на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Проблемы эстетического воспитания - (реферат)
p>Очень важную роль в создании эстетической среды играет музыка. Она должна звучать как на музыкальных занятиях, так и включаться в другие виды деятельности. Музыка, начиная звучать на утренней зарядке, создает у детей бодрое настроение, активизирует и повышает их жизненный тонус. Игры с пением и хороводами строятся на произведениях народного творчества, являясь прекрасным материалом нравственно-эстетического воспитания детей. Усваивая народные образы, дети начинают чувствовать красоту родных напевов, выразительность языка– все это способствует формированию музыкально-эстетического вкуса. Получая разнообразные музыкальные впечатления, дети стремятся к самостоятельному музицированию, подбирая полюбившиеся мелодии на детских инструментах.

Также одним из важнейших средств эстетического воспитания является природа –вечный источник разнообразных эстетических переживаний. Живая природа воздействует на малыша, вызывая у него эмоциональный отклик, поэтому на экскурсиях, прогулках взрослые должны обращать внимание детей на своеобразие красок природы, учить слышать“живой”голос леса, поля. Прогулки должны создавать у детей радостное настроение. Необходимо дать воспитанникам почувствовать удовольствие от пребывания на природе: прохладно, поют птицы, шумят деревья. Совместное рассматривание с детьми понятных детям проявлений красоты в природе, ярко выраженное восхищение взрослого при виде маленькой пушистой собачки, красивой лужайки, заходящего солнца вызывают у ребенка соответствующие эмоциональные переживания и постепенно формируют у него дифференцированное отношение к окружающему, понимание красивого. Малыш начинает потом уже и сам выделять в окружающем наиболее красивые явления: “посмотрите, какие красивые цветы несет дядя! ” Живая природа –это удивительный, сложный и многогранный мир, особое место в котором отведено животным. Знания о животных дети приобретают разными путями: через книгу и картинку, рассказ взрослого или кинофильм. Но особое значение в дошкольном возрасте имеет непосредственное общение с животными. Поэтому в детском саду специально создаются уголки природы. Правильно организованные наблюдения учат ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе рождаются самостоятельные суждения, умения обобщать, замечать изменения, что приводит к постепенному накоплению и углублению знаний. Наблюдения помогают детям систематически знакомиться с миром животных и проявлять свое внимательное отношению к нему. Они начинают замечать не только необычное, удивительное, но и в обыденном, привычном начинают находить интересное. Уход за живыми обитателями уголка формирует у детей эстетическое восприятие и отношение, умение создавать красоту самому и с уважением относиться к труду другого человека.

Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса во многом зависит от игры. Общеизвестно влияние художественных игрушек на эстетическое воспитание детей. Примером служат народные игрушки: матрешки, веселые дымковские свистульки и другие. Очень большое значение имеет подбор игрушек и уход за ними. Рваная или грязная кукла не только некрасива, но и воспитывает равнодушие к этой игрушке. Пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на красивое особенно необходимы детям для становления их собственного эстетического вкуса. Немалую роль играют занятия по ознакомлению детей с художественной литературой. Через веселые рассказы, стихи, басни дети осваивают категорию комического и смешного, с их помощью можно развить у ребенка чувство юмора. Юмор –форма комического, в которой предметы, события и их поступки изображаются в смешном виде.

У ребенка очень важно воспитывать чувство юмора с самого раннего детства, оно способствует душевному здоровью, помогает противостоять трудностям и невзгодам. К. Чуковский писал в книге “От двух до пяти”: ”…Это задача немалая–воспитать в ребенке юмор, то драгоценное качество, которое, когда ребенок подрастет, увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами. ”1 [1 К. Чуковский “От двух до пяти” М 1977 г. С - 23] Исследователи –психологи С. П. Рубинский, М. М. Конина считают, что развивать у детей способность замечать и понимать смешное–значит развивать у них гибкость ума и сообразительность. Для того, что бы понять комическое, ребенку нужно мысленно восстановить правильное положение вещей, сделать ряд умозаключений, сопоставить с окружающей действительностью. Это обогащает мысль и фантазию.

