на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов - (реферат)
p>Успешность подобной формы реализации ППФП во многом зависит от правильного подбора средств на практических занятиях во всех учебных отделениях, включая отделение спортивного совершенствования.

Кроме учебных занятий (обязательных и факультативных) все более широкое распространениеприобретают учебные занятия по ППФП под руководством преподавателей в период учебных практик. По примеру МГУ в ряде вузов страны(Горьковском университете, Тюменском индустриальном институте и др. ) ректоратом определен специальный обязательный курс ППФП и выделеныдля этой цели дополнительные часы на учебных практиках студентов на втором и третьем семестрах. Так, в Горьковском университете на учебных практиках отводится по 6ч. неделю (2 ч обязательных и 4 факультативных) для проведения занятий по физическому воспитанию со сдачей зачетов по тем разделам ППФП, которые направлены на обеспечение безопасности студентов во время учебных и производственных практик.

Аналогичная работа проводится и в период инструкторской и педагогической практик (в Калининском университете, Московском городском, Дрогобычском пединститутах и др. ). В некоторых педагогических вузах (Ростовском, Хабаровском и др. ) проводятся и специальные лагерные сборы по подготовке студентов к педагогической практике в пионерских лагерях. На этих сборах студенты, объединенные в отряды по типу организации пионерских лагерей, поочередно отрабатывают практические навыки физкультурной работы. В некоторых вузах различного профиля практикуется самостоятельное выполнение студентами . заданий преподавателя физического воспитания, требующих определенных прикладных знаний, способствующих воспитанию и формированию прикладных физических и специальных качеств, умений и навыков. Выполнение подобных заданий контролируется преподавателем, а в отдельных случаях они включаются в зачетные требования по семестрам. К ним относятся самостоятельное составление и проведение с группой своих товарищей комплексов гигиенической и производственной гимнастики, приобретение прикладных знаний и умений организаторской, инструкторской и судейской работы по физической культуре и спорту и др. Интересен опыт Латвийскойсельскохозяйственной академии, где ответственный преподаватель по виду спорта или учебной группе в начале каждогоучебного года дает студентам персональные задания по общественной работе, которые заносятся в учебный журнал. Ход и результаты проведенной общественной физкультурной работы фиксируются в учебном журнале. Эти отметки в журнале являются основными, подтверждающими общественную работу студента, и по ним выставляется зачет (табл. 1).

    Таблица1

Контрольные задания по общественно-физкультурной работе для студентов Латвийской сельскохозяйственной академии

    Виды и формы работ (по выбору)
    Требования

Судейство соревнований по избранному и по массовым видам спорта Судить не менее 3—5 соревнований за учебный год

    или

Организовать и провести массовые соревнования по любому виду спорта с участием 25—50 человек

Представить отчет по установленной форме о проведенном соревновании или

Организовать на факультете спортивную секцию по любому виду спорта и руководить ею в течение учебного года

В начале учебного года представить план работы секции, а в конце года — отчет о проведенной работе или

Руководить работой физкультурного совета на факультете в течение учебного года Представить в начале учебного года план работы совета, а в конце года — отчет или

Активно выполнять обязанности физорга группы, курса в течение года Работа оценивается по членству спортивного клуба, участию студентов в соревнованиях, по подготовке разрядников

    или

Ведение учебно-тренировочной работы с командой по виду спорта в течение учебного года или в детской общественной спортивной школе

Представить учебную документацию. Работа оценивается по спортивным достижениям и результатам или

Ежедневное проведение утренней гимнастики с группой студентов(10—15 чел. ), проживающих в обще житии По выполненной работе

    или

Ведение производственной гимнастики на предприятиях города, в учхозе, колхозе периодически или в течение учебного года По отзыву и результатам работы

    или

Участие в строительстве, ремонте и содержании спортивных баз, летних площадок, спортинвентаря и оборудования

Проработать не менее 20 ч или заведовать объектом в течение учебного года или

Активно участвовать в работе общественных физкультурных организаций вуза в течение учебного года

