p>Иногда можно услышать мнение, что короткие выступления требуют более тщательной подготовки, нежели длинные. Докладчики, которые начинают писать текст выступления, не имея хорошего плана, представляют в итоге бесполезные доклады, говорят слишком долго и упускают важные моменты сообщения. Преподаватели, которые обучают, не имея готового плана, говорят слишком долго и упускают важные моменты. Руководители, которые осуждают работу сотрудников, не сделав соответствующей “домашней заготовки”, рискуют вызвать проблем больше, чем смогут решить. Те, кто готовит лишь тезисы и памятные записки, могут столкнуться с необходимостью вспоминать: “что, кто, где, почему, как, когда”. Не стоит начинать подготовку выступления до тех пор, пока не станут ясны проблемы и цели планируемого сообщения.
Готовиться нужно до выступления.
Помощь учащемуся в процессе обучения должна начинаться с прояснения и понимания исходной ситуации. Понимание ситуации помогает коммуникатору определить цели общения. Готовить сообщение можно начинать только тогда, когда станут ясны ситуация и цели. Непонимание или различие представлений об обучении является одной из наиболее частых причин неуместного, неприемлемого или бесполезного обучения. Селективное восприятие заставляет нас создавать целую картину вокруг того предмета, который первым притягивает к себе наш взгляд. Мы полагаемся исключительно на первое впечатление. В любой ситуации существует еще и впечатление альтернативное первому, однако, никто не может воспринять и то, и другое одновременно. Этот самообман, эта психологическая“слепота”помогает и отправителю информации, и адресату поддерживать некое психологическое равновесие, но саботирует понимание и передачу информации. Так как люди в своем поведении полагаются в основном на то, что они видят, действия, направленные на их изменение, будут эффективными только тогда, когда мы поймем, что же они все-таки видят. Для эффективного сообщения необходимо, чтобы руководитель или преподаватель понимал все интерпретации“факта” и представлял себе, каким “видит” этот факт другая сторона. Существует несколько основных правил общения (коммуникативных правил). И тот, кто хочет проводить успешное обучение, должен неуклонно следовать им. Правила эти таковы:
Чувствуйте ситуацию. Поймите всю подоплеку ситуации, которую вы анализируете.
Высказывайтесь разумно. Разъясняйте свои мысли наиболее понятным образом. Покажите, какую пользу получит адресат. Говорите четко и исподволь внушайте идею. Слушайте внимательно. Понимайте чувства других… Дайте понять, что вы умеете сопереживать людям. Задавайте вопросы, чтобы вызвать собеседника на разговор.
Используйте подход “проблема – решение”.
Необходимо осмыслить и учитывать основные правила общения при определении цели сообщения и при подготовке сообщения. Чтобы стать коммуникатором-помошником, необходимо обладать качествами, которые обычно присущи лидеру. Коммуникатор должен:
Управлять. Координировать. Преподавать на семинарах или в аудиторной обстановке. Обучать в процессе работы. Уметь убеждать. Работать в команде (группе). Заниматься консалтингом. Собирать необходимую информацию. Быть другом. Быть “отцом родным”. Практика обучения
КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ И ЭФФЕКТИВНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НЕКОТОРЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Его основные разделы: Лекция.
Обсуждение лекции и основные принципы поведения участников. Анализ конкретных ситуаций.
Деловые игры.
Эксперименты и моделирование. Упражнения для развития практических навыков. Типовые упражнения с карандашом в руке.
Задания. Использование письменного материала. Резюме (подведение итогов). Наглядные пособия. Программное обучение и конспекты. Практическая работа в реальных условиях. Аудиторные занятия. Использование компьютеров. ЛЕКЦИЯ.