Чувство комического у детей в значительной степени отличается от данного чувства взрослого человека. Оно возникает в результате раскрытия доступных им противоречий в чем либо. Первые проявления чувства комического у детей в элементарной форме можно наблюдать очень рано. Маленькому ребенку доступны самые примитивные, чисто внешние формы комического, основанные на несоответствии привычке, ожиданию. Способность замечать отклонения от нормы и воспринимать их как комические появляются в результате формирования у малышей достаточно устойчивых представлений о внешнем виде предметов, людей, животных, об их движениях. Дети младшего и среднего дошкольного возраста легче всего воспринимают комическое в поведении животных, близких им по возрасту сказочных персонажей, ровестников. Труднее–в поведении взрослых. Так как они являются для детей образцом разумного, поэтому смешное в их поведении дети не замечают, считая это нормой. В старшем дошкольном возрасте ребенок может заметить уже более тонкие несоответствия, часто смеется над нелогичностью действий и поступков взрослых. В этом возрасте дети с удовольствием слушают смешные сказки, стихи, пытаются сами создавать комические ситуации в рисунках и сказках.

“У ребенка есть великая потребность смеяться. Дать ему добротный материал для удовлетворения этой потребности– одна не из последних задач воспитания”1 [1 К. Чуковский “От двух до пяти” М 1977 г. С - 27] – писал К. Чуковский.

Формированию у детей дошкольного возраста чувство юмора способствуют произведения лучших детских писателей: Чуковского, Маршака, Носова и др. , раскрывающие различные по своей сложности комические моменты. Необходимо постепенное усложнение комического содержания. Вначале используются произведения, где ярко выражены комические ситуации, в основе которых лежит одушевление предметов, незнание героями элементарных правил поведения, известных детям.

Затем подбираются произведения более сложные, содержащие комизм, основанный на нелогичности поступков, показе каких-либо отрицательных качеств персонажа. Для воспитания чувства юмора незаменимы “перевертыши –педагогически ценные познавательные произведения. Они закрепляют у ребенка правильное понимание действительности. Они не только забава, но и полезный умственный труд.

Перевертыши –это произведения, где их герои действуют вопреки своим реаль ныи свойствам и качествам. Замечательным мастером перевертышей был К. Чуковский. Стихи о перевернутом мире по своей природе шалость, комическая игра, вольность, они подводят ребенка к первоосновам юмора. Это новая ступенька в познании, так как ребенок утверждается в житейском опыте, он явственно ощущает вздор, знает, что на самом деле все не так.

Рассматривая следующий этап жизни человека –младший школьный возраст, можно отметить, что ребенок уже имеет представление о красоте. В школе также происходит дальнейшее совершенствование эстетических чувств и вкусов. В период младшего школьного возраста создаются благоприятные условия для дальнейшего развития эстетических чувств детей, воспитание эстетического вкуса.

Исследования психологов В. Н. Шацкой, С. А. Карцевой убеждают в том , что у младших школьников легко вызвать любовь к слушанию музыки и пению, они с удовольствием исполняют те песни, в которых могут выразить свое отношение к окружающим. Формирование эстетических чувств у младших школьников происходит так же в процессе художественно-изобразительной деятельности. Организуя последовательно усложняющуюся систему заданий, обучая детей эстетическому видению и грамотному изображению окружающего, можно научить детей не только воспринимать картину, но и видеть в ней предмет искусства.

Эстетические чувства так же как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания. В формировании эстетического восприятия музыки, в частности русской народной песни, огромную роль играет обогащение детей специальными занятиями. Слушая небольшие музыкальные произведения, учащиеся 2-3 классов способны достаточно чутко и тонко разобраться в музыкальном произведении и метко его охарактеризовать. Знакомя учащихся 1-3 классов с биографией композитора, с теми условиями, в которых было написано конкретное музыкальное произведение, раскрывая детям его замысел и присущие музыке средства выразительности и их обозначения в нотной записи, учитель повышает у детей не только интерес к музыке, но и способность слушать, воспринимать и тонко различать произведения разных жанров.

