на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Способности и одаренность в младшем школьном возрасте - (курсовая)
p>Постоянные наблюдения за работой учителя, класса, сравнение стилей преподавания учителей в других классах позволило мне сделать следующие выводы. Вне зависимости от системы обучения (Занковская ли это система или Давыдова, Эльконина, традиционная ли) огромна роль в развитии детей самого учителя, особенно в младших классах. В этот период для ребенка еще не так важен социальный статус среди товарищей, как реакция на его деятельность взрослых: родителей и на втором, не менее важном месте, учителя. Хочу привести цитату Л. Н. Толстого: ”Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем. ” Таким образом, практически в руках учителя оказываются детские души. Ребенок безотчетно доверяет взрослым, он следит за их реакцией. Например, я столкнулась с такой ситуацией. Ученик один раз набрался смелости и высказал на уроке какую-то свою мысль, а учитель пришел в восторг от этого. Дальше этот ребенок уже старался как можно чаще выступать со словами: а мое мнение......, я не согласен с....... , я считаю так....... И все бы было прекрасно, если бы ребенок понимал разницу между тем, что он говорит и для чего. Постепенно для него уже перестал иметь значение смысл произносимого, его волновало только одобрение учителя, его похвала. Так, говоря о честности и дружбе на уроке чтения, мальчик рассуждал, не пропуская эти понятия через свою душу, как будто его попросили объяснить правило по русскому языку. И такие случаи не единичны. Так же важен стиль преподавания учителя. Считается, что существует два типа учителей: “развивающие” и “ обучающие”. “Развивающий” учитель акцент в своей работе прежде всего делает на развитие процессов психики (мышление, память, внимание, воображение и т. д. ). Меньшее значение имеет количество выполненных заданий, чем качество творческой работы. “Обучающие” учителя большее внимание уделяют показательной стороне обучения, высокие результаты учебной деятельности (техника чтения, контрольные срезы), меньше работы ведется на развитие творчества.

К сожалению, даже самые полные и эффективные методики лишь инструмент в руках учителя. Лишь умело используя их, можно добиться высоких результатов. Так стиль учительницы класса, в котором я проходила практику, “обучающий”. Дети показывают отличные результаты на контрольных работах ( в среднем только одна, две тройки на весь класс, большая половина пятерки), техника чтения превосходит все самые смелые ожидания (120-160 слов в минуту). Однако такие успехи стоили детям огромных усилий. В первом классе дети имели по несколько тетрадей: одна для работы в классе, другая для работы над ошибками, третья тетрадь “для показа”. По четыре, пять номеров домашнего задания каждый день, конечно, не могли не поднять общую успеваемость.

Но ребенку, который еще не достаточно умело держит ручку в руках, такая нагрузка часто не по силам. Кроме того, нужно учитывать специфику школы, где дети после уроков не идут домой, а занимаются дополнительно в различных секциях, музыкальной и художественной школах. Такая нагрузка тяжело сказалась на психике детей. Большая часть детей неуравновешенны, плаксивы. Например, ученик, решавший на уроке задачу, заплакал после того, как не смог ее решить, девочки часто плачут из-за двоек или порицания учителя.

Усугубляет обстановку и то, что у детей выработался комплекс превосходства, который часто поддерживается взрослыми: если ты будешь плохо учиться, то тебя выгонят из академического класса, переведут в обычный. Дети привыкают считать себя избранными, поэтому тяжело переживают неудачи. Нужно сказать, что это беда многих академических классов. Это говорит о реально существующей проблеме дифференцированного обучения.

Результаты моей работы показали, несмотря на развивающую систему обучения, творческая активность у детей отстает от образовательных результатов. Хотя в соседнем классе (так же развивающего обучения) картина несколько иная, поскольку стиль работы учителя “развивающий”. Мне кажется, что это еще одна проблема системы образования. Часто не от методики преподавания зависит качество воспитания и обучения, а прежде всего от собственных достоинств учителя. Как мне кажется, есть необходимость задуматься о системе отбора и подготовки учителей не только с профессиональной точки зрения, но и с этической, моральной.

    ЛИТЕРАТУРА.

Беркинблит М. Б. , ПетровскийА. В. Фантазия и реальность. М. Политиздат, 1968г. Бывают выдающиеся дети.... Н. Лейтес. Семья и школа, №3 1990г. стр. 33. Возрастная одаренность. Н. Лейтес. Семья и школа, №9 1990г. стр. 31. Воспоминания, размышления, беседы. Лейтес Н. С. Психологический журнал. т. 13, № 1, 1992г. , стр. 147-165.

Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя. М. Просвещение, 1991г

    Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М. Знание. ,1991г.

Дьяченко О. М. , Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения. Вопросы психологии. №2 1980г.

Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В двух томах. М. Прос. ,1986г. Клименко В. В. Психологические тесты таланта. Харьков. Фолио, 1996г Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. М. Изд. МГУ, 1979г. Легко ли быть одаренным? Н. Лейтес. Семья и школа, №6 1990г. стр. 34. Лейтес Н. С. Об умственной одаренности. М. Прос. ,1960г.

Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М. Педагогика, 1971г. Одаренные дети. Перевод с англ. , Под ред. Бурменской, Слуцкого. М. , 1991г. Проблема развития познавательных способностей. Л. , 1983г.

Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. Моляко В. А. Вопросы психологии. № 5, 1994г. , стр. 86-95.

Проблемы способностей в советской психологии. Межвузов. сб. науч. тр. Л: ЛГПИ, 1984г.

Судьба вундеркиндов. Н. Лейтес. Семья и школа, №12 1990г. стр. 27. Теплов М. Б. Избранные труды. В 2-х т. , (т. 1. ) М. Прос. ,1971г. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность. Сб. науч. тр. Свердловск. СИПИ, 1990г

    Шуркова Н. Е. Собрание пестрых дел. М. Новая школа, 1994г.
    Эфроимсон В. П. Загадка гениальности. М. Знание, 1991г.

Домашнее сочинение проведено 11 марта 1997 года во 2-б классе ЭШК №18.

    Тема: Сказка о весне.
    Тексты сочинений.
    Сказка про бычка.

Жил-был бычок - красный бочок. Он очень любил помогать людям. Он был красный с белыми пятнышками. У него на шее были колокольчики и золотые рожки. Однажды он был в лесу и гулял. Он увидел дракончика и испугался, но дракончик не причинил ему вреда. Они подружились. И всегда помогали всем в беде.

    Бабушкина Екатерина.
    _______________

Жил-был маленький лесовичок. Был он с ноготок, а борода в два раза больше. И рассказывает он вам свою историю. Шел он однажды по лесу и увидел цветок, да не простой, а волшебный. Первые четыре лепестка были красные и обозначали молодость, а другие были синими и обозначали старость. Шел он, шел, да и увидел стариков, так ему и захотелось узнать, о чем они говорят. Съел синий лепесток и стал старым, а узнал он о том, что только мальчик лесовичок в красном кафтанчике может взять в пещере драконов алый цветок. Тут он вспомнил, что у него есть красный лепесток. Съел красный лепесток и стал мальчиком. Он пошел домой и одел красный кафтан. Потом он побежал к пещере. Драконов в это время не было. Он залез на стол и взял цветок. В этом цветке лежкала кувшинка с прекрасной молодостью. Он выпил житкость. Сейчас он живет молодым, красивым и здоровым. Вот такая история лесовичка.

    Буйлина Елена.
    _______________
    Про бабочку Майю.

Жила-была бабочка. Звали ее Майя. Жила она в саду в хрустальном замке. У нее был сын Джек и дочка Уля. Однажды летала бабочка в саду. А в саду в это время играл с сачком мальчик Витя. Вот он поймал бабочку и посадил ее в баночку. Бабочка начала просить, чтобы он отпустил ее. И она рассказывала о своей жизни, что унее есть сын и дочка, что она должна опылять цветы, а иначе они погибнут. Хотя Витя был жестоким человеком, он даже заплакал над бабочкой и отпустил ее.

    _______________
    Необыкновенная история.

Жил-был один мальчик. Звали его Вася. Однажды он встал рано утром, ему нечего было делать, и он решил идти на рыбалку. Он взял наживку, удочку, кусок хлеба и пошел на речку.

Вася добрался до реки еще до восхода солнца. Он нацепил наживку и забросил удочку. К нему пришел какой-то дедушка и стал ловить рыбу. Дедушка сказал Васе, что с ним был такой случай, и он стал рассказывать такую историю. Как-то раз он пришел на рыбалку и стал ловить рыбу. Когда заклевало, он вытащил большую рыбу. Она весила 4 кг. Когда он пришел домой, то захотел сварить, но она не помещалась в кастрюлю, и тогда он порезал еена куски и варил. Вот такая история, а в тот день они ушли домой не с чем.

