на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Современная система образования в России - (реферат)
p>Думается, что только комплексное решение всех этих проблем позволит на практике реализовать идею преемственности детского сада и школы. В июне 1993 г. по многочисленным просьбам родителей между администрацией Автозаводского района Н. Новгорода и дирекцией ОАО “ГАЗ” был заключен договор об открытии на базе ДОУ № 117 учреждения нового типа — Детский центр-прогимназия. Режим пребывания в прогимназии такой же, как и в детском саду (с 6. 00 до 18. 00). Дети получают четырехразовое питание и комплекс таких услуг, как физиолечение, массаж, сауна, плавание, занятия в клубах, студиях, секциях и др. Вся нерегламентированная деятельность детей организуется в разновозрастном сообществе, создающем уникальную возможность контактов между детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Первоклассники-шестилетки, как и дошкольники, днем спят, а дети 2-4 классов имеют возможность просто отдохнуть (для этого имеются специальные зоны отдыха) или заняться по выбору любимым делом. Оплата содержания детей в детском центре-прогимназии одинакова для дошкольных групп и классов (20 % себестоимости). В течение дня в прогимназии с детьми работают воспитатели-гувернеры (в дошкольных группах — воспитатели), которые организуют режимные процессы, нерегламентированную деятельность, присутствуют на всех занятиях, проводят затем индивидуальную работу. Роль воспитателя (гувернера) как инициатора развивающего процесса очень важна: именно он является координатором всех педагогических воздействий на ребенка. Благодаря переходу на гибкие графики работы (в соответствии с конкретными обязанностями в определенное время и в определенной группе-классе) появилась возможность изменения штатного расписания (при сохранении общего количества штатных единиц и фонда заработной платы). За счет этого были выделены (а не введены! ) ставки специалистов по словесности, математике, английскому языку, компьютерам, изодеятельности, ручному труду, природоведению и др. , которые занимаются с детьми с 4 до 10 лет, прослеживая развитие каждого ребенка и “проживая” с ним совместную жизнь. Поэтому переход детей из дошкольных групп в прогимназические классы не вызывает каких-либо адаптационных трудностей, тем более что все педагоги имеют специальное образование и опыт работы с дошкольниками и младшими школьниками, что позволяет им осуществлять дифференцированный подход к детям. Это касается и материала, и процесса общения вообще. Все уроки в прогимназии (как и занятия в Детском центре) в основном проводятся подгруппами в специально оборудованных помещениях. Например, одна подгруппа детей занимается английским языком в лингафонном кабинете, другая — ручным трудом и конструированием в мастерских, после чего подгруппы меняются местами. В некоторых исследованиях приход в дошкольные образовательные учреждения нового типа “предметников” трактуется как отрицательный момент из-за их “несоответствия” психологическим особенностям детей дошкольного и младшего школьного возраста. Безусловно, если бы воспитатель или учитель мог объединить и “умственное, и нравственное развитие” (как мечтал К. Д. Ушинский), это было бы идеально! Но сегодня для этого необходимы не только глубокое знание педагогики и психологии детей дошкольного и младшего школьного возраста, но и высокий уровень культуры педагога, владение новыми областями знаний и навыков (иностранным языком, компьютерами, валеологией и др. ), без чего нельзя ввести ребенка в современный мир; необходимо также уметь общаться с ним с позиции не “над”, а “вместе” и т. д. К сожалению, такие высококвалифицированные и разносторонние педагоги — большая редкость.... Поэтому именно на специалистов-предметников в учреждении, была возложена ответственная миссия — на основе имеющихся программ разработать последовательные (“сквозные”) порциальные программы для детей дошкольного и младшего школьного возраста, объединив их затем в комплексную программу “Синяя птица”, построенную на единых подходах и принципах: • непрерывность и преемственность педагогического процесса, в котором предыдущий период развития содержит предпосылки для последующих новообразований (т. е. программный материал располагается в единой последовательности с учетом возрастающей детской компетентности); • интеграция программных областей знаний, позволяющая осваивать не только конкретное содержание их отдельных направлений, но и целостную картину мира; • развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении обобщенных способов действий; • рациональное сочетание разных видов деятельности (адекватное возрасту сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок); • обеспечение психологического комфорта, повышенное внимание к здоровью детей; • уважение личности ребенка, ориентация на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферу; • сотрудничество между детьми и педагогами, предоставление детям самостоятельности, права выбора, самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями и интересами; • “выращивание” универсальных или “сквозных” способностей (рефлексия, коммуникативность, самооценка, умение разрешать проблемные и межличностные ситуации и др. ). Таким образом, работа с целостным преемственным содержанием предполагает, с одной стороны, формирование базиса личностной культуры на этапах дошкольного и начального школьного возраста, а с другой стороны, “встраивание” этого содержания в обязательные требования государственных стандартов. Еще рано говорить о результатах, но отдельные выводы уже можно сделать: 1. Благодаря комплексному подходу и системе в работе по оздоровлению и физическому воспитанию дошкольников и младших школьников, обеспечивается сохранность их здоровья, не усугубляются хронические заболевания, не наблюдается ухудшение зрения, отмечается низкая заболеваемость (в среднем 408 на 1000 детей). 