на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Семья алкоголиков как фактор риска, обуславливающий положительное отношение подростков к спиртным напиткам - (диплом)
p>В работе с подростком из семьи алкоголиков социальный педагог должен: Осуществлять комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающегося. Изучать психолого-медико-педагогические особенности личности и ее микросреды, условия жизни.

Выявлять интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременное оказание им социальной помощи и поддержки.

Выступать посредником между личностью обучающегося и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.

Определить задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, обеспечить принятие мер по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности. Организовать различные виды социально ценной деятельности, мероприятий, направленных на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участие в их разработке и утверждении.

Способствовать установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

Содействовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности подростка, заботиться об охране их жизни и здоровья.

Взаимодействовать с учителями, родителями, специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др.

Работа социального педагога предъявляет свои требования и к его профессиональному уровню и личностным качествам, ведь ему необходимо войти в семью, не нарушив ее внутренней жизни, внушить доверие, расположить к себе всех членов семьи. Для успешного выполнения своих функций социальный педагог должен обладать такими профессионально значимыми качествами, как деликатность, эмпатия, милосердие, целеустремленность, динамизм, такт и педагогический оптимизм. Социальному педагогу необходимы выдержка, культура общения, психологическая грамотность, без чего невозможны те конфедициальность, доверительность, которые лежат в основе его деятельности. Он должен быть убежден в приоритете личности по отношению к обществу на основе признания уникальности каждого человека, его прав и возможностей, даже если тот далек от идеала. Социальный педагог должен постоянно совершенствоваться сам и совершенствовать свою деятельность [ ].

Исследовательским коллективом разработана памятка для социальных педагогов, содержащая указания, как взаимодействовать с семьей алкоголиков. Приведем некоторые выдержки из этой памятки.

Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели– это прежде всего их цели. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели.

Социальный педагог обязан поощрять успехи, замечать даже незначительные ростки достижений в действиях семьи.

Социальный педагог обязан формировать в себе внутреннюю устойчивость, позитивное восприятие фактов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и изменять в соответствии с нравственными нормами жизни.

Не показывайте, что Вы пришли в семью перевоспитывать родителей. Действуйте в логике системы“перспективных линий” – от дальней перспективы к средней и от нее к сегодняшней. Социальный педагог должен быть твердым, но добрым и отзывчивым. Ни абсолютная твердость во что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время. надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией [ ].

Подростки должны вовлекаться в организацию и проведение различных мероприятий спортивного, познавательного и общественно-значимого характера. Существует система учреждений и организаций, позволяющая подросткам удовлетворить свое любопытство и потребности в признании, общении, самоутверждении. Социальный педагог должен проводить профилактику–способствовать социальной адаптации семей посредством реализации возможных правовых или экономических мер (содействие в устройстве родителей и трудоспособных детей на работу, определение детей в санатории, детские лагеря, социальные гостиницы и т. д. ).

Также социальный педагог должен сотрудничать с правоохранительными органами в целях ужесточения контроля над распространением алкогольных напитков в данном районе, а также создания досуговых центров, подростковых клубов, отделов внешкольной работы. структурирующих свободное время подростков, проживающих в этом районе. Он проводит своевременное распознавание таких семей и проводит с ними необходимую социальную, психологическую работу, а в некоторых случаях добивается частичной или полной изоляции подростка от родителей, способствующих употреблению подростком алкогольных веществ. Нужно проводить деятельность, направленную не только на подростка, но и на его ближайшее окружение (семью, класс). Социальный педагог долен сотрудничать с классным руководителем таких подростков, а также оказывать своим подопечным помощь в профессиональном самоопределении и профориентации, определении их в различные образовательные учреждения, повышении мотивации на учебу и дальнейшее образование [ ]. Правильно организованная социально-педагогическая деятельность социального педагога предполагает ориентацию на личность, индивидуальность, раскрытие сущностных сил подростка, оказание комплексной социально-психолого-педагогической помощи семье в решении личностных проблем и, самое главное, в осознании себя субъектом собственной жизни. Социальный педагог должен уметь выявлять достоинства личности, “проблемное поле”подростка, семьи, прогнозировать и проектировать возможные варианты его поведения, влиять на мотивационно-потребностную сферу, чтобы вызвать желание к самосовершенствованию, самовоспитанию, приводить в действие внутренний регулятивный механизм. Социально-педагогическая деятельность должна быть направлена на формирование и развитие нравственных ориентаций, нравственного сознания, нравственных чувств, социально-значимых установок в жизненном самоопределении, а значит, и нравственного поведения подростка [ ]. В своей деятельности социальный педагог также руководствуется следующими принципами: природы и культуросообразности; гуманизации; субъектности; принятия подростка как данности; персонализации; личностного подхода; деятельностного подхода; комплексного подхода; системного подхода; психологического подхода; социальной адекватности; ценностный ориентаций; компенсации; конфиденциальности; защиты; диалогичности и др.

Также необходимо проанализировать, как распределяются в семье роли (“глава”, “снабженец”, “родитель”, “воспитатель”), как она адаптируется к изменяющимся условиям [ ]. При выявлении семей, нуждающихся в помощи, следует учитывать: доход на одного человека с учетом прожиточного минимума; число детей и иждивенцев; наличие одного или обоих родителей; здоровье членов семьи; способность к труду взрослых членов семьи; наличие жилья, сбережений, земельных участков; социальное положение, статус членов семьи в обществе.

