на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Профконсультирование школьников - (билеты)
p>Методика “За и против” была проведена в СШ № 41 г. Павлодара. Работала я с учащимися 8-го “Б” класса Шайхиевой Галей, Пархоменко Надей и Павленко Таней. Выяснилось, что Галя после окончания школы собирается пойти учиться на бухгалтера или экономиста. Надя, еще не знает какую профессию ей выбрать, но желает, чтоб у неё был свой магазин по продаже косметических товаров. Таня хочет стать военным врачом или ветеринаром.

Причины, побудившие девочек сделать такой выбор разные: Галя ориентируется на престиж и плохо себе представляет трудовые обязанности бухгалтера и экономиста, она совсем не задумывалась о своих способностях и возможностях работать в данной сфере; Наде тяжело определиться в силу возрастных особенностей, как она сама говорит, что сегодня она хочет быть юристом, завтра учителем, послезавтра медиком и т. д. ; Таня выбрала профессию врача потому, что у неё мама врач и её нравится её работа, а профессию ветеринара потому, что любит животных. Девочка довольно хорошо ознакомлена с трудовыми обязанностями, как врача, так и ветеринара, знает неприятные стороны профессии (например, что ветеринар лечит не только милых кошечек и собачек, а работает и с коровами, и овцами, и свиньями).

Методика “Будь готов! ” была проведена с ученицей 11 “А” класса –Завражных Лидой. Она увлекается современными танцами и с удовольствием продолжила бы эти занятия, а вообще хочет стать бухгалтером или юристом– “как все”. Б. Описание методик.

Для работы я подобрала две активизирующих профориентационных методики. Авторами обеих методик является доктор педагогических наук, профессор факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова Николай Пряжников, который очень широко занимается данным вопросом.

    Профориентационная активизирующая методика “За и против”.

Активизирующая методика “За и против” включает в себя три относительно самостоятельных методики: “За и против-1” (предназначена для выявления предпочтительных групп профессий); “За и против-2” (для выявления наиболее развитых групп личностных качеств) и “За и против-3” (для выявления предпочтительных профессиональных ценностей). Методика предназначена для работы как со старшеклассниками (основные нормы разработаны на учащихся 10-х классов), так и со взрослыми. По времени она обычно занимает 1, 2-1, 5 часа. Время для обобщения результатов всех трех частей– около 15-20 минут. Методика рассчитана как для работы с группой, так и для индивидуальных профконсультаций.

Обычно результаты подсчитывают сами учащиеся (методика все-таки активизирующая, и учащиеся должны понимать, что они делают).

Цели: выявить наиболее предпочтительные для учащегося группы профессий; активизировать учащегося для ценностно-нравственных размышлений, связанных с выбором профессий.

Особенности проведения: Поскольку методика “За и против” является активизирующей, то она имеет свои особенности. (см. методику стр. 3) Активизирующая профориентационная методика “Будь готов! ”

Цель этой методики –повысить у старшеклассников уровень осознания своей готовности к различным видам профессионального труда.

Эту методику можно использовать при работе с классом (группой), а можно –в индивидуальной профконсультации, в последнем случае её возможности существенно расширяются. Проводя работу с классом, удается рассмотреть только ориентировочную готовность учащегося к выбору профессии, а в индивидуальном варианте можно увидеть и способность к профессии, и мотивацию к какой-либо деятельности, и уровень личного осознания того или иного выбора. Так же как и другие активизирующие опросники, методика “Будь готов! ”ни в коем случае не должна рассматриваться как строго психодиагностическое средство. Её главная цель–активизация самопознания человека и его размышлений о собственных возможностях, что так или иначе способствует успешности самоопределения.

Работать я решила по приведенной ниже схеме профконсультирования в школе, и в индивидуальном порядке для более точных результатов.

    Схема профконсультирования в школе:

1. Выявление интересов, склонностей, профессиональных предпочтений. 2. Формирование образа “идеальной” профессии.

