p>С помощью химического языка и номенклатуры, учащиеся излагают свои знания о составе, химических свойствах и применении веществ, объясняют реакции с точки зрения теории строения вещества. В процессе обучения химии, должен быть достигнут свободный переход учащихся от химического языка к химическим терминам, общенаучным словам и предложениям, от них к самостоятельной постановке эксперимента, т. е. к практическим действиям. Таким образом, роль химического языка в овладении школьниками химическими знаниями, умением и навыками чрезвычайно велика. В процессе последовательного овладения предметом, химический язык совершенствуется в тесной связи с развитием теоретических знаний, с накоплением химических фактов и усложнением химических понятий. Для успешного формирования химического языка необходимо внедрять в школьную практику проблемные и игровые ситуации, элементы занимательности и исторические сведения, а главное дидактические средства обучения, в частности– фланеле, магнитографию и химический эксперимент. Примеры практических заданий по формированию химического языка. Проанализируйте содержание первой главы учебника [1], выпишите новые химические понятия и дайте им определения. Из главы “Первоначальные химические понятия”[1], выпишите предлагаемые в ней символы химических элементов и дайте им названия. В терминологический словарь выпишите формируемые в главе I [1] термины, дайте им характеристику. Из перечисленных химических знаков выписать символы элементов, относящихся к металлам и дать им названия:
К, Н, Na, O, Cu, N, Fe, S, Ln.
Из перечисленных химических знаков элементов выписать символы элементов – неметаллов и назвать их:
C, Mg, Br, Ag, Cu, P, Al.
По названию химического элемента напишите его химический символ: Никель, Фосфор, Кальций, Литий, Гелий, Магний, Хлор, Барий, Углерод.
Какова количественная характеристика элементов: Кислород, Калий, Сера, Углерод, Фтор, Барий, Фосфор ? Расшифруйте, что означает следующая запись: 4H, 4H2, H2, O, 5O, O2, 5O2 ?
9. Напишите: пять атомов азота; пять молекул азота; три атома хлора; пять молекул хлора.
Работа с химической формулой. Качественная характеристика. Рассмотрим на примере оксида фосфора (V). 1. Эмпирическая формула - P2O5 Вещество состоит из элементов: фосфора и кислорода.
Относится к классу оксидов, так как отвечает определению оксидов: Оксиды –это сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород, проявляющий степень окисления– 2. Данный оксид относится к классу кислотных оксидов, так как ему соответствует ортофосфорная кислота:
P2O5 - H3PO4 Количественная характеристика.
1. Молекула P2O5 состоит из двух атомов фосфора и пяти атомов кислорода. Определим относительную молекулярную массу оксида:
Mr(P2O5) = 2Ar(P) + 5Ar(O) = 2. 31 + 5. 16 = 142 Молярная масса оксида фосфора (V) M(P2O5) = 142 г/моль.
Определим массовые доли элементов в P2O5, используя следующую формулу: n . Ar(Э)
W(Э) = ѕѕѕѕѕѕѕ , где Mr (вещества) W – массовая доля элемента n - число атомов элемента Ar – относительная атомная масса элемента Мr – относительная молекулярная масса вещества.
а) определим относительную молекулярную массу вещества (см. выше)
Mr(P2O5) = 142 б) расчет массовой доли фосфора: n(P) Ч Ar(P) 2 Ч 31
W(P) = ѕѕѕѕѕѕ ; W(P) = ѕѕѕ = 0, 4366 или (в долях единицы) 43, 66 % Mr(P2O5) 142
в) расчет массовой доли кислорода: n(O) Ч Ar(O) 5Ч16 W(O) = ѕѕѕѕѕѕѕ ; W(O) = ѕѕѕ = 0, 5634 или 56, 34 % Mr(P2O5) 142 W(O) можно определить и следующим образом : W(O) = 100% - W(P) = 100% - 43, 66% = 56, 34%
5. Определение отношения моль атомов элементов по формуле P2O5 n(P) = 2 ; n(O) = 5; n(P): n(O) = 2: 5 .
6. Определение отношения масс элементов:
P2O5 m(P) = 2Ч31 = 62 ; m(O) = 5 Ч16 = 80 ; m(P): m(O) = 62: 80 , сократим на 2 m(P): m(O) = 31: 40 .
7. Определение валентности элементов по формуле P2O5
а) наименьшее общее кратное символов элементов, которые делятся на 2 и 5 равно 10. б) число 10 делим на величину индекса каждого элемента и получаем значение валентности элемента.
