Развитие чувств младших школьников средствами фольклора - (курсовая)
Дата добавления: март 2006г.
Мордовский государственный педагогический институт им. М. С. Евсевьева
Факультет филологический Кафедра литературы Курсовая работа Развитие чувств младших школьников средствами фольклора Автор курсовой работы: Студентка 501 группы Маланьина О. А. Специальность: 02. 17. 00. – “Филология. Русский язык и литература”. Руководитель работы: Доцент Самаркина Н. П. Оценка …………………………………… Саранск –2001. План. Введение. ………………………………………………………………………………………3. Глава I
Виды чувств и развитие их у детей младшего школьного возраста. ………………………………………………………………………………………5.
Глава II
Использование устного народного творчества в развитии чувств у младших школьников. …………………………………10.
Заключение. …………………………………………………………………………………25. Список использованной литературы. ……………………28. Введение.
В настоящее время все большее внимание уделяется использованию устно народного творчества в обучении и воспитании младших школьников. Фольклорные произведения способствуют активизации процесса обучения. Поэтому предметом нашего исследования является развитие чувств младших школьников средствами фольклора. Целью нашей работы мы поставили изучение и анализ трудов педагогов и психологов по использованию устного народного творчества в развитии чувств у младших школьников. Перед написанием работы мы изучили исследования психологов: И. В. Дубровиной, П. П. Блонского, В. Кузина, а так же методические рекомендации ученых и педагогов: В. А. Изотовой, А. А. Синцовой, Л. А. Харитоновой, Л. С. Ульяницкой, Н. Н. Светловской. Большое внимание в исследовании этих педагогов и психологов уделяется вопросам психологии младшего школьника, даются практические рекомендации по развитию чувств у учащихся начальной школы средствами фольклора. Не случайно фольклор широко применяли в обучении детей младшего школьного возраста великие отечественные педагоги К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой. Создавая свои учебники для детей, Ушинский и Толстой включали в них как необходимый компонент произведения устного - народного творчества. Развитие речи -одна из важнейших проблем в начальной школе. Свести обучение речи лишь к изучению грамматической или синтаксической роли её нельзя, ибо слово, речь связаны с мышлением, с чувствами. Научить ребенка говорить - значит научить его мыслить. Таким образом, использование элементов устного народного творчества помогает открыть учащимся“глаза на мир”, активизирует их мыслительную деятельность, развивает их души, формирует потребность к самосовершенствованию, самообретению, саморазвитию.
Глава I
“Чувство-это сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека. Чувства выражаются в эмоциях, то есть мы испытываем чувства к чему-то или кому-то, имеющим для нас постоянную мотивационную значимость. Чувства человека отличаются большим разнообразием качеств, свойств и оттенков. Одной из особенностей чувств является их полярность или противополярность: радость-грусть, любовь-ненависть, удовольствие-страдание, страх-смелость, благодарность-неблагодарность. Эта полярность дает основание для деления чувств на положительные и отрицательные. Если наши потребности удовлетворяются, то это вызывает у нас положительные эмоции; то, что препятствует удовлетворению потребностей, вызывает у нас отрицательные эмоции - это приятные для человека чувства, отрицательные неприятные. ” (3; 198) “Чувства человека выполняют в жизни различные функции: оценивающую положительные и отрицательные эмоции показывают, как человек относится к чему либо и оценивают это (недовольство, стыд и другие содержат те или иные оценки); побуждающую - чувства могут побуждать человека к действию, а могут препятствовать этому; направление внимания - то, что возбуждает наши чувства, мы воспринимаем более ясно и точно. ” (3; 199) “Высшие чувства присущи только человеку. Они тесно связаны с его личностью, с отношением к жизни, к людям, к обществу, к своим обязанностям, к самому себе. Человеколюбие является основной ценностью нравственных чувств. Не случайно Б. Л. Пастернак писал: “Нарушитель любви к ближнему первым из людей предаёт самого себя. ” (3; 206) “Нравственные чувства развиваются с раннего детства в процессе усвоения нравственных норм, принятых в обществе. Человек научается (или не научается) не только отличать хорошее от плохого, но в связи с хорошим или плохим он начинает переживать различные чувства, у него постепенно вырабатывается принципы собственного нравственного поведения и нормы нравственного убеждения. Всё, что для нас является нравственным, вызывает у нас положительные чувства, а то, что безнравственно-отрицательные. К числу нравственных чувств относится: любовь, товарищество, патриотизм, чувство долга, чести, дружба, стыд, муки совести, ненависть, трусость, жадность, зависть злорадство, чувства симпатии, антипатии, привязанности, уважения, презрения, признательности и другие. С. Л. Рубинштейн писал: “Моральное отношение к человеку- это любовное