на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Особенности речевых ошибок младших школьников в письменных творческих работах и пути их исправления - (диплом)
p>Как показывают данные таблицы 5, наибольшую трудность у детей по-прежнему вызывает построение предложений. Но замечено, что количество грамматических ошибок в изложениях уменьшилось в обоих классах. Так в контрольном классе дети допустили 17 ошибок, а в экспериментальном 5 ошибок.

Согласно таблицы 6 ошибки в построении предложений в контрольном классе допустили 50% учащихся, в экспериментальном–22, 7%; ошибки в построении словосочетаний в контрольном классе допустили 18, 2% учащихся, в экспериментальном–4, 5%; ошибки в образовании форм слов 9, 1% и 0% соответственно. Результаты сопоставительного анализа представлены на рис. 3 (см. Приложение 5). В таблице 7 представлены речевые ошибки, допущенные учениками контрольного и экспериментального классов, при написании изложения.

    Таблица 7
    Виды ошибок
    Количество ошибок, допущенных учащимися
    Контрольный класс
    Экспериментальный
    Класс
    1
    2
    3
    1. Повтор слова в
    рамках небольшого
    контекста
    14
    8
    2. Синтаксическая
    бедность, однообразие
    синтаксических
    конструкций
    5
    3
    1
    2
    3
    3. Неудачное
    употребление
    местоимений
    5
    3
    4. Неудачный выбор
    слова
    4
    2
    5. Неудачный
    порядок слов
    2
    1
    6. Смешение видо
    временных форм
    глагола
    0
    0
    Нелепые
    суждения
    0
    0
    Всего:
    30
    17
    Таблица 8
    КОНТРОЛЬНЫЙ КЛАСС
    ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ КЛАСС
    Список
    учащихся
    повторы
    Синт. бедность
    Употр. местоим.
    Употр. слов
    Порядок слов
    Видо-врем. несоот.
    Нелепые суждения
    Список
    учащихся
    повторы
    Синт. бедность
    Употр. местоим.
    Употр. слов
    Порядок слов
    Видо-врем. несоот
    Нелепые суждения
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    1. Ян А.
    +
    ++++
    +
    +
    +
    1. Антон А.
    +
    2. Стас В.
    +
    +
    2. Ната Бед.
    +
    3. Вера Г.
    +
    3. Ната Бел.
    +
    4. Рома Г.
    +
    +
    4. Таня В.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    5. Сергей К.
    +
    +
    5. Армен Г.
    +
    6. Настя К.
    +
    6. Петя Г.
    7. Марина Л.
    +
    7. Оля Г.
    8. Света М.
    +
    +
    8. Настя Е.
    +
    9. Игорь Н.
    +
    9. Света З.
    10. Сергей П.
    +
    10. Вика И.
    +
    11. Оксана П.
    +
    11. Женя К.
    12. Алеша П.
    +
    12. Валя К.
    13. Маша П.
    +
    13. Витя К.
    +
    +
    14. Наташа П.
    +
    14. Гарри М.
    15. Коля Р.
    15. Арина М.
    +
    16. Аня М.
    +
    +
    16. Саша Н.
    17. Дима С.
    +
    17. Таня Н.
    +
    18. Паша Т.
    +
    18. Вика С.
    +
    19. Катя Т.
    +
    +
    19. Оля С.
    20. Лев Т.
    +
    20. Саша Ч.
    +
    +
    21. Женя Х.
    +
    +
    21. Тимур Ш.
    +
    22. Даша Ч.
    +
    22. Таня Я.
    +
    Всего:
    14
    5
    5
    4
    2
    0
    0
    Всего:
    8
    3
    1
    2
    1
    0
    0
    Всего (в %):
    64
    23
    23
    18
    9, 1
    0
    0
    Всего(в %):
    37
    14
    4, 5
    9, 1
    4, 5
    0
    0

Как показывают данные таблицы 7, наибольшую трудность у детей по-прежнему вызывает построение текста без повторов одних и тех же слов. Замечено, что в контрольном классе количество речевых ошибок осталось прежним: 30 ошибок, а в экспериментальном классе таких ошибок стало меньше: 17 ошибок. Согласно таблицы 8 данную ошибку в контрольном классе допустили 73% учащихся, в экспериментальном–37%. Замечено, что такие виды ошибок как смешение видо-временных форм глагола и нелепые суждения не допустил ни один ученик как в контрольном, так и в экспериментальном классах. Результаты сопоставительного анализа представлены на рис. 4 (см. Приложение 5).

