на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Методика преподавания языков программирования... - (реферат)
p>Таким образом, с помощью базового набора структур можно построить алгоритм любой степени сложности. Освоив принципы и средства структурной алгоритмизации, обучаемые должны уметь реа лизовывать их на конкретном языке программирования. Следователь но, основной концепцией в изучении ими любого языка программиро вания будет являться методика перевода основных базовых структур в конструкции изучаемого языка. Основу методического обеспечения в данном случае составляют таблицы перехода от алгоритмических конструкций к конструкциям языка программирования, которые позво ляют работать с языком пользователю, имеющему минимальный уровень подготовки, и значительно облегчают изучение языка.

     24. АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ БЕЙСИК - СИСТЕМЫ И ЕЕ
     2ПРИМЕНЕНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
     24. 1.  0  2 АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ БЕЙСИК - СИСТЕМЫ

Язык программирования Бейсик был создан в 1965 году для обу чения программированию студентов гуманитарных вузов. Его прямое назначение - решение математических и инженерных задач в режиме диалога "человек - компьютер".

Благодаря своей простоте и доступности, Бейсик вскоре расп ространился в качестве стандартного языка и получил широкое расп ространение среди пользователей микроЭВМ в математических и науч но - технических расчетах, а также в качестве средства для реали зации различных диалоговых программ. Сегодня Бейсик со всеми его реализациями - один из наиболее популярных языков программирова ния.

Версия Бейсик - системы, реализованная на БК-0011М, включает операторы, которые позволяют создавать программы по обработке текстовой информации, использовать этот язык для программирования систем управления технологическими установками, для создания иг ровых обучающих программ, математических расчетов различного ха рактера. Она позволяет использовать аппарат стандартных функций, которые заранее определены в системе. Это основные  1числовые 0, предназначенные для работы с числовыми величинами, и  1строковые 0, предназначенные для действий над строками символов, функциями. Кроме того, пользователь может сам задавать функции, используя математический аппарат и стандартные функции системы.

Язык Бейсик имеет богатые средства работы с компьютерной графикой, операторы управления экраном и звуком.

    Среди достоинств рассматриваемой Бейсик - системы следует

отметить встроенный редактор текстов, который организует весь ди алог пользователя с ПЭВМ в Бейсик - системе. Он позволяет:

    1) набирать и редактировать строки программы;
    2) исправлять ошибки во вводимой строке;
    3) редактировать содержимое буфера ввода;

4) вызывать и редактировать строки программы при помощи ко манд.

Бейсик - система осуществляет проверку операторов программы и вводимых данных и о каждой обнаруженной ошибке выводит соот ветствующие сообщение. Причем сообщение выдается сразу после об наружения ошибки и содержит код ошибки и номер строки, в которой она обнаружена, что позволяет значительно облегчить отладку прог рамм.

В силу перечисленных достоинств Бейсик - система может впол не успешно применяться в учебном процессе.

     24. 2. ПРИМЕНЕНИЕ БЕЙСИК - СИСТЕМЫ
     2В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

В последнее время, с внедрением в школы и учебные заведения достаточно мощных персональных компьютеров, Бейсик перестал быть основным средством программирования в руках преподавателя.

Некоторые преподаватели считают, что в обучении лучше ис пользовать Паскаль. В нем, по сравнению с Бейсиком, лучше соблю дена структурная линия программирования и более полно отражена структура типов данных. Однако Бейсик при всех этих своих недос татках обладает рядом достоинств: богатые средства работы с компьютерной графикой и возможности для реализации диалоговых программ. Благодаря этому, Бейсик - система представляет большой интерес для обучаемого, чем другие языки программирования.

Язык Бейсик позволяет использовать проблемную методику обу чения. В данном случае это означает, что с самого начала перед каждым учеником ставится задача: к концу изучения темы разрабо тать соответствующий программный продукт. Это должны быть ка кие-то практически полезные разработки. Например, кадры обучающей программы или реализации алгоритма выставления оценки контролиру ющей программы. При углубленном изучении программирования в стар ших классах это могут быть более сложные задачи. Например, тесто вые и контролирующие программы, а также обучающее программное обеспечение по различным предметам, которое может быть использо вано в рамках школьной программы.

