на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Роль высшего образования в воспроизводстве рабочей силы - (реферат)
p>Структура высшего образования отражает отраслевую структуру народного хозяйства и состав рабочей силы по видам занятий. В настоящее время сложилось преобладание по занятости отраслей сферы услуг над отраслями, производящими материальную продукцию, персонала в "белых воротничках" ( к ним относятся инженеры, техники, ученые, административно-управленческий персонал, а также конторские и торговые служащие ). В США, например, в 1991 году "белые воротнички" составили 56% ^ всей занятой рабочей силы. Пользуются спросом банковские работники, секретари-референты, юристы, менеджеры. Мощное внедрение компьютеризации в нашу жизнь привело к тому, что информационные технологии сегодня во многих областях заменили человека. Компьютеры взяли на себя контроль за качеством, координацию, дизайн, расчет времени. В связи с этим рынок рабочей силы в настоящее время очень насыщен и в преимущественном положении окажутся люди с хорошим образованием. Сейчас в борьбу за рабочие места вовлечены трудовые ресурсы всего мира, и понятно, что победят в этой борьбе лишь самые образованные и трудолюбивые. Осознавая это, многие крупные корпорации, фирмы рассматривают человеческие ресурсы как ключ к своей эффективности. В современных условиях, т. е. в условиях значительного научно-технического прогресса, требуется постоянный рост уровня образования кадров и обновление их знаний, т. е. требуется продолжение их обучения. Обучаемость - одна из главных черт нормального человека, поэтому одной из задач кадровой службы любой фирмы является обеспечение процесса обучения. Фирмы стали создавать собственные учебные центры, колледжи, академии, а также тратить значительные средства на оплату обучения своих работников на различных курсах при вузах, на приглашение преподавателей для занятий по повышению квалификации, т. к. образованный работник становится безусловной ценностью организации. Сейчас обычным делом, особенно для банков, является заключение договоров с вузами о сотрудничестве, по которым компания (банки ) проводят углубленное тестирование студентов, причем не только выпускников, но и учащихся третьих и четвертых курсов с целью подбора кандидатов для формирования штатного пополнения и резерва. Кандидатам из резерва дается возможность в течение двух летних месяцев, когда большая часть персонала уходит в отпуск, стажироваться, т. е. по-настоящему работать вместо отсутствующих специалистов. По окончании стажировки и по ее результатам происходит зачисление выпускников в штат или, если речь шла о студентах третьего и четвертого курсов, - внештатными сотрудниками. Один из сегментов рынка труда России образуют иностранные или с участием иностранного капитала предприятия, имеющие российских сотрудников. В нынешних условиях растущей безработицы эти люди оказываются в выигрышном положении: иностранные фирмы, как правило, гораздо стабильнее отечественных. Но при этом они попадают в совершенно новые условия труда, т. к. часто бывает, что образование не является гарантом того, что человек обладает знаниями и навыками, необходимыми для работы или может их быстро обрести в процессе обучения. А для руководства иностранной фирмы обычно неважны культурные интересы работника, его образованность в широком смысле этого слова, его в большей степени интересуют деловые качества сотрудника.

Сейчас все больше компаний применяют при приеме на работу тестирование, что очень распространено на Западе ( например, в США ). Этот подход к подбору персонала схож с поступлением в вузы - в вузы мы тоже поступаем по результатам вступительных экзаменов. Интересны результаты тестирования: результаты представителей рабочих специальностей соответствуют западным стандартам, тогда как российские руководящие сотрудники показывают результаты заметно ниже, чем их иностранные коллеги. Итак, уровень экономического развития и темпы изменения этого уровня являются главными факторами, определяющими занятость специалистов, а стандарт образования, необходимый для того, чтобы оставаться в рядах действующей рабочей силы, возрастает.

    Оплата труда. Сколько стоит труд в России ?

