p>Используя карты атласа, назовите индийские народы: кечуа, аймара, гуарани, араваки и др.
Отметить на кк штриховкой территории, населенные индейцами
В каких природных условиях находятся территории, заселенные индейцаии? Чем это можно объяснить? В пределах каких государств живут индейцы? (Венесуэла, Бразилия, Перу, Боливия, Парагвай, Чили) Учащиеся делают сообщение о традициях, обычаях, положении индейских народов (5 мин. ) Вывод: коренные жители занимают незначительную часть материка. Кто остальные? – отметить на карте-схеме 2, 3 этап заселения Вывод: представители трех рас живут на материке сложный этнический состав (смешанные браки).
Схема: народы Южной Америки: индейцы – европейцы – негры метисы мулаты самбо
большинство населения говорит на испанском, португальском языках. Численность 280 млн человек ( 2001 г. ) 3 этап. Используя карту атласа – плотность населения выявить: Густонаселенные районы
Районы с низкой плотностью населения Указать причины Причины: - история заселения материка природные условия
4 этап: политическая карта Южной Америки. Рассмотреть карту политическую выделите большие по площади страны:
Бразилия (Бразилиа) Аргентина (Буэнос-Айрес) Венесуэла (Каракас) Самая маленькая страна – Сурина.
По положению на материке выделяют страны: Востока (равнины) Андские страны:
Колумбия (Богота) Эквадор (Кито) Перу (Лима) Боливия (Ла-Пас) Чили (Сантьяго) Не имеют выхода к морю: Боливия и Парагвай. 5 этап. Подписать на контурной карте страны, их столицы 6 этап. Подведение итогов. Ответить на вопросы: как шло заселение материка каков состав населения Южной Америки показать на карте государства Южной Америки 8 класс
Конспект урока по теме “Географическое положение России Разница во времени на территории России”
Цели урока:
Формировать знания о местном, поясном и декретном времени и понятие “часовые пояса”. Научить вычислять разницу во времени на территории России. Показать важное практическое значение знаний о вермени и умении его правильнео определять. Повторить: суточное врашение Земли. Причины смены дня и ночи, понятия о меридиане, умение определять геогр. долготу и расстояния в градусах между объектами Оборудование: глобус, фмз. карта мира, РФ, карта часовых поясов.
Ход урока
повторить положение России на карте мира, протяженность с запада на восток, сухопутные и морские границы во время устных ответов весь класс работает над заданием 2, 3 стр. 8 учебника. Наша страна имеет огромные размеры с запада на восток и когда в Москве день, то на Камчатке люди уже ложатся спать. “Вспомните причины смены дня и ночи. Что такое суточное вращение Земли? Какие доказательства суточного вращения Земли? В каком направлении вращается Земля? На разных меридианах в один и тот же момент бывает разное время суток. Пример: если на нулевом меридиане полдень, то в это эе время на 180-м – полночь, на 90-м в. д. вечер, а на 90 з. д. утро. Сутки начинаются одновременно на всем меридиане, каждый меридиан имеет свое местное время, которое зависит от географической долготы, чем восточнее меридиан, тем раньше на нем начинаются сутки. Местное время- одинаковое время суток на одном меридиане, зависит от географической долготы, одинаково вдоль всего меридиана от северного полюса до южного полюса. За 1 час Земля поворачивается на 15 град. (360 град. – 24 часа) 15 град – 1 час, 30 град – 2 часа 1 град – 4 мин. Местное время на большой территории использовать неудобно, поэтому по международному соглашению было введено поясное время. Поясное время –время в пределах одного часового пояса, оно равно местному времени срединного меридиана на каждого пояса. Вся земля разделена на 24 пояса (0 – 23) разница 15 град – 1 час. Впервые было введено в 1883 году в США, в СССР –1919 г. За нулевой часовой пояс принят тот, посередине которого проходит гринвичский меридиан (0 град...). от него счет ведут к востоку, к западу будет уменьшаться.
