на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Научные основы школьного курса химии. Методика изучения растворовВ - (диплом)
p>С помощью химического языка и номенклатуры, учащиеся излагают свои знания о составе, химических свойствах и применении веществ, объясняют реакции с точки зрения теории строения вещества. В процессе обучения химии, должен быть достигнут свободный переход учащихся от химического языка к химическим терминам, общенаучным словам и предложениям, от них к самостоятельной постановке эксперимента, т. е. к практическим действиям.

Таким образом, роль химического языка в овладении школьниками химическими знаниями, умением и навыками чрезвычайно велика. В процессе последовательного овладения предметом, химический язык совершенствуется в тесной связи с развитием теоретических знаний, с накоплением химических фактов и усложнением химических понятий.

Для успешного формирования химического языка необходимо внедрять в школьную практику проблемные и игровые ситуации, элементы занимательности и исторические сведения, а главное дидактические средства обучения, в частности– фланеле, магнитографию и химический эксперимент.

Примеры практических заданий по формированию химического языка.

Проанализируйте содержание первой главы учебника [1], выпишите новые химические понятия и дайте им определения.

Из главы “Первоначальные химические понятия”[1], выпишите предлагаемые в ней символы химических элементов и дайте им названия.

В терминологический словарь выпишите формируемые в главе I [1] термины, дайте им характеристику.

Из перечисленных химических знаков выписать символы элементов, относящихся к металлам и дать им названия:

    К, Н, Na, O, Cu, N, Fe, S, Ln.

Из перечисленных химических знаков элементов выписать символы элементов – неметаллов и назвать их:

    C, Mg, Br, Ag, Cu, P, Al.

По названию химического элемента напишите его химический символ:

Никель, Фосфор, Кальций, Литий, Гелий, Магний, Хлор, Барий, Углерод.

    Какова количественная характеристика элементов:
    Кислород, Калий, Сера, Углерод, Фтор, Барий, Фосфор ?
    Расшифруйте, что означает следующая запись:
    4H, 4H2, H2, O, 5O, O2, 5O2 ?

9. Напишите: пять атомов азота; пять молекул азота; три атома хлора; пять молекул хлора.

    Работа с химической формулой.
    Качественная характеристика.
    Рассмотрим на примере оксида фосфора (V).
    1. Эмпирическая формула - P2O5
    Вещество состоит из элементов: фосфора и кислорода.

Относится к классу оксидов, так как отвечает определению оксидов:

Оксиды –это сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород, проявляющий степень окисления– 2.

Данный оксид относится к классу кислотных оксидов, так как ему соответствует ортофосфорная кислота:

    P2O5 - H3PO4
    Количественная характеристика.

1. Молекула P2O5 состоит из двух атомов фосфора и пяти атомов кислорода. Определим относительную молекулярную массу оксида:

    Mr(P2O5) = 2Ar(P) + 5Ar(O) = 2. 31 + 5. 16 = 142
    Молярная масса оксида фосфора (V)
    M(P2O5) = 142 г/моль.

Определим массовые доли элементов в P2O5, используя следующую формулу: n . Ar(Э)

    W(Э) = ѕѕѕѕѕѕѕ , где
    Mr (вещества)
    W – массовая доля элемента
    n - число атомов элемента
    Ar – относительная атомная масса элемента
    Мr – относительная молекулярная масса вещества.

а) определим относительную молекулярную массу вещества (см. выше)

    Mr(P2O5) = 142
    б) расчет массовой доли фосфора:
    n(P) Ч Ar(P) 2 Ч 31

W(P) = ѕѕѕѕѕѕ ; W(P) = ѕѕѕ = 0, 4366 или (в долях единицы) 43, 66 % Mr(P2O5) 142

    в) расчет массовой доли кислорода:
    n(O) Ч Ar(O) 5Ч16
    W(O) = ѕѕѕѕѕѕѕ ; W(O) = ѕѕѕ = 0, 5634 или 56, 34 %
    Mr(P2O5) 142
    W(O) можно определить и следующим образом :
    W(O) = 100% - W(P) = 100% - 43, 66% = 56, 34%

5. Определение отношения моль атомов элементов по формуле P2O5 n(P) = 2 ; n(O) = 5; n(P): n(O) = 2: 5 .

    6. Определение отношения масс элементов:

P2O5 m(P) = 2Ч31 = 62 ; m(O) = 5 Ч16 = 80 ; m(P): m(O) = 62: 80 , сократим на 2 m(P): m(O) = 31: 40 .

    7. Определение валентности элементов по формуле P2O5

а) наименьшее общее кратное символов элементов, которые делятся на 2 и 5 равно 10.

