p>Одна из основных тем хрестоматии Ибрая Алтынсарына –призыв к знанию. Она открывается “Посвящением”, в которой воспевается наука, сила знания и их значение в материальной и духовной жизни человека. Таким образом, по Ибраю Алтынсарыну, основу нравственности составляет образование и воспитание: “Только постоянная забота и нравственное воспитание формирует в ребенке самые лучшие нравственные качества”, “хорошо воспитанный ребенок впоследствии остается добропорядочным человеком”. Главными средствами нравственного воспитания является труд, и пример родителей – утверждает Ибрай Алтынсарын “Воспитание трудолюбия у детей – главное средство борьбы против тунеядства и лени”. В воспитании каких качеств видит Ибрай Алтынсарын содержание нравственного воспитания? Это– патриотизм, гуманизм, честность, скромность, справедливость, ответственность. Абай Кунанбаев не писал специальных психолого-педагогических трудов, не занимался профессорско-педагогической деятельностью, но почти все его произведения пронизаны дидактическими и нравственно–эстетическими назиданиями, опирающиеся на интересы, нравственные идеалы и мудрость трудового народа. Исключительное значение в моральной переделке личности Абай предает воспитанию: “Если бы в моих руках была власть, я бы отрезал язык всякому, кто говорит, что человек неисправим”. Высокие понятия чести, добра, человеческого достоинства, жившие веками в народе Абай обогащал своими пони маниями долга и ответственности за все, что происходит вокруг него. Труд и просвещение народа, по мнению Абая, - это средства достижения нравственного идеала. Таким образом, можно с полным правом утверждать, что провозглашаемые в прошлом столетии Чоканом Валихановым, Ибраем Алтынсариным, Абаем Кунанбаевым моральные нормы, осуждающие с одной стороны подлость, нечестность, распутство, безволие, лень, злобу, и с другой стороны–возвышающие любовь к труду, самоотверженную борьбу за интересы народа, честность, справедливость, ответственность, упорство в изучении науки, их высшие этические идеалы не только не утратили своего значения в наше время, а приобрели новую силу звучания и требуют самого пристального изучения и овладения, прежде всего учащимися. Магжан Жумабаев –поэт, прозаик, переводчик, педагог, все свое творчество пронизывал мыслями о счастье своего народа. Проблемам воспитания и обучения посвящено большое количество публикаций, ряд учебников и пособий “Родной язык в начальной школе”, “Обучение грамоте”. Главная тема Педагогики Жумабаева – “превыше всего интересы человека и человечества”. Целью нравственного воспитания Жумабаев считает формирование нравственно-ориентированного мышления у ребенка, нравственного поведения и деятельности. “Ребенок, - пишет педагог, - совершает плохой поступок от неспособности сделать нравственный выбор, представления последствий того, что он сделает, ибо решение этих задач требует от него определенных усилий воли, наличия нравственных принципов и моральных убеждений”. Жумабаев утверждал принцип воспитания в обучении. Он глубоко убежден в том, что “образование только тогда имеет ценность, когда благотворно воздействует на учеников”. Таким образом, в учении педагог раскрывает истоки нравственного воспитания, его содержание, принципы, цель и задачи. Цель нравственного воспитания– в формировании целостно – ориентированной личности, нравственного поведения и деятельности. Факторами нравственного воспитания считает:
* Морально – психический климат семьи; * Влияние друзей; *воздействие педагогов. Выводы по первой главе.
Анализ психолого-педагогической литературы и личное наблюдение во время прохождения педагогической практики показывает, что учебная деятельность значима на всех возрастных этапах, особенно в младшем школьном возрасте, так как в данном периоде начинает формироваться учебная деятельность. В процессе, в котором вырабатываются такие качества личности как организованность, ответственность, самостоятельность, активность, дисциплинированность. Нами отмечается, что наиболее значительные специальные исследования некоторых аспектов формирования нравственного воспитания принадлежат: Н. И. Болдыреву, Л. А. Матвеевой, А. А. Калюжному, а также значительное внимание нравственному воспитанию детей уделяли казахские педагоги и писатели, такие как Чокан Валиханов, Ибрай Алтынсарын, Абай Кунанбаев, Макжан Жумабаев, и другие. Важным является понимание того, что нравственное воспитание целесообразно осуществлять также в процессе формирования учебной деятельности. Так как, учебная деятельность, являясь в младшем школьном возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач. А нравственность предлагает не только выполнение каждым человеком моральных норм, но и активную борьбу против индивидуализма, эгоизма, несправедливости. Одна из задач воспитания –правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающее отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностных ориентаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.