    По выполненной работе, результатам и отзыву
    или

Организовать на курсе, факультете, в общежитии туристскую группу и совершить с нею не менее 5 походов выходного дня и подготовить не менее 5 значкистов“Турист СССР” в течение учебного года По представленным маршрутным листам и оформленной документации по значкистам “Турист СССР” или

Изготовить и оформить на факультете, в общежитии в течение учебного года не менее двух фотовитрин, отражающих спортивную жизнь студентов По исполненной работе и положительной оценке

    или

Поместить в стенной и периодической печати не менее 5 статей о спортивной жизни академии, факультета, общежития, команды

    По опубликованным статьям
    или

Организовать или провести физкультурный вечер, спортивный праздник в вузе, на факультете, в общежитии, на местах практики

    По выполненной работе и отзыву

ППФП при самодеятельных занятиях студентов во внеучебное время также имеет несколько форм: занятия прикладными видами спорта под руководством преподавателей-тренеров в спортивных секциях спортивного клуба, ДОСААФ, в оздоровительно-спортивном лагере, на учебных практиках; самостоятельные занятия физической культурой и отдельными видами спорта, способствующими воспитанию прикладных физических и специальных качеств, формированию прикладных умений и навыков в свободное время в течение учебного года, на учебных и производственных практиках, в каникулярное время. Кроме того, во многих вузах знания и навыки общественно-физкультурной работы будущие специалистыполучают на соответствующем отделении факультета общественных профессий. Эта форма подготовки студентов получила особое распространение в педагогических, сельскохозяйственных, медицинских вузах, в высших учебных заведениях системы Центросоюза.

Не менее распространенной является форма подготовки студентов к общественной физкультурно-спортивной работе на специальных семинарах спортивных клубов вузов и добровольных спортивных обществ. При этом одной из задач таких занятий является привитие будущим командирам производства знаний и навыков, необходимых для управления группами людей.

Все вышеизложенное, во-первых, свидетельствует о разнообразии форм подготовки студентов к общественно-физкультурной работе на производстве, а во-вторых, указывает на необходимость унификации в дальнейшем существующих в различных вузах разнообразных программ, форм, методов и средств такой подготовки. Одной из форм ППФП являются массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия. Важную роль при этом играют программыи календарь внутриинститутских соревнований между учебными группами, курсами, факультетами. Насыщение программы этих мероприятий прикладными видами спорта пли их элементами, регулярность проведения подобных соревнований может во многом способствовать качеству ППФП. Следует указать, что имеется опыт проведения таких мероприятий (соревнований) кафедрами физического воспитания, спортивными клубами совместно с профилирующими кафедрами вузов. В Московском институте инженеров землеустройства уже более 20 лет проводится традиционная летняя спартакиада студентов, находящихся на геодезической практике на загородной базе института. В программу спартакиады, кроме обычных видов спорта, включается и специальная прикладная геодезическая эстафета, правила и условия которой разработаны преподавателями кафедры геодезии. Содержание этого специального командного вида спартакиады предусматривает, например, упражнение по быстрейшему преодолению заданного расстояния с обязательным выполнением серии наблюдений с помощью приборови точных расчетов.

Следует особо указать, что отдельные разделы (элементы) ППФП студентов могут быть реализованы в учебные часы, отводимые на специальные предметы. Из курса физического воспитания необходимо исключать те разделы или элементы ППФП, которые осваиваются на профилирующих кафедрах. Так, в Воронежском университете на естественных факультетах введено спортивное ориентирование, а все необходимые для этого вида, спорта знания по топографии студенты получают на кафедре топографии. В некоторых вузах (Дальневосточном университете, Западно-Казахстанском сельскохозяйственном, Тюменском индустриальном институтах) отдельные раздели ППФП осваиваются студентами и на занятиях по физическому воспитанию и на учебных занятиях, проводимых кафедрами военной подготовки как в стационарных условиях, так и в период военно-лагерных сборов (стрельба, вождение маломерных судов, управление автомототранспортом и т. п. ). Таким образом, многообразие условий работы вузов, целевой направленности и содержанияППФП в них и на факультетах различного профиля предполагает выбор и использование различных форм и методов ППФП студентов.

