p>Таким образом, мы видим, что в структурном плане система общего образования во многом напоминает американскую. Однако это относится лишь к формальному построению школы. По своему содержанию, по своему духу, японская школа уникальна. Она никогда не была узко прагматичным средством решения каких-либо частных проблем. Она всегда сохраняла родовую сущность - работала в широком ценностно-смысловом контексте.
2. Образование в Китае
Современная система образования в КНР имеет ряд специфических черт, если сравнивать ее с зарубежными аналогами. Так, в отличие от еще одного азиатского исполина - Индии, Китай является страной с высоким и быстро растущим уровнем грамотности населения, в том числе крестьянского (составляющего основную массу населения в обеих странах). Неграмотными в Китае остаются лишь 15-17% взрослого населения (47% в Индии, 61% в Бангладеш, 59% в Пакистане, 27% в Иране, 17% в Турции, 15% в Индонезии). Еще лучше у КНР другой важный индикатор - доля неграмотных женщин в возрастной группе 15-24 года. Он показывает эффективность борьбы с неграмотностью за последние двадцать лет и косвенно свидетельствует о положении женщин в семье и обществе. В Китае указанный показатель составляет всего 4%. Этот же индикатор достигает 44% в Индии, 63% в Бангладеш, 61% в Пакистане, 10% в Иране, 8% в Турции, 4% в Индонезии. Система образования в КНР, как и везде, включает начальную и среднюю школу, а также высшее и среднее специальное образование. В начальной школе в Китае учится порядка 140 млн. человек, срок обучения - шесть лет. В 1996 году в начальную школу в Китае поступило 98, 8% детей 6-летнего возраста. В средней школе (разбитой на две ступени по три года) насчитывается около 60 млн. учеников. В ВУЗах КНР обучается примерно 3 млн. студентов. Срок обучения - 4-5 лет. Число ВУЗов и университетов немногим более 1 тыс. За последние двадцать лет ученые степени в стране получили свыше 300 тыс. кандидатов и 20 тыс. докторов наук. Подготовку диссертаций ведут в настоящее время 160 тыс. аспирантов. Превосходя большинство азиатских стран по широте охвата населения базовым образованием, Китай заметно уступает им по относительному числу студентов. Отчасти этим объясняется сравнительно невысокая (хотя и имеющая тенденцию к росту) доля расходов на образование в ВВП страны (2, 6). Необходимо упомянуть еще два обстоятельства. Во-первых, в Китае существует разветвленная сеть профессионально-технических, педагогических и медицинских училищ (свыше 4 млн. учащихся, срок обучения - 2-4 года), а также широко распространены разнообразные формы продолжения общего образования и повышения профессиональной квалификации взрослых (такими формами обучения охвачено более 12 млн. человек). Помимо этого существует и система профессиональной переподготовки для лиц, потерявших работу на государственных предприятиях. Во-вторых, огромную роль в повышении профессиональной грамотности и технической квалификации населения играют средства массовой информации, в том числе многочисленные образовательные программы телевидения, ставшего в 90-е годы общедоступным - вслед за практически полной электрификацией села. За годы реформ 280 тыс. китайских студентов были посланы за рубеж, свыше 100 тыс. уже вернулись на родину. В некоторых регионах США и Австралии местные жители уже шутят, что университет - это место, где русские преподаватели учат китайских студентов. Находясь за рубежом, китайские студенты неизменно привлекают внимание своей прилежностью и сравнительно высокой базовой подготовкой по таким предметам, как математика, физика, биология. Обращает на себя внимание исключительно широкая география зарубежного обучения: в настоящее время студентов из КНР принимают свыше 100 стран. В свою очередь, Китай активно привлекает иностранных специалистов и преподавателей в университеты и технопарки. В стране в 2000 году существовало свыше 120 зон развития и освоения новых технологий (технопарков); старейший и крупнейший из них находится в Пекине. Систему образования в Китае часто квалифицируют как "прагматическую", "эгалитарную", "демократическую" к этим определениям стоит добавить слово "селективная". Вероятность добраться до более высоких ступеней образования для среднего китайца невелика : в результате эту возможность реализуют, как правило, лишь самые способные ученики. Поступление же в ВУЗ - настоящий праздник для талантливого выпускника средней школы высшей ступени: конкурсы в отдельные университеты достигают 200-300 человек на место. Одаренные дети и молодые люди в Китае, как правило, пользуются различными льготами при продвижении по образовательной "лестнице" - к их услугам государственные стипендии, субсидии предприятий, организаций и тому подобное. Платное образование пока еще не получило слишком широкого внедрения, при этом в ВУЗы "платники" поступают на общих основаниях. Чаще встречается оплата учебы предприятием, на котором работал студент. Большинство же студентов получает высшее