б) число 10 делим на величину индекса каждого элемента и получаем значение валентности элемента.

    V II
    P2O5 ® P2O5
    10
    наименьшее общее
    кратное

8. На ряду с этим, по валентности можно составить формулу вещества. Например, в оксиде фосфора валентность фосфора равна трем, а кислорода двум.

    III II
    P O

Находим наименьшее общее кратное – число, которое делиться на 3 и 2 –число 6. Это число (6) делим на соответствующие элементам значения валентностей и получаем соответствующие элементам индексы:

    для фосфора 6: 3 = 2;
    для кислорода 6: 2 = 3
    и составляем формулу вещества: P2O3 .
    Приведем примеры задач на расчет по формуле:

№1. Соединение некоторого элемента имеет формулу Э3О4 , а массовая доля элемента в нем 72, 4%. Установите элемент [6].

    Методика решения:
    Дано: 1. Выразим массовую долю элемента: Э3О4n(Э) Ч Ar(Э)
    W(Э)= 72, 4%, W(Э) = ѕѕѕѕѕѕ ;
    или 0, 724 Mr(Э3О4)

Э - ? 2. Примем Ar(Э) = X, тогда Mr(Э3О4) = 3X + 4Ч16 = 3X + 64 .

    3. Подставим принятые обозначения в формулу
    3Ч X
    0, 724 = ѕѕѕѕ ; находим Х
    3ЧX + 64
    2, 172 Ч Х + 46, 34 = 3 Ч Х ; 0, 828 Ч X = 46, 34 ; X= 56.
    Следовательно, Ar(Э) = 56; Элемент – железо.

№2. В результате обжига на воздухе 8, 0 г сульфида молибдена было получено 7, 2 г оксида молибдена (VI). Установите формулу исходного сульфида молибдена [7].

    Методика решения:

Дано: 1. По закону сохранения массы веществ m(MoxSу) = 8, 0 г m(Mo) до реакции = m(Mo) после реакции след-но m(MoO3) = 7, 2 г n(Mo) до реакции = n(Mo) после реакции

MoxSу - ? 2. Определим количество вещества оксида молибдена (VI)

    m 7, 2 г
    n(MoO3) = ѕѕ = ѕѕѕѕѕ = 0, 05 моль
    M 144 г/моль
    3. Определим количество вещества и массу молибдена
    n(Mo) = n(MoO3) = 0, 05 моль; m(Mo) = 0, 05 Ч 96 = 4, 8 г
    4. Найдем массу серы и количество вещества серы
    m 3, 2

m(S) = m(MoxSу) – m(Mo) = 8, 0 – 4, 8 = 3, 2 г; n(S) = ѕѕ = ѕѕ = 0, 10 моль M 32

    5. Найдем отношение количеств веществ молибдена и серы
    n(Mo) : n(S) = 0, 05: 0, 10 = 1: 2
    Следовательно, формула сульфида молибдена: MoS2

№3. Определить массу водорода в (г), содержащегося в 3, 01 Ч 1024 молекул метана [8].

    Методика решения:
    Дано: Для решения задачи необходимо последовательно

СH4 использовать следующие формулы: N(СH4) = 3, 01 Ч 1024 N m n = ѕѕ и n = ѕѕ ;

    m(H) - ? NA M
    Находим количество вещества метана и водорода:
    N(СH4)

n(СH4) = ѕѕѕѕѕѕѕ ; где NA – постоянная Авогадро, равная 6, 02 Ч 1023 NA структурных единиц.

    3, 01 Ч 1024
    n(СH4) = ѕѕѕѕѕѕ = 5 моль
    6, 02 Ч 1023
    n(H) = 4n (СH4) = 4 Ч 5 = 20 моль атомов водорода
    Определим массу водорода в (г):
    m(H) = n(H) Ч M(H) = 20 Ч 1 = 20 г.

№4. Какова молекулярная формула углеводорода, содержащего 82, 5% углерода. Плотность паров по воздуху составляет 2 [9].

    Методика решения:
    Дано: 1. По относительной плотности паров по воздуху

W(C) = 82, 5% расчитаем относительную молекулярную массу Dвозд = 2 углеводорода СхНу

    Mr(СхНу)
    СхНу - ? Dвозд = ѕѕѕѕѕ ; Mr(возд) = 29 Mr(возд)
    Mr(СхНу) = 29 Ч 2 = 58 .