Комплексное формирование и воспитание прикладных умений, навыков, физических и специальных качеств

Основное преимущество физических упражнений как фактора адаптации заключается не только том, что с их помощью можно моделировать различные ситуации трудовой деятельности, а, главным образом, в том, что они являются наиболее адекватным средством воспитания необходимых качеств. Однако, как показали специальные исследования, занятия различными видами спорта оказывают неодинаковое воздействие на совершенствование отдельных психофизиологических функций, необходимых для конкретной профессиональной деятельности. Поэтому в процессе ППФП студентов должны быть использованы вполне определенные виды спорта, избирательно (или преимущественно избирательно) формирующие и развивающие необходимые прикладные умения, навыки, физические и специальные качества. Работы ряда исследователей показали возможности использования соответствующих классификаций для рекомендации отдельных видов спорта с целью комплексного решения задач ППФП студентов. Наиболее, обобщенная характеристика и группировка видов спорта и спортивных упражнений предложена А. Б. Гандельсманом и К. М. Смирновым. 1-я группа — преимущественное совершенствование координации движений. К этой группе относятся акробатика, спортивная и художественная гимнастика, прыжки в воду и подобные виды спорта. Упражнения 1-й группы развивают и совершенствуют у человека“мышечное чувство”, проприоцептивный (двигательный) анализатор, способность к полной ориентировке в пространстве при самых необычных перемещениях тела, способствуют развитию отдельных групп мышц. К спортсменам этой группы предъявляются разносторонние требования в проявлении силы, быстроты, гибкости.

2-я группа —преимущественное достижение высокой скорости в циклических движениях. В эту группу упражнений входят легкоатлетический бег, бег на коньках, велосипедный спорт и т. д. Главная направленность этих видов спорта— достижение высокой скорости передвижения. Скорость передвижения по дистанции в каждом из видов 2-й группы зависит не только от совершенствования самих циклических движений (техники), но и от способности спортсмена преодолевать утомление.

3-я группа — совершенствование силы и быстроты движения. Физические упражнения этой группы отличаются направленностью на достижение максимальной величины силы. При их выполнении наибольшие нагрузки (и соответственное развитие) испытывает двигательный аппарат спортсменов. Это осуществляется в двух крайних вариантах. Первый — за счет совершенствования способности к максимальному увеличению перемещаемой при движениях массы, что характерно, например, для занятий тяжелой атлетикой. Второй—путем максимального увеличения ускорения при известной величине перемещаемых масс (метание, прыжки в легкой атлетике).

4-я группа —совершенствование движений в обстановке непосредственной борьбы с соперником. Спортивные игры и различные виды единоборств (бокс, борьба, фехтование и т. п. ), входящие в данную группу ациклических упражнений, направлены на совершенствование функций анализаторов, быстрого“освоения”широкого диапазона меняющейся информации в процессе непосредственной борьбы со спортивным противником. Постепенно совершенствуется комплекс физических качеств и способность к внезапным действиям тренирующегося в этих видах. Физиологические нагрузки в процессе упражнений весьма переменны, но в целом они довольно значительны. Эмоции, связанные с упражнениями, требуют специального внимания, поскольку они значительно усиливают влияние физических нагрузок на организм. 5-я группа — совершенствование управления различными средствами передвижения. Эта группа упражнений (мотоциклетный, водной моторный, конный спорт н др. ) изучена в физиологическом отношении крайне недостаточно, хотя имеет бесспорно прикладное значение. Сами двигательныедействия спортсменов являются ациклическими, преимущественно малой мощности, требующими для своего выполнения значительного напряжения центральной нервной системы из-за необходимости опережающих действий по отношению текущих движений и ситуаций. Эти упражнения воспитывают выдержку, хладнокровие, смелость, инициативу и для своего выполнения требуют достаточного проявления координации, быстроты, силы и выносливости.