V II P2O5 ® P2O5 10 наименьшее общее кратное
8. На ряду с этим, по валентности можно составить формулу вещества. Например, в оксиде фосфора валентность фосфора равна трем, а кислорода двум.
III II P O
Находим наименьшее общее кратное – число, которое делиться на 3 и 2 –число 6. Это число (6) делим на соответствующие элементам значения валентностей и получаем соответствующие элементам индексы:
для фосфора 6: 3 = 2; для кислорода 6: 2 = 3 и составляем формулу вещества: P2O3 . Приведем примеры задач на расчет по формуле:
№1. Соединение некоторого элемента имеет формулу Э3О4 , а массовая доля элемента в нем 72, 4%. Установите элемент [6].
Методика решения: Дано: 1. Выразим массовую долю элемента: Э3О4n(Э) Ч Ar(Э) W(Э)= 72, 4%, W(Э) = ѕѕѕѕѕѕ ; или 0, 724 Mr(Э3О4)
Э - ? 2. Примем Ar(Э) = X, тогда Mr(Э3О4) = 3X + 4Ч16 = 3X + 64 .
3. Подставим принятые обозначения в формулу 3Ч X 0, 724 = ѕѕѕѕ ; находим Х 3ЧX + 64 2, 172 Ч Х + 46, 34 = 3 Ч Х ; 0, 828 Ч X = 46, 34 ; X= 56. Следовательно, Ar(Э) = 56; Элемент – железо.
№2. В результате обжига на воздухе 8, 0 г сульфида молибдена было получено 7, 2 г оксида молибдена (VI). Установите формулу исходного сульфида молибдена [7].
Методика решения:
Дано: 1. По закону сохранения массы веществ m(MoxSу) = 8, 0 г m(Mo) до реакции = m(Mo) после реакции след-но m(MoO3) = 7, 2 г n(Mo) до реакции = n(Mo) после реакции MoxSу - ? 2. Определим количество вещества оксида молибдена (VI)
m 7, 2 г n(MoO3) = ѕѕ = ѕѕѕѕѕ = 0, 05 моль M 144 г/моль 3. Определим количество вещества и массу молибдена n(Mo) = n(MoO3) = 0, 05 моль; m(Mo) = 0, 05 Ч 96 = 4, 8 г 4. Найдем массу серы и количество вещества серы m 3, 2
m(S) = m(MoxSу) – m(Mo) = 8, 0 – 4, 8 = 3, 2 г; n(S) = ѕѕ = ѕѕ = 0, 10 моль M 32
5. Найдем отношение количеств веществ молибдена и серы n(Mo) : n(S) = 0, 05: 0, 10 = 1: 2 Следовательно, формула сульфида молибдена: MoS2
№3. Определить массу водорода в (г), содержащегося в 3, 01 Ч 1024 молекул метана [8].
Методика решения: Дано: Для решения задачи необходимо последовательно
СH4 использовать следующие формулы: N(СH4) = 3, 01 Ч 1024 N m n = ѕѕ и n = ѕѕ ;
m(H) - ? NA M Находим количество вещества метана и водорода: N(СH4)
n(СH4) = ѕѕѕѕѕѕѕ ; где NA – постоянная Авогадро, равная 6, 02 Ч 1023 NA структурных единиц.
3, 01 Ч 1024 n(СH4) = ѕѕѕѕѕѕ = 5 моль 6, 02 Ч 1023 n(H) = 4n (СH4) = 4 Ч 5 = 20 моль атомов водорода Определим массу водорода в (г): m(H) = n(H) Ч M(H) = 20 Ч 1 = 20 г.
№4. Какова молекулярная формула углеводорода, содержащего 82, 5% углерода. Плотность паров по воздуху составляет 2 [9].
Методика решения: Дано: 1. По относительной плотности паров по воздуху
W(C) = 82, 5% расчитаем относительную молекулярную массу Dвозд = 2 углеводорода СхНу
Mr(СхНу) СхНу - ? Dвозд = ѕѕѕѕѕ ; Mr(возд) = 29 Mr(возд) Mr(СхНу) = 29 Ч 2 = 58 .