2. Выпускники прогимназии обладают высокой познавательной активностью, у них развита потребность в получении и поиске знаний. В последние годы получили широкое распространение учебно-воспитательные комплексы “Детский сад - начальная школа” (УВК), в которых дети воспитываются и обучаются до 10-11 лет. В таком образовательном учреждении обеспечиваются преемственность, непрерывность дошкольного и начального школьного образования. Для современной системы дошкольного общественного воспитания актуальными являются задачи реабилитации детей, коррекции их здоровья. Создаются специализированные учреждения, группы для детей с различными нарушениями здоровья, с нарушениями слуха, речи, зрения, с задержкой психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с туберкулезной интоксикацией и т. п. Проявлением гуманного отношения к детям-инвалидам стало создание в дошкольных учреждениях групп, образовательная работа в которых поможет интеграции этих детей в общество. Дети-сироты и дети, оставшиеся без родительского попечения, воспитываются в домах ребенка (до 3 лет), а затем - в детских домах, интернатах. Количество детей, нуждающихся в таких учреждениях, стремительно растет: по данным Министерства образования РФ, в 1997 г. их было 800 тыс. Имеющиеся детские дома переполнены; изыскиваются новые формы воспитания сирот фактических и социальных (при живых родителях, лишенных прав или возможности растить своих детей). Открываются приюты, организуется “шефство” взрослых над детьми, когда сирот берут в семьи на каникулы, на выходные дни. Создается институт патронажных семей: люди берут детей в свою семью, оформляются воспитателями детского дома и получают деньги на содержание ребенка и за свой труд родителей-воспитателей. Педагоги детского дома помогают родителям-воспитателям, делят с ними ответственность за жизнь, здоровье, воспитание сирот. Поиск новых форм организации воспитания детей-сирот идет в направлении отказа от казённых учреждений, приближения общественного воспитания к условиям семейного. В тяжёлые годы после второй мировой войны в Европе осталось много детей-сирот. В 1949 г. австриец Герман Гмайнер открыл первую “детскую деревню” - детский дом семейного типа. В настоящее время по модели детского дома Г. Гмайнера в 130 странах созданы учреждения для сирот. Стратегия воспитания представляется следующим образом: сначала излечить душу и тело ребенка, потом развить и выучить его, а после - помочь утвердиться в обществе в соответствии с его возможностями и силами. “Мать деревни” (официальное название новой профессии) вместе с работой выбирает и судьбу. Она живет с детьми, воспитывает их и самостоятельно ведет хозяйство. У нее 6-8 ребят, это названые и родные братья и сестры. В деревне таких домов обычно 10-12. Директор деревни не столько контролирует, сколько помогает и распределяет финансы. А в остальном всё, как в семье. Дети ходят в обычную школу, лечатся в обычной поликлинике. В 1996 г. приняла своих воспитанников первая российская детская деревня в подмосковном Томилино. В Лаврове под Орлом, где работает школа по подготовке “матерей”, открывается вторая. Третья появится под Петербургом в г. Пушкине. Согласно Закону РФ “Об образовании” новой является трактовка традиционно существовавших профессионально-технического и среднего специального образования. Теперь оба этих звена рассматриваются соответственно как начальное и среднее профессиональное образование. Начальное профессиональное образование имеет своей целью подготовку, как правило, на базе общего образования (основной школы), квалифицированных работников по всем основным направлениям общественно полезной деятельности. Оно может быть получено в профессионально-технических Училищах и иных типах учебных заведений данного уровня. Среднее профессиональное образование ориентировано на подготовку на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования специалистов среднего звена для всех отраслей народного хозяйства. Среднее профессиональное образование может быть получено в среднем специальном учебном заведении (училище, колледже) или в высшем учебном заведении на первой ступени высшего профессионального образования. Высшая школа в России - наиболее динамично развивающееся звено системы непрерывного образования. Она представлена следующими видами учебных заведений: университетами (они являются центрами фундаментальных научных исследований и осуществляют подготовку специалистов по разным профилям), академиями, институтами, консерваториями, высшими профессиональными школами. Реформирование высшей школы основано на введении многоступенчатой подготовки специалистов, которая реализуется по содержанию и срокам обучения преемственными общеобразовательными программами. По завершении обучения на каждой из ступеней выпускник получает диплом, который дает право заниматься профессиональной деятельностью или перейти к следующему этапу образования. Такая перестройка высшего образования дает возможность удовлетворить потребности страны в специалистах разного уровня квалификации. Реформы в отечественном высшем образовании начались в 1992 г. с принятием федерального Закона "Об образовании". Он узаконил новые для нас понятия: бакалавриат, магистратура, многоуровневая система. Но, не ломая сложившуюся систему, сохранил и включил в новую и старую, одноступенчатую систему подготовки специалистов, предоставляя вузам самим определяться - по какой программе готовить выпускников. Это, дав и вузам и студентам