Проблемная методика стимулирует учащихся к освоению предме та, проясняя его практическую значимость.

Компьютерные классы на базе БК-0011М работают в школах и других учебных заведениях уже несколько лет. За это время для них создан большой объем программного обеспечения, большая часть ко торого реализована в Бейсик - системе. Работая с ним, обучаемые наглядно представляют возможности изучаемого языка программирова ния.

Большим плюсом Бейсик - системы БК-0011М является и то, что при ее изучении и работе с ней можно руководствоваться большим количеством литературы и методическими разработками, что облегча ет задачу как преподавателю, так и обучаемым.

     2ВЫВОДЫ ПО РАЗДЕЛУ

Анализ возможностей Бейсик - системы показывает, что она достаточно проста и легко изучается, однако несмотря на свою простоту, предоставляет пользователю разнообразные средства рабо ты с компьютерной графикой и возможности для реализации диалого

вых программ. Это вызывает интерес у обучаемых и позволяет ис пользовать проблемную методику обучения. Кроме того, Бейсик систему можно использовать в качестве инструментального средства для разработки программного обеспечения для нужд школы. Следова тельно Бейсик - система может успешно применяться в учебном про цессе.

     25. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
     2ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание для самостоятельной работы по теме: "Программирова ние линейных, разветвляющихся и циклических процессов в языке Бейсик" преследует целью закрепление и контроль знаний по основам алгоритмизации и программирования.

Оно выполняется каждым учащимся индивидуально во внеурочное время.

В результате собеседования по проделанной работе учащемуся выставляется оценка, которая учитывается при выставлении итоговой оценки по теме.

     25. 1. РАЗРАБОТКА ВАРИАНТОВ ЗАДАНИЙ
     2НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ

Исходя из целей, задание на самостоятельную работу должно содержать задачи, предусматривающие использование для их решения линейных, разветвляющихся и циклических процессов.

На каждый тип базовых структур достаточно одной задачи, сле довательно, можно ограничится тремя задачами:

    1) программирование линейных процессов;
    2) программирование разветвляющихся процессов;
    3) программирование циклических процессов.

В качестве первой задачи может быть предложено вычисление значения функции типа:

     4(cos2x)(z+4y) 52
    А = --------------- 5.
     54
    При составлении подобных задач желательно использовать все
    стандартные функции языка программирования.

Примером второй задачи может служить следующая: "a, b, c, d - стороны четырехугольника, определить, является ли данный че тырехугольник параллелограмом".

    Решением данной задачи предусматривается проверка условий:
    а = с; в = d.

В качестве примера третьей задачи может быть вычисление зна чения функции вида:

     41
    В = --- + 3х + 2,
     52х
    где х 41 0 = 1, х 42 0 = 2, х 43 0 = 3.

Если количество учащихся небольшое (до двадцати человек), то каждый из них получает индивидуальное задание. При большом коли честве обучаемых можно сгруппировать однотипные задачи по вариан там, но при этом не должны встречаться одинаковые задачи. Варианты задач представлены в приложении 1.

В процессе решения задачи с применением ЭВМ можно выделить ряд этапов:

    1) вербальное описание задачи;
    2) математическая постановка задачи;
    3) алгоритмизация;
    4) программирование;
    5) отладка программы и решение задачи.

Подготовка задачи к вводу в ЭВМ включает в себя первые четы ре этапа. Но в задание на самостоятельную работу в основном выно сятся задачи, уже описанные в математической форме. Следователь но, обучаемые при выполнении задания сталкиваются с третьим и четвертым этапами решения задачи.

     25. 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ
     2ПО СТРУКТУРНОЙ АЛГОРИТМИЗАЦИИ

В методическое пособие по данному вопросу должна быть вклю чена таблица базового набора структур и рекомендации по ее ис пользованию.

Также, необходимо включить примеры перехода от математичес ких моделей к алгоритму по каждому типу задач. Разработанные ме тодические рекомендации представлены в приложении 2.

     25. 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ ДЛЯ ПЕРЕХОДА
     2ОТ АЛГОРИТМИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ К ЯЗЫКОВЫМ

Основные трудности у учащихся вызывает переход от алгоритми ческих конструкций к конструкциям языка Бейсик.

