p>Несмотря на большую работу, проводимую нашим коллективом по социальной адаптации и профессиональному обучению, устроиться на работу нашим учащимся очень трудно т. к. рынок труда практически ничего не предлагает. Наличие отклонений в интеллектуальном развитии учащихся вспомогательной школы очень усложняет адаптацию к самостоятельной жизни т. к. у большинства таких детей неблагополучные семьи. В связи с этим для успешного решения вопроса начала самостоятельной жизни выпускниками школы–интерната, особенно сиротам необходима более реальная помощь органов социальной опеки. Если бы выпускникам –сиротам хотя бы в течение 2-х лет оказывалась существенная помощь и поддержка, то они бы с меньшими потерями приспособились к самостоятельной жизни. Большую помощь в обеспечении нуждающихся в жилье выпускников –сирот нашей школы оказывают городские власти. Не было случаев отказа в предоставлении жилья.
По ходатайству совета школы:
в 1999 г. городом было выделено 2 однокомнатные квартиры, в которых был сделан капитальный ремонт на 27 тыс. крон и 5 комнат в общежитии, которые были отремонтированы за счёт средств выделенных школой. в 2000 г. городом была выделена однокомнатная квартира с полным ремонтом на сумму в 10 тыс. крон и 3 комнаты в общежитии, ремонт которых был проведён за счёт средств фирм– спонсоров. Чтобы выпускники вспомогательной школы могли успешно пройти социально – трудовую адаптацию, необходимо: расширения профиля и содержания профессионально – трудовой подготовки выпускников; обеспечение индивидуального подхода в профессионально – трудовом обучении расширение возможности интеграции выпускников с русским языком обучения в эстонское общество. Улучшение совместной работы школ и социальных работников местных самоуправлений. Трудоустройство выпускников и включение их в жизнь общества –конечная цель всей учебной и коррекционно-воспитательной работы вспомогательной школы. 8. РОЛЬ СОВЕТА ШКОЛЫ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПЕДКОЛЛЕКТИВА. Совет спецшколы –интерната руководствуется законом основной школы и гимназии и другими актами и решениями Министерства культуры и образования, уставом школы и уставом совета школы. Совет утверждён старейшиной Ида–Вирумааского уезда в 1998 г. в составе 9 человек: инспектор Ида–Вирумааского уезда по образованию и культуре; старейшина Ахтмеской части города;
директора швейной фабрики; два представителя от родителей; врач школы; специалист – дефектолог; два представителя от педколлектива.
Председатель совета, зам. директора (специалист-дектолог) Плигунова Т. А. В таком составе совет спецшколы – интерната работает третий год. Основное внимание совет уделяет: заботе о здоровье детей;
обустройству их быта; профессиональной подготовке; работе столовой; физкультурно-оздоровительной работе; организации управления школы; роли педсовета;
контролю и руководству учебно-воспитательной работы коллектива; и т. д. Планы работы совета за 1998 – 1999 уч. г. и 1999 – 2000 уч. г. Прилагаются [прил. 2, 3]. Актуальность и содержательность работы и работы совета школы отмечены в акте проверки школы МОЭР. При рассмотрении вопросов на совете школы цель одна: улучшить учебно-воспитательную работу педколлектива, помочь, где это необходимо и обратить внимание на недочёты в работе. МОЭР рекомендовало совету школы больше внимания уделить культуре питания и качеству блюд. Поэтому вопрос о столовой был на контроле совета с октября 1999 г. по апрель 2000 г. О работе столовой совету докладывали председатель совета и член совета–врач. Надо отметить, что столовая приобрела более современный вид, улучшилось качество блюд, питание стало разнообразнее, в столовой стало больше порядка. Одно из заседаний было посвящено организации управления школой (единые требования администрации), т. к. успех работы школы определяется уровнем управления, способностью администрации организовать деятельность педагогического и ученического коллектива. В решении совета рекомендовано директору и его заместителям придерживаться единых требований в руководстве коллективом и деятельность каждого не должна противоречить общему направлению в работе, о работе всех членов коллектива судить только по их деловым качествам, по их отношениям к работе, директору школы обеспечить руководство коллективом таким образом, чтобы каждый работник не только чётко знал свои обязанности, но и исполнял их. В январе 2000 г. Совет школы заслушал вопрос о роли библиотеки в организации учебно-воспитательной работы и рекомендовал библиотекарю школы: систематически проводить работу по пропаганде литературы;
популяризации книги, используя различные формы работы: обзоры книжных новинок;