образование бесплатно. Избирательность системы высшего образования проявляется еще в одном пункте: ВУЗы страны разделены на несколько иерархических категорий. В зависимости от числа баллов, полученных на выпускном школьном экзамене (проводимом в Китае одновременно по всей стране), будущий абитуриент может претендовать на допуск к вступительным экзаменам лишь в ВУЗ соответствующей набранным баллам категории (или более низкой категории, что, разумеется, не возбраняется). Перечисленные обстоятельства объясняют сохранение высочайшего престижа образования, свойственного китайской культурной традиции, а также особое положение так называемых ведущих ВУЗов и университетов страны. В 1997-1998 годах в КНР была в очередной раз существенно повышена заработная плата преподавателей и научных сотрудников. Базовые оклады профессоров девяти ведущих университетов страны (Пекинский, Циньхуа, Нанкинский, Фуданьский, Чжуншаньский и др. ) составляют теперь порядка 500 долл. в месяц (против 250-300 в других университетах и ВУЗах), педагоги и научные работники имеют льготы при приобретении жилья, в ряде провинций лицам с научными степенями предоставляются различные послабления при рождении второго ребенка. При этом, оценивая величину зарплаты в КНР, следует учесть куда более низкий уровень цен на основные потребительские товары и услуги в этой стране. Он, как минимум, втрое ниже, чем в развитых странах. Еще одна особенность КНР - значительное преобладание в программах ВУЗовского образования естественно-технических и прикладных дисциплин (порядка 60% студенческих мест, против 14% в США, 18% в Голландии, 22% в Таиланде, 26% в Японии, 30% в Малайзии). Таким образом, гуманитарии (за исключением, быть может, социологов) - относительно малая часть студенчества, если сравнивать Китай с развитыми странами или азиатскими соседями. Как поддержание сложившихся пропорций между образовательными учреждениями различного уровня и профиля, так и содержание программ обучения находятся в КНР под строгим государственным контролем. Некоторые усматривают в этом нежелание руководства сильно увеличивать прослойку молодых горожан с гуманитарным образованием, нередко представляющих угрозу социально-политической стабильности. Дело в том, что многие соседи Китая уже давно столкнулись с этой проблемой, в том числе из-за перепроизводства когда-то модных специальностей: экономистов, юристов, журналистов и тому подобных. Многие выпускники с "престижными" профессиями оказываются без работы, пополняя ряды активных городских низов и провоцируя молодежные и студенческие беспорядки. Впрочем, поддержание существующей структуры ВУЗовских курсов в Китае может быть продиктовано и обыкновенными соображениями экономии. В Китае насчитывается около миллиона учебных заведений разных ступеней и профилей, в которых обучаются более 200 миллионов человек. Законы Китая дают право на получение образования каждому человеку, в том числе представителям национальных меньшинств, детям, женщинам и инвалидам. Система образования в Китае включает в себя базисное образование (дошкольное, общее начальное и среднее), среднее профессионально-техническое, общее высшее образование и образование для взрослых. Китайское правительство придает важное значение распространению базисного образования. После обнародования в 1986 году "Закона КНР об обязательном образовании" в большинстве районов страны было введено обязательное начальное обучение. В крупных городах и некоторых экономически развитых районах вводится обязательное среднее образование первой ступени. По всей стране в начальную школу поступают 97, 7 процента детей школьного возраста, из которых 98, 1 процента могут ее окончить. Приблизительно 73 процента подростков поступают в среднюю школу первой ступени, а 44, 1 процента ее выпускников продолжают свое дальнейшее образование. Свыше половины детей с трудностями в развитии могут получить образование в детских садах и школах для глухонемых, слабоумных и детей, имеющих другие нарушения развития. Общий уровень развития образования в Китае остается сравнительно отсталым из-за многочисленности населения и неравномерности экономического и культурного развития разных районов страны. Лишь 10 процентов китайцев соответствующего возраста имеют возможность пройти систематическое профессионально-техническое обучение на этапе средней школы второй ступени. Ежегодно 12, 5 миллиона выпускников начальной школы и первой ступени средней школы не имеют возможности учиться дальше, и большинство из них поступают на работу, не проходя необходимого профессионально-технического обучения и подготовки. По данным всеобщей переписи населения 1990 года, относительно низкий процент китайцев имеют среднее специальное образование, окончившие вузы с полной и сокращенной программой составляют 1, 87 процента, выпускники средних специальных учебных заведений - 2, 07 процента, а люди с образованием средней школы первой ступени и ниже - 87, 06 процента.