3. Анализ мира профессий и конкретизация “идеального” образа в виде возможных вариантов профессий. 4. Анализ психологических портретов реальных профессий.

5. Изучение индивидуально-психологических особенностей клиента. 6. Сопоставление выявленных особенностей с требованиями профессий. Уточнение профессии, разработка программы и способов овладения профессией.

    Проведение профориентационных методик.
    Активизирующая профориентационная методика “Будь готов! ”

Инструкция: Сейчас Вам будет предложен перечень различных трудовых действий. Оцените, смогли бы вы на данном этапе своего развития успешно выполнить каждое из этих действий. Для этого нужно использовать шкалу от 0 до 10 баллов. Если то или иное действие представляется вам трудным, то напротив него ставится невысокий балл. Если же вы считаете, что легко справились бы с этим действием, то напротив ставится высокий балл.

Пожалуйста, обратите внимание, что речь здесь идет не о ваших желаниях выполнять то или иное действие, а только о возможностях и способностях. Баллы проставляются в колонке “самооценка”.

Нормы. Теперь я зачитаю вам примерные нормы, отдельно для мальчиков и девочек. Вы должны проставить в бланке ответов в графе“соответствие норме” баллы своего соответствия этим нормам: если они попадают в норму, то ставится “0”, если больше нормы – “+1”, если меньше – “-1”. Подсчитайте общую сумму баллов и запишите её в нижней части бланка ответов. Далееиз предлагаемого списка профессий вы можете выбрать любые и проверить свою готовность к ним.

Для этого, в списке “набор профессий”отыскивается интересующая профессия, где отмечены номера соответствующих данной профессии трудовых действий и значимость этих действий для успешной работы, выраженная в баллах.

Рядом с показателями значимости действий, записываются те ответы (баллы самооценок), которые вы выставили в своем бланке ранее. Подсчитайте общий результат готовности к профессии и запишите внизу, выразив его в процентах. Теперь вернемся к вашей самооценке, если она занижена, то полученный показатель готовности к профессии умножается на корректировочный коэффициент 1, 3, а если завышена–на 0, 7. Если самооценка оказалась нормальной, то никаких корректировок можно не делать.

Если показатель ниже 60%, то могут возникнуть сомнения в вашей готовности к данной профессии.

    Профориентационная активизирующая методика “За и против”.

Инструкция: Сейчас я зачитаю вам вопросы, а вы проставите в соответствующих графах бланка баллы, означающие ваше желание выполнять на будущей работе данные действия. Используется шкала от 0 до 5 баллов (чем больше балл, тем больше желание выполнять данное действие).

Теперь перед всеми баллами во 2 и 4 колонках проставляется знак “минус”. Затем по каждой из 20 строчек подсчитывается сумма баллов, она записывается справа. В итоге получается 20 сумм баллов, соответствующих 20 группам профессий (при этом могут быть и отрицательные значения и нули).

Далеезаписываются группы профессий и нормы, также отдельно для мальчиков и девочек. Если сумма баллов попадает в интервал нормы, то считается, что к данной группе профессий интерес обычный. В этом случае в графе результат вы записываете“0”. Если же сумма баллов не попадает в интервал нормы, то определяется разница между суммой баллов и крайним (ближним) значением нормы. Например, сумма баллов (+5), а норма ( -4, +3); значит, чтобы определить результат, нужно вычесть из суммы баллов крайнее значение нормы: (+5)-(+3)=(+2). В этом случае в графе“результат”записывается (+2), и можно говорить о некотором особом интересе к этой группе профессий. Аналогично проводятся методики“За и против-2, 3”.

    Анализ результатов.
    Профориентационная активизирующая методика “За и против”.

