на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Труд и развитие личности школьника - (реферат)
p>Невозможно не отметить, что во многих работах дети с такой проникновенностью и эмоциональностью описывают эпизоды жизненных перипетий, что прямо ком подступает к горлу и слезы накатываются на глаза при чтении многих строк. “Бабушка Мария была директором школы. Немцы разрешили ей учить в деревне советских детей, но она сразу наладила связь с партизанами. Она помогала спасать еврейские семьи, потому что в это время проводились массовые расстрелы евреев, которые жили рядом. Вскоре староста и полицай предали Марию и ее расстреляли. Немцы заставили ее выкопать себе могилу, в состоянии шока она пыталась бежать, но немцы застрелили ее, за волосы затащили в могилу, а потом засыпали”.

“Однажды к бабушке в госпиталь поступил солдат с ранением в ключицу. Он перенес операцию, и через месяц его выписали. Но, увы, война не кончилась. Бедный солдат вновь поступил с тяжелым пулевым ранением в голову, пуля была извлечена, но через два дня солдат скончался. Не вернулся он с войны, не вернулся! ”. “Мой дедушка был на войне, там он ослеп. И когда он вернулся домой, ему было трудно воспитывать детей”.

“Дедушка защищал Родину, а бабушка с сестрой голодали. Зимой они ели снег, а летом траву”.

Во всех анкетах-сочинениях хорошо видится уважительное отношение и проявляется чувство гордости за своих предков, которые пережили столь нелегкое время, вынесли много тяжких испытаний и смогли достойно и честно воспитать юное поколение.

“Я очень рада, что мои бабушка и дедушка живы и приносят пользу людям”. “Я очень люблю и горжусь своей бабушкой, ведь она была младше меня, когда пошла работать, а проучилась всего три года”.

“Я очень горжусь своим прадедом и очень люблю слушать бабушку, когда она рассказывает о деде Павле”.

“Я люблю своего дедушку, он часто рассказывает мне про свои военные годы”. “Мой прадедушка - участник войны с фашистами. Он погиб на войне, и меня назвали в память о нем Димой”.

Радует тот факт, что в ряде случаев память о дедах и прадедах сохраняется не только в устных рассказах, но и является документально засвидетельствованной. “Мой дедушка Степан был хорошим снайпером. Про него была заметка в газете”. “В Усть –Ишиме на доске без вести пропавших, возле Вечного огня есть имя моего дедушки”. “В семидесятые годы был снят документальный фильм о первых строителях Омского нефтезавода. В этом фильме рассказывалось и о моем дедушке Фирстове Иване Григорьевиче”.

В ходе проведения исследования, как сообщалось ранее, было получено 75 анкет-сочинений. 33 работы были выполнены мальчиками и 42-девочками. Анализируя эти сочинения, можно отметить, как неоднозначно учащиеся выбрали героев своих сочинений. Почти одинаковое количество работ посвящено бабушкам или прабабушкам: мальчики–18%, девочки 17%, но по другим категориям результаты очень отличны друг от друга. О своих дедах и прадедах пишут 45% мальчиков и только 14% девочек, а написать о бабушках и дедушках одновременно постарались 69% девочек и 36% мальчиков, видимо, здесь немалую роль сыграл тот фактор, что девочки стремились охватить и представить в своей работе всю семейную картину в целом, а мальчики, видимо, больше увлеклись героической и романтической стороной из жизни представителей мужской линии своих предков.

Мы попытались отразить квалиметрические характеристики работ учащихся, пользуясь методикой Ю. Б. Татаринова, через систему показателей, определяющих качества их основных компонентов, к числу которых отнесли : 1) охват работой различных исторических событий; 2) подробность изложения содержания; 3) насыщенность исследуемого объекта эмоциями; 4) упоминаемая в работе степень родства; 5) уровень семейной памяти.

По трех –пятипозиционной шкале мы определили степень проявления интенсивности признака соответствующих компонентов.