Отметим, что количество учащихся экспериментального класса, допускающих ошибки в построении предложений уменьшилось с 54, 5% до 23%; допускающих повторы одних и тех же слов в рамках небольшого контекста уменьшилось с 81, 8% до 37%. Результаты сопоставительного анализа представлены на рис. 5, 6 (см. Приложение 5).

В контрольной группе по данным среза установлено, что количество учащихся, допускающих ошибки в построении предложений, увеличилось с 45, 5% до 50%, допускающих повторы уменьшилось 82% до 73%.

Таким образом, предположение о том, что комплекс специальных упражнений способствует исправлению и предупреждению речевых ошибок, подтвердилось. Кроме того, экспериментальное обучение показало, что для наиболее эффективной работы по устранению речевых ошибок необходимо соблюдать следующие условия. 1. Систематичность – упражнения на редактирование текста проводить на каждом уроке русского языка. 2. Предлагать детям не более одного упражнения на уроке, включающего 1 – 2 предложения или 2 – 3 словосочетания для разбора. 3. Очередность – чередование различных типов упражнений на редактирование текста.

    Выводы по главе 3.

В ходе экспериментального обучения детям был предложен для выполнения комплекс упражнений, который составлен на основе ошибок, допущенных детьми в изложениях, и дополнен другими примерами.

    Результаты экспериментального обучения показали, что:

ошибки в построении предложений допустили в контрольном классе 50% учащихся, в экспериментальном– 18%;

повторы одних и тех же слов в контрольном классе допустили 64% учащихся, в экспериментальном– 37%;

количество ошибок, допускаемых учащимися экспериментального класса снизилось в среднем на 20%. В контрольном классе количество ошибок не только не уменьшилось, но и увеличилось в некоторых случаях.

Кроме того, экспериментальное обучение показало, что для наиболее эффективной работы по устранению речевых ошибок необходимо соблюдать следующие условия. 1. Систематичность – упражнения на редактирование текста проводить на каждом уроке русского языка. 2. Предлагать детям не более одного упражнения на уроке, включающего 1 – 2 предложения или 2 – 3 словосочетания для разбора. 3. Очередность – чередование различных типов упражнений на редактирование текста.

    Заключение.

Анализ методической, лингвистической педагогической литературы по теме исследования показал, что проблема определения, дифференциации, выявления и исправления речевых ошибок актуальна в начальной школе. Именно в это период дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.

Констатирующий срез позволил выявить типичные речевые ошибки второклассников в письменных творческих работах. Таковыми являются:

    ошибки в построении предложений;
    повторы одних и тех же слов.

На основе данных ошибок был составлен комплекс упражнений, предложенный детям в процессе экспериментального обучения.

    Итоговый срез показал:

ошибки в построении предложений допустили в контрольном классе 50% учащихся, в экспериментальном– 18%;

повторы одних и тех же слов в контрольном классе допустили 64% учащихся, в экспериментальном– 37%;

количество ошибок, допускаемых учащимися экспериментального класса снизилось в среднем на 20%. В контрольном классе количество ошибок не только не уменьшилось, но и увеличилось в некоторых случаях.

Таким образом, гипотеза о том, что комплекс специальных упражнений способствует исправлению речевых ошибок и недочетов в письменной речи младших школьников, подтвердилась.

Кроме того, экспериментальное обучение показало, что для наиболее эффективной работы по устранению речевых ошибок необходимо соблюдать следующие условия. 1. Систематичность – упражнения на редактирование текста проводить на каждом уроке русского языка. 2. Предлагать детям не более одного упражнения на уроке, включающего 1 – 2 предложения или 2 – 3 словосочетания для разбора. 3. Очередность – чередование различных типов упражнений на редактирование текста.

    Библиография.

Арефьева С. А. Виды синтаксических ошибок в ученических изложениях и сочинениях// Русский язык в школе. – 1998. – №3. – С. 8 – 12. Архипова Е. В. О теории и практике развития речи учащихся. Памяти профессора Л. П. Федоренко// Начальная школа. – 1997. – №6. – С. 6 – 10.

Горбачевич К. С. Изменение норм русского литературного языка. – Л. : Просвещение, 1971. – 264с. Гужва Ф. К. Основы развития речи: Пособие для учителя. – Киев: Рад. шк. , 1989. – 156с. Детская речь и пути ее совершенствования: межвуз. сб. науч. тр. – Свердловск, 1989. – 145с. Егармина Т. Г. Предупреждение речевых недочетов у второклассников// Начальная школа. – 1979. – №6. – С. 12 – 15.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.