на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Педагогический контроль за физической подготовленностью школьников - (диплом)
p>В теории физического воспитания различают общую и специальную физическую подготовку. Если физическая подготовка включает в себя уровень знаний и умений в жизненно важных, прикладных, естественных, основных видах движений, то специальная физическая подготовка связана с профессиональной или спортивной деятельностью (подготовка гимнаста, лыжника и т. п. )

Главная черта, характеризующая высокий уровень общей физической подготовленности–это умение сознательно владеть движениями своего тела, достигая наибольших результатов в кратчайшие сроки при наименьшей затрате сил.

Оздоровительный эффект развития и формирования основных движений общеизвестен, так как в этих движениях участвует одновременно большое количество мышечных групп, что способствует повышению обмена веществ в организме, усилению функциональной деятельности внутренних органов, совершенствуется подвижность нервных процессов. Все это является фундаментом к выполнению нормативов комплекса “ГТО”.

Первостепенное значение для успешной сдачи норм комплекса ГТО учащимися имеет разносторонняя физическая подготовленность, базирующаяся на высоком уровне развития основных двигательных качеств (выносливости, силы, ловкости, быстроты и т. п. ), которые достигаются планомерной работой на уроках физической культуры, а также в процессе внеурочной спортивно-массовой работы.

Человек, в отличие от животных, не рождается на свет с готовой способностью выполнить естественные для него движения. Движения в ходьбе, беге, метаниях, прыжках, лазании выработались в процессе эволюции человека, в результате взаимодействия его с окружающей средой. Этим движениям человек научился в процессе жизни. всем известно, как дети любят бегать, бросать, метать, ловить предметы, лазать.

Физическую подготовленность школьников, как указывает З. И. Кузнецова (1977) характеризуют два показателя:

    Степенью владения техникой движений;
    Уровнем развития двигательных (физических) качеств.

Физическая подготовленность (двигательная) у учащихся осуществляется в результате обучения на уроках. Но лишь при одном условии, если учитель обучает детей правильно выполнять двигательные действия, воспитывает у них и физические качества.

Чтобы управлять учебным процессом, вовремя вносить коррективы, нужно вести контроль за двигательной подготовленностью школьников.

Однако этому вопросу до сего времени не уделяется должного внимания в научных исследованиях. Имеющиеся литературные данные изучения основных движений детей школьного возраста показывают на отсутствие единой опробированной методики обследования. Обследование по различным заданиям в возрастных группах у мальчиков и девочек и в различных условиях испытаний не дает возможности выявить характерные особенности возрастно-полового развития. Давно уже выдвигается настоятельная необходимость разработки единой методики учета развития основных движений и сбора материала могущего послужить отправными данными для оценки физической подготовленности школьников разных возрастных групп.

Двигательные навыки и физические качества, приобретаемые школьниками в процессе физического воспитания в школе, имеют исключительное значение в практической работе учителей физического воспитания.

Ряд исследователей (Н. Н. Бинчук, 1959; А. П. Кашин, 1967; Л. И. Гендзегольскис, 1969, 1990; Х. В. Тийк, 1976) указывают на недостаточность физической подготовленности у молодежи, поступившей на 1-е курсы в Вузе и объясняется это тем, что в школах еще высок процент учащихся, освобожденных от занятий физической культурой без достаточных на то оснований, а организация процесса физического воспитания во многих из них находится не на высоком уровне. В последние годы в центре внимания исследователей, считающих необходимым дальнейшее совершенствование системы физического воспитания школьников (Э. С. Громадский, 1969; Г. И. Кукушкин, 1965, Н. А. Лупандина, 1967) находятся вопросы совершенствования нормальных требований. С целью более эффективного развития физических способностей школьников. Так, А. Р. Джамаловым (1969) было проведено исследование физического состояния школьников и установлено, что наиболее эффективным в развитии физической подготовленности является более высокий режим двигательной деятельности, достигаемой применением комплекса разнообразных средств физической культуры и спорта. А пока учитель лишен возможности объективно оценивать достижения своих учащихся по основным движениям по сравнению со сверстниками города, области, республики.