    1. Охват исторических событий:

-Великая Отечественная война: мальчики: (м)-79%, девочки (д)-78%, -период первой мировой и гражданской войны: м-9%, д-14%

    -коллективизация: м-0% , д-5%,
    -строительство Омского нефтезавода: м-3%, д-7%,
    -освоение целинных земель: м-3% д-5%,
    2. Подробность излагаемого материала:
    -очень подробно: м-6%, д-4%,
    -подробно: м-9%, д-33%,
    -не подробно, но и не кратко: м-45%, д-30%,
    -кратко: м-12% , д-14%,
    -очень кратко: м-27%, д-7%.
    3. Эмоциональность описания:
    -высокая: м-18%, д-31%,
    -средняя: м-52%, д-52%,
    -низкая: м-30%, д-17%.
    4. Упоминаемая в работе степень родства:
    -бабушки и дедушки: м-76%, д-64%,
    -прабабушки и прадедушки: м-24%, д-36%,
    -прапрародители: м-3%, д-2%.
    5. Уровень семейной памяти:
    -высокий: м-18%, д-28%,
    -средний: м-61%, д-52%,
    -низкий м-21%, д-19%.

Какие же выводы можно сделать из полученных данных? Анализируя охват исторических событий, важно отметить, что наиболее часто в работах учащихся встречается упоминание о Великой Отечественной войне (79 % и 78 % у мальчиков и девочек соответственно ), которое можно считать вполне закономерным явлением, так как это было самое крупномасштабное и трагическое событие ХХ столетия, тяжело навалившееся на каждую семью нашей страны. Трудно найти у нас хотя бы одну семью, которую не задела, не опалила бы своим огненным крылом эта война. Гибель родственников, ужасы окупации, потеря близких и их долгий поиск, не всегда венчавшийся успехом, труд малолетних детей, голод, лишения–какая из семей смогла избежать этого? А какая смогла бы об этом совершенно забыть?

Гораздо реже, что хорошо видно из приведенных данных, описываются более отдаленные во времени исторические события : первая мировая война, революция 1917 года, гражданская война, коллективизация; причем работы девочек уделяют этому периоду больше внимания. Размышляя над этим фактом, можно предположить, что в общественном сознании старшего поколения утеряли свою былую значимость эти страницы Российской истории, к тому же не последнюю роль в этом процессе сыграла глобальная переоценка былых ценностей, прошедшая в последнее десятилетие, а так же естественная утрата прочной связи между представителями разных поколений в пору революции, репрессий, переселений целых народов, когда разрыв семьи и потеря семейных реликвий, фотографий, документов и просто воспоминаний было обычным явлением.

Радует, безусловно, тот факт, что не забывается в семьях и то, что имеет непосредственное отношение к истории нашей “ малой родины”. Освоение целинных земель, строительство Омского нефтезавода– по-прежнему живо вспоминаются многими омичами. Комментируя процентное упоминание исторических событий в работах школьников, надо отметить, что многие авторы стремились затронуть не одну, а несколько значимых дат в жизни нашей страны, хотя встречались и такие сочинения, где жизнь старшего поколения описывалась только с бытовой точки зрения, в полном отрыве от каких -либо явлений общественной жизни.

“Историческая память как память об истории изначально, сущностно вторгается в эмоционально-чувственную сферу человека”, - считают исследователи (5, 7). Следовательно, ни одна семья не может, подобно пушкинскому Пимену, “добру и злу внимая равнодушно, не ведая ни жалости, ни гнева”, вспомнить и рассказать о каком-либо значительном событии. В данной ситуации всегда будет присутствовать элемент личностного восприятия, когда любой излагаемый факт уже прошел через горнило собственного переживания и когда выработалась определенная установка на столкновение с эхом прошлого. В процессе формирования определенных убеждений человека (отношение к труду, патриотизм, гуманизм ) важное практическое значение имеют эмоции, так как без них невозможен процесс формирования чувств, суть которого состоит в возбуждении, обобщении и систематизации разнообразных эмоций. Яркие, эмоционально насыщенные рассказы взрослых производят огромное впечатление на детей и вызовут нужные для формирования чувств эмоции (6).