проведение тематических вечеров, утренников, праздников книги. оказание помощи классным руководителям и воспитателям. В октябре 2000 г. совет школы проверил выполнение рекомендаций совета библиотекарем школы и отметил, что формы работы библиотеки стали разнообразнее, оформляются сменяемые стенды, проводится работа с учащимися, улучшился контакт с классными руководителями и воспитателями. Педсовет школы –коллективный орган управления, и какое участие предпринимает каждый педагог в работе педсовета, как участвует в обсуждении различных вопросов, актуально ли содержание обсуждаемых вопросов для коллектива и будет определять роль педсовета в учебно-воспитательной работе. Поэтому вопрос о работе педсовета и стал повесткой заседания совета школы. По этому вопросу совет рекомендовал администрации школы на заседания педсовета выносить вопросы, имеющие значения для всего педагогического коллектива и требующие всестороннего обсуждения их с учётом мнения всех членов коллектива. Особое внимание совет обратил на контроль за исполнением решений принятых на педсовете и об их выполнении. В декабре 1998 года совет школы обсудил вопрос о перспективном плане развития школы и рекомендовал директору школы ознакомить педсовет со структурой плана развития школой, какая работа проводится по каждому пункту плана и составить перспективный план развития школы. План развития школы был составлен и утверждён на педсовете школы. К этому вопросу совет школы вернулся снова, проверив, как коллектив школы, работает по плану развития школы, и обратил внимание на усиление работы по родительскому всеобучу, т. к. вопрос обучения родителей для нашей школы один из актуальных (большинство неблагополучных семей). Условия проживания детей в интернате –это вопрос, который обсуждался на нескольких заседаниях совета. Совет отметил: условия проживания детей в интернате хорошее, обстановка приближена к домашним условиям. В основном спальни оборудованы новой мебелью. При расселении детей учитывается их возраст. Для детей оборудованы всем необходимым 5 игровых комнат. В актовом зале дети смотрят видеофильмы. В интернате соблюдается режим дня. Большое внимание уделяется привитию детям навыков самообслуживания: Это и
- личная гигиена ремонт вещей обучение навыкам стрижки и т. д. т. е. всему чему учат детей в семье.
Особое внимание уделяется технике безопасности, умению экономить электроэнергию и воду, вопросам охраны здоровья и жизни детей (одежда по сезону, обувь и прогулки на свежем воздухе и режим питания, и многое другое). Совет школы пользуется доверием коллектива, работников школы, о чём свидетельствуют обращения в совет членов коллектива по различным вопросам. Совет в курсе всей жизни школы (и коллектива учителей и коллектива учащихся), его решения объективны и направлены на улучшение учебно-воспитательной работы школы и интерната на ликвидацию недостатков. В конце каждого года проводится итог работы совета, утверждается отчет о работе за год и план работы на следующий учебный год[прил. 2, 3]. Совет спецшколы –интерната влияет на совместную деятельность коллектива учителей и воспитателей и создание для этого лучших условий.
9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Интернат для детей с недостатками умственного развития способен комплексно решать образовательно-воспитательные и оздоровительные задачи и работать по адаптации детей в общество. Главная педагогическая идея в интернате заключается в создании единой системы воспитательных воздействий на детей и подростков. Эта система призвана обеспечить коррекцию умственного и физического развития воспитанников. Создание такой системы становится возможным при условии, если обучение и воспитание учащихся осуществляется как строго подчинённый режиму единый педагогический процесс, проходящий под наблюдением и руководством всего педагогического коллектива. Специфика педагогической работы вспомогательной школы будет эффективной, если все учителя и воспитатели понимают важность соблюдения единых педагогических требований, если все педагогические работники активно участвуют как в процессе обучения, так и воспитательной работе. Велика роль личности воспитателя, которая определяется его отношение к делу, к окружающим людям, особенностями поведения и стиля общения в его активном воздействии на воспитанников. В воспитателе дети ценят человечность, справедливость и требовательность, доброжелательность. Процесс продуктивного взаимодействия ребёнка и взрослого –это динамический мотивообразующий процесс для обоих участников общения, стержень коррекционно– развивающего обучения и воспитания.
Главное в воспитательной работе:
принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии; анализ социальной ситуации развития ребёнка и его семьи;
включение родителей в коррекционно-педагогический процесс;
формирование и коррекция высших психических функций в процессе специальных занятий с детьми; реализация личностно ориентированного подхода к воспитанию и обучению детей и совершенствования методов приёма работы; активизация эмоционального реагирования и эмоциональных проявлений и использование их для развития практической деятельности, общение детей и формирование адекватного поведения; расширения форм взаимодействия взрослых с детьми и создания условий для активизации форм партнёрского сотрудничества между детьми; определение базовых достижений умственно – отсталого ребёнка в каждом возрастном периоде. Воспитание детей с отклонениями в развитии должно быть направлено на становление личности ребёнка с адаптацией его в общество.
10. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Эстония – наша Родина Беседы, экскурсии, целевые прогулки Знакомство с эстонской литературой Эстонские народные игры, песни, стихи Знакомство с гос. и народными поздниками Сентябрь Беседа на тему: “Природа Эстонии”
Цель: Дать большее представление о деревьях, животных, птицах, растениях Эстонии. Целевая прогулка по улицам, закрепить названия улиц. Эно Рауд “Сипсик” иллюстрации Эдгара Валтера, перевод с эстонского языка Татьяны Теппе “Aias Kхnnib Тiinake”. Цель: повторить слова на эстонском языке и знать их значение 29. 09 Михклипяев, литература: Mass Ketsnik “ Elame Eestimaal”
октябрь 1) Беседы о столице Эстонии А) Гос. флаг Б) Гос. герб В) Нац. цветок, птица, дерево, камень
2) Беседы о Кохтла-Ярве, о его промышленности, о гигантах, о полезных ископаемых. Литература: M. K. “ Elame Eestimaal” О. Лутс “ Мальчик с рожками” и прививать интерес к эстонской литературе “Kes aias? ” Цель: закрепить слова на эстонском языке и знать их значение Изготовление открыток ко Дню учителя (первое воскресенье октября)
ноябрь
Беседы о народных и гос. праздниках Эстонии. Литература: : M. K. “ Elame Eestimaal” Ф. Р. Крейцвальд “Калевипоег”, знакомство и рассматривание иллюстраций. Познакомиться с героями эпоса: Калевом, Калевипоегом, Линдой, Олевом, Тусларом и др. Разучить эстонский народный танец “Ette ja Taha”, цель: запомнить слова на эстонском языке и знать их значение 2. 11 День духов
10. 11 Мардипяев 25. 11 Кадрипяев 16. 11 день самостоятельности декабрь
1) Беседы о том, как отмечают рождество в Эстонии. Литература: M. K. “ Elame Eestimaal” Знакомство с эстонским художником Krisjan Raud “Kes elab metsasees? ” цель: запомнить слова на эстонском языке и знать их значение 25. 12 Рождество
26. 12 второй праздник рождества Участие в школьном мероприятии январь
Беседы о денежных единицах Эстонии, расширить представление о тех, кто изображен на купюрах Эно Рауд “ Муфта, полботинка и моховая борода” цель: прививать интерес к эстонской литературе Повторение песен, стихов на эстонском языке.
1. 01 Новый год, участие детей в школьных мероприятиях февраль Беседа о празднике, который отмечает Эстония. 24. 02 Литература: M. K. “ Elame Eestimaal”
Прочитать стихи Лидии Койдула “Mu Isamaa …” на эстонском языке и перевести на русский Разучить песню “Кьkita”цель: выучить на эстонском языке и запомнить слова на эстонском языке и знать их значение
24. 02 День независимости ЭР, великая пятница март
1) Беседа о праздновании Масленицы, о народных гуляниях, проводимых в городе, селах и других местах. Литература: Tooni Kasesalu
2) Беседа о денежных единицах Эстонии Чтение сказок Ф. Р. Крейцвальда
Разучить с участием 1, 2, 3 кл. Эстонский народный танец “Ette ja Teha” Масленица – в промежутке между 8-м февраля и 7-м марта.
Активное участие учеников 1, 2, 3, 4 классов. апрель
Беседы о праздновании Пасхи в Эстонии. Литература: M. K. “ Elame Eestimaal” Чтение эстонкой сказки “Баба Мора” Разучить эстонскую песню с имитацией “Kьkita”, развивать слух, расширить запас эстонских слов Пасха
23. 04 Юрьев День Май
1) Беседа о праздновании Пасхи в Эстонии. Литература: M. K. “ Elame Eestimaal” Чтение сказки Аугуста Якобсона “Лиса с трубкой” С учащимися 1, 2, 3 кл. выучить стихотворение о частях тела. “ Mul on pea, silmad -nдed”. Mina on mul keskel nдgu, see on ikka minu jagu. Цель: расширить словарный запас эстонских слов.
1 мая – День международной солидарности рабочих. 1 мая – Вольбрипяев, в этот день разжигают костёр. 24. 06 – Янипяев ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение 2 План Работы совета спецшколы – интерната на 1999 – 2000 учебный год 1 1 О подковке школы к новому учебному году. 2 О работе с детьми – сиротами в летний период Сентябрь 2.
1 Совместная программа воспитателей и учителей по работе с родителями. Родительский всеобуч. 2 Роль библиотеки в организации учебно-воспитательной работы в школе.
Октябрь 3
1 Организация управления школой (единые требования администрации) 2 Работа логопедического кабинета
Ноябрь 4 1 Работа по охране здоровья учащихся 2 Работа кабинета СБО по социальной адаптации учащихся. Декабрь 5 1 Выполнение всеобуча. Совместная работа с полицией и отделом охраны детства. 2 Организация работы по интересам организатора школы. Январь 6
1 Контроль за учебно-воспитательной работой в школе и интернате 2 Использование бюджета школы за 1999 год.