отношение к нему… Лишь через своё отношение к другому человеку человек существует как человек”. (2; 137) Каждое из нравственных чувств - сложнейшее единство переживаний и размышлений. Вот например, как тонко определял М. Пришвин чувство совести: если судить самого себя, то всегда будешь судить с пристрастием: или больше в сторону вины, или в сторону оправдания. Это неизбежное колебание в ту или иную сторону называется совестью. “Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами творчеством. Интеллектуальные чувства могут быть очень сильными. Жажда знаний и нового могут стать страстью а, радость открытия - подняться до уровня аффекта. Вообще возникновение проблемы, поиски её решения вызывают те или иные чувства. Интеллектуальными чувствами являются: жажда знаний, желание нового, любознательность, радость открытия, чувство удивления, сомнения, уверенности в суждениях и прочее. Эти чувства активизируют процессы, делая их более быстрыми и интенсивными. К интеллектуальным чувствам относят также чувство комического, юмор, иронию. В чувстве юмора проявляется беззлобно - насмешливое отношение к чему-нибудь или кому-нибудь. В юморе смех сочетается с симпатией к тому, на что направлен. Чувством юмора чаще всего обладают добродушные как прекрасное в жизни и в людях, так и те или иные их безобидные недостатки и слабости. Чувство иронии- это тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме, остро критическое отношение к миру, людям, самому себе. Ирония не щадит никого и ничего. Ирония никогда не бывает мелочной, злобной, она высмеивает существующее во имя лучшего. ” (6; 78) Эстетические чувства, те чувства, которые возникают у человека при восприятии и создании прекрасного, возвышенного, комического, трагического, это любовь к красоте. Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах, которые зависят от эстетических предпочтений: одним нравится легкая, другим серьёзная музыка и прочее. Развитое эстетическое чувство позволяет познать эстетическое качество произведений искусства и окружающего мира природы и людей - их красоту, испытать эстетическое чувство прекрасного. С поступлением в школу развитие эмоций и чувств переходит на новую, более высокую ступень. Целенаправленное обучение и воспитание с 1 класса ведет к тому, что чувства становятся все более и более сознательными, глубокими и управляемыми. Новое положение, которое занимает младший школьник среди детей и в семье, обуславливает целый ряд новых обязанностей и прав, выполнение и использование которых сопровождается различными эмоциональными переживания. Поступая в школу, ребенок начинает носить форму, ему покупают портфель, книги, тетради, он должен следить за своим распорядком дня, иначе можно не успеть выполнить домашнее письменное задание, выучить стихотворение. В школе ученик следит за поливкой цветов, старается добросовестно и аккуратно выполнить порученное ему дело - изготовить наглядное пособие, выпустить стенгазету. Дома к ученику начинают относиться как к взрослому члену семьи - ведь он имеет настоящее, важное дело (учение), с которым считаются все. Идя в школу, ученик постоянно думает, все ли домашнее задание он выполнил, не забыл ли чего дома. Эти и масса других забот школьника, обусловленные положением ребенка как ученика, способствуют формированию чувства ответственности, заботы за порученное дело. “Интересно развиваются в школьном возрасте познавательные чувства, сопровождающиеся формированием познавательных интересов, что определяется ежедневной активной познавательной деятельностью. Процесс обучения- это непрерывное познание законов, свойств, качеств, предметов, и явлений, познание связей между предметами и явлениями. Развитию познавательных интересов и на этой основе развитию интеллектуальных чувств способствуют различные экскурсии на природу, в парк, в музей. ” (5, 229) Формирование нравственных чувств младшего школьника обусловлено прежде всего его жизнью в классном коллективе. Важное значение имеет воспитательная работа педагога, направленная на разъяснение и привитие школьникам норм морального поведения. Определённое влияние на формирование моральных качеств личности младшеклассника оказывают детская художественная литература, произведения изобразительного искусства и детские кинофильмы. “Среди моральных чувств, активно формирующихся в младшем школьном возрасте, следует отметить чувство любви к Родине, сочувствие обиженным, чувство восхищения героизмом и мужеством людей, чувство коллективизма, товарищества, трудолюбия. Эстетические чувства учащихся начальных классов успешно развиваются как на уроках эстетического цикла- изобразительного искусства и музыки, так и в процессе занятий на других уроках, во время ухаживания за цветами, уборки класса, оформления выставки в классе, на экскурсии, по ходу которой учитель обращает внимание детей на красивую цветовую гамму листвы, стройные, изящные корпуса новых зданий, широкую панораму дальнего пейзажа и многое другое, что отличается красотой, изяществом”. (5; 231)
Глава II.
“Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившихся во многих героях сказок и былин, народная мудрость пословиц и поговорок, увлекательность загадок, веселый юмор большинстве произведений устного творчества русского народа - всё это открывает путь к сердцу и уму маленького читателя. ” “Собирайте наш фольклор, учитесь на нём, обрабатывайте его, - говорил А. М. Горький. Чем лучше мы будем знать прошлое, тем более глубоко и радостно поймём великое значение творимого нами настоящего”. (4; 20) Народное творчество во всём своём богатстве бытовало в начале нашего века. Многие произведения устного народного творчества собраны и бережно хранятся. Большой раздел устного творчества русского народа назван народной календарной поэзией. Это песни, обряды, верования, которые тесно связаны с земледелием наших предков. Издавна смена времён года отмечалась народными праздниками. Устраивали проводы зимы (масленица), встречу весны, летний праздник - завивание берёзки (семик), праздник урожая осенью- дожинки (осенины). В праздничные дни пели песни, рассказывали сказки, былички, загадывали загадки. Приобщая детей к нашему русскому эпосу, учитель начальных классов пытается воспитывать у них любовь к Родине- России, к её бессмертному поэту-русскому народу, любовь к прекрасному, развивать речь, обогащать словарный запас учащихся. “Важную роль в этом процессе играют уроки чтения. Раздел народного творчества в начальной школе начинается с изучения песенного жанра. В календарных песнях человек обращался с призывом, просьбами, надеждами, задавал ей вопросы. Разговоры эти были ласковыми и приветливыми: крестьянин называл весну красивой веснушкой, лето– тёплым летечком, траву – шёлковой, птиц – пташечками, жавороночками. Поэтому при изучении песенного жанра дают детям подумать, перед каким важным событием в его жизни крестьянина–землевладельца могли исполняться пасни о весне, когда могли возникнуть эти песни, как они называются. Учитель начальных классов обращает внимание на порядок слов песни: весна красная, лён высокий, корень глубокий, хлеб обильный, которые придают певучесть, напевность. В русских народных песнях употребляются слова с уменьшительно–ласкательными суффиксами: берёзонька, рябинушка, долинушка, солнышко. Отмечают, каким тоном читать слова– обращения, слова –пожелания. Повторы слов в песнях помогают ребятам ощущать их музыкальность и мелодичность звучания, уловить
их светлый и радостный тон.
Многие изученные на уроках чтения и пения песни учителя используют на фольклорных праздниках”. (4; 21) В песнях, как и во всех других жанрах фольклора, можно найти остатки седой древности. “Каждый песенный вид имел свои особенности, свои формулы. Но смысл всех календарно– обрядовых песен, как уже сказано, один. Это песни – заклинания, песни – просьбы, пожелания.
Приди к нам весна, Со радостью! Со великою к нам Со милостью! Со рожью зернистою Со пшеничкой золотистою, Со овсом кучерявым, Со ячменём усатым, Со просом, со гречихою, Со калиной – малиною, С чёрной смородиною, С грушами, со яблочками, Со всякой садовинкой, С цветами лазоревыми, С травушкой – муравушкой!
Страницы: 1, 2
|