p>Сильные ученики справляются с заданием, заменяя делимое удобным слагаемыми. Естественно, я поощряю этих учеников, но отмечаю, что они затратили много времени на нахождение результата, а пример решить очень быстро и справиться с решением может каждый. Как? Глаза у всех горят любопытством. В эти напряженную минуту я быстро решаю пример на доске столбиком, не задерживая их внимания на объяснении. Важна быстрота получения ответа. Дети не ожидали, что так быстро можно решить сложный пример. А вот для объяснения приема решения тоже нужно выбрать удобный момент или создать ситуацию, когда учащиеся поймут, что им необходимо послушать, и послушать внимательно. Вернусь к этому уроку математики. После АХ! Я спросила: ПРОСТО? Все радостно заулыбались. Я не стала объяснять прием решения, так как поняла, что должного внимания не будет. Решение стерла. Дети верили, что все они поняли и решать подобные примеры очень просто. Я предложила им сразу же решить пример самостоятельно. Они с радостью взялись за дело, веря в быстрый успех. Наблюдаю: одни глаза смотрят на меня вопросительно, другие, третьи … И так большая часть класса, и главное–у всех в глазах вопрос А КАК? Почему не получается, хотя показалось так просто? У детей появляется желание поскорее найти ответ на вопрос. Настало время для объяснения. Внимание полное. После объяснения опять даю самостоятельное задание, чтобы вызвать у детей желание еще и еще раз послушать объяснение. В конце урока показываю микрокалькулятор, с помощью которого за несколько секунд можно произвести сложные вычисления, и обязательно подчеркиваю, что эту умную машину изобрел человек. Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения. Проблемное обучение вызывает к жизни эмоции учеников, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению. Для развития познавательных интересов важно усложнение познавательных задач. Для этого интересно использовать предварительную подготовку к восприятию нового. Например:
1 Заселите домик числами 10 3 4 2 5 1 2 Решить удобным способом (40+10)-7 (60+10)-4
После записи решения на доске детям дается задание: Найдите, чем похожи суммы в этих примерах. А получив ответ: Вторые слагаемые одинаковы– число 10, дети обводят указанные слагаемые красным мелом (40+10)-7
(60+10)-4
Вывод можно зафиксировать наглядно, соединив дугой число 10 и то число, которое вычитается. В этом обобщении фиксируется основа вычислительного приема для случая 30-6 Следующие задания предлагаются с целью закрепить умение выделять в круглыхдесятках один десяток, т. е. представлять круглые десятки в виде суммы, в которой одно из слагаемых равно числу 10
3 Вставить числа в окошки по данному образцу 40 = 30 + 10 80 = … + 10 60 = 50 + 10 50 = … + …
При подытоживании проделанной работы необходимо сказать о том, что умения заменять круглые десятки суммой со вторым слагаемым 10, находить удобный способ вычитания из такой суммы несколько единиц и знания состава числа 10 пригодятся ученикам в дальнейшем при изучении нового вычислительного приема. Все это нацеливает детей на изучение нового материала. И детям интересно решать пример вида 30–6 т. к. они сами при его решении устанавливаюти закономерность, используя ранее приобретенные знания. Задачи на применение знаний и умений также способствуютразвитию познавательных интересов. С одной стороны эти задачи позволяют ученикам оперировать знаниями, повседновно убеждаться в их полезности. С другой стороны, сам процесс оперирования умениями позволяет им делать лестные для себя заключения о продвижении. Особенно развивают интерес творческие работы учащихся, которые связаны с работой воображения, углубленной мысли, с активным оперированием знаниями и умениями. Для этой цели использую опорные схемы:
? на ? больше ? на ? меньше = . Было - . Взяли - . Осталось - . Занимательный материал
Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал. В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упраждения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда–стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируется и нравственные качества личности. На своих уроках постоянно использую такие игры: ЛЕСЕНКА, МОЛЧАНКА, ДЕСАНТНИКИ, “ПРОДОЛЖАЙ, НЕ ЗЕВАЙ”, ТОЧНО ПО КУРСУ, ПОЕЗД, КОМУ ПОДАЕТСЯ МЯЧ, и многие другие. Геометрический материал Развитию познавательных интересов способствует использование геометрического материала. 1 Вывешиваю плакат с рисунком, составленным из геометрических фигур. Спрашиваю
Из каких фигур состоит рисунок кошки? Какой фигурой представлено туловище? Измерь и найди площадь этой фигуры, сумму длин ее сторон
2 Раздаю детям геометрические фигуры и даю задание – составить из данных фигур домик, елочку, кораблик и т. д.