Вопросы оплаты труда занимают особое место в регулировании труда и в трудовых отношениях. Оплата труда рассматривается многими экономистами как основной инструмент побуждения и непрерывного поддержания интереса работника к высокопроизводительной отдаче своих трудовых усилий, т. е. больше и лучше работаешь - больше платят, а если больше платят, то работаешь еще больше и лучше. На практике это, правда, реализовать очень непросто. При наличии свободного рынка труда и рабочей силы проблема установления заработанной платы становится проблемой определения рыночной цены рабочей силы. В этих условиях на уровень оплаты существенное воздействие начинают оказывать спрос на рабочую силу и ее предложение. В рыночной экономике ведущее место занимает контрактная, договорная форма оплаты труда. Рабочая сила продается в кредит, т. е. оплата стоимости рабочей силы происходит по истечении определенного срока с момента ее покупки ( например, через неделю, месяц и т. д. ). Конечно, цена рабочей силы складывается не только под влиянием спроса и предложения, но и ряда других факторов. На нее могут влиять: профессия, образование, пол, возраст, условия труда, региональные факторы, установившиеся правила и нормы ( в частности, величина заработанной платы работника складывается под воздействием тарифов ). В условиях рыночной экономики высоко ценятся образование и профессионализм работника, сложный труд оплачивается выше простого. В рыночной экономике стимулом служит собственно зарплата, а не ее повышение, т. к. уровень оплаты труда достаточно велик, чтобы заинтересовать работника в активном труде и существует угроза лишиться этих денег. К тому же в условиях рынка люди понимают, что доход и прибыль предприятия зависят в первую очередь от их трудовых усилий, а их зарплата - от этого дохода. Сколько стоит труд в России ? В нашей стране сложилась такая психология работника: он считает повышение оплаты труда приведением ее в соответствие со своими потребностями, с ценами на товары и услуги, а не стимулом роста эффективности труда. Зарплата воспринимается как временный стимул, нуждающийся в непрерывном возобновлении. И поскольку снижение заработанной платы как экономическое наказание за плохой труд у нас на практике применяется редко, то увеличение оплаты труда практически не приводит к повышению качества и эффективности работы. Переход России к рыночной экономике постепенно должен изменить это положение дел.

В Москве разброс по должностным окладам в разных компаниях, учреждениях очень большой. Например, зарплата выпускника вуза, знающего иностранный язык, с опытом работы более одного года, работающего на административной должности в иност

ранной фирме ( а их в Москве довольно много ), составляет приблизительно 12000 долларов в год. В таблице 5 сведен некоторые данные агентства "Анкор" по заработанной плате...

    ТАБЛИЦА 5 Зарплаты российских сотрудников, работающих
    в иностранных компаниях, долл. /месяц
    ----------------------------------------------------------

Должность I май, 1995г. I январь, 1996г. ----------------------------------------------------------

    Финансовый директор 2250 3500
    Менеджер по продажам 1000 1500
    Менеджер по Public Relation 950 1250
    Секретарь со знанием
    иностранного языка 545 750
    ----------------------------------------------------------

Зарплаты достаточно высокие, при этом надо учитывать, что, кроме зарплаты существует определенный обязательный набор расходов компании на сотрудников. В него входят отчисления в фонды медицинского, социального, пенсионного страхования и фонд занятости. Еще компания может предложить в компенсационном пакете обеспечение сотрудников обедами, прикрепление к определенной поликлинике ( помимо отчислений в фонд медицинского страхования ), предоставление транспорта для поездок по работе. Понятно поэтому, что любой компании выгоден только тот сотрудник, который обладает знаниями, опытом, умением и этим может принести ей прибыль, т. е. интересен именно высокообразованный специалист. Специалисты высокого класса ( а к ним сейчас прежде всего относятся люди с высшим образованием, навыками работы на персональном компьютере ) имеют возможность зарабатывать приличные деньги. Например, средний доход нотариуса от 5000 до 8000 долларов ежемесячно, т. е. профессия нотариуса - одна из самых прибыльных, а в таблице 6 приведены данные о зарплате по некоторым специальностям, наиболее высокооплачиваемым в настоящее время ( другое дело, что устроиться на рабочие места с таким уровнем заработанной платы совсем непросто, даже имея нужное образование ).

