Разумеется,
значение отдельных стран, субрегионов и регионов в индийском внешнеторговом
обороте далеко не одинаково. Так латиноамериканские страны занимают весьма
скромное место, как в экспорте, так и в импорте страны. Размеры торговли Индии
с развивающимися африканскими странами были также относительно невелики вплоть
до конца 60-х годов. В последующие годы в торговле Индии с африканскими
государствами наметилась положительная тенденция и в период с 1966 по 1976 годы
ее товарооборот с ними удвоился.
Заинтересованность
Индии в получении нефти лежит в основе ее действий по развитию отношений с
нефтедобывающей страной Африки – Алжиром. В 1976 г. между Индией и Алжиром
был заключен договор по которому в обмен на алжирскую нефть и сжиженный газ
Индия поставляет джут, кофе, табак, специи и др. товары.
Тут
следует отметить, что потребность в нефти заставляет Ин дню завязывать тесные
отношения со странами-экспортерами нефти, и в первую очередь с Саудовской
Аравией, на долю которой приходится 6,7% индийского импорта (1989 г.)
Значение развивающихся и новых индустриальных стран Южной и Юго-Восточной Азии
во внешнеэкономических связях Индии определяется их географической близостью к
Индии, а также историей региона.
По
роли в индийских внешнеэкономических связях эти страны делятся на две
группы. К первой относятся: Бирма, Бутан, Бангладеш, Непал, Пакистан,
Шри-Ланка, которые выступают в основном как рынок сбыта индийской продукции.
Малайзия, Таиланд, Сингапур, Индонезия, Гонконг и Филиппины составляют вторую
группу поставщиков технической и другой продукции на рынок Ин дни.
Советско-индийские
торгово-экономические отношения Государства СНГ и в особенности Россия были
остаются одним из главных торговых партнеров Индии. На долю СССР в 1989 году
приходилось 12,9% индийского экспорта и 4,5% импорта. СНГ занимает второе место
во внешнеторговом обороте Индии. Весьма примечателен тот факт, что в период с
1976 по 1986 годы объем советско-индийской торговли увеличился в 4,5 раза. Этот
показатель темпов прироста внешней торговли превышал аналогичные показатели как
СССР так и Индии. Но в настоящее время в связи с экономическим кризисом в
странах СНГ стал третьим по величине внешнеторговым партнером Индии уступив
второе место Японии.
Страны
СНГ оказывают Индии огромную экономическую помощь.
Ценность
этой поддержки для национальной индийской экономики заключается в том, что они
помогают развивать основополагающие отрасли экономики: энергетику, сложное
машиностроение, химическую промышленность, переработку нефти. За годы
сотрудничества в Индии построено около 75 промышленных объектов и около 50
строятся в настоящее время. На долю этих предприятий в 1989 г. приходилось
44% всей выпускаемой в стране стали, 38% алюминия, 21% добычи и 45% переработки
нефти, 77% металлургического, 47% энергетического и 43% горно-шахтного
оборудования. Помощь из СНГ помогает Индии ликвидировать экономическую
зависимость от стран Запада. Несмотря на трудности перестройки
российско-индийские отношения продолжают развиваться, причем на долговременной
основе, что придает им известную стабильность. За последние годы руководители
двух государств совершили визиты, в ходе которых были достигнуты важные
договоренности о развитии экономического сотрудничества. Были подписаны соглашения,
определяющие перспективы торгово-экономических отношений двух государств на
период до 2000 года, договор о научно-техническом сотрудничестве, долгосрочная
программа в области производственной кооперации.
Сотрудничество
двух стран, в которых проживает более 1/5 части человечества является весомым
фактором международной эко комической жизни и перспективы его развития
благоприятны. СНГ и Индия демонстрируют развитие многосторонних связей между
государствами с пока еще различными социально-экономическими системами.
Крупнейший
торговый партнер Индии из числа этих стран Польша. Основные товары польского
экспорта в Индию – горношахтное оборудование, суда и судовое оборудование,
краски и др.