В литературе есть данные по физической подготовленности учащихся московских школ, полученные в 1949г. ЦНИИФК и 1967 г. В Ростове в 1987г. Рябцевой Е. И. С тех пор прошло много времени. Неоднократно менялась программа по физической культуре, с 1987г. семь программ по физической культуре, введен в 1972г новый комплекс ГТО. Очень интересно проверить физическую подготовленность школьников в настоящии время, установить взаимосвязь физической подготовленности с физическим развитием и работоспособностью.

В данной работе мы поставили перед собой задачу –ответить на вопрос какое состояние физической подготовленности школьников младшего и среднего возраста конкретной школы №92 г. Ростова– на – Дону. Физическое воспитание как вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям и управление развитием физических качеств человека. Когда необходимо подчеркнуть прикладную направленность физического воспитания по отношению к трудовой, оборонной и иной деятельности говорят о физической подготовке.

Процесс, направленный на улучшение физической подготовленности, называется физической подготовкой.

З. И. Кузнецова (1972) физическую подготовленность предлагает называть двигательной подготовленностью. Так или иначе, физическая подготовка содействует укреплению здоровья, развитию двигательных качеств и форм тела, а также расширению двигательных представлений.

Проблема изучения развития движений школьников привлекала и привлекает многих исследователей. Одни изучали “моторную одаренность”, как бы независимую от воспитания и обучения. Другие изучали “простые, жизненно необходимые движения, приобретенные в повседневной жизни”.

И. М. Яблоновский, Н. В. Серебровская (1949) при изучении двигательной деятельности школьников применяли испытания по таким видам движений, которые в какой-то степени отражали физическую подготовленность учащихся. Они изучали: прыжки с места, в длину и высоту, бег, метание и др.

Т. С. Попова (1940) в своей работе по анализу развития ходьбы у детей в возрасте от 3 до 10 лет убедительно показала особенности развития ее структуры движения у детей.

Заслуживают внимания работы, выполненные группой специалистов под руководством Г. И. Кукушкина (1968) по исследованию состояния физической подготовленности учащихся по возрастным учебным нормам.

Исходным положением в этих исследованиях было то, что “процесс физического воспитания в школе должен быть регламентирован едиными учебными нормами”. В основу программы в тесной связи с учебным материалом, по мнению авторов, должны быть положены возрастные учебные нормы, стимулирующие всестороннее и гармоническое развитие физических способностей учащихся и с определенного возраста спортивное совершенствование. В исследованиях ставилась задача “сделать анализ применения учебных норм: усовершенствовать их и сделать важным условием дальнейшего улучшения учебной и внеклассной работы по физическому воспитанию учащихся”.

Разнообразие двигательных умений и навыков, получаемых школьниками в процессе занятий по физической культуре в школе, направлено на повышение уровня общей физической подготовленности учащихся. Многими исследованиями и повседневной жизнью подтверждается то положение, что физически подготовленный человек имеет лучшую производительность труда, высокую работоспособность. Основными показателями общей физической подготовленности школьников были, есть и будут достижения в основных движениях. В них, как в фокусе, видно умение владеть своим телом, умение выполнять движение экономно, быстро, точно. В этих движениях выявляется уровень развития физических качеств, скорости, ловкости, силы и др. Под качеством понимается такое свойство, которое выражается в способности выполнения не одной какой-нибудь узкой задачи, а более или менее широкого круга задач, объединенных психофизической общностью. Основные движения наиболее полно вскрывают эту общность качеств. Разумеется, педагогический процесс по физическому воспитанию не ограничивается узким набором упражнений, “приложимых в жизненных условиях”. Чем больше число двигательных условных рефлексов приобретает ученик, тем более сложные и разнообразные двигательные задачи может ставить учитель перед учениками, тем легче приобретается навык. А двигательный навык характеризуется объединением частных операций в единое целое, устранение ненужных движений, задержек, повышением точности и ритмичности движений, уменьшением времени на выполнение действия в целом, строгой системностью в движениях, слаженностью различных систем организма. Двигательный навык позволяет экономить физические и психические силы, облегчает ориентировку в окружающей среде, освобождает сознание для своевременного осмысливания действия.