6-я группа — совершенствование предельно напряженной центральной нервной деятельности при весьма малых физических нагрузках. Строго говоря, упражнения этой группы не являются физическими упражнениями (стрельба, шахматы и др. ), поскольку двигательный компонент в них выражен в малой степени (при весьма малых энергетических затратах и небольшом диапазоне ациклических движений). Однако упражнения это? группы вызывают напряженность функций центральной нервной системы. В процессе этих упражнений развивается способность сосредоточения внимания на решении задач в короткие отрезки времени при чередовании различных действий, с управлением действиями вообще. 7-я группа —воспитание способности к переключениям в многоборье (современное пятиборье, биатлон и др. ). Физиологическое и педагогическое значение компонентов разнообразных многоборий не может быть сведено к простому суммированию эффекта от каждой из составляющих частей многоборья. Каждое сочетание различных видов упражнений оказывает особое действие на организм, подлежащее как частному, так и комплексному изучению и сопоставлению. Опираясь на данную классификацию и основные методические положения, определяющие совершенствование двигательных умений и навыков, воспитание физических и специальных качеств, кафедры физического воспитания вузов могут обоснованно проводить направленный подбор видов спорта в целях решения проблемы ППФП студентов различных факультетов. Здесь будет уместно еще раз подчеркнуть прикладное значение спортивной подготовки вообще — элемент сознательности в занятиях, сопряженный с повышенными физическими и психическими нагрузками, позволяет использовать спорт для совершенствования наиболее важных в современном производстве психофизиологических функций, психологической закалки людей, воспитания необходимых моральных качеств. Все это особенно ярко выражено в командных видах спорта и в командных спортивных соревнованиях, проведение которых в студенческих коллективах предпочтительней перед личными первенствами. Широкое применение различных видов спорта в процессе ППФП студентов оправдано также высокой заинтересованностью, положительной эмоциональнойи оздоровительной окраской спортивных занятий молодежи. Однако если такая спортивная тренировка проводится с целью подготовки студентов к их профессиональной деятельности, то должна. быть обеспечена ее доступность для каждого студента вне зависимости от степени его способностей к данному виду спорта.

В то же время следует учитывать, что “спортивный метод”не может являться единственным методом при решении всего комплекса вопросов ППФП студентов из-за его недостаточной избирательности. Кроме того, нельзя не признать справедливыми замечания ряда авторов о том, что неправильная постановка учебной и тренировочной работы может из самого прикладного вида спорта выхолостить его прикладную сущность. Заключение.

Большинство исследователей указывают, что высокой эффективности при воспитании профессионально-прикладных физических качеств можно достичь с помощью весьма разнообразных средств физической культурыи спорта. При этом применяемые в процессе ППФП специальные прикладные упражнения — это те же обычные физические упражнения, но подобранные и организованные в полном соответствии с ее задачами. В настоящее время еще не существует специальной классификации физических упражнений, ориентированной на задачи ППФП специалистов различных профессиональных групп, поэтому в каждом отдельном случае этот вопрос должен решаться самостоятельно.

Однако при подборе средств физического воспитания в целях ППФП имеет смысл провести более дифференцированную их группировку, что позволит более направлено и избирательно использовать эти средства в процессе физического воспитания студентов.

Такими группами средств ППФП студентов можно считать: прикладные физические упражнения и отдельные элементы из различных видов спорта; прикладные виды спорта; оздоровительные силы природы и гигиенические факторы; вспомогательные средства, обеспечивающие рационализацию учебного процесса по разделу ППФП.

Прикладные физические упражнения, и отдельные элементы из различных видов спорта могут в сочетании с другими упражнениями обеспечить воспитание необходимых прикладных физических и специальных качеств, а также освоение прикладных умений и навыков.

    Список литературы.

Ильин В. И. ППФП студентов в ВУЗах. Научно-методологические и организационные основы. — М. ,1978.

Жолдак В. И. методы совершенствования физического воспитания в ВУЗе. — М. , 1983. Вилеский М. Я. Основы профессиональной направленности студентов педагогических институтов. — М. , 1980.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.