Февраль 7
1 Итоги работы коллектива по перспективному плану развития школы. 2 Индивидуальное домашнее обучении больных детей.
Март 8
1 Роль педсовета в улучшении учебной и воспитательной работы в школе.
2 Обеспечение техники безопасности в школе Апрель 9 1 Итоги работы совета школы за 1999 – 2000 уч. год. 2 Летний отдых детей – сирот. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение3 План совета спецшколы – интерната на 2000 – 2001 год I
О подготовке школы к новому (учебному году укомплектование классов, групп, нагрузка педперсонала, готовность заданий). Помощь библиотеки классным руководителям и воспитателям. Организация работы с учащимися (проверка решения совета)
II Сентябрь Работа с родителями. Родительский всеобуч. Использование кабинета технических средств. III Октябрь Качество питания и развития культуры питания учащихся. Информация о работе педсовета IV Ноябрь
Соблюдение санитарно – гигиенических норм, организация просветительских работ. Работа зам. директора по хозяйственной части с техперсоналом.
V Декабрь Работа коллектива школы по интеграции учащихся в общество. Организация делопроизводства в школе. VI Январь Преемственность в работе учителей I, II ступений Организация работы в группах продленного дня. VII Февраль
Организация внеклассной работы классными руководителями и учителями предметниками.
Работа по интересам. VIII Март
Внутришкольный контроль – один из способов совершенствования учебно-воспитательной работы.
IX Апрель Итоги работы совета Приложение 4 KINNITATUD Direktori kaskkirjaga 26. 09. 2000nr. 23-P KOHTLA-JARVE ERIINTERNAATKOOL KOOLI TЦЦREZIIM
6. 45 ДRATUS (Magamistubade koristus, vхimlemine, hommikune pesemine) 7. 15 -7. 30 HOMMIKUSЦЦK
8. 15 - 3. 35 TUNNUD 13. 35 -14. 05 LХUNA
14. 05 -16. 00 AKTIIVNE PUHKUS (Tunnid vastavalt tunniplaanile) (Jalutuskaigud, Ьhiskondlikult kasulik tцц)
(0-3 lounauinak) 15. 40 - 16. 00 IGAL NELJAPAEVAL KAITUMISOPETUS 16. 00 - 16. 15 ХHTUOODE 16. 15 - 17. 00 VABATEGEVUS (Kasvatajate plaanijargi)
16. 30 - 18. 30 ESIMENE JA KOLMAS KOLMAPAEV KUUS DISKOTEEK 19. 00 - 19. 30 TEINE JA NEЫAS KOLMAPAEV KUUS -KLASSIVALINE LUGEMINE 17. 00 - 18. 30 JARGNEVA PAEVA TUNDDDEKS ETTEVALMISTAMINE 18. 30 -19. 00 хhtusццk 18. 00 - 19. 30 IGAL NELJAPAEVAL VIDEOFILMEDE VAATAMINE 19. 00 - 19. 30 MAGAMAMINEKUKS ETTEVALMISTAMINE (Ohtune pesemine, juukseloikus) (0-4 klass)
20. 00-21. 00 (5-9 klass) 21. 00 - 6. 45 uni 11. Литература
МО, Таллинн 1997, “Государственная программа основного образования Эстонии” МО, Таллинн 1998, “Государственная программа вспомогательного обучения Эстонии” Конд М. , МО, Таллинн 1998, “Оценка школы извне”
Kond M. , Haridusministeerium 1997, Tallinn, “Ьldharidus”
Тюрнпуу Л. А. , Таллинн 1999, “Управление школой. Стратегическое руководство и развитие: теория и практика” Haridusministeerium, 1998, Tallinn, “Koolidukumentasioonist (abiks koolidele)” Haridusministeerium, 1999, Tallinn, “Kooliхppekavast” Leino M. , Mannistem M. , Probleemne laps tavakoolis. Tallinn, Avatud Eesti Fondi toetusel, 1996 Rдsasen A. , Vainio L. , Otsi iseendast peituvat kvaliteet. Ehesehinddamise praktilisi kogemusi, Tallinn, 1998 Salumaa T. , Хppekavatцц koolis 1, Tallinn, EV haridusministeerium, 1997 Salumaa T. , Хppekavatцц koolis 2, Tallinn, EV haridusministeerium, 1997 Журнал “Дектология”, №2, 2000 г.
Журнал “Дектология”, №3, 2000 г. Журнал “Дектология”, №6, 2000 г.
Эльконин Д. В. , “Избранные педагогические труды”, Москва 1989 г. Немов Р. С. , “Психология”, Москва, 1, 2, 3 т. , 1998 г.
Страницы: 1, 2, 3
|