новые возможности внесло и некоторую сложность, связанную с необходимостью выбора. (Раньше было проще - выбирали из одного). Уровни (или, как еще говорят, ступени) высшего образования определены у нас ст. : принятого в 1996 г. федерального Закона "О высшем профессиональном и послевузовском образовании". В соответствии с ним высшее образование включает три ступени: - первая ступень: неполное высшее со сроком обучения 2 года; - вторая ступень: базовое высшее (бакалавриат) со сроком обучения 4 года; - третья ступень - с ней дело обстоит сложнее: к ней отнесена и прежняя модель - "дипломированный специалист" со сроком подготовки 5 лет и новая - "магистр" со сроком подготовки 6 лет; А теперь подробнее о бакалавре - кто он. В действующей системе образования это выпускник вуза, получивший базовое высшее образование (или, в терминологии ГОС, образование по некоторому выбранному направлению). Звучит замысловато, но означает очень простую вещь - он получил фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации - ведь учился-то всего 4 года. А чем тогда заниматься выпускнику? Ответ дает п. 7 ст. 6 вышеупомянутого Закона - занимать всё те должности, для которых их квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования. А как же специализация? Давайте посмотрим, откуда она берется. Во-первых, специализироваться можно работая на практике под руководством опытного в конкретной узкой области специалиста. А что делать, если попали Вы после вуза в такое место, где их просто нет? (А именно так зачастую обстоит во многих регионах со специалистами в области права, коммерции, менеджмента и другим специальностям, "голод" по которым еще долго не будет утолен). В худшем случае, продолжать "грызть гранит" наук самостоятельно - если вуз дал Вам действительно фундаментальную базовую подготовку - должны справиться. Но, конечно лучше это делать в рамках системы образования - на то она и многоуровневая. Во-вторых - продолжить обучение по одной из программ третьего уровня. Тут у Вас есть выбор - если решили получить квалификацию "дипломированный специалист", то учиться надо еще 1 год (при условии совпадения программ фактически обучение "за партой" длится 1 семестр, далее идет самостоятельная работа - дипломирование). Но лучший путь для бакалавра к вершинам квалификации - магистратура. Обучение в ней длится 2 года и завершается защитой выпускной работы - магистерской диссертации и, соответственно, присвоением степени магистра. Что же дает это многообразие возможностей, на чем остановиться? Это вопрос о выборе личной образовательной траектории. А здесь только отметим достоинства выбора бакалавриата в качестве уровня профессиональной подготовки: 1. Этот вид квалификации (в отличие от "дипломированного специалиста" принят по международной классификации и понятен работодателям во всём мире); 2. Фундаментальность подготовки, изначальная "несуженность" ее позволяет, при необходимости, легко сменить профессию. Дело в том, что в соответствии с ГОС, программы подготовки бакалавров по разным направлениям устроены так, что позволяют всего за год перейти к одной из целого "веера" совместимых профессий. (для сравнения: выпускнику, обучавшемуся по жесткой 5-летней программе "специалиста" придется получать новую профессию по программе второго высшего образования за 2 - 2, 5 года; 3. Всего через 4 года после поступления можно приступить к профессиональной деятельности, т. е. обрести экономическую независимость. И еще: в случае смены профессии выпускник, имеющий диплом с квалификацией "специалист" получает именно второе высшее, а оно, по закону, всегда только платное. Бакалавр же, поступая в магистратуру иного профиля продолжает образование по программе третьего уровня - т. е. бесплатно (разумеется, если пройдет по конкурсу на бюджетные места). И, наконец, о трудоустройстве за рубежом. На большое число рабочих мест зарубежный работодатель приглашает просто бакалавров, не оговаривая даже направления подготовки. Парадокс? - Нет, просто для так называемой офисной работы ему нужен просто образованный человек, умеющий работать с информацией, с людьми, способный подготавливать всевозможные документы и просто-напросто неглупый. Всем этим требованиям и удовлетворяет человек со степенью бакалавра. Однако подготовить высококвалифицированных специалистов “на все времена” не представляется возможным, поэтому существует сеть послевузовского образования: институты и курсы повышения квалификации, аспирантура, ординатура, адъюнктура (повышение научной квалификации). Важным стимулом повышения уровня последипломного образования является аттестация, которая проводится на основе экспертной оценки труда специалиста с целью присвоения ему более высокой категории или разряда по единой тарифной сетке. В последние годы возникла потребность в переподготовке кадров, т. е. создании условий для получения новой или смежной специальности. Всем образовательным учреждениям предоставляется право оказывать дополнительные образовательные услуги населению при наличии лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности. Дополнительные услуги могут быть платными, если они выходят за пределы обязательной образовательной работы с детьми, которая определяется учебным планом учреждения и программой, принятой для него в качестве основной. Так, на базе дошкольного учреждения дополнительно организуется обучение детей иностранным языкам, хореографии, ритмике, игре на музыкальных инструментах и т. д. Дополнительные образовательные услуги предоставляются не только воспитанникам данного учреждения, но и всем желающим.

    Частные и альтернативные образовательные учреждения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.