на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Нравственное воспитание в условиях формирования учебной деятельности - (диплом)
p>Одна из основных тем хрестоматии Ибрая Алтынсарына –призыв к знанию. Она открывается “Посвящением”, в которой воспевается наука, сила знания и их значение в материальной и духовной жизни человека. Таким образом, по Ибраю Алтынсарыну, основу нравственности составляет образование и воспитание: “Только постоянная забота и нравственное воспитание формирует в ребенке самые лучшие нравственные качества”, “хорошо воспитанный ребенок впоследствии остается добропорядочным человеком”.

Главными средствами нравственного воспитания является труд, и пример родителей – утверждает Ибрай Алтынсарын “Воспитание трудолюбия у детей – главное средство борьбы против тунеядства и лени”. В воспитании каких качеств видит Ибрай Алтынсарын содержание нравственного воспитания? Это– патриотизм, гуманизм, честность, скромность, справедливость, ответственность. Абай Кунанбаев не писал специальных психолого-педагогических трудов, не занимался профессорско-педагогической деятельностью, но почти все его произведения пронизаны дидактическими и нравственно–эстетическими назиданиями, опирающиеся на интересы, нравственные идеалы и мудрость трудового народа.

Исключительное значение в моральной переделке личности Абай предает воспитанию: “Если бы в моих руках была власть, я бы отрезал язык всякому, кто говорит, что человек неисправим”.

Высокие понятия чести, добра, человеческого достоинства, жившие веками в народе Абай обогащал своими пони маниями долга и ответственности за все, что происходит вокруг него.

Труд и просвещение народа, по мнению Абая, - это средства достижения нравственного идеала.

Таким образом, можно с полным правом утверждать, что провозглашаемые в прошлом столетии Чоканом Валихановым, Ибраем Алтынсариным, Абаем Кунанбаевым моральные нормы, осуждающие с одной стороны подлость, нечестность, распутство, безволие, лень, злобу, и с другой стороны–возвышающие любовь к труду, самоотверженную борьбу за интересы народа, честность, справедливость, ответственность, упорство в изучении науки, их высшие этические идеалы не только не утратили своего значения в наше время, а приобрели новую силу звучания и требуют самого пристального изучения и овладения, прежде всего учащимися.

Магжан Жумабаев –поэт, прозаик, переводчик, педагог, все свое творчество пронизывал мыслями о счастье своего народа.

Проблемам воспитания и обучения посвящено большое количество публикаций, ряд учебников и пособий “Родной язык в начальной школе”, “Обучение грамоте”. Главная тема Педагогики Жумабаева – “превыше всего интересы человека и человечества”. Целью нравственного воспитания Жумабаев считает формирование нравственно-ориентированного мышления у ребенка, нравственного поведения и деятельности.

“Ребенок, - пишет педагог, - совершает плохой поступок от неспособности сделать нравственный выбор, представления последствий того, что он сделает, ибо решение этих задач требует от него определенных усилий воли, наличия нравственных принципов и моральных убеждений”.

Жумабаев утверждал принцип воспитания в обучении. Он глубоко убежден в том, что “образование только тогда имеет ценность, когда благотворно воздействует на учеников”.

Таким образом, в учении педагог раскрывает истоки нравственного воспитания, его содержание, принципы, цель и задачи. Цель нравственного воспитания– в формировании целостно – ориентированной личности, нравственного поведения и деятельности. Факторами нравственного воспитания считает:

    * Морально – психический климат семьи;
    * Влияние друзей;
    *воздействие педагогов.
    Выводы по первой главе.

Анализ психолого-педагогической литературы и личное наблюдение во время прохождения педагогической практики показывает, что учебная деятельность значима на всех возрастных этапах, особенно в младшем школьном возрасте, так как в данном периоде начинает формироваться учебная деятельность. В процессе, в котором вырабатываются такие качества личности как организованность, ответственность, самостоятельность, активность, дисциплинированность. Нами отмечается, что наиболее значительные специальные исследования некоторых аспектов формирования нравственного воспитания принадлежат: Н. И. Болдыреву, Л. А. Матвеевой, А. А. Калюжному, а также значительное внимание нравственному воспитанию детей уделяли казахские педагоги и писатели, такие как Чокан Валиханов, Ибрай Алтынсарын, Абай Кунанбаев, Макжан Жумабаев, и другие. Важным является понимание того, что нравственное воспитание целесообразно осуществлять также в процессе формирования учебной деятельности. Так как, учебная деятельность, являясь в младшем школьном возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач. А нравственность предлагает не только выполнение каждым человеком моральных норм, но и активную борьбу против индивидуализма, эгоизма, несправедливости.

Одна из задач воспитания –правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающее отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностных ориентаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.

    Глава II. Материалы опытно –экспериментальной работы.