Выполнить задание 11 стр. 17 А) на 5 б) на 1
Начало новых суток 180 град. меридиан (12 час. пояс). от него на запад ведется счет каждый новые сутках на земном шаре. Поэтому первыми в нашей стране и в мире встречают новый год и каждый день жители Чукотки, затем Камчатки и т. д. 180 град. Меридиан –линия перемены дат по обе стороны от нее часы и минуты поясного времени совпадают, а календарные даты разнятся на сутки. Пересекая линию, мы попадаем из одного дня в другой. Например: на Камчатке 15 сентября, в США – 14 сентября. Или из США (Аляска) 12. 09 приплыла экспедиция на Чукотку – 13. 09. Границы часовых поясов строго по меридианам проводят только на море, на суше по государственным и административным границам, по рекам и т. д. Определение местного времени для различных пунктов
прочитать стр. 18 (1-й абз. ) выполнить зад. 13, 14
Задание: “Определить местное время во Владивостоке, если в Ленинграде полдень”
Приемы учебной работы:
определить по карте географическую долготу городов Санкт-Петербург – 31 в. д. , Владивосток 133 в. д. вычислить расстояние в градусах 133 – 31 = 102 град.
Вычислить разницу во времени (102 град. = 6 ч. 48 мин. )
Определить местное время во Владивостоке, если в Санкт-Петербурге полдень Владивосток находится восточнее С. Петербурга, поэтому сутки во Владивостоке начнутся раньше
12 ч. + 6 ч. 48 мин. = 18 ч. 48 мин = около 19 часов
Определить местное время в Минске, Твери, если в Петропавловске-Камчатском 21 ч.
П. К. 11 пояс Минск 2 пояс 21 ч. – 9 ч. = 12 ч. 157 гр. 30 мин – П. К. Минск 26 град. 157. 30 – 26 – 131 град 30 мин. 131. 30 : 15 = 9 час. 15 мин. 21 ч – 9 ч. 15 мин. = 12 час. 25 мин. Определение поясного времени Определить поясное время Магадана, если в Москве 6 ч. Приемы учебной работы:
по карте часовых поясов определить часовые пояса городов: Магадан 10, Москва 2-й. Определить на сколько часов различаются поясное время этих городов (10 ч. – 2 ч. – 8 ч. ) 6 ч. + 8 ч. = 14 ч. – поясное время Магадана
2 вариант: долгота Магадана 151 в. д. Москва – 35 в. д. 151 - 35 = 116 град. 116 град х 4 мин. = 464 : 60 = 8 ч. 23 мин. 6 ч. + 8 ч. 23 м. = 14 ч. 23 м. – местное время.
Декретное время – 1930 –на 1 час вперед по сравлению с поясным временем. Это было сделано в соответствии с декретом Совета Народных комиссаров. Летнее время – 1981 (30. 04) –последнее воскресенье марта стрелка переводится еще на 1 час вперед по сравнению с декретным временем, а последнее воскресенье сентября– обратно
9 класс
Конспект урока по теме: “Межотраслевые комплексы России и их география” .
Цели урока:
1) выявить роль и значение машиностроительный комплекса в хозяйстве 2) знать основные районы и крупные центры 3) уметь по картам и статистическим материалам составлять характеристику отдельных отраслей комплекса Средства обучения: физическая карта России, карта машиностроения, таблица Новые понятия:
состав машиностроения факторы размешения специализация –предметная –подетальная –технологическая кооперация сравнительный анализ тематической и экономической карт территориальная организация машиностроения Ход урока:
Межотраслевые комплексы различаются по выполняемым функциям, отраслевому составу, географии размещения.
Машиностроение ТЭК Метал. , хим, лесной АПК Научный Инфраструктурный План характеристики машиностроительный комплекса Тип и хозяйственное значение комплекса Структура комплекса, особенности и роль его составляющих Основные проблемы развития комплекса и пути их решения
Факторы размещения отраслей, образующих машиностроительный комплекс Территориальная структура и важнейшие районы сосредоточения производства Перспективы развития машиностроительного комплекса Машиностроительный комплекс – ТЭК – производство конструкционных материальв и химических веществ – АПК – инфрастр. (почему именно так? ) Роль, значение, проблемы и перспективы машиностроения России Машиностроительный комплекс – совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины. Определить роль: перечислить известные изделия машиностроения ни на одно мгновение нельзя представить себе хозяйство нашей страны без машиностроения. Любое предприятие и каждый из нас пользуется его продукцией. Экономическая мощь зависит от уровня развития машиностроения–дает средства труда: от слесарных инструментов до ЭВМ. НТП во всех отраслях народного хозяйства невозможен без развития машиностроения. Первое место по производству продукции. Половина занятых. 70 отраслей машиностроительной и металлообрабатывающей промышленностей, лидерство машиностроения (состав рис. 27). усл. 1 х 2 х 4 – темпы развития хозяйства страны 2 – машиностроение 4 - важнейшие его отрасли (электроника, приборостроение) В России не соблюдается – к началу 90-х годов 1 х 0, 98 х 1