    Протасов Саша.
    _______________

Жил-был король. Как-то раз он захотел объехать все свои владения. Зовет свою жену. И говорит: “Ты приглядывай за всем хозяйством”. И поехал осматривать свои владения. Однажды король захотел попить, а у них все запасы воды кончились. Позвал он к себе слугу, попроси, чтобы ему дали попить. Приходит слуга к королю и говорит: “Все запасы пресной воды выпили”. Рассердился король. ”Я сам поеду за водой”. Одъехал почти что все, а колодца не нашел. Едет, едет с надеждой увидеть колодец. Заехал в глубокую чащу леса и видит колодец стоит. Напился он этой водой. И довольный вскочил на коня. Поехал он за слугами и стал продолжать смотреть свои владения. Король не знал, что эта вода была живая и дающая силу. Утамкулов Ренат.

    _______________
    Маленькая синичка.

Жила-была маленькая синичка. И скорей хотелось ей увидеть весну. Первую весну в своей жизни. Спрашивает она свою маму:

    - Мама, а скоро будет весна?
    - Скоро, - ответила ей мама.

- А скоро прилетят наши друзья птицы, которые на зиму улетают в теплые края? спросила любопытная синичка маму.

- Когда лучики солнца будут греть, тогда они и начнут прилетать. Замечталась синичка о теплой и солнечной весне. И не заметила, как до нее дотронулся лучик солнца. Синичка закричала: “Весна! Весна! Пришла весна! ” Шагиной Ольги.

    _______________
    Сказка про медвежонка пуха.

Жил-был однажды в дремучем лесу медвежонок Пух со своей мамой. Всю зиму они прспали в теплой и уютной берлоге, но вот наступила весна. От звонкой и веселой капели медвежонок проснулся. Ему захотелось вскочить и побежать на улицу. Но мама погладила его по спинке и велела спать дальше. Прошел еще месяц, в лесу потекли ручейки, в берлоге стало сыро. Медведица и Пух проснулись вместе и вышли из берлоги. А в лесу так хорошо! Поют птицы, светит солнце! Вафина Динара.

    _______________

Жил-был динозаврик трицератопс. Он был травоядный динозаврик. Как-то раз он ушел в хищный лес. Его называли так, потому что там жили хищные динозавры. Когда он шел, на него напал хищный динозавр, его звали церитозавр. Трицератопсу помогли прицератопсы - это большие динозавры.

Однажды он упал в пропасть , иему помог его новый друг хасмозавр. Гарбулин Дмитрий.

    _______________
    Сказка про Ивана.

Жил-был царь. Было у него три сына. Первого сына звали Вслав, второго сына звали Василий, А третьего сына звали Иваном. Пошли один раз братья на охоту. Первый сын убил зайца, Второй лису убил, а третий медведя убил. Подходят братья к отцу своему, и говорит царь: “Вы братья учитесь стрелять, а Иван на праздник пойдет. ”

    Дрягин Андрей.
    _______________
    Друзья Март, Апрель и Май.

Жили три друга, которые очень любилю друг друга. Жили они в общем трехэтажном доме: Март на первом этаже, Апрель на втором, а Март на третьем жтаже. Всем это очень нравилось, потому что их оберегала Весна - их общий дом. И вот однажды у Марта был день рождения, и все прекрасно провели время. Бондарев Саша.

    _______________
    Жили две лисицы на краю опушки и завели разговор.
    - Я хитрее тебя и ловчее.
    - Нет, я хитрее тебя.

Так и кончился первый день. Начался второй день и уже дрегой разговор. - Я тебя больше и мне можно все делать, а тебе нельзя.

    - Нет, можно мне.

- Вот видишь, сама сказала только что “можна”, а надо писать “можно”, значит ты еще маленькая.

    Козловой Полины.
    _______________
    Ласточка.

Жила-была ласточка. Всю зиму она провела в теплых краях. Пришла весна. Она вернулась на Родину. Нашла прежнее гнездо, поправила его, отложила яички и начала высиживать птенцов. Ласточка улетела искать червяков. В это время кот забрался на крышу и начал подкрадываться к гнезду. Ласточка вернулась и видит, что кот хочет съесть птенчиков. Она набросилась на него, начала бить его крыльями, клевать клювом. И кот свалился на землю. С тех пор ласточка вместе с птенцами жила счастливо.

    Емельянов Роман.
    _______________
    Сказка.

Жил-был как-то раз однажды месяц Май. Май был такой: теплым, зеленым, певчим, как настоящее лето. Солнышко всегда было ярким. Не было никаких уже морозов, никакого снега. А небо было такое голубое, такое красивое, как картина. А ночью так было красиво, красиво! Звезды были ярко-белые. И вообще сказать, было и днем и ночью очень красиво.

    Липатникова Валентина.
    _______________
    Сказка про маленький Зубик, страшный Кариес и про
    храбрый Бленд-а-мед.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.