В школе уже больше внимания уже уделяется сложным наукам, поэтому в основном эстетическое воспитание осуществляется во внеурочное время. Одним из эффективных средств эстетического воспитания, в котором тесно переплетается формирование трудовых навыков и художественное развитие учащихся начальных классов, являются кружки. Они позволяют детям другими глазами взглянуть на окружающее, побуждают в них радость труда и жажду творчества. Дети знакомятся с изделиями широко известных народно-художественных промыслов: Гжели художественная роспись по керамике), Хохломы, Палеха, Городца (роспись по дереву) и другие. Не ограниченные жестким временем урока, дети проявляют больше творчества и фантазии при выполнении самостоятельных работ. Ярким примером этому служат выставки детского творчества, где можно увидеть множество удивительного, неожиданного и красивого в поделках детей.

Чувства, в том числе и эстетические –специфическая форма отражения окружающего. Поэтому они не могут возникнуть и развиваться там, где в повседневном окружении нет тех сочетаний предметов, форм, красок, звуков, которые могут быть восприняты как образцы прекрасного. Однако только наличие этих объектов еще недостаточно для возникновения у детей эстетических чувств. Природа–это самый совершенный объект для эстетического воспитания ребенка, он всегда находится перед его глазами. Но ребенок должен научиться воспринимать присущие ей разнообразные формы, гармонию красок, звуков, запахов и испытывать при этом эстетические чувства, а помочь ему в этом могут взрослые, организуя экскурсии и походы на природу. Детям школьного возраста так же очень нужны экскурсии и прогулки в лесу, парке, где они увидят всю красоту окружающего. Широкое внедрение в жизнь каждой семьи радио, телевидения, доступность театра и кино, красочно оформленных книг так же создают огромные возможности для развития разнообразных эстетических чувств.

Таким образом, эстетическое воспитание очень важно для всестороннего развития ребенка. Азы эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы. Очень большую роль в эстетическом воспитании играют семья, детский сад и школа, поэтому родителям, воспитателям и учителям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка как можно быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство красоты, чистоты аккуратности и так далее. Заключение.

Задача эстетического воспитания состоит в формировании творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и так далее.

Исключительная роль семьи в эстетическом виспитании заключается в том, что именно в ней ребенок получает первые элементарные представления о красоте, аккуратности и чистоте.

Если семья – стартовый этап воспитания, то детский сад и школа –второй и не менее важный этап. В этом возрасте у ребенка формируются эстетические чувства и вкусы, а помочь ему в этом могут систематические занятия, которые проводятся в детстком саду и школе.

“Воспитание –дело трудное, но свое бессилие, промахи не стоит выдавать за ненужность эстетического воспитания”1 [1 Ю. Борев “ Эстетика” М 1988г. , C - 23]– говорил Вл. Соловьев. V. Список литературы:

Аксарина Н. М. “Воспитание детей” М. , изд-во “Медицина” 1992 г. Борев Ю. “Эстетика” М. , изд-во политической лит-ры 1988 г.

Запорожец И Д. “Воспитание эмоций и чувств у дошкольника” М 1985 г. Ковалев С. М. “ Воспитание и самовоспитание” М. , Изд-во “Мысль” 1986 г. Крутецкий В. А. “ Психология ” М. , Изд-во “Просвещение” 1980 г. Логинова В. И. “Дошкольная педагогика” М. , изд-во “Просвещение” 1983 г. Обухова Л. Г. “Психология детства” М 1992 г.

8. Чуковский К. “От двух до пяти” М, изд-во “Просвещение” 1977 г. 9. Титаренко В. Я. “Семья и формирование личности” М. , изд-во “Мысль” 1992 г. Ушинский К. Д. “Избранные педагогические сочинения” М 1974 г.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.