Польский
импорт из Индии состоит из традиционных сельхозтоваров (чай, кофе) и продукции
новых отраслей индийской промышленности (электронное оборудование, химическая
продукция, стальные трубы и т.д.) ЧСФР является крупнейшим партнером Индии в
сфере экономического сотрудничества среди восточноевропейских государств. С по
мощью ЧСФР в Индии построено около 6О промышленных предприятий, в том числе
завод тяжелого электрооборудования в Хайарабаде, завод литья и поковок в Рании,
станкостроительные предприятия.
1.5.1
Экономические отношения России с Индией
Российско-индийские
экономические отношения имеют давние традиции. Кульминацией рассвета
внешнеэкономических связей СССР с Индией стал Договор о мире, дружбе и
взаимовыгодном сотрудничестве, подписанный 9 августа 1971 года и
предусматривающий развитие всестороннего и взаимовыгодного сотрудничества во
всех областях экономики, науки, техники и культуры.
Распад
Советского Союза оказал резко отрицательное влияние на российско-индийские
экономические отношения. Если в 1990–1991 гг. доля СССР превышала 10%
внешнеторгового оборота Индии, то к концу 90-х гг. – едва достигала 2%. В 1997
году внешнеторговый оборот между Индией и Россией оценивался в 1,7 млрд.
долларов (немногим 1% внешнеторгового оборота России). Наиболее пагубно
сказался на российско-индийских экономических отношениях широкомасштабный
кризис российской экономики, который исключил возможность кредитной поддержки
российского экспорта машин и оборудования в Индию. В результате Россия утратила
свою долю на этом рынке.
Восстановление
экономических отношений между Россией и Индией происходит медленно. В 1993 году
в ходе визита Президента России в Индию был подписан Договор о дружбе и
сотрудничестве между Россией и Индией. В 1997 году в результате переговоров
правительственных делегаций был подписан пакет документов, который включает
соглашения об избежание двойного налогообложения, о сотрудничестве и
взаимопомощи в таможенных делах. Стороны приняли решение о строительстве с
участием российских специалистов двух атомных электростанций в Индии.
Продолжается военно-техническое сотрудничество, имеющее давние традиции и
благоприятные перспективы. К наиболее крупным по ставкам российского оружия и
военной техники во второй половине 90-х гг. относятся 10 подводных лодок типа
«Кило» и авианесущий крейсер.
Определенную
положительную роль в развитии российско-индийских экономических отношений
играет учрежденная в 1992 году Межправительственная российско-индийская
комиссия по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному
сотрудничеству, у этого сотрудничества имеются благоприятные возможности для
дальнейшего развития. Обе стороны располагают богатыми природными ресурсами,
научно-техническим потенциалом, растущими внутренними рынками, а главное,
экономики обеих стран взаимодополняемы.
К
препятствиям, стоящим на пути развития российско-индийских экономических
отношений, относятся конкуренция ТНК третьих стран, внедрившихся в экономику
Индии; нестыковка интересов российских и индийских частных компаний с
общегосударственными интересами; отсутствие согласованной всеобъемлющей долгосрочной
программы двустороннего сотрудничества и финансовых механизмов ее реализации, а
самое большое – экономическая слабость России.
1.5.2
Структура импорта и экспорта во внешней торговле
Индийская
кожевенная промышленность занимает выдающееся место в экономике Индии в смысле
значительных доходов от экспорта, занятости населения и тенденции роста
Экспорт
кожи и кожевенных изделий многократно увеличился за последние десятилетия. В
денежном выражении экспорт увеличился с 28 крор рупий в 1956–57 годах до 9000 крор
рупий в 2000–01 годах, т.е. почти в 320 раз за пять десятилетий (1 крор равен
10 миллионам).
Сегодня
промышленность занимает восьмое место в экспортной торговле страны.
Состав
экспорта кожи и кожевенных изделий из Индии претерпел значительные структурные
изменения за последние три десятилетия: от экспорта почти одних сырьевых
материалов в шестидесятых годах до экспорта готовой продукции в девяностых
годах. Готовая продукция составляет в настоящее время 81% от общего экспорта
данной промышленности по сравнению с всего лишь 7% в 1956–57 годах.
