p>Как показывают данные таблицы 5, наибольшую трудность у детей по-прежнему вызывает построение предложений. Но замечено, что количество грамматических ошибок в изложениях уменьшилось в обоих классах. Так в контрольном классе дети допустили 17 ошибок, а в экспериментальном 5 ошибок. Согласно таблицы 6 ошибки в построении предложений в контрольном классе допустили 50% учащихся, в экспериментальном–22, 7%; ошибки в построении словосочетаний в контрольном классе допустили 18, 2% учащихся, в экспериментальном–4, 5%; ошибки в образовании форм слов 9, 1% и 0% соответственно. Результаты сопоставительного анализа представлены на рис. 3 (см. Приложение 5). В таблице 7 представлены речевые ошибки, допущенные учениками контрольного и экспериментального классов, при написании изложения.
Таблица 7 Виды ошибок Количество ошибок, допущенных учащимися Контрольный класс Экспериментальный Класс 1 2 3 1. Повтор слова в рамках небольшого контекста 14 8 2. Синтаксическая бедность, однообразие синтаксических конструкций 5 3 1 2 3 3. Неудачное употребление местоимений 5 3 4. Неудачный выбор слова 4 2 5. Неудачный порядок слов 2 1 6. Смешение видо временных форм глагола 0 0 Нелепые суждения 0 0 Всего: 30 17 Таблица 8 КОНТРОЛЬНЫЙ КЛАСС ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ КЛАСС Список учащихся повторы Синт. бедность Употр. местоим. Употр. слов Порядок слов Видо-врем. несоот. Нелепые суждения Список учащихся повторы Синт. бедность Употр. местоим. Употр. слов Порядок слов Видо-врем. несоот Нелепые суждения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 1. Ян А. + ++++ + + + 1. Антон А. + 2. Стас В. + + 2. Ната Бед. + 3. Вера Г. + 3. Ната Бел. + 4. Рома Г. + + 4. Таня В. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 5. Сергей К. + + 5. Армен Г. + 6. Настя К. + 6. Петя Г. 7. Марина Л. + 7. Оля Г. 8. Света М. + + 8. Настя Е. + 9. Игорь Н. + 9. Света З. 10. Сергей П. + 10. Вика И. + 11. Оксана П. + 11. Женя К. 12. Алеша П. + 12. Валя К. 13. Маша П. + 13. Витя К. + + 14. Наташа П. + 14. Гарри М. 15. Коля Р. 15. Арина М. + 16. Аня М. + + 16. Саша Н. 17. Дима С. + 17. Таня Н. + 18. Паша Т. + 18. Вика С. + 19. Катя Т. + + 19. Оля С. 20. Лев Т. + 20. Саша Ч. + + 21. Женя Х. + + 21. Тимур Ш. + 22. Даша Ч. + 22. Таня Я. + Всего: 14 5 5 4 2 0 0 Всего: 8 3 1 2 1 0 0 Всего (в %): 64 23 23 18 9, 1 0 0 Всего(в %): 37 14 4, 5 9, 1 4, 5 0 0
Как показывают данные таблицы 7, наибольшую трудность у детей по-прежнему вызывает построение текста без повторов одних и тех же слов. Замечено, что в контрольном классе количество речевых ошибок осталось прежним: 30 ошибок, а в экспериментальном классе таких ошибок стало меньше: 17 ошибок. Согласно таблицы 8 данную ошибку в контрольном классе допустили 73% учащихся, в экспериментальном–37%. Замечено, что такие виды ошибок как смешение видо-временных форм глагола и нелепые суждения не допустил ни один ученик как в контрольном, так и в экспериментальном классах. Результаты сопоставительного анализа представлены на рис. 4 (см. Приложение 5). Отметим, что количество учащихся экспериментального класса, допускающих ошибки в построении предложений уменьшилось с 54, 5% до 23%; допускающих повторы одних и тех же слов в рамках небольшого контекста уменьшилось с 81, 8% до 37%. Результаты сопоставительного анализа представлены на рис. 5, 6 (см. Приложение 5). В контрольной группе по данным среза установлено, что количество учащихся, допускающих ошибки в построении предложений, увеличилось с 45, 5% до 50%, допускающих повторы уменьшилось 82% до 73%. Таким образом, предположение о том, что комплекс специальных упражнений способствует исправлению и предупреждению речевых ошибок, подтвердилось. Кроме того, экспериментальное обучение показало, что для наиболее эффективной работы по устранению речевых ошибок необходимо соблюдать следующие условия. 1. Систематичность – упражнения на редактирование текста проводить на каждом уроке русского языка. 2. Предлагать детям не более одного упражнения на уроке, включающего 1 – 2 предложения или 2 – 3 словосочетания для разбора. 3. Очередность – чередование различных типов упражнений на редактирование текста.