В методическом пособии для перехода от алгоритмических конс трукций к языковым могут быть включены таблицы перевода базового набора структур в конструкции языка и рекомендации по использова нию стандартных функций языка.

Данные методические рекомендации представлены в приложении 3.

     25. 4. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
     2ПРЕДЛАГАЕМОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Целью выполнения задания на самостоятельную подготовку явля ется получение навыков в самостоятельной разработке алгоритма и составление программы на языке высокого уровня (Бейсик).

Для достижения этой цели были разработаны варианты заданий, методическое пособие по структурной алгоритмизации и методическое

пособие для перехода от алгоритмических конструкций к языковым, которые представлены в приложениях 1, 2, 3 соответственно.

В приложении 4 представлена методика использования этого обеспечения.

     2ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Уровень развития современной компьютерной техники и ее прог раммного обеспечения занял новую качественную ступень. Анализ концепций современной информатики и новых информационных техноло гий, проведенный в ходе работы, показывает, что по мере распрост ранения компьютерной техники вся совокупность взаимодействующих с ней людей все более четко разделяются на две большие группы: 1) системные и прикладные программисты;

    2) широкий круг пользователей.

Таким образом, для значительного большинства людей, исполь зующих ЭВМ в своей работе, знакомство с конкретными системами программирования в принципе не обязательно.

Базовый школьный курс информатики ориентируется в основном на изучение прикладного программного обеспечения и средств КИТ. Однако алгоритмизация и программирование занимают в нем важное место, т. к. приемы работы со средствами КИТ рассматриваются как алгоритмы, строящиеся в рамках соответствующей системы команд. Из рассмотренных в ходе работы подходов к преподаванию прог раммирования наиболее выгодным для такого курса является препода вание структурного программирования как теоретической дисциплины с использованием инструментального средства - языка программиро вания высокого уровня. Этот подход позволяет сформировать у обу чаемых как раз тот необходимый алгоритмический стиль мышления, являющийся основой при изучении не только информатики, но и дру гих технических дисциплин.

В качестве инструментального средства может быть использован один из процедурных языков высокого уровня. Желательно, чтобы это был Паскаль или Бейсик, т. к. эти языки первоначально разрабатыва лись для учебных целей.

Однако во многих случаях выбор языка программирования опре деляется наличием технических средств. В данном случае, ориенти руясь на класс БК-0011М, целесообразно использовать Бейсик - сис тему, реализованную на этих машинах.

Анализ возможностей Бейсик - системы показывает, что она ус пешно может применятся в учебном процессе.

При изучении любого процедурного языка программирования обу чаемые часто сталкиваются с трудностями перехода от алгоритмичес ких конструкций к конструкциям языка. В ходе работы, в качестве методического обеспечения по данному вопросу, были разработаны таблицы перевода алгоритмических конструкций в конструкции языка Бейсик.

Одной из форм контроля знаний и навыков обучаемых по работе с Бейсик - системой является домашнее задание. В ходе работы были разработаны методические рекомендации по его выполнению на раз личных этапах и образец отчета.

Таким образом, можно сделать вывод, что цели, поставленные в задании на дипломную работу достигнуты. Результаты дипломной ра боты можно использовать при обучении программированию как в базо вой, так и в высшей школе, например, в рамках курса "Алгоритмиза ция и программирование", изучаемого в ВВУЗах.

    курсант А. Беляев
     2ПЕРМСКОЕ ВЫСШЕЕ ВОЕННОЕ КОМАНДНО-ИНЖЕНЕРНОЕ
     2КРАСНОЗНАМЕННОЕ УЧИЛИЩЕ РАКЕТНЫХ ВОЙСК
     2им. МАРШАЛА СОВЕТСКОГО СОЮЗА В. И. ЧУЙКОВА
    "УТВЕРЖДАЮ" Кафедра № 35 Начальник кафедры
    полковник А. Дерябин
    "......"................ 1997 г.
     2ЗАДАНИЕ
     2НА ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
    Курсанту Беляеву Александру Владимировичу
     2ТЕМА ПРОЕКТА:
     2Методика преподавания языков программирования
     2высокого уровня с детальной разработкой
     2учебно-методического обеспечения
     2для самостоятельной работы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.