К сожалению, результаты по методике “За и против”оказались не совсем корректными и выявили, больше отрицательное отношение девочек к не принимаемым профессиям. Однако, анализируя результаты тестирования Павленко Тани, можно сказать, что девочка довольно хорошо не только ознакомлена с профессиями врач (медицина) и ветеринар (крестьяне), но и имеет явный интерес и способности к данным видам деятельности. Таня убедилась в правильности своего выбора и по-прежнему намерена получить соответствующее образование. Пархоменко Надежда проявила интерес и способности к следующим направлениям деятельности: бизнес и финансы, крестьяне (зоотехники, ветеринары, трактористы, механизаторы, фермеры и т. п. ), служение Богу. Некоторые из результатов не совсем удовлетворили девочку. В частности ей не понравилась группа профессий“служение Богу”. Однако в ходе проведенной беседы мне удалось объяснить ей, что данный результат явился, скорее всего результатом не совсем понятых ею вопросов и следовательно, неправильного их оценивания.

    Активизирующая профориентационная методика “Будь готов! ”

По методике “Будь готов! ”Лида показала высокий уровень готовности к профессиям экономист и менеджер (по некоторым группам профессий я не смогла предоставить её бланк ответов), низкий–юрист, парикмахер, продавец, бомж, торговец наркотиками и матрос. В целом методика ей понравилась. Девочка осталась довольна результатами.

Все девочки как 8-го, так и 11-го классов задумались, действительно ли нужно выбирать профессию только потому, что она престижная, стали серьёзнее относиться к профессиям типа повар, швея, воспитатель, сантехник, агроном и т. д. Убедились насколько важно иметь способности к тому или иному виду деятельности.

    Выводы.

На основе полученных результатов и в ходе проведенных в конце каждого тестирования бесед можно сделать следующие выводы:

Консультирование оказало большую помощь девочкам в выборе своей профессии; Мне как будущему консультанту удалось расположить к себе клиентов и соответственно настроить на проведение методик;

Достигнуты основные цели активизирующих профориентационных методик, а именно: Повышение уровня осознания своей готовности к различным видам профессионального труда;

Активизировать учащихся для ценностно-нравственных размышлений, связанных с выбором профессий;

Выявить интересы, склонности и способности к различным видам трудовой деятельности;

Выявить наиболее предпочтительные для учащегося группы профессий;

В целом результаты тестирования не совсем меня удовлетворяют. Проводя методику “За и против”ранее в 10-11 классах, я получала результаты несколько лучше. Думаю это связано с тем, что методика рассчитана на детей более старших классов нежели 8 класс. А для себя я сделала следующие выводы: для получения более успешных результатов, следует проводить методики с учетом возрастных ограничений, указанных в ней; четко придерживаться инструкции и стараться не комментировать вопросы;

    Рекомендации.
    Общие рекомендации:
    При выборе профессии
    Учитывать не её престижность, а востребованность

Учитывать наличие способностей к тому или иному виду деятельности Помнить, что по выбранной специальности, возможно придется работать всю жизнь и учитывать наличие интереса к выбираемой профессии

    Ознакомиться с перечнем обязанностей

Проанализировать перечень трудовых обязанностей и попытаться дать ответ на вопрос: “А смогу ли я все это делать? ”

    Выяснить ограничения по состоянию здоровья
    Выяснить требования предъявляемые профессией к личности
    Специальные рекомендации:

Девочкам из восьмого класса я не давала никаких специальных рекомендаций. Мы договорились с ними поработать в следующем году, когда они станут немного постарше.

Завражных Лидии я порекомендовала попытаться найти себя в экономической сфере, попросила еще раз все хорошо обдумать, ознакомиться со списком экономических специальностей и подумать где она сможет применять свои знания на практике.

    ПРИЛОЖЕНИЕ
    ЛИТЕРАТУРА
    Алешина Ю. Е.

Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М. 1999.

Климов Е. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. Пряжников Н. “За и против” активизирующая профориентационная методика. // Школьный психолог №22, 1999г Пряжников Н. “Будь готов! ” активизирующая профориентационная методика. // Школьный психолог №13, 2001г Пряжников Н. Формула престижа. активизирующий опросник-шутка// Школьный психолог №5, 1999г

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.