Используя формулу расчета массовой доли элемента, определим число атомов углерода: n(C) Ч Ar(C) X Ч 12 W(C) = ѕѕѕѕѕѕ ; n(C) = X ; 0, 825 = ѕѕѕ ; X = 4; n(C) = 4 Mr(СхНу) 58 Определим массовую долю элемента водорода и число его атомов:
W(H) = 100% - W(C) = 100 – 82, 5 = 17, 5%
n(H) Ч Ar(H) Y Ч 1 W(H) = ѕѕѕѕѕѕ ; n(H) = Y ; 0, 175 = ѕѕѕ ; Y = 10; n(H) = 10 Mr(СхНу) 58
Следовательно, формула углеводорода: С4H10 - бутан.
№5. Установите формулу кристаллогидрата MnCl2, если известно, что при его обезвоживании массовая доля сухого остатка составила 63, 63% от массы кристаллогидрата [10].
Методика решения: Дано: 1. Процесс обезвоживания кристаллогидрата
MnCl2 Ч Х H2O можно выразить следующей схемой: W(MnCl2) = 63, 63% t° MnCl2 Ч Х H2O ® MnCl2 + Х H2O
MnCl2 Ч Х H2O - ?
Сухой остаток составит безводная соль MnCl2 , массовая доля которого 63, 63%.
Выразим величину массовой доли сухого остатка: Mr(MnCl2) W(MnCl2) = ѕѕѕѕѕѕѕѕѕ ; Mr(MnCl2 Ч Х H2O)
Рассчитаем относительные молекулярные массы безводной и водной солей:
Mr(MnCl2) = 55 + 2 Ч 35, 5 = 126 Mr(MnCl2 Ч Х H2O) = 126 + 18X
Подставим, найденные величины в формулу массовой доли и определим значение Х:
126
0, 6363 = ѕѕѕѕѕ ; 80, 17 + 11, 45 X = 126; 11, 45 X = 45, 83; X = 4 . 126 + 18 Х
Следовательно, формула кристаллогидрата: MnCl2 Ч 4H2O
№6. Массовая доля серебра в соли предельной одноосновной органической кислоты составляет 70, 59%. Написать молекулярную формулу кислоты, если известно, что она состоит из углерода, водорода и кислорода [11].
Методика решения: Дано: Общая формула соли предельной одноосновной орга W(Ag) = 70, 59% нической кислоты имеет следующий вид: C n H2n+1 COOH - ? C n H2n+1 COOAg Выразим массовую долю серебра в общем виде: n(Ag) Ч Ar(Ag) W(Ag) = ѕѕѕѕѕѕѕѕѕѕ ; Mr(C n H2n+1 COOAg)
По формуле рассчитаем относительную молекулярную массу соли: Mr(C n H2n+1 COOAg) = 12n + 2n + 1 +12 + 2 Ч 16 + 108 = 14n + 153 .
Сведем данные в формулу массовой доли: 1 Ч 108 0, 7059 = ѕѕѕѕѕ ; 9, 88n + 108 = 108; n=0 14n + 153
Следовательно: 14n – превращается в 0 и форму соли HCOOAg, а формула кислоты HCOOH . Часть 2. Место эксперимента и его роль в развитии мышления школьников. Одним из важнейших словесно – наглядных и словесно – наглядно –практических методов обучения является химический эксперимент. Он играет особую роль в обучении химии. Химический эксперимент знакомит учащихся не только с самими явлениями, но и методами химической науки. Он помогает вызвать интерес к предмету, научить наблюдать процессы, освоить приемы работы, сформировать практические навыки и умения. Следует отметить, что проблема химического эксперимента в методике обстоятельно исследована. Большой вклад в нее внесли такие ученые как В. Н. Верховский, В. В. Фельдт, К. Я. Парменов, В. В. Левченко, В. С. Полосин, Д. М. Кирюшкин, Л. А. Цветков и другие. К. Я. Парменов[13] не только уделял внимание технике эксперимента, но и методике его включения в учебный процесс. Он отмечал, что при провидении демонстрационного эксперимента необходимо подготовить учащихся к наблюдению опыта и умело руководить этими наблюдениями. Особенно детально разработана эта проблема В. С. Полосиным [14, 15]. Он исследовал эффективность различных способов приложения химического эксперимента, разработал методику комплексного использования химического эксперимента в сочетании с другими средствами обучения. Химический эксперимент можно разделить на два вида: демонстрационный и ученический. Демонстрационный эксперимент относится к словесно– наглядным методам обучения. Демонстрационным называют эксперимент, который проводится в классе учителем, лаборантом или иногда одним из учащихся [16]. Демонстрационный эксперимент, проводится в соответствии с государственной программой по химии для средней школы, по каждой конкретной изучаемой теме курса.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|