    ТАБЛИЦА 6 Уровень заработанной платы на рынке труда
    г. Москвы по состоянию на 20. 02. 1996г.
    ----------------------------------------------------------

Профессия Профессиональные навыки Зарплата, руб. ----------------------------------------------------------

    Бухгалтер Высш. обр. ,ПК 1500000
    Гл. бухгалтер Высш. обр. ,ПК, валютные операции 5000000
    Гл. бухгалтер Высш. обр. ,ПК, валютные операции,
    знание западной системы бух. уче
    та(GAAP), англ. яз. своб. 12000000.
    Директор по Высш. обр. ,ПК, опыт работы в
    страхованию страховой компании от 3000000

Менеджер по Высш. обр. ,ПК, опыт работы в 2500000 страхованию области страхования 10000000

Менеджер по Высш. обр. ,ПК, маркетинговые 5000000 маркетингу исследования, англ. яз. своб.

Хотя пока зарплаты в иностранных компаниях остаются конкурентоспособными и привлекательными, ситуация меняется. Уже появились российские фирмы, которые могут позволить себе не только платить своим российским сотрудникам очень приличные деньги ( подтверждением служит таблица 6 ), но и привлекать западных специалистов. Так что, вероятно, рынок труда ожидает новый виток конкуренции за высокопрофессиональных специалистов.

    Вопросы занятости. Безработица.

Под занятостью населения понимается мера вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде, обеспечения рабочими местами. Причем, в условиях рыночной экономики речь идет об обеспечении желаемой занятости и свободного выбора формы и вида деятельности, т. е. общество должно гарантировать каждому человеку возможность трудиться, а человек вправе избирать место и вид трудовой деятельности и принимать решения об участии в ней. Но, конечно, от законов до реальной жизни - дистанция большая. Наряду с личным волеизлиянием людей ( кстати, часто бывает несоответствие запросов работников их личным трудовым качествам ), имеют место объективные обстоятельства и условия, не зависящие от их воли и желаний. Существуют общественные потребности, реальные возможности, сложившаяся структура производства, спроса на определенную рабочую силу. Поэтому можно говорить не о полной занятости в смысле "всеобщей", "поголовной", а о полной занятости как доступной: каждый изъявляющий желание иметь оплачиваемую работу, имеет возможность получить ее с учетом своих профессиональных возможностей. Проблема занятости населения очень актуальна для всего мира. Директор департамента занятости МОТ ( Международная организация труда ) Вернер Зенгенбергер считает, что сейчас проблема занятости стала наднациональной, схожей по значимости с проблемами наркотиков и организованной преступности. В России в настоящее время создана государственная служба занятости, призванная помогать людям найти свое место на рынке труда. Недавно в Москве проходила конференция по вопросам политики занятости, на которой были разработаны рекомендации по борьбе с безработицей в нашей стране.

Существует два явления: безработица людей и "безработица" рабочих мест, т. е. наряду с людьми, не имеющими работы имеются незанятые рабочие места. А безработным по положению МОТ считается тот, кто может и хочет работать, самостоятельно активно занимался поиском работы, но не смог трудоустроиться, прежде всего, из-за отсутствия рабочих мест или недостаточной профессиональной подготовки. В России в настоящее время количество безработных людей намного превышает количество не соответствующих их запросам рабочих мест, т. е. предложение рабочей силы превышает спрос на нее. Общая численность безработных в РФ составляет 5, 9 млн. человек, в том числе зарегистрированных безработных 2, 3 млн. человек ^. У меня нет статистических данных о том, какой процент от этого числа составляют безработные именно с высшим образованием, но известно, что в России сегодня преобладает "беловоротничковая" безработица. Большую часть безработных ( 70% ) составляют женщины, а также служащие, в том числе и с высшим образованием.

Понятно, что рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании со стороны государства. Среди основных направлений государственного регулирования рабочей силы можно выделить следующие: 1) программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе; 2) программы по подготовке и переподготовке кадров; 3) программы содействия найму рабочей силы; 4) программы по социальному страхованию безработицы.

    . Заключение.