Задания, направленные на развитие внимания
Чтобы познавательный интерес постоянно подкреплялся, получал импульсы для развития, надо использовать средства, вызывающие у ученика ощущение, сознание собственного роста. Составь план ответа, задай вопрос товарищу, проанализируй ответ и оцени его, обобщи сказанное, поищи иной способ решения задачи–эти и многие другие приемы, побуждающие ученика осмыслить свою деятельность, неуклонно ведут к формированию стойкого познавательного интереса.
Развитие познавательных способностей
В процессе учебной деятельности школьника, большую роль , как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей. Внимание –это форма организации познавательной деятельности во многом зависит от степени сформированости такого познавательного процесса как внимание. В учебный материал включаю содержательно-логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.
1 Отыскание ходов в обычных и числовых лабиринтах
2 Пересчет предметов, изображенных неоднократно пересекающимися контурами 3 Отыскание чисел по таблицам Шульте
4 Быстрее нарисуй 5 Найди, кто спрятался 6 Найди сходство и различие 7 Прочитай рассыпанные слова
Задания, направленные на развитие восприятия и воображения. Восприятие –это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельности как взрослого человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе. Психологические исследования показали, что одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким. В результате игровой и учебной деятельности восприятие само переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение.
Подбери заплатку к сапожку Собери разбитый кувшин, вазу, чашки, тарелки Упражнение Геометрические фигуры Упражнение Треугольники 100-клеточная таблица с графическими изображениями Таблица с геометрическими фигурами разной формы Таблица с геометрическими фигурами разного размера
Таблица с геометрическими фигурами не только разной формы, но и белого и черного цвета
100-клеточная таблица, заполненная цифрами Задания, направленные на развитие логического мышления Логическое мышление
Интеллект человека . в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому уже в начальной школе необходимо научить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами не только действительности, но и абстрактного мира. Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического, так как предметом ее изучения являются отвлеченные понятия и закономерности, которыми в свою очередь занимается математическая логика.
Задачи на смекалку Задачи шутки Числовые фигуры Задачи с геометрическим содержанием Логические упражнения со словами Математические игры и фокусы Кроссворды и ребусы Комбинаторные задачи Задания, направленные на развитие памяти.
Память является одним из основных свойств личности. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, покровительниц всех известных наук и искусств. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком. Многие выдающиеся личности обладали феноменальной памятью. Например, академик А. Ф. Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. Но следует знать и о том, что хорошая память не всегда гарантирует ее обладателю хороший интеллект. Психолог Т. Рибо описал слабоумного мальчика, способного легко запомнить ряды чисел. И все-таки память– это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. У младших школьников более развита память наглядно образная, чем смысловая. Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события. Но в начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, поэтому необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, мы способствуем развитию их мышления.
Запомни двузначные числа. Запомни математические термины. Цепочка слов. Рисуем по памяти узоры. Запомни и воспроизведи рисунки Зрительные диктанты Слуховые диктанты
Регулярное использование на уроках математики системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, стараюсь вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности. Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.
Литература Валина В. Праздник числа – М 1993
Волкова С. И. Столярова Н. Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики Начальная школа 19990–7 1991-7 1992 –7, 8 1993-7 Моро М. И. Пышкало А. М. Методика преподавания математики в начальных классах М 1985 Сорокин П. И. Занимательные задачи по математике в начальных классах М 1985 Урунтаева Г. А. Афонькина Ю. А. Помоги принцу найти золушку М 1994 Педагогика под ред. Щукиной М 1966 Труднев В. П. Считай, смекай, отгадывай Санкт-Петербург 1997 Корчемлюк О. М. Задания для развития памяти и внимания на уроках математики Начальная школа 1994-8
Страницы: 1, 2
|