на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Социально-психологические особенности профилактики правонарушений среди школьной молодежи - (курсовая)
p>Исследования эмоциональной сферы несовершеннолетних правона-рушителей, проведенные Т. Н. Курбатовой и Э. Квятковской-Тохович, показали, что для них характерны повышенная тревожность (как правило для воров), агрессивность, своего рода конфликтогенность (для хулиганов)

    [ ].

В зависимости от степени деморализации личности выделяют следующие типы поведения подростков-правонарушителей:

Ёсоциально-нравственно-правовая деформация поведения (кримино-генная). Для подростков этой группы характерно систематическое употребление алкоголя, раннее начало половой жизни и неразборчивость в связях, половину из них составляют второгодники; почти все затевают драки или учавствуют в них; многие из них совершают кражи и грабежи. Большинство из них находится в поле зрения правоохранительных органов;

Ёсоциально-нравственная деформация. Такое поведение противоречит социально-ролевым требованиям (отставание в учебе, второгодничество) и связано с аморальным поведением (половая распущенность, азартные игры, участие в‘дворовых’драках и т. п. ), но они почти не оказываются на учете в ИДН; Ёсоциально-деформированное поведение характеризуется нарушения-ми только требований возрастных социальных ролей (неуспеваемость в школе, конфликты с учителями и родителями, пребывание вне дома в позднее время и т. п. )[ ]. Итак, исследования в этой области показали, что изменения в социаль-но-ролевом статусе, внутренние трудности, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля, характеризующие этот возраст, могут вызывать формирование негативных качеств личности и служить предпосылкой совершения правонарушения. Так же можно гово-рить об особенностях личности несовершеннолетних правонарушителей, степень проявления которых обуславливает выделение различных типов асоциального поведения.

    * * *

Таким образом, на основе изучения литературных источников мы можем определить понятие “школьная молодежь” как социально-демографическую группу, выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обучения в школе как ведущей деятельности, возраст которой составляет 14-17 лет.

Под профилактикой правонарушений мы понимаем систему социально-правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям, в совокупности с индивидуально-профилактической работой.

Среди факторов, влияющих на формирование противоправного поведения, мы считаем необходимым выделить следующие основные:

    Индивидуальный.
    Психолого-педагогический.
    Социально-психологический.
    Личностный.
    Социальный, социально-экономический.

Считаем нужным также отметить, что существует определенный набор качеств и особенностей личности, характеризующий подростков-правонарушителей. Основными среди них являются неустойчивость цен-ностных ориентаций, психическая агрессивность, социальная пассивность, повышенная тревожность, конфликтогенность и т. д.

Раннее диагностирование этих качеств, выявление причин отклонений в поведении и принятие соответствующих мер будут способствовать повышению эффективности профилактической работы со школьной молодежью.

    ВВЕДЕНИЕ

Проблема совершения правонарушений и преступлений школьной молодежью существовала всегда. Несмотря на предпринимаемые меры, у нас в стране продолжает рости число несовершеннолетних право-нарушителей. С 1998 по 1999 год этот рост составил 2, 4% [ ].

По официальной статистике в 1999 году на учете состояло 14108 подростков, а ограничено в дееспособности–807. Однако, число правонарушений, совершаемых школьной молодежью превышает официальные данные в 10-15 раз. [ ].

Как правило, работа с такими подростками носит запаздывающий характер, т. е. в основном используется карательная педагогика. Известно, что по статистике она неэффективна, т. к. наблюдается большой рецидив совершения правонарушений (около 30%), а 50% находящихся в СПТУ и ВТК молодых людей, по мнению педагогов этих учреждений, могли бы учиться в общеобразовательной школе [ ]. Большое влияние на формирование противоправного поведения у школьной молодежи оказывают социально-экономические, политические и др. изменения в нашем обществе, а также социальное неблагополучие, которое проявилось в распаде семейных связей, росте числа безнад-зорности и бродяжничества, правонарушений и т. д. Они породили ряд проблем, которые нашли отражение в подростково-молодежной среде в виде различных девиаций.

Усиливает проблему совершения правонарушений несовершеннолет-ними и положение системы образования в настоящее время. Общеобразова-тельная школа сегодня не может компенсировать просчеты, допущенные в семейном воспитании в силу разнообразных причин[ ].