II. 1 Подготовка материалов контролирующего и формирующего эксперимента. Учебная деятельность значима на всех возрастных этапах, но особенно в младшем школьном возрасте, так как в данном школьном возрасте начинает формироваться учебная деятельность, а от уровня сформированности зависит успех всего обучения не только в начальном звене, но и в старших классах, поскольку учебная деятельность является ведущей, в процессе, который формирует основные новообразования, и психическое развитие ребенка идет интенсивно. Наша опытно-экспериментальная работа включает в себя 2 этапа: 1. Констатирующий эксперимент;

    2. Формирующий эксперимент.
    3. На каких уроках тебе приходится решать задачи?
    4. Для чего ты решаешь задачу?
    Ответы детей были сгруппированы по смыслу:
    1 вопрос:
    1 группа: не знают понятие “задача”,
    2 группа: поверхностное понимание “задачи”
    3 группа: знают что такое “задача”
    2 вопрос:
    1 группа: встречается только на уроках
    2 группа: встречается и вне школы
    3 вопрос:
    1 группа: только на уроках математики
    2 группа: на всех уроках
    4 вопрос:

1 группа: решают задачу только для того чтобы получить оценку 2 группа: решают задачу, чтобы найти ответ

    3 группа: не знают, для чего решают задачу.

задания предлагались в двух вторых и двух третьих классах. Один из вторых и третьих классов является контрольным, другой эксперимент. Эксперимент проводился в разных классах для того, чтобы определить, влияют ли возрастные особенности младших школьников на понимание учебной задачи, и деятельности вообще.

После подведения итогов по первому этапу эксперимента мы пришли к такому результату:

    №
    Характеристика ответов
    2 класс
    контрольные в %
    2 класс эксперимент %
    3 класс
    контрольные
    %
    3 класс
    эксперимент
    %
    1
    1
    2
    3
    84
    14
    2
    84
    12
    4
    82
    13
    5
    83
    12
    5
    2
    1
    2
    78
    22
    77
    23
    64
    36
    61
    39
    3
    1
    2
    92
    8
    96
    4
    87
    13
    83
    17
    4
    1
    2
    3
    21
    59
    20
    24
    64
    14
    19
    69
    12
    13
    76
    11

На втором этапе констатирующего эксперимента для выявления общего позитивного и негативного отношения и эмоционального настроя к анализу задачи, учащимся предлагались такие вопросы:

    Что такое анализ?
    Для чего анализируется задач?
    Нужен ли анализ вообще? Докажи.

Какие качества личности помогают правильно выполнить задание? На основе критериев определена сформированность учебной деятельности: полнота, целенаправленность, самостоятельность. Ответы детей можно сгруппировать по смыслу:

    Вопрос:
    1 группа: затрудняется в определение анализа.
    2 группа: поверхностное понимание анализа.
    Вопрос:
    1 группа: знают, для чего анализировать задачу.
    2 группа: не знают, для чего анализировать задачу.
    Вопрос:
    1 группа: анализ нужен, но доказать не смогли.
    2 группа: Анализ не нужен.
    № п/п
    Характер
    ответов
    2 класс.
    Контр. %
    2 класс.
    Эксперим. %
    3 класс.
    Контр. %
    3 класс.
    Эксперим. %
    1.
    1
    2
    64
    36
    63
    37
    57
    43
    55
    45
    2.
    1
    2
    27
    73
    23
    77
    28
    72
    31
    69
    3.
    1
    2
    91
    9
    94
    6
    98
    2
    98
    2
    4.
    1
    2
    11
    17
    8
    64
    21
    19
    6
    54
    33
    21
    2
    44
    31
    27
    42

Такой результат показал второй этап нашего констатирующего эксперимента. В третьем этапе нашего эксперимента детям предлагались вопросы нравственного характера:

    Какого человека называют добрым?
    Какого человека называют другом?
    Что значит, помочь кому –то?
    Что значит, заботиться о ком – то?
    Оценка результатов группировалась по принципу:
    неполный ответ;
    предлагает, но не верно;
    правильный и полный ответ.
    Правильными считались ответы:

Добрый –делает добро, не злой, дружит, помогает, заботится, жалеет, не обижает, ласковый.

Друг – товарищ, хорошо относится, спасает, выручает, верный. Помогать – делать за кого –то что –то, когда кому –то тяжело, когда много дел, когда попросят. Заботиться – помогать кому –то, кто меньше, когда кому –то плохо. После проведения опроса получили такие результаты:

    № п/п
    Крит.
    ответов
    2 класс
    контр. %
    2 класс
    эксперим. %
    3 класс
    контр. %
    3 класс
    эксперим. %
    1.
    1
    2
    3
    92
    2
    6
    94
    1
    5
    94
    6
    97
    3
    2.
    1
    2
    3
    94
    6
    96
    4
    92
    8
    92
    8
    3.
    1
    2
    3
    97
    3
    95
    5
    95
    1
    4
    96
    4
    4.
    1
    2
    3
    90
    4
    6
    92
    6
    2
    89
    2
    9
    90
    2
    8

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.