, от большей или меньшей возможности использования практических работ в учебном процессе и способов сочетания практических и словесных средств обучения. Конкретные методические пути коррекционно–развивающей работы избираются с учётом особенностей интеллектуальной и эмоционально– волевой сферы учащихся на том или ином этапе их обучения. Вместе с разнообразием конкретных методических путей в коррекционно – развивающей работе есть психолого-педагогические принципы: введение в содержание обучения разделов, которые предусматривают восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложного программного материала;

использование методов и приёмов обучения с ориентацией на “зону ближайшего развития”ребёнка, создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей;

коррекционная направленность учебно –воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности и речи ребёнка, преодоление индивидуальных недостатков развития;

определение оптимального содержания учебного материала и его отбор в соответствии с поставленными задачами.

    Список использованной литературы

Бтажнокова И. М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта. // Дефектология. – 1995г. - №5 – с. 30

Бтажнокова М. М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология. – 1994г. - №1 – с. 11 Власова Т. А. , Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – Москва, Просвещение, 1967г. Дефектология: Словарь-справочник. Под редакцией Б. П. Пузанова – Москва, Новая школа, 1996г. Екжанова Е. А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999г. - №6 – с. 25. Катаева А. А. , Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. - Москва, Просвещение, 1988, с. 39-140.

Козленко Н. А. Физическое воспитание в системе коррекционно – воспитательной работы вспомогательной школы. // Дефектология. – 1991г. - №2 – с. 33. Кожалиева Ч. Б. Особенности содержания образования у младших умственно отсталых учащихся школьного возраста. // Дефектология. – 1995г. - №1 – с. 42. Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. Под редакцией Г. М. Дульнева. – Москва, Педагогика, 1971г.

Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. Под редакцией Л. П. Носковой– Москва, Педагогика, 1989.

Коррекционно –развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей. Сборник научных трудов. – Москва, МГПИ имени В. И. Ленина. – 1983. Лапшин В. А. , Пузанов Б. П. Основы дефектологии – Москва, Просвещение, 1990. Маллер А. Р. , Цикото Г. В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. – Москва, Педагогика, 1988, с. 23-35. Маллер А. Р. Состояние и тенденции развивающего обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей. // Дефектология. – 1994г. - №3 – с. 28. Малофеев Н. Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной помощи детям с особыми проблемами. // Дефектология. – 1997г. - №6 – с. 3.

Мачихина В. Ф. Организационно – педагогические аспекты обучения и воспитания умственно отсталых детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. // Дефектология. – 1992г. №4 – с. 19 Образовательные стандарты для специальных школ: отвечаем на вопросы практиков. // Дефектология. – 1997г. - №4 – с. 43.

Положение о специальных общеобразовательных школах –интернатах (школах, классах) для детей с недостатками в физическом и умственном развитии. // Дефектология. – 1991 - №1 – с. 3.

Пинский Б. И. Коррекционно – воспитательное значение труда для психического развития. – Москва, Педагогика, 1985г. Плахова Н. С. Школа –предприятие: новые подходы к коррекционной работе с умственно отсталыми школьниками. // Дефектология. – 1995г. - №5 – с. 39.

Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. Под редакцией Ж. И. Шиф - Москва, Педагогика, 1972г.

Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника – Москва, Просвещение, 1979г. Тупаногов Б. К. Коррекционно –педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития. // Дефектология– 1994г. - №4 – с. 9.

Шевченко С. Г. Коррекционно – развивающее обучение: Организационно – педагогические аспекты. – Москва, Гуманитарный издательский центр Владос, 1999г. , с. 64-70, с. 75-87.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.