Изложение информации в виде публичного выступления с последующими ответами на вопросы аудитории до сих пор остается необходимым и потенциально эффективным методом обучения. Информацию, которую слушатели не имеют, но хотели бы получить, часто бывает полезно подать ясным и четким образом. Однако совершенно не желательна такая ситуация, когда лектор излагает материал, не интересующий аудиторию, или в котором слушатели с большим успехом разобрались бы самостоятельно. Злоупотребление лекционной формой обучения– чаще всего встречающееся нарушение основных принципов обучения взрослых.
Следует подумать о лекционной форме…
если лектор обладает обширными знаниями, которых нет у слушателей; если лектор пользуется доверием как источник информации; если при таком способе подачи материала экономится время, которое слушатели могут потратить с большей пользой для себя; если лектор умеет выступать и располагает достаточным временем (существует слишком много примеров тому, как лекция фактически принимает вид огромной читки заранее подготовленных записей или статей).
Недостатки лекции: может быть скучной слабая обратная связь пассивность слушателей быстро забывается
Характерной чертой многих программ обучения является то, что лекции используются чаще, чем это необходимо, и длятся дольше, чем это планируется. Из-за этого уменьшается активность слушателей и доля их непосредственного участия в учебном процессе. Существует целый ряд вспомогательных средств, подготовка которых не доставляет особых хлопот, эффективность же даже краткого выступления, а учебной лекции особенно, при их использовании может значительно возрасти. Среди них: рисунки, плакаты, диаграммы
меловая доска макеты и модели тезисы выступления наглядные примеры краткие комментарии экспертов и оппонентов использование графопроектора
Обязательно нужно избегать применения таких вспомогательных средств, которые создают путаницу, не несут в себе никакой смысловой нагрузки, нельзя разглядеть или сделаны наспех и кое-как. Примеры, забавные истории, пояснения также важны, потому что они придают выступлению игровой характер и делают его интересным, помогают слушателям понять идею, помогают продемонстрировать ее состоятельность, помогают слушателям увидеть, каким образом эту идею можно применить в конкретной ситуации, способствуют запоминанию сути вопроса, так как примеры наглядны и легко запоминаются.
Также очень важно чтобы приводимые примеры … не казались ребяческими и незрелыми
не казались случайными воспоминаниями о том, что когда-то делал тот или иной менеджер не казались не относящимися к сути излагаемого материала или конкретной управленческой ситуации
не были слишком длинными не были слишком персонифицированными не были устаревшими
Без удачных примеров лекция превратится в нудное изложение теорий и перечисление неинтересных данных
ОБСУЖДЕНИЕ (ДИСКУССИЯ).
Подходы к обучению взрослых людей основаны на высоком уровне взаимодействия и активности учащихся. Опыт показывает, что менеджеры и руководители проявляют большее понимание и успешнее воспринимают новые идеи в процессе конструктивной дискуссии. Обсуждение может подтолкнуть слушателей к использованию общих идей применительно к собственной конкретной ситуации, к решению сделать что-то иначе в своей непосредственной работе. Когда занятия проходят в форме дискуссии, преподаватель выступает в роли ведущего дискуссии. Эта роль состоит в том, чтобы помочь слушателям: изучить вес аспекты вопроса, ситуации, проблемы, предлагаемых практических приемов или методов
изменить существующие мнения или представления развить новые идеи или по-новому взглянуть на старые
разработать, понять и принять принципы, решения, методы, процедуры, которые, по мнению слушателей, могут помочь им в работе Среди множества разновидностей общего обсуждения в курсах менеджмента наиболее часто используются следующие: обсуждение темы или вопроса, предложенные преподавателем или слушателем обсуждение конкретной ситуации или проблемы, предложенной преподавателем или слушателем обсуждение деловых игр, демонстраций, моделирования управленческих ситуаций и других“экспериментальных мероприятий”
обсуждение фильма, прочитанной книги, лекции выполнение типового упражнения в процессе обсуждения Приведем некоторые распространенные формы дискуссии:
Собрание – группа сообщает о проделанной работе или предлагает свои идеи. Жестко регламентированное обсуждение – все выступления проходят через ведущего дискуссии. Свободный обмен мнениями –люди поочередно говорят друг с другом. Выступления не обязаны проходить через ведущего дискуссии.
