на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КОМЕНСКОГО - (реферат)
p>Основываясь на многолетнем опыте педагог выделяет такие 6-летние периоды, основываясь на возрастных физиологических особенностях. Для каждого из приводимых возрастов Коменский отводит особую ступень образования, включенную в общую системуединогообразования. В этом смысле Коменский как истинный протестант был противником сословного или же "тупикового" образования.

"Для детей до 6 лет включительно он предлагает материнскую школу, под которой он подразумевает дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества (т. е. для детей от 6 до 12 лет) предназначается шестилетняяшкола родного языкав каждой общине, селении, местечке. Для юношей (от 12 до 18 лет) должны быть в каждом городелатинская школа, или гимназия. Для возмужалых молодых людей (от 18 до 24 лет) в каждом государстве или большой области -академия. " [6, с. 32]

Целесообразность данной системы заключается не только в ее здравой возрастной спецификации, но и в ряде особенностей. Прежде всего каждая из них имеет определенное содержание обучения. Далее ввиду разной потребности общества в том или ином виде образования, Коменский сразу ставит оплату образование в зависимость от его "глубины и высоты". Материнская школа оплачивается семьей, школа родного языка - местной общиной, гимназия - центральным органом местности (например, муниципалитетом), и, наконец, академия (высшее образование) государственным центром. Таким образом, каждая ступень образования, по Коменскому, в той или иной степени является заботой всех и каждого. Для каждой ступени Коменский разработал и содержание обучения. В материнской школе ребенок должен получить образные представления об окружающем мире. Основные науки, зачатки которых развиваются в ребенке - это естествознание, астрономия, география. Эти знания не должны носить характер зубрежки, они вырабатываются в ходе каждодневного общения ребенка с окружающим миром. Ребенок в детстве получает элементарные навыки труда и хозяйства, знакомится с предметами домашнего обихода, их употреблением, учиться самостоятельно ухаживать за собой. "Нравственное воспитание детей дошкольного возраста, как указывал он, заключается в воспитании у них умеренности, опрятности, трудолюбия, почтительности к старшим, послушания, правдивости, справедливости и, главное, любви к людям". [6, с. 32]

Школа родного языка, по Коменскому, предназначена для детей без различия пола, сословий, вероисповеданий и национальности. Отметим, что это один из первых опытов единой школы, относительно отделенной от церкви и направленной на обучение живому, родному языку.

Гимназия, как дающая более продвинутое образование изучает уже и иностранные и древние языки (латинский, греческий). Изучаются так называемые "свободные искусства" (философия, риторика и пр. ), а так же естествознание, география, история.

Коменский требовал, чтобы после обучения языку (грамматике) учащиеся переходили к изучению реальных наук - естествознания (физики), математики, затем философских наук (этики, диалектики), завершая весь курс изучением риторики. Шесть последовательных классов гимназии в школе Коменского носят названия: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический. [6, с. 33]

Коменский не ставил в своих трудах задачу реформы высшего образования, так как в то время оно было традиционным, и, большей частью значительно независимым от внешних факторов. Поэтому педагог ограничивается лишь перечислением классических университетских факультетов того времени в своей "академии": богословский, юридический и медицинский.

Основные категории педагогики Коменского: “природа человека”, образование, принципы (основоположения), содержание образования, методы обучения и воспитания.

В "Великой дидактике" как и в других книгах Коменский, обращается прежде всего к разработке такой диалектической категории как универсальный метод обучения. Начиная книгу обращением к читателям, он формулирует дидактику как "универсальное искусство всех учить всему. И притомучить с верным успехом.... " [1, с. 245] "Коменский был новатором в области дидактики, выдвинувшем много глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы (учебный год. Каникулы, деление учебного года на учебные четверти, одновременный прием учащихся осенью, классно-урочная система, учет знаний учащихся, продолжительность учебного и т. д. " [6, с. 39]

Кончено, далеко не все эти идеи были выдвинуты и разработаны самим Коменским. Так, например, урок как учебный метод применялся за несколько веков до "Великой дидактики", но впервые в истории человечеств Коменский свел воедино все эти педагогические методы.

Со времени Аристотеля среди философов было популярно говорить о природе человека, его сущности. Коменский дает новое понимание природы человека. "Под природой здесь мы разумеем не испорченность, присущую нам после падения.... но первое и основное наше состояние, в которое нужно еще призвать нас, как к первоначалу". [1, с. 271]

Человек по своей природе, говорит Коменский, рождается целеустремленным и способным к разумению самых разных вещей. Свойство познания божественно в человеке. ".... Нет необходимости что-либо привносить человеку извне, но необходимо развивать, выяснять то, что он имеет заложенным в себе самом, в зародыше, указывая значение всего существующего". [1, с. 273] Таким образом, в отличие от многих религиозных людей до него и после него, Коменский признает в жажде человека к знаниям божественную, а не сатанинскую природу. Условием же удовлетворения этой жажды Коменский выдвигает образование человека.