Накопленные материальные и духовные ценности - результаты развития науки, культуры, производственный аппарат - сами по себе пассивны и могут быть использованы для производства и удовлетворения потребностей людей только в той мере, в какой изучены, освоены людьми. Роль образования состоит в том, чтобы постоянно создавать и совершенствовать активный фонд знаний и повышать его эффективность. С узко экономической точки зрения функция образования состоит в формировании человека как участника производства и как потребителя разнообразной и сложной его продукции. Подготовка кадров является таким же важным фактором научно-технического прогресса, как и техническая оснащенность предприятий, научная организация труда, экономические стимулы. Причем, для экономики любой страны огромное значение имеет подготовка специалистов с высшим образованием. Но роль образования не ограничивается только обеспечением рабочей силы профессиональными знаниями и навыками. Формируя потребности населения, образование тем самым обусловливает возможность постоянного расширения рынка, а значит стимулирует развитие и качественное совершенствование производства. В ходе развития производства и научно-технического прогресса произошли расширение и определенная перегруппировка потребностей, удовлетворение которых представляет собой содержание воспроизводства рабочей силы. Потребности в образовании, сформировавшиеся на экономическом фундаменте изменений в общественном производстве, породили сложную цепь социальных, культурных изменений в условиях жизни и в облике всех трудящихся. Потребности в образовании стали в процессе воспроизводства рабочей силы в один ряд с потребностями в пище, одежде и т. д. К. Маркс отмечал, что возросший уровень образования трудящихся является не только выражением роста богатства, но и существенной предпосылкой этого богатства, что с точки зрения непосредственного производства образование индивидуума может рассматриваться как производство основного капитала: ".... степень искусности населения является в каждый данный момент предпосылкой совокупного производства, - следовательно, главным накоплением богатства, важнейшим сохраненным результатом предшествующего труда. " Известно, что конкуренция - это источник прогресса. Это касается как производства вообще, так и рабочей силы в част

ности. В преимущественном положении оказываются люди с хорошим образованием, которые являются гарантом эффективности любого производства, фирмы, банка и т. д. Характерной чертой качественной эволюции современной рабочей силы является рост ее образовательного уровня. Только за период с 1970 по1992г. в США удельный вес лиц, получивших среднее образование, возрос в структуре рабочей силы с 52% до 76%, а полу

чивших законченное и незаконченное высшее образование - с21% до 38%. Правда, сейчас в нашей стране появилось новое явление -безработица среди специалистов с высшим образованием. Увеличение удельного веса этой категории трудящихся ( дипломированных специалистов ) среди лиц наемного труда непосредственно обусловлено научно-технической революцией, т. к. современная экономика не может развиваться без повышения уровня квалификации кадров и увеличения в рабочей силе доли высокообразованных специалистов. Однако, в России все чаще выпускники вузов оказываются лишними на рынке труда, не могут найти работу по специальности и вынуждены заниматься таким делом, которое не требует никакого высшего образования ( например, всем известна как велика доля дипломированных специалистов среди так называемых "челноков" ). Создавшееся положение, по-моему, очень тревожно, т. к. свидетельствует о том, что темп роста экономики России значительно снизился по сравнению с предыдущими десятилетиями ( это и привело к искусственному ограничению сферы применения высокообразованных специалистов ).

Между тем, нельзя забывать, что результаты образования носят долговременный характер, они не ограничиваются удовлетворением текущих потребностей людей и накладывают глубокий отпечаток на экономический, социальный, культурный и нравственный облик страны в течение будущих десятилетий. Таким образом, капиталовложения в сферу образования ( также как и в науку, культуру, здравоохранение ) непременно окупятся в государственном масштабе. Непосредственно высшее образование дает долговременный результат, заключающийся в высоком качестве рабочей силы ( а качество образования выражается в более интеллектуальном и эстетическом исполнении индивидуальной рабочей силой трудовых операций, что способствует повышению потребительских свойств продукции ) и создании основы для ее постоянного совершенствования в течение всей активной жизни человека.

    .
    Список используемой литературы:
    Булатов А. С. “ Экономика” изд. БЕК
    Райзберг Б. А. “ Рыночная экономика”
    К. Макконелл С. Брю “ Экономикс”
    Маркс, Энгельс соч. т. 23

Иванов Н. П. “ Научно-техническая революция и проблемы структуры рабочей силы “.

Марцинкевич В. И. “ Образование в США: Экономическое значение и эффективность “ , 1967 г.

    ЮНЕСКО “ Статистический ежегодник “, 1970 г.
    Шульц Т. “ Экономическая ценность образования “

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.