Наши данные показывают, что у девочек (в отличие от мальчиков ) более развито умение не просто внутренне переработать полученный от старших рассказ, а, излагая услышанное в своем сочинении, донести до читателя содержание в более эмоциональной форме.

И. Забелин писал, что в семье по естественным причинам человеческого долголетия остается по большей части три колена : отцы, дети и внуки. В наше время при сильном развитии государственного и общественного быта в действительности существует только семья и общество. Дальнейшее обозначение родовых колен определяется прибавкою выражения “пра” - и для восходящих, и для нисходящих линий, и родичи совсем теряются, уходя далеко от семьи в общество (12). В работах детей мы видим прекрасное подтверждение этому факту, т. к. подавляющее большинство учащихся отождествляет со своими предками только бабушек и дедушек, меньшее количество упоминает о прадедах и прабабушках и уже редко кто знает, как их зовут.

Институт социологии парламентаризма приводит данные опроса, из которых следует, что 21% людей помнит имена всех прабабушек и прадедушек, 34%-некоторых, а 44% ничьих не помнят. При этом 58% хотят, чтоб правнуки их помнили. Вот он - наш человеческий эгоизм (9).

В минимальном числе (3%) работ мы встречаемся с прапрародителями и видим, что семья знает их полные имена и даже даты рождения, например: “ Мой прапрадедушка Петр Ефремович Коробейников родился в деревне Кирсановке (ныне Большереченский район Омской области ) в 1895 году, в которую семья приехала из Тамбовской губернии Кирсановской волости деревни Кобяки”. И это можно считать исключением, подтверждающим общую тенденцию сужения семьи к установившимся ныне границам дед-внук.

Память как психическое свойство существует через запоминание, сохранение, воспроизведение личностью ее опыта (7). “Историческая память, т. е. способность к воспроизведению прошлого, - это одно из фундаментальных свойств и человека, и человеческого общества”, - считает В. К. Егоров (5). Мы предприняли попытку оценить глубину исторической памяти на семейном уровне, при этом принимали во внимание несколько граней данного аспекта: наличие датированности событий, знание степени родства, имен и фамилий родственников, мест их проживания, увлечений. Безусловно, за сочинениями школьников стоит работа памяти и души родителей, а так же старшего поколения каждой семьи.

Мы полагаем: проведенная с детьми работа помогла им осознать, что встретиться с музой Клио можно не только на страницах учебника, но и в привычной домашней обстановке, и ощутить тем самым свою причастность к Истории. Утверждают, что вещи хорошо характеризуют личность. Подобным же образом мы решили исследовать наличие свидетельств материальной и духовной культуры прошлого в семьях. Ощущает ли современная семья потребность в хранении памятной, но почти не находящей практического применения в быту вещи или же вслед за сиюминутными веяниями моды стремится украсить свое жилье престижными приобретениями.

В основной массе семей, как выяснилось, сохраняются единичные вещи, срок службы которых в среднем исчисляется пятью десятками лет. Иногда встречаются предметы, имеющие более длительную судьбу, относящиеся к началу ХХ или концу ХIХ века. Изучая полученные данные, мы обнаружили, что чаще всего сохраняются определенные группы вещей, важность которых мы проиллюстрируем самыми интересными примерами из работ учащихся.

    Шкатулка для хранения документов, украшений-15% работ.