Положение дел в Республике Белорусь с точки зрения реальной оцен-ки обеспечения прав и благополучия несовершеннолетних сидетельствует о том, что “ни принятый в 1993году Закон “О правах ребенка” и другие за-конодательные акты, ни комплекс мероприятий(предусмотреный в “На-циональном плане действий по охране прав ребенка на 1995-2000годы”), ни созданная в 1996году Национальная комиссия по правам ребена не обеспе-чили создания условий, которые позволили бы: -обспечить содержательную жизнь подростка в обществе, которая, в тот период жизни, когда он наиболее склонен к совершению проступков, бу-дет благоприятствовать процессу развития личности и получению образо-вания в максимальной степени свободного от возможности совершения преступлений и правонарушений;

-обеспечить ему такую защиту и заботу, которая необходима для его благополучия и избежания социально опасной ситуации”[ ].

Для решения этой проблемы в различное время теоретические и методологические основы предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения в подростково-молодежной среде разрабатывали С. А. Беличева, Ю. В. Гербеев, А. И. Кочетов и другие. В педагогических исследованиях О. С. Богдановой, Е. В. Бондаревской, И. С. Марьяненко и других решение про-блемы видится в воспитании нравственных отношений школьников. В ра-ботах психологов М. А. Алемаскина, Л. М. Зюбина, Д. И. Фельдштейна охарак-теризованы типы отклоняющегося поведения учащихся, способы его диагностики и коррекции. Исследования юристов Ю. М. Антоняна, К. Е. Игоше-ва, Г. М. Миньковского и других анализируются основные звенья профилак-тики девиантного поведения школьной молодежи с точки зрения совер-шенствования деятельности правоохранительных органов. Особое внимание заслуживают работы в области изучения проблемы “первичной профилактики”, которые проводились В. Т. Кондрашенко, С. Я. Улицким, П. И. Сидоровым, М. А. Пазниковым. Так как данный вид профилактики по мнению многих специалистов является более эффектив-ным и массовым. [ ].

Однако, серьезной проблемой нашего общества, которая не содействует стабилизации и уничтожению подросткового криминала, по мнению специалистов, является отсутствие ювенальной юстиции или специального правосудия в отношении несовершеннолетних и неэффективность работы Инспекции и комиссии по делам несовер-шеннолетних [ ].

Большую проблему составляет также отсутствие у подростков знаний о учреждениях, занимающихся оказанием им помощи.

Таким образом, необходимость решения проблемы профилактичес-кой работы среди школьной молодежи очевидна.

Цель исследования: определить пути организации профилактики правонарушений среди школьной молодежи.

    Объект исследования: школьная молодежь .

Предмет исследования: организация профилактики правонарушений среди молодежи в условиях средней общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования: организация профилактики право-нарушений может быть эффективной если: будут выделены психолого-педагогические и другие особенности данной возрастной группы, влияющие на формирование противоправного поведения; подросткам и юношам будут даны знания, умения и навыки по проблемам их прав и обязанностей;

она будет базироваться на выявлении и устранении причин и условий, способствующих правонарушениям;

будет разработана функциональная модель организации помощи молодежи с отклоняющимся поведением.

    Задачи исследования:

Проанализировать основные факторы и причины, способ-ствующие формированию противоправного поведения у школьной молодежи.

Изучить современное состояние девиации среди школьной молодежи. Разработать функциональную модель организации помощи школьной молодежи с девиантным поведением.

    База исследования: Мачулищанская СШ.
    В исследовании учавствовало 55 респондентов.
    Список литературы:

1. Анапрэенка Я. Р. ,Бяганскi М. М. Фактары, якiя дэтэрмiнуюць супрацьпрау-ныя паводзiны непауналетнiх. //Адукацыя i выхаванне. -2000. -N6. -С. 52-54. 2. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М. :Редакционно-изда-тельский центр Консорциума “Социальное здоровье России”, 1993. -199с.

3. Бойко А. А. Социально-педагогические аспекты профилактики асоциаль-ного поведения учащихся. // Адукацыя i выхаванне. -1995. -N10. -С. 39-48. 4. Боссарт А. Аутсайдеры, ’чучела’ и другие. //Семья и школа. -1990. - N4. -С. 26-28. 5. Горшкова Е. А. Педагогическая диагностика учащихся старших классов при организации реабилитационной работы. //Проблемы личности, профи-лактика отклонений в ее развитии: Материалы научно-практического семи-нара 28-30июня 1992года под редакцией И. А. Невского. М. 1993. -С. 72-84.