У школьников средних и старших возрастов интерес к этим движениям не ослабевает. в зависимости от педагогических задач, постепенно усложняющихся по годам обучения, повышаются требования к рациональным способам упражнений. Двигательная деятельность растущего и формирующегося школьника познается в развитии, где решающая роль принадлежит обучению.

Обучение учащихся основным видам движений и совершенствование в них -–одна из важнейших задач физического воспитания в школе. Требуется не только научить школьника правильным приемам движений; не менее важно достигнуть того, чтобы занимающиеся были способны быстро и ловко бегать, высоко и далеко прыгать, обучение должно быть тесно связано с достижением практических результатов. Достижения школьников в основных движениях (при правильной воспитательной работе) определяют в основном качество постановки работы по физической культуре в школе.

    II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.
    Задачи:

Произвести анализ физической подготовленности детей младшего и среднего школьного возраста.

Дать сравнительный анализ физической подготовки школьников по классам. Изучить взаимосвязь физической подготовленности в процессе возрастного развития с особенностями физического развития. Сравнить данные физподготовки с существующими нормативами программы по некоторым тестам по физической культуре.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: Опрос учителей физкультуры в целях выявления опыта планирования физической культуры в учебном процессе.

Педагогические наблюдения за проведением занятий по физкультуре. Контрольные упражнения по физической подготовленности.

    Решение поставленных задач осуществлялось поэтапно:

На первом этапе педагогической практики изучался опыт преподавания физкультуры. На втором этапе были проведены исследования физического развития и физической подготовленности 1-3х классов, 4-8х классов.

На третьем этапе была выполнена статистическая обработка собранного материала. Одновременно с этим изучалось, для сравнения, физического развития и физической подготовленности с существующими средними показателями для г. Ростова- на– Дону. Исследования проводились в условиях повседневной работы школы по физкультуре. Физическое развитие изучалось по 10-ти основным антропометрическим показателям, а физическая подготовленность по контрольным упражнениям.

На основании полученных данных нами разработаны методические указания, направленные на развитие отстающих показателей физического состояния школьников младшего и среднего школьного возраста.

Всем известно, что в программах указаны учебные нормативы. Можно ли использовать их в качестве контрольных испытаний (тестов)? Можно ли судить о динамике двигательной подготовленности школьников по выполнению ими учебных нормативов? “Не совсем”, - отвечает З. И. Кузнецова. Потому что в разных классах даются учебные нормативы по различным видам упражнений.

Эти нормативы в большей степени характеризуют владение данным видом движений и в меньшей отражают общий уровень двигательной подготовленности. В меньшей, потому что учебные нормативы не деффиренцированы с учетом физического развития школьников. Между тем научные исследования показали (Н. А. Лупандина, 1967), что двигательная подготовленность зависит от физического развития. Исследования Е. И. Рябцевой (1987) показали, что детям с высокими и вышесредними уровнями физического развития чаще свойственны высокие показатели двигательной подготовленности. У школьников же с низким и ниже средним уровнем физического развития чаще, кроме средних, встречаются невысокие показатели двигательной подготовленности. Из этого следует, что от детей, у которых низкий и ниже средний уровень физического развития, нельзя требовать высоких и выше средних показателей двигательной подготовленности. А к школьникам с высоким и выше средним уровнем физического развития надо предъявлять более высокие требования.

По данным Е. И. Рябцевой (1987) выявлена прямая зависимость двигательной подготовленности от степени полового созревания и перенесенных заболеваний. Становится очевидным, насколько неправильно предъявляют одинаковые требования к разным учащимся.

Двигательную деятельность школьников мы наблюдали в разных по форме движениях, в которых в той, или иной мере проявляются быстрота, сила, ловкость, скорость, гибкость.

Испытания проводились на уроках физической культуры. Чтобы не нарушать привычный ход школьных уроков, не создавать новых условий, не возбуждать учеников, класс делили на подгруппы. Одна подгруппа шла на обследование, две или три остальных шли на занятия по плану учителя. Затем подгруппы менялись. За один урок проверялись все ученики по одному виду. И так были обследованы школьники по шести видам испытаний. Полученные результаты записывались в протоколы, отдельно по полу и по классам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.