“Прабабушка хранила в шкатулке самое дорогое и памятное. Это напоминало ей о прошлом , о людях , которые много значили в ее жизни , о близких родственниках , о доброте , любви и радости . Когда прабабушка открывала шкатулку , она плакала, вспоминая этих людей . Сейчас шкатулкой пользуется вся наша семья”. “Этой шкатулкой пользовались многие мои родственники. Я, наверное, и не перечислю всех, но все-таки попробую. Моя прабабушка, бабушка, мама, ее сестры, наконец шкатулка дошла до меня. Я думаю что она пойдет дальше путешествовать по моим потомкам и тогда уже станет реликвией в нашей огромнейшей, считая предков и потомков, семье”.

В последней работе особо примечательно, что автор осознает себя и свою семью не только в замкнутом круге “я и люди существующие рядом”, но и проецирует само понятие “семья” на будущее, на еще не существующих реально людей. 2. Часы, полученные в качестве награды, подаренные на свадьбу или юбилей-12% работ.

“Часы прадедушке подарила жена на день рождения, а через неделю он ушел на фронт. Ему было тогда всего 30 лет. В 1943 году прадедушка погиб, и часы переслали прабабушке. Потом она передала их мне. Эта единственная вещь, которая осталась от моего прадедушки. Мы очень дорожим этими часами и храним их в память о нем”.

“Часы принадлежали моему прадедушке. В 1949 году, когда он работал секретарем в райкоме, его наградили за хорошую работу часами. Когда бабушка закончила 10 классов, часы подарили ей”.

Некоторые ученики рассказывают, что родители хранят старые карманные часы дедушек даже несмотря на то, что они потеряли внешнюю красоту и привлекательность, а механизм уже давно не работает.

3. Мебель, в основном сделанная своими руками : письменный стол, книжный шкаф, сундук и др. -12% работ.

“Самая старая вещь в нашем доме –сундук. Он был изготовлен еще в то время, когда правил царь, а нам достался от прабабушки. Сундук сделан из хорошего дерева, обит жестью с орнаментом и закрывается на ключ”.

“ Давно, когда мой дедушка был молодым и учился в техникуме, ему потребовался письменный стол для занятий, и он по своим чертежам сделал для себя стол … Когда я вырос и пошел в школу, подошел и мой черед пользоваться этим удобным столом. Глядя на этот стол, все восхищаются дедушкой и его “золотыми руками”. В. А. Блюмкин, определяя роль труда в жизни людского сообщества, сделал вывод о его важнейшем месте в системе ценностей. Причем, автор подчеркивает, что нравственной ценностью обладает не только сам труд, но и его продукты, все хранящее мастерство человеческих рук, души, волнения и надежды своих творцов (2). Из последней работы мы видим, как в доме сохраняется и сам объект приложения трудовых усилий, и аура положительного воспоминания, восхищения, что, несомненно, не может быть забыто в будущем, когда человек (автор) станет взрослым.

    4. Старинные книги- 10% работ

“У нас дома есть Библия на немецком языке. Книга небольшого размера, она хранится в футляре. За много лет футляр потрепался, но сама Библия в отличном состоянии. Обрез книги покрыт позолотой . Дата выпуска этой книги 1816 год! ” “От прабабушки нам досталась необычная книга. Она издана в 1896 году, называется “Полное собрание сочинений А. Ф. Писем- ского”. Книга отпечатана старинным шрифтом. Один из томов называется “Масоны”. Я пыталась прочитать, но, к сожалению, мне это не удалось. Мы очень дорожим этой книгой, ведь ей исполнился уже 101 год”.

“От того, что книга старая, листы пожелтели. Переплет темно- зеленого цвета, а на обложке написано красными буквами: “Сочинения И. И. Лажечникова”. Книга была издана в 1900 году товариществом Вольф. Мама хранит ее не только как историческую вещь, но и как память о своих родных”.

    5. Украшения и посуда- 8% работ.

“Моя бабушка родилась в Китае в русской деревне. Там ей подарили складной веер из тонких деревянных пластинок. В центре нарисованы китаянки. Одна из них танцует, другая наливает чай, третья сидит под ярким зонтиком. Вокруг нарисованы яркие цветы и фантастические птицы. Мы часто вспоминаем о веере и любуемся им”.