6. Горьковская И. А. Особенности агрессивности у подростков с противо-правным поведением. //Псiхалогiя. -1998. -N3. -С. 3-12.

7. Ермолич С. Я. Ценностно-нормативные знания у подростков как условия повышения эффективности ранней профилактики девиантного поведения. //Социально-педагогическая работа. -1999. -N6. -С. 37-43.

8. Кедярова Р. Н. Психологические причины неуспеваемости и работа шко-лы с педагогически запущенными учащимися. // Социально-педагогическая работа. -1999. -N6. -С. 67-76. 9. Клышевич Н. Ю. Условия эффективности психической адаптации школь-ников в социальной среде. //Гуманистическое формирование личности в со-временных условиях: Сборник статей под редакцией А. В. Торховой. Мн. , 1998. -С. 76-84. 10. Курьянович Ю. Як здзейснiць добрыя намеры? //Настаунiцкая газета. - 2001. -N18. -С. 2. 11. Кучинский А. И. Предупреждение подростковой и молодежной преступ-ности-настоятельное веление времени. //Праблемы выхавання. -1996. -N2. -С. 46-53... 12. Литовченко В. Н. Адаптация личности как социально-педагогическая проблема. //Социально-педагогическая работа. -1999. -N1. -С. 2-14. 13. Мицкевич В. В. ,Метлицкий И. Е. К вопросу об источниках формирования девиантного поведения детей и подростков относительно положений Конвенции “О правах ребенка”. //Социально-педагогическая работа. -1999. -N3. -С. 37-45. 14. Наш проблемный подросток: Учебное пособие под редакцией Л. А. Регуш СПб. :Союз, 1999. -144с. 15. Несовершеннолетние в РБ: основы правового положения, правовой защи-ты и ответственности: Научно-практические комментарии к законодатель-ству и иным нормативным актам о несовершеннолетних под ред. И. О. Грун-това. Мн. : “Тесей”, 1999. -608с. 16. О необходимости поддержки восстановительного подхода к подростко-вой преступности “Левенская декларация” под редакцией А. А. Дубровской М. :МОО Центр Судебно-правовая реформа, 1999. -25с. 17. Паздников М. А. Факторы, способствующие криминогенному поведению несовершеннолетних. //Праблемы выхавання. -1997. -N9. -С. 12-20. 18. ПархомовичВ. Б. Влияние социометрического статуса в классе на асо-циальное поведение подростка. // Псiхалогiя. -1998. -N3. -С. 13-20.

19. Пряхина М. В. ,Фурманов И. А. и др. Потребность подростков в социаль-но-педагогической и психологической помощи. //Гуманистическое форми-рование личности в современных условиях: Сборник статей под редакцией А. В. Торховой. Мн. , 1998. -С. 84-97. 20. Раева В. М. Структурные особенности личности несовершеннолетних правонарушителей. // Проблемы личности, профилактика отклонений в ее развитии: Материалы научно-практического семи-нара 28-30июня 1992года под редакцией И. А. Невского. М. 1993. -С. 85-94.

21Сахарчук В. В. ,Юрова Е. А. Правовые и социально-психологические фак-торы преодоления антисоциального поведения подростков. // Адукацыя i выхаванне. -1999. -N5-6. -С. 48-51.

22. Сенько В. Г. Почему они стали такими? // Социально-педагогическая работа. -1999. - N2. -С. 26-38. 23. Социология молодежи: Учебник под редакцией В. Т. Лисовского. СПб. : Издательство СПб университета, 1996. -458с. 24. Степанов В. Г. Психология трудных подростков: Учебное пособие. -М. : Издательский центр “Академия”, 1996. -320с. 25. Суботина С. Средства, сэкономленные на воспитании детей, потом идут на войну с ними. //Настаунiцкая газета. -2000. -N40. -С. 3.

26. Торхова А. В. Царик И. А. Некоторые аспекты отклоняющегося поведе-ния подростков. //Гуманистическое формирование личности в современных условиях: Сборник статей под редакцией А. В. Торховой. Мн. , 1998. -С. 68-76. 27. Федеральный закон об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. //Первое сентября. -2000. -N73. -С. 4 28. Шиханцов Г. Г. Социально-психологические причины преступности не-совершеннолетних: Учеб. пособие для студентов. М. :Юридическая литера-тура, 1985. -173с. 29. Як утаймаваць падлеткавую злачыннасць? //Настаунiцкая газета. -2000. - N44. -С. 3.