Выводы по главе 3.
В ходе экспериментального обучения детям был предложен для выполнения комплекс упражнений, который составлен на основе ошибок, допущенных детьми в изложениях, и дополнен другими примерами.
Результаты экспериментального обучения показали, что:
ошибки в построении предложений допустили в контрольном классе 50% учащихся, в экспериментальном– 18%; повторы одних и тех же слов в контрольном классе допустили 64% учащихся, в экспериментальном– 37%; количество ошибок, допускаемых учащимися экспериментального класса снизилось в среднем на 20%. В контрольном классе количество ошибок не только не уменьшилось, но и увеличилось в некоторых случаях. Кроме того, экспериментальное обучение показало, что для наиболее эффективной работы по устранению речевых ошибок необходимо соблюдать следующие условия. 1. Систематичность – упражнения на редактирование текста проводить на каждом уроке русского языка. 2. Предлагать детям не более одного упражнения на уроке, включающего 1 – 2 предложения или 2 – 3 словосочетания для разбора. 3. Очередность – чередование различных типов упражнений на редактирование текста.
Заключение.
Анализ методической, лингвистической педагогической литературы по теме исследования показал, что проблема определения, дифференциации, выявления и исправления речевых ошибок актуальна в начальной школе. Именно в это период дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. Констатирующий срез позволил выявить типичные речевые ошибки второклассников в письменных творческих работах. Таковыми являются:
ошибки в построении предложений; повторы одних и тех же слов.
На основе данных ошибок был составлен комплекс упражнений, предложенный детям в процессе экспериментального обучения.
Итоговый срез показал:
ошибки в построении предложений допустили в контрольном классе 50% учащихся, в экспериментальном– 18%; повторы одних и тех же слов в контрольном классе допустили 64% учащихся, в экспериментальном– 37%; количество ошибок, допускаемых учащимися экспериментального класса снизилось в среднем на 20%. В контрольном классе количество ошибок не только не уменьшилось, но и увеличилось в некоторых случаях. Таким образом, гипотеза о том, что комплекс специальных упражнений способствует исправлению речевых ошибок и недочетов в письменной речи младших школьников, подтвердилась. Кроме того, экспериментальное обучение показало, что для наиболее эффективной работы по устранению речевых ошибок необходимо соблюдать следующие условия. 1. Систематичность – упражнения на редактирование текста проводить на каждом уроке русского языка. 2. Предлагать детям не более одного упражнения на уроке, включающего 1 – 2 предложения или 2 – 3 словосочетания для разбора. 3. Очередность – чередование различных типов упражнений на редактирование текста.
Библиография.
Арефьева С. А. Виды синтаксических ошибок в ученических изложениях и сочинениях// Русский язык в школе. – 1998. – №3. – С. 8 – 12. Архипова Е. В. О теории и практике развития речи учащихся. Памяти профессора Л. П. Федоренко// Начальная школа. – 1997. – №6. – С. 6 – 10. Горбачевич К. С. Изменение норм русского литературного языка. – Л. : Просвещение, 1971. – 264с. Гужва Ф. К. Основы развития речи: Пособие для учителя. – Киев: Рад. шк. , 1989. – 156с. Детская речь и пути ее совершенствования: межвуз. сб. науч. тр. – Свердловск, 1989. – 145с. Егармина Т. Г. Предупреждение речевых недочетов у второклассников// Начальная школа. – 1979. – №6. – С. 12 – 15.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|