“Когда бабушка была маленькая, ее мама выменяла на продукты кувшин. В то время посуды было мало, и она очень ценилась. С кувшином бережно обращались, и он сохранился до наших дней”.

Приведенные выдержки подтверждают общеизвестную истину о том, что специфическим средством познания мира человеком является художественная культура, которая окружает нас повсеместно, в том числе и в быту, но мы не всегда отдаем себе отчет в том, как это важно для каждого из нас (8).

Известно, что вещи хорошо характеризуют личность, поэтому любопытно посмотреть, как школьники оценивают значение семейных реликвий.

“Фотоальбом нам очень дорог, он сохраняет историю нашей семьи. Недавно папа отреставрировал его, и он стал почти как новый. Я решил продолжить альбом, а когда-нибудь покажу его своим детям и внукам”.

“Прабабушка подарила мне старинную икону Святой Великомученицы Екатерины. Когда на душе не очень хорошо, я смотрю на нее, и становится легче, а мир кажется светлее и радостнее”.

“В 1942 году прадедушка погиб на войне. Мы бережно храним его медаль “За Отвагу”.

Анализируя работы школьников, можно сделать следующие выводы:

1. Основное количество семей ценит и бережет память о своих пращурах.

2. В процессе выполнения работы школьники приобрели навыки сбора информации об истории семьи из уст старших поколений, используя документы и семейные реликвии.

На основе подобных творческих заданий можно успешно вести патриотическое воспитание подрастающего поколения, так как еще В. О. Ключевский утверждал: “Каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно действующим гражданином”(14).

4. Описанные нами нестандартные формы работы со школьниками развивают их творческий потенциал, приобщают к поисковой работе, способствуют становлению личности, а также вовлекают родителей в орбиту школьной жизни и учебных заданий, активизируя их роль в воспитании детей.

    Библиография

1. Баринов В. А. Деформация русского национального самосознания в результате октябрьского переворота 1917 года //Духовность русской культуры : Мат. Всерос. науч. - практ. конф. – Омск, 1994. -С. 251.

2. Блюмкин В. А. Мир моральных ценностей. - М. : Знание, 1981, - С. 19-23. Гончаров С. З. Философия совершенства И. А. Ильина в духовном самоопределении России // Духовность русской культуры : Матер. Всерос. Науч. - практ. Конф. Омск , 1994. - С. 33.

Гранин Д. Чужой дневник. Повести и рассказы, М. : Современник . - 1988. - С. 291. Егоров В. К. История в нашей жизни. - М. : Наука, 1990. - 192 с. Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3, перераб. и доп. М. ; Просвещение , 1969. - С. 150.

Курс общей возрастн. и педагог. псих. Вып. 2 /Под ред. М. В. Гомезо. - М. : Просвещение , 1982. - С. 31.

Мир профессий : Человек - художественный образ / Сост. А. Смирнов. –М. : Мол. гвардия , 1987. - С. 9. Нугзар Бетанели. Пол-России уверенно, что хороших людей больше, чем плохих // Комс. правда . - 1997. - 29 июля.

10. Пугачева Н. М. Сибирское краеведение в 1920-1930 гг. // Изд. Ом. гос. ист. краев. Музея. – Омск, 1993. -№2. - С. 9-16.

11. Седельников А. Н. Учебник родиноведения для школ западно-сибирского учебного округа. - Омск, 1916. - С. 4

12. Семья: Книга для чтения. Кн. 1. / Сост. И. С. Андреева, А.  В.  Гулыга. - М. : Политиздат, 1991. - С. 273.

Соколов В. М. Социология нравственного развития личности. - М. : 1986. - С. 163-167.

Энциклопедич. словарь юного историка // Сост. Н.  С.  Елманова, Е. М. Савичева. М. : Педагогика–Пресс, 1993. - С. 7.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.