Используя формулу расчета массовой доли элемента, определим число атомов углерода:

n(C) Ч Ar(C) X Ч 12 W(C) = ѕѕѕѕѕѕ ; n(C) = X ; 0, 825 = ѕѕѕ ; X = 4; n(C) = 4 Mr(СхНу) 58

Определим массовую долю элемента водорода и число его атомов:

    W(H) = 100% - W(C) = 100 – 82, 5 = 17, 5%

n(H) Ч Ar(H) Y Ч 1 W(H) = ѕѕѕѕѕѕ ; n(H) = Y ; 0, 175 = ѕѕѕ ; Y = 10; n(H) = 10 Mr(СхНу) 58

    Следовательно, формула углеводорода: С4H10 - бутан.

№5. Установите формулу кристаллогидрата MnCl2, если известно, что при его обезвоживании массовая доля сухого остатка составила 63, 63% от массы кристаллогидрата [10].

    Методика решения:
    Дано: 1. Процесс обезвоживания кристаллогидрата

MnCl2 Ч Х H2O можно выразить следующей схемой: W(MnCl2) = 63, 63% t° MnCl2 Ч Х H2O ® MnCl2 + Х H2O

    MnCl2 Ч Х H2O - ?

Сухой остаток составит безводная соль MnCl2 , массовая доля которого 63, 63%.

    Выразим величину массовой доли сухого остатка:
    Mr(MnCl2)
    W(MnCl2) = ѕѕѕѕѕѕѕѕѕ ;
    Mr(MnCl2 Ч Х H2O)

Рассчитаем относительные молекулярные массы безводной и водной солей:

    Mr(MnCl2) = 55 + 2 Ч 35, 5 = 126
    Mr(MnCl2 Ч Х H2O) = 126 + 18X

Подставим, найденные величины в формулу массовой доли и определим значение Х:

    126

0, 6363 = ѕѕѕѕѕ ; 80, 17 + 11, 45 X = 126; 11, 45 X = 45, 83; X = 4 . 126 + 18 Х

    Следовательно, формула кристаллогидрата: MnCl2 Ч 4H2O

№6. Массовая доля серебра в соли предельной одноосновной органической кислоты составляет 70, 59%. Написать молекулярную формулу кислоты, если известно, что она состоит из углерода, водорода и кислорода [11].

    Методика решения:
    Дано: Общая формула соли предельной одноосновной орга
    W(Ag) = 70, 59% нической кислоты имеет следующий вид:
    C n H2n+1 COOH - ? C n H2n+1 COOAg
    Выразим массовую долю серебра в общем виде:
    n(Ag) Ч Ar(Ag)
    W(Ag) = ѕѕѕѕѕѕѕѕѕѕ ;
    Mr(C n H2n+1 COOAg)

По формуле рассчитаем относительную молекулярную массу соли:

Mr(C n H2n+1 COOAg) = 12n + 2n + 1 +12 + 2 Ч 16 + 108 = 14n + 153 .

    Сведем данные в формулу массовой доли:
    1 Ч 108
    0, 7059 = ѕѕѕѕѕ ; 9, 88n + 108 = 108; n=0
    14n + 153

Следовательно: 14n – превращается в 0 и форму соли HCOOAg, а формула кислоты HCOOH .

Часть 2. Место эксперимента и его роль в развитии мышления школьников.

Одним из важнейших словесно – наглядных и словесно – наглядно –практических методов обучения является химический эксперимент. Он играет особую роль в обучении химии. Химический эксперимент знакомит учащихся не только с самими явлениями, но и методами химической науки. Он помогает вызвать интерес к предмету, научить наблюдать процессы, освоить приемы работы, сформировать практические навыки и умения.

Следует отметить, что проблема химического эксперимента в методике обстоятельно исследована. Большой вклад в нее внесли такие ученые как В. Н. Верховский, В. В. Фельдт, К. Я. Парменов, В. В. Левченко, В. С. Полосин, Д. М. Кирюшкин, Л. А. Цветков и другие.

К. Я. Парменов[13] не только уделял внимание технике эксперимента, но и методике его включения в учебный процесс. Он отмечал, что при провидении демонстрационного эксперимента необходимо подготовить учащихся к наблюдению опыта и умело руководить этими наблюдениями. Особенно детально разработана эта проблема В. С. Полосиным [14, 15]. Он исследовал эффективность различных способов приложения химического эксперимента, разработал методику комплексного использования химического эксперимента в сочетании с другими средствами обучения.

Химический эксперимент можно разделить на два вида: демонстрационный и ученический. Демонстрационный эксперимент относится к словесно– наглядным методам обучения. Демонстрационным называют эксперимент, который проводится в классе учителем, лаборантом или иногда одним из учащихся [16].

Демонстрационный эксперимент, проводится в соответствии с государственной программой по химии для средней школы, по каждой конкретной изучаемой теме курса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.