Будучи сенсуалистом и рационалистом по своим философским воззрениям Коменский ".... в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрылпринцип наглядности. " [6, с. 33] Подтверждением внимания Коменского к принципу наглядности является один из самых знаменитых трудов педагога - "Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и наименование всех главнейших предметов в мире и действий в жизни".

    Обратим внимание на следующий диалог из этой книги:
    "М а л ь ч и к. Что значит учиться уму-разуму?

У ч и т е л ь. Все, что необходимо, правильно понимать, правильно делать, правильно высказывать. " [2, с. 234]

Этот диалог, вынесенный во введение книги уже сам по себе знаменателен и дает нам понимание основных руководящих принципов Яна Амоса Коменского. Он развил наглядность до привлечения всех органов чувств к познавательной деятельности ("во все, воспринимаемом слухом, вкусом, осязанием и даже в самих добродетелях) [1, с. 277].

Следующим главным принципом работы школы по Коменскому является систематичность обучения. Необходимо доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. "В обучение, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факторы и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному; сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению его отдельных сторон". [6, с. 34] Материал следует располагать так, чтобы каждый новый материал органично следовал из предыдущего. По мере взросления развивают сначала чувства учащихся, затем память, мышление и, наконец, речь и руку. Таким образом, Коменский применяетметод последовательности.

Обучение вне всякого сомнения должно быть и посильным, а усвоение материала прочным. Постоянные упражнение и повторение в школе Коменского были основными методами обучения языку и многим другим предметам. Но и в самих упражнения Коменский соблюдал диалектический принцип. Вначале ученики осваивали инструмент, с которым предстояло работать, затем выполняли отдельные элементы ("сначала буквы и слоги, затем слова, наконец фразы" [6, с. 35]), и лишь как завершение брались за целую работу.

    Коменский о работе учителя.

В педагогике Коменского видно место уделяется роли учителя. Ведь само по себе образование не имеет никакого смысла без обучающего субъекта. Но в то время авторитет учителя был ничтожно мал. Коменский же требовал, чтобы, с одной стороны, население относилось с уважением к учителю, а с другой - сам учитель понял, какую важную функцию он выполняет в обществе, и был полон собственного достоинства. Учитель, писал он, должен быть честным, деятельным, настойчивым, живым образцом добродетелей, которые он должен прививать ученикам, быть человеком образованным и трудолюбивым. Он должен безгранично любить свое дело, относиться к ученикам по-отечески, будить интерес учащихся к знаниям. [5, с. 39]

Одновременно учитель должен быть и проповедником, человеком, который знакомит учеников с Откровением Господним. И в этой связи учителю Коменского легче быть авторитетом для своих учеников, нежели простому наемному служащему. Но в то же время, это требование является отступлением от собственных принципов Коменского - обучение детей независимо от их вероисповедания.

Тем не менее, слова Коменского, обращенные к учителям до сих пор звучат свежо и актуально:

"Тщетно стремиться к улучшению методов, если не удастся изгнать из школ косность.... " [7, с. 189]

".... Учителя должны заботиться о том, чтобы быть для учеников в пище и одежде образцом простоты, в деятельности - примером бодрости и трудолюбия, в поведении - скромности и благонравия, в речах - искусства разговора и молчания, сбовом, быть образцом благоразумия в частной и общественной жизни". [2, с. 155] С точки зрения, Коменского учительство является не столько профессией, сколько призванием. Человек должен прийти к мысли о том, что он будет давать образование подрастающему поколению в ходе жизненных переживаний. Он должен иметь солидную теоретическую подготовку, прежде чем приниматься за этот труд. Кроме того, учитель не должен быть обеспокоен о собственном благополучии, оно обеспечивается принимающей общиной. Община же, выделяя деньги на наем учителя, вернет их сторицей в виде знаний собственных детей.

Место учителя в школе четко оговорено в нескольких книгах Коменского. В частности, в трактате "Законы хорошо организованной школы" подробно устанавливаются порядок и приемы учета знаний учащихся; декурионы (своеобразные старосты) ежедневно проверяют знания всех учащихся; учительна каждом уроке проверяет знания. Вызывая нескольких учеников; ректор школы один раз в месяц проверяет успеваемость учащихся путем испытаний. В конце каждой четверти устраиваются также испытания, а по окончании учебного года - переводные экзамены из класса в класс.