Глава II. Материалы опытно –экспериментальной работы.
II. 1 Подготовка материалов контролирующего и формирующего эксперимента. Учебная деятельность значима на всех возрастных этапах, но особенно в младшем школьном возрасте, так как в данном школьном возрасте начинает формироваться учебная деятельность, а от уровня сформированности зависит успех всего обучения не только в начальном звене, но и в старших классах, поскольку учебная деятельность является ведущей, в процессе, который формирует основные новообразования, и психическое развитие ребенка идет интенсивно. Наша опытно-экспериментальная работа включает в себя 2 этапа: 1. Констатирующий эксперимент;
2. Формирующий эксперимент. 3. На каких уроках тебе приходится решать задачи? 4. Для чего ты решаешь задачу? Ответы детей были сгруппированы по смыслу: 1 вопрос: 1 группа: не знают понятие “задача”, 2 группа: поверхностное понимание “задачи” 3 группа: знают что такое “задача” 2 вопрос: 1 группа: встречается только на уроках 2 группа: встречается и вне школы 3 вопрос: 1 группа: только на уроках математики 2 группа: на всех уроках 4 вопрос:
1 группа: решают задачу только для того чтобы получить оценку 2 группа: решают задачу, чтобы найти ответ
3 группа: не знают, для чего решают задачу.
задания предлагались в двух вторых и двух третьих классах. Один из вторых и третьих классов является контрольным, другой эксперимент. Эксперимент проводился в разных классах для того, чтобы определить, влияют ли возрастные особенности младших школьников на понимание учебной задачи, и деятельности вообще. После подведения итогов по первому этапу эксперимента мы пришли к такому результату:
№ Характеристика ответов 2 класс контрольные в % 2 класс эксперимент % 3 класс контрольные % 3 класс эксперимент % 1 1 2 3 84 14 2 84 12 4 82 13 5 83 12 5 2 1 2 78 22 77 23 64 36 61 39 3 1 2 92 8 96 4 87 13 83 17 4 1 2 3 21 59 20 24 64 14 19 69 12 13 76 11
На втором этапе констатирующего эксперимента для выявления общего позитивного и негативного отношения и эмоционального настроя к анализу задачи, учащимся предлагались такие вопросы:
Что такое анализ? Для чего анализируется задач? Нужен ли анализ вообще? Докажи.
Какие качества личности помогают правильно выполнить задание? На основе критериев определена сформированность учебной деятельности: полнота, целенаправленность, самостоятельность. Ответы детей можно сгруппировать по смыслу:
Вопрос: 1 группа: затрудняется в определение анализа. 2 группа: поверхностное понимание анализа. Вопрос: 1 группа: знают, для чего анализировать задачу. 2 группа: не знают, для чего анализировать задачу. Вопрос: 1 группа: анализ нужен, но доказать не смогли. 2 группа: Анализ не нужен. № п/п Характер ответов 2 класс. Контр. % 2 класс. Эксперим. % 3 класс. Контр. % 3 класс. Эксперим. % 1. 1 2 64 36 63 37 57 43 55 45 2. 1 2 27 73 23 77 28 72 31 69 3. 1 2 91 9 94 6 98 2 98 2 4. 1 2 11 17 8 64 21 19 6 54 33 21 2 44 31 27 42
Такой результат показал второй этап нашего констатирующего эксперимента. В третьем этапе нашего эксперимента детям предлагались вопросы нравственного характера:
Какого человека называют добрым? Какого человека называют другом? Что значит, помочь кому –то? Что значит, заботиться о ком – то? Оценка результатов группировалась по принципу: неполный ответ; предлагает, но не верно; правильный и полный ответ. Правильными считались ответы:
Добрый –делает добро, не злой, дружит, помогает, заботится, жалеет, не обижает, ласковый. Друг – товарищ, хорошо относится, спасает, выручает, верный. Помогать – делать за кого –то что –то, когда кому –то тяжело, когда много дел, когда попросят. Заботиться – помогать кому –то, кто меньше, когда кому –то плохо. После проведения опроса получили такие результаты:
№ п/п Крит. ответов 2 класс контр. % 2 класс эксперим. % 3 класс контр. % 3 класс эксперим. % 1. 1 2 3 92 2 6 94 1 5 94 6 97 3 2. 1 2 3 94 6 96 4 92 8 92 8 3. 1 2 3 97 3 95 5 95 1 4 96 4 4. 1 2 3 90 4 6 92 6 2 89 2 9 90 2 8
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|