Социальный педагог работает совместно с различными социальными службами, организациями, учреждениями:

со службой социальной помощи населению; ведет работу по выявлению семей алкоголиков и оказанию им содействия и поддержки, участвует в организации семейных консультаций, семейного просвещения и самообразования; со службой социально-бытовой помощи;

    со службой семейного досуга;

со службой социальной профилактики отклоняющегося поведения. Знание “проблемного поля”[ ] в семье позволяет социальному педагогу в дальнейшем лучше понять причины тех или иных поступков подростка, объективно оценить его состояние, вовремя оказать коррекционную помощь и поддержку [ ].

    Выводы

Таким образом, анализ литературных источников позволил нам сделать следующие выводы.

В нашей работе основополагающим является понятие “семья”, которая представляет собой важное условие нормального психического и социального развития подростка. Однако имеются семьи, негативно влияющие на социализацию подростков, к ним относятся и семьи алкоголиков, которые мы рассмотрели в работе.

Социально-педагогическая деятельность с подростками из алкогольной семьи строится в двух основных направлениях: работа с семьей и работа с подростком. Она должна осуществляться совместно с различными специалистами.

Глава 2. АЛКОГОЛИЗМ СЕМЬИ КАК ФАКТОР РИСКА, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ ПОДРОСТКОВ К СПИРТНЫМ НАПИТКАМ

    2. 1. Отношение подростков к алкоголю

Исследования проводились нами в общеобразовательной школе № 2 п.  Жигалово на базе 6 и 7 классов.

Наша работа предусматривала установление контакта со специалистами школы: социальным педагогом и психологом– с целью получения у них информации об интересующей нас категории детей. Цель: определение отношения подростков к спиртным напиткам. Критерии: частота употребления спиртных напитков,

    интерес к алкоголю.
    Методы исследования.

1. Беседа “Отношение подростков к спиртным напиткам” (в устной форме). Материал: перечень вопросов.

Инструкция: подростку последовательно предлагается ответить на 13 вопросов. 1. Мое желание выпить зависит от настроения:

    а) редко
    б) иногда
    в) всегда
    2. Я избегаю пить спиртное, чтобы не проболтаться:
    а) да
    б) нет
    в) свой вариант

3. Периодами я выпиваю охотно, периодами меня к спиртному не тянет: а) иногда

    б) всегда
    в) свой вариант
    4. Я люблю выпить в веселой компании:
    а) да
    б) нет
    в) иногда

5. Я боюсь пить спиртное потому, что, опьянев, могу вызвать насмешки и презрение:

    а) да
    б) нет
    в) свой вариант
    6. Спиртное не вызывает у меня веселого настроения
    а) да
    б) нет
    в) не всегда
    7. К спиртному я испытываю отвращение:
    а) да
    б) нет
    в) свой вариант

8. Спиртным я стараюсь заглушить приступ плохого настроения, тоски или тревоги: а) да

    б) нет
    в) иногда

9. Я избегаю пить спиртное из-за плохого самочувствия и сильной головной боли впоследствии:

    а) да
    б) нет
    в) иногда

10. Я не пью спиртного, так как это противоречит моим принципам: а) да

    б) нет
    в) свой вариант
    11. Спиртные напитки меня пугают:
    а) да
    б) нет
    в) иногда

12. Выпив немного, я особенно ярко воспринимаю окружающий мир: а) да

    б) нет
    в) иногда
    13. Я выпиваю со всеми, чтобы не нарушить компанию:
    а) да
    б) нет
    в) иногда

По результатам беседы можно сделать следующий вывод: большинство подростков положительно относятся к спиртным напиткам:

5% не употребляют спиртных напитков, считают, что это вредно для здоровья и что в их возрасте употреблять спиртное еще нельзя;

15% употребляют спиртные напитки 1 раз в неделю, выпивают на дискотеке, говорят, что так интереснее проводить время;

20% употребляют спиртные напитки 2-3 раза в месяц; это происходит либо по праздникам, либо в кругу друзей; утверждают, что в малых дозах это здоровью совершенно не вредит.

60% употребляют спиртные напитки чаще 3 раз в неделю, считают, что это модно и совершенно не вредит их здоровью, чаще все это происходит в кругу друзей; Тест

“Определение подростков, нуждающихся в антиалкогольной помощи”

    Материал: перечень вопросов на листе бумаги.

Инструкция: подростку предлагается изучить тест и ответить на 14 вопросов. Первое в жизни употребление алкоголя оставило у вас приятные воспоминания? Алкоголь для вас – средство занять свободное время?

    Ваши друзья выпивают чаще двух раз в месяц?
    Разговоры о выпивке вызывают у вас желание выпить?

Приходила ли вам когда-нибудь мысль о необходимости сократить употребления алкоголя?

Появлялось ли у вас когда-нибудь чувство вины или досады в связи с употреблением алкоголя?

    Считают ли некоторые ваши знакомые, что вы много пьете?

Считают ли некоторые ваши родные или родственники, что вы много пьете? Бывает ли вам трудно провести день рождения или праздник, совершенно не выпивая.

    Бывает ли вам трудно воздержаться от приема алкоголя?

Были ли у вас когда-либо неприятности в учебе или на работе из-за употребления алкоголя?

Задерживались ли вы дружинниками или милицией в состоянии опьянения? Забывали ли вы часть минувшего вечера после выписки?

Случалось ли вам выпивать утром, натощак, чтобы улучшить свое состояние? По результатам теста:

    20% юношей положительно относятся к спиртным напиткам;
    35% юношей относятся к ним отрицательно;
    15% девушек положительно относятся к спиртным напиткам;
    30% девушек относятся к ним отрицательно.
    Анкета
    “Что значит алкоголь для подростка”
    Материал: перечень вопросов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.