Учитель, по Коменскому, постоянно совершенствуется в своих знаниях и умениях. "Хороший учитель не пропускает ни одного удобного случая, чтобы научиться чему-либо полезному". [2, с. 156] Учитель должен быть для ученика "пампедическим наставником", то есть учить всех всему и всесторонним образом "ради доставления человеку всецелого совершенства".

В качестве последнего наставления учителям Коменский говорит о том, чтобы они никогда не забывали цель и задачу своего класса, всегда четко представляя что должно быть достигнуто в ходе обучения. А вместе с целью прямого обучения тем или иным предметам, Коменский ставит задачу нравственного воспитания, как одного из главнейших в человеческой жизни.

    Содержание, формы и методы
    нравственного воспитания по Я. А. Коменскому.

"Управление человека собой является, по мнению Коменского, одной из трех целей воспитания. Оно достигается нравственным воспитанием. " [5, с. 37] Необходимо отметить, что точка зрения Коменского на школьное нравственное образование отличается от ныне общепринятой в России. Здесь для сокращения расходов на школу, личности учителя и воспитателя являются объединенными. Коменский же разводит их вводя понятия педагогиуса (учителя) и педагога (воспитателя).

Тщательно изучив в университетской молодости труды Платона, Аристотеля, Плутарха и Сенеки, Коменский вслед за ними объявляет главными добродетелями воспитанного человека мудрость, умеренность, мужество и справедливость. Он советовал развивать у детей скромность, послушание, благожелательность к другим людям, опрятность и аккуратность, вежливость, почтительность к старшим, трудолюбие.

"Из числа нравственных добродетелей особенно настойчиво должен он (педагог Прим. сост. ) рекомендовать и внедрять путем упражнений способность переносить труды, больше того, стремление к ним; ибо достигнув этого, они будут иметь великое сокровище для жизни". [2, с. 157]

Эта точка зрения на нравственные категории вполне согласуется с протестантскими воззрениями Яна Амоса Коменского. В качестве нравственных ориентиров для него выступают сам Христос, который нашел в себе силы пострадать за все человечество, Иов - ради любви к Господу терпевший самые разные лишения, и Соломон - образец библейской мудрости.

Средствами нравственного воспитания Коменский считал: пример родителей, учителей, товарищей; наставления, беседы с детьми; упражнения детей в нравственном поведении (в частности, в воспитании мужества); борьбу с распущенностью, с ленью, необдуманностью, недисциплинированностью. Большое значение в процессе нравственного воспитания имеет выработка положительных привычек.

Одно из самых больших мест в нравственном воспитании детей Коменский отводит семье, роли матери и отца. Школа, воспитатели, проповедники, считает он, могут лишь развить и некоторым образом направить воспитание детей в нужное русло, но основное умонастроение личности рождается все-таки в семье. Стараясь поддерживать в своих учениках живость, свойственную детскому возрасту, Коменский вместе с тем и требовал от них дисциплины. Следует поддерживать дисциплину "хорошими примерами, ласковыми словами, и всегда искренним и откровенным благорасположением" [6, с. 37]

В книге "Законы хорошо организованной школы" Коменский оговаривает правила поведения учеников, старост классов (декурионов), служащих школы, учителей, воспитателей и директоров.

"Пусть поддержание дисциплины всегда происходит строго и убедительно, но не шутливо или яростно, чтобы возбуждать страх и уважение, а не смех или ненависть. Следовательно, при руководстве юношеском должна иметь место кротокость без легкомыслия, при взысканиях - порицание без язвительности, при наказаниях - строгость без свирепости" [6, с. 37]

    Литература

Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 1. - М. : 1982. Коменский Я. А. Избранные педагогические произведения. В 2-х т. Т. 2. - М. : 1982. Адольф А. Что такое школа по воззрениям Коменского. -М.

Альт П. Прогрессивный характер педагогики Коменского. - М. , 1959. Джибладзе Г. Н. Философия Коменского. - М. , 1982.

Константинов Н. А. и др. История педагогики: Учебник для студентов пед. Ин-тов. - М. : Просвещение, 1982.

    Кратохвил М. В. Жизнь Яна Амоса Коменского. - М. : 1991.
    Лордкипинадзе Д. О. Ян Амос Коменский. - М. : 1990.

Смоляницкий Я. А. Три века Яна Амоса Каменского. - М. : 1987.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.