    Приложение
    АНКЕТА

Уважаемые старшеклассники! Предлагаем Вам ответить на анкету по проблемам профилактики отклоняющегося поведения молодежи. Анкета являетсяанонимной. При ответах на вопросы просим Вас быть искренними и ответственными. Из предложенных вариантов ответов выберите наиболее близкий Вам. Заранее благодарим Вас за сотрудничество!

    Укажите свой пол.
    Укажите свой возраст.

Состоите ли Вы на учете в Инспекции по делам несовершеннолетних или на внутришкольном учете: да, нет.

Что, по-Вашему, включает в себя понятие “ассоциальное” или “отклоняющееся” от нормы поведение_____________________________________________________ Продолжите фразу “Я отрицательно отношусь к

    А) курению З) подростково-молодежному рэкету
    Б) употреблению алкоголя и) воровству

В) употреблению наркотиков к) обману, мошенничеству Г) прогулам в школе л) изнасилованию Д) сквернословию м) проституции Е) мелкому хулиганству н) самоубийству

    Ж) дракам о) уходу из дома (в ночное время)

Продолжите фразу “Я нормально (положительно) отношусь к (варианты ответов как в вопросе 6).

Продолжите фразу “Я не знаю как Я отношусь к (варианты ответов те же)”. Продолжите фразу “Я никогда не участвовал в (варианты ответов те же)”. “Я однажды пробовал (варианты ответа те же)”.

    “Я постоянно принимаю участие в (варианты ответов те же)”.

Если Вы выбрали варинты ответов в 10 и 11 вопросах, то кто предложил Вам впервые поучаствовать в этом:

    А) родители
    Б) брат, сестра
    В) другие родственники
    Г) друзья по школе
    Д) друзья во дворе
    Е) свой вариант ответа

Если Вы выбрали варинты ответов в 10 и 11 вопросах, то знает ли об этом: А) Ваши родители: да, нет.

    Б) Ваши друзья: да, нет.
    Если они знают, то как к этому относятся:
    А) Ваши родители.
    Б) Ваши друзья.

Если Вы выбрали варинты ответов в 10 и 11 вопросах, то что Вас толкнуло на подобные действия: _______________________________________________________

Если бы Вы знали, что за этим не последует никого наказания, то совершили бы Вы какое-либо преступление или правонарушение:

    А) да
    Б) зависит от обстоятельств
    В) нет
    Г) незнаю
    Д) свой вариант.

Какие из перечисленных действий согласно Законодательству наказуемы (варианты ответа см. в вопросе 6 ).

    Много ли у Вас свободного времени:
    А) все время, кроме занятий в школе
    Б) 2-4 часа в день
    В) нет свободного времени
    Г) другой вариант.
    С кем Вы предпочитатете его проводить:
    А) со школьными друзьями
    Б) с друзьями во дворе
    В) с братьями, сестрами
    Г) с родителями
    Д) в одиночестве
    Е) другой варинт.
    Чем Вы обычно занимаетесь в свободное время:
    А) посещаю кружки, секции
    Б) занимаюсь спортом
    В) читаю книги
    Г) смотрю телевизор
    Д) хожу в театр, кино, музеи и т. д.
    Е) провожу время на улице
    Ж) другой вариант

Чем бы Вы хотели заниматься в свободное время (варианты см. в вопросе 20) Что Вам мешает использовать Ваше время так, как Вам нравится: А) родители не разрешают

    Б) на это нет средств
    В) не хватает времени
    Г) другой вариант
    Если у Вас возникнут проблемы куда Вы обратитесь:
    А) к родителям
    Б) к братьям, сестрам
    В) другим родственникам
    Г) к учителю
    Д) друзьям
    Е) к специалисту
    Ж) определенное учреждение
    З) свой вариант

Знаете ли Вы о существовании учреждений, которые оказывают помощь в решении проблем: да, нет.

    Какие из этих учреждений есть в Вашем районе (перечислите).
    Приложение
    СТРУКТУРА МОЛОДЕЖНОГО ЦЕНТРА.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.