Негосударственные образовательные учреждения в Китае
Негосударственные образовательные учреждения (НОУ) в Китае –это учебные заведения, созданные на средства отдельных граждан либо предприятий, общественных организаций, выступающих в качестве учредителей, а также школы и вузы, организованные на коллективные взносы населения (в частности, родителей учеников). Как показали исследования западных специалистов, участие государства в частном образовании в странах Восточной Азии варьируется от полного самоустранения до усиленного контроля и субсидирования. Что касается Китая, то его современную политику в отношении НОУ сформировали следующие факторы: 1) традиционно патерналистская роль государства, находящегося в рамках конфуцианской цивилизации. Внутри этой контролируемой центром системы действует мощный частный сектор, доля которого в последние годы растет; 2) сформированная в прошлом позиция чисто политической, но не финансовой поддержки НОУ; 3) идеологический поворот от тоталитаризма к официально объявленной правительством КНР в конце XX в. задаче демократизации общества, которая подразумевает активное привлечение общественности к управлению и финансированию образования. Образовательные организации, созданные общественными силами, их преподаватели и учащиеся пользуются теми же законными правами, что и государственные. К 1997 г. аккредитацию прошли все средние и начальные негосударственные школы Китая. По-иному обстоит дело с вузами: из 1200 всего 21 получил право выдавать дипломы государственного образца. Главной чертой курса правительства в отношении НОУ является то, что, гарантируя им политическую поддержку, руководство КНР не обещало прямых финансовых вливаний. Обоснованием подобной позиции послужили трудности переходного периода и осознание нереальности бюджетной поддержки НОУ. По предложенной схеме государство брало на себя не более трети расходов, связанных со строительством школьных зданий и закупкой мебели и оборудования, полностью оставив на своем бюджете зарплату преподавателей (при этом следует учесть, что значительная часть учителей в Китае числилась в народных школах и их труд оплачивали сами школы). В “Положениях.... ” 1997 г. закреплен запрет на получение прибыли в качестве цели создания и функционирования НОУ, т. е. китайские частные школы не имеют права свободно распоряжаться денежным остатком. Среди учредителей НОУ в Китае 80–90-х гг. частных лиц было немного. Немалую долю среди основателей НОУ составили общественные организации и научные ассоциации. Организованные частными предпринимателями или компаниями школы носили их имена и названия, что повышало социальный престиж компании, создавая ей хорошую рекламу. Среди основателей негосударственных школ в Китае сегодня немало и зарубежных китайцев, которыми, помимо деловых соображений, движут ностальгические мотивы. Но есть и реальные государственные привилегии, которые стимулируют интересы всех, кто занимается созданием частных учебных заведений в Китае, –это предоставляемые правительством КНР не на словах, а на деле налоговые льготы, касающиеся помещений, транспорта, земельных участков. Действует и дополнительный стимул: пришкольные коллективные предприятия пользуются системой льгот, которая включает, в частности, “бессрочное освобождение от подоходного и некоторых других налогов предприятий, учрежденных средними учебными заведениями, и бессрочную отмену всех налоговых выплат для предприятий, управляемых начальными школами” Вот почему фирмам и предприятиям выгодно открывать при школах на их территории свои филиалы. Финансовые и юридические формы создания НОУ в Китае представляют собой пять основных моделей: 1) создание школы при поддержке правительства, т. е. на начальном этапе последнее оказывает материально-техническую помощь до тех пор, пока школа сама не накопит средства. Наглядный пример этой модели–неполная средняя школа Юйин в г. Нашсине, созданная Ассоциацией вышедших на пенсию педагогов. Они арендовали помещение и часть оборудования государственной средней школы, а поскольку набрали больше учащихся, чем рассчитывали, то правительство городского района выделило 300 тыс. юаней, чтобы перевести в другое помещение начальные классы той школы, у которой учредители арендовали помещение, а также помогло им с инвентарем и педагогами.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|