Небольшие группы работают обособленно Абсолютно неформальное, нерегламентированное обсуждение.
Для того чтобы дискуссия прошла эффективно, необходимо тщательно ее распланировать. Кроме того, необходимо направлять обсуждение в нужное русло, подталкивать слушателей к творческой работе.
МЕТОД КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ
Метод конкретных ситуаций основан на следующем утверждении: понимания механизмов управления и профессионализма в менеджменте можно добиться путем рассмотрения, изучения и обсуждения конкретных ситуаций. Существует довольно много разновидностей данного метода. В общем случае учащийся получает текст с описанием конкретной организационной проблемы. Его просят изучить ситуацию в домашней обстановке и наметить оптимальное решение. Затем учащиеся объединяются в небольшие группы, обсуждают достоинства и недостатки предложенных решений и пытаются установить, каким законам управления подчиняется данная ситуация. Обычно учащемуся предлагается рассмотреть краткое описание, в том числе и количественные данные, реальной управленческой ситуации. Метод конкретных ситуаций предназначен для того, чтобы помочь учащемуся лучше разобраться в основных законах и принципах управления. В большинстве случаев не существует какого-то одного, единственно верного решения. Одновременное существование нескольких альтернативных решений и возможность выбора формируют у менеджера определенную гибкость подхода к рассмотрению организационных проблем. Перед учащимся возникает задача не столько найти единственный ответ, сколько поставить правильные и полезные вопросы, которые могут предполагать существование нескольких альтернативных решений. Едва ли найдутся такие учащиеся, взгляды которых на предложенную ситуацию будут в точности одинаковыми. В целом, они, конечно, сойдутся во мнениях и признают существование определенных проблем, однако их индивидуальные интерпретации скорее всего будут различными. Чтобы как следует разобраться в ситуации, рассмотреть ее со всех сторон, учащимся придется применить свои аналитические способности. Метод конкретных ситуаций предназначен для того, чтобы развить навыки менеджеров и руководителей, позволяющие им определять первостепенные проблемы в обучении и в управлении организации. Менеджеры и руководителя также учатся определять, с чего необходимо начинать поиск ответов, и составлять правильный план действий. Менеджеры и руководители изучают ситуацию, приходят к собственным выводам о том, что следует предпринять, а затем обсуждают ситуации в группах. В некоторых курсах обучения менеджменту используется исключительно метод конкретных ситуаций, но более распространен случай, когда данный метод используется наряду с другими методами обучения. Метод конкретных ситуаций –удобный способ раскрыть перед учащимся все многообразие как бизнеса вообще, так и организационных ситуаций и проблем в частности.
Он упорядочивает знания и факты
Он совершенствует умение учащихся анализировать проблемы, общаться и принимать решения Он формирует собственное мнение, заставляет осознать, что в области человеческого поведения не бывает ничего безоговорочно верного или неправильного
ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ
Деловые игры встречаются в различных вариациях, но все они по сути являются методом конкретных ситуаций в действии. Вместо того, чтобы“обсуждать”возможное развитие ситуации, учащиеся получают определенные роли и общаются друг с другом, выступая от имени конкретного действующего лица– участника данной ситуации. Например: “Вы – директор, вы –заместитель. Вы встретились для того чтобы обсудить доводы в пользу изменения сроков предоставления отчета”. Деловые игры –очень эффективная форма проверки пройденного до того материала, к тому же данный метод дает учащимся хорошую возможность применить полученные знания в условиях близких к реальным. Деловые игры дают отличную возможность почувствовать, “что происходит, когда происходит вот это”. Они подчеркивают значение чувств и эмоций в различных ситуациях, особенно в тех, которые связаны с человеческими взаимоотношениями.
Страницы: 1, 2, 3
|