усл. – взаимодействие с другими комплексами 40%о – горно-шахтное, обогатительное 70% - металлургич. 1/3 – ж/д подвижного состава Состав машиностроительный комплекса Отрасли машиностроительного комплекса Станкосроение Приборостроение Элекротехническая промышленность Радиоэлетроника вычислительнаятехника Энергетическое Металлургическое химическое Железнодорожн. Судостроение Автостроение Строительно-дорожное Транспорт С/х машиностроение Внутриотраслевые и межотраслевые связи
Технологический процесс стадии машиностроительного комплекса Сталь, чугун, цветные металлы
Заготовка деталей Литье, прокат Механическая обработка на станках Детали, узлы Сборка Готовые изделия Проблемы: (проанализировать таблицу) Общие проблемы роста машиностроения
а) низкие темпы роста самого машиностроения и его ведущих отраслей б) направление роста машиностроения 4/5 оборонное назначение рост в гражданский сектор в) колоссальные диспропорции в темпах роста отдельных отраслей (прирост некоторых видов продукции (комбайны)– мало товаров для населения – радио, бытовая аппаратура. г) низкие темпы обновления оборудования и выпускаемой продукции старые машины 60% - металлообрабатывающие станки старше 10 лет 50% кузнечно-прессовых машин обновление за 40-50 лет (нормально 7-8 лет). В США точное машиностроение - 2-3 года, планируют на однолетний. 30% продукции– освоенная 10 лет назад модернизация старой техники. Низкое качество производимых машин соответствие мировым стандартам. Мене 10% снижался отставание от мировых лидеров.
Россия отстает от США по уровню станков с ЧПУ на 5-7 лет Элементной базы электроники на 30 лет.
Качество – надежность производимой продукции непрочны (? ?? в 1. 5 – 2 раза ниже зарубежного) Миллиарды рублей на ремонт
Затраты ресурсов Закрепление: 1. Значение машиностроения Какие отрасли и сферы являются потребителями Продукцию каких отраслей использует машиностроение
Как должны соотноситься темпы развития машиностроения и народного хозяйства Какие отрасли машиностроения должны развиваться наиболее динамично
10 класс Конспект урока по теме “Религиозный состав населения мира” Цели урока:
Дать знания о географических аспектах религиозного состава населения мира Познакомить с новыми понятиями: “религиозные миграции”, “миссионерство” Продолжить формирование умения использовать текстовые и картографические источники при выявлении состава и особенностей размещения населения разного вероисповедания Формировать умение показывать в виде схемы знания, дифференцировав их после использования разных источников Определить значение религий в истории развития культуры человечества и их влияние на жизнь людей и хозяйство мира Средства обучения: учебник, атласы, карта религиозного состава населения мира, иллюстративный материал, аудио-кассеты с записями песнопений в храмах, видеокассеты с научно-популярными фильмами о религиях разных народов, видеомагнитофон и телевизор.
Ход урока
Вхождение в тему урока с использованием межпредметных связей. Вопросы для беседы с учащимися:
сем отличаются мировые и национальные религии? Зачем важно знать географию религий? Почему следует уважать чувства верующих людей?
Изучение нового материала: знакомство с образцовым экзаменационным рефератом “География мировых религий”: его планом, структурой, использованной литературой. Анализ карты учебника “География религий мира” (рис. 21, с. 50) Составление схемы на основе карты и текста учебника: Просмотр первой части телевизионного научно-популярного фильма “Путешествие, подсказанное Библией”.
Вопросы к учащимся
Из каких составных частей складывалась Библия – главная книга христиан? Почему Ветхий Завет называют книгой об истории человека на земле? Исторические корни религиозных верований
Сходство в верованиях разных народов Беседа по фильму
Краткие характеристики особенностей вероисповеданий христианского учения: беседа с учащимися с пояснениями и дополнениями учителя, с использование аудиозаписей, иллстраций. Обсуждение особенностей ритуалов, архитектуры культовых сооружений, музыкального сопровождения
Обсуждение реферата “География ислама” План реферата районы распространения “колыбель ислама”, время возникновения особенности ритуалов и архитектуры влияние ислама на жизнь верующих коран – священная книга Буддизм – краткая характеристика (сообщения учащихся) Просмотр фрагмента ТВ-ОРТ “Вокруг света” – “Тибет-ламаизм” Краткий обзор национальных религий (выступления учащихся)
Выводы. Задание на дом: пар. 12, звд. 4 с. 52, подготовить рефераты о влиянии религий на жизнь людей и хозяйство мира
Страницы: 1, 2
|