Доля
Индии во всемирном импорте кожи составляет 1,97%. Основные страны,
экспортирующие кожу, и их доля во всемирном экспорте: Италия – 23,39%; Корея – 9,60%;
США – 6,80%; Аргентина – 6,11%; Германия – 5,72%; Бразилия – 4,88%;
Великобритания – 2,94%; Китай – 2,88% и т.д.
В
мировом импорте кожи и изделий из кожи доля кожаной обуви составляет 38,65%.
Доля Индии в мировом импорте кожаной обуви составляет 1,43%.
Основными
странами, экспортирующими кожаную обувь, и их доля в мировом экспорте являются:
Италия – 18.62%; Китай -15%; Португалия – 5.63%; Испания – 5.60%; Бразилия – 4.28%;
Индонезия – 3,61%; Германия – 3.56%; Бельгия – Люксембург – 2.69%;
Великобритания – 2,56% и другие.
В
мировом импорте компонентов обуви доля Индии составляет 4,96%. Основными
странами, экспортирующими компоненты обуви и их доля в мировом экспорте
являются: Италия – 29,12%; Корея – 7,89%; Китай – 7,45%; США – 6,98%; Румыния –
5,63%; Тунис – 3,15% и другие.
В
мировом импорте кожаной одежды доля Индии составляет 11,17%. Основными странами
экспортирующими кожаную одежду и их доля в мировом экспорте являются: Китай – 39,22%;
Пакистан – 9,24%; Турция – 7,10%; Италия – 7,02%; Германия – 5,02%; Корея – 4,98%;
США – 2,54% и другие.
В
мировом импорте кожгалантерейных товаров доля Индии составляет 7.08%. Основными
странами, экспортирующими кожгалантерейную продукцию и их доля в мировом
экспорте являются: Италия – 21,65%; Китай – 16,52%; Франция – 11,51%; США – 5,22%;
Греция – 83%; Таиланд – 4,62%; Германия – 3,69% и другие.
В
мировом импорте кожаных перчаток доля Индии составляет 9.62%. Основными
странами экспортирующими кожаные перчатки и их доля в мировом экспорте
являются: Китай – 35,77%; Пакистан – 2,62%; Германия – 2,02%; Италия – 1,92%;
Венгрия – 1.57%; Мексика – 1,20% и другие.
В
мировом импорте шорно-седельных изделий доля Индии составляет 8,27%. Основными
странами экспортирующими шорно-седельные изделия и их доля в мировом экспорте
являются: Китай – 14,27%; Дания – 3,98%; Мексика – 3,68%; Италия – 3,68% и
другие
В
мировом импорте некожаной обуви доля Индии составляет 0.08%. Основными странами
экспортирующими некожаную обувь и их доля в мировом экспорте являются: Китай – 26,03%;
Италия – 6,73%; Бельгия-Люксембург – 4,35%; Индонезия – 3,49%; Испания – 2,61%;
Франция – 2,06%; Таиланд – 1,70% и другие.
Индия
ведет жестокую конкурентную борьбу на мировом рынке с Китаем, Вьетнамом,
Таиландом, Индонезией и другими странами, которые становятся ведущими
производителями кожаной продукции.
Восточно-европейские
страны, такие как Польша, Румыния, республики Чехия и Словакия снова заявили о
себе как ведущие производственные центры кожаной продукции, особенно в обувном
секторе. Эти страны также являются серьезными конкурентами экспорта Индии, так
как они имеют географическое преимущество
Правительство
Индии играет большую роль в обеспечении роста экспорта изделий из кожи,
учитывая присутствующие сильные стороны и перспективы.
Учитывая
накопленный за последнее время опыт и современные тенденции развития, была
проведена экспертная оценка перспектив развития на ближайшие пять лет. В
соответствии с этим, ожидается, что экспорт Индии достигнет уровня в 3,6
миллиарда долларов США к 2005–06 годам, предвидится его 5%-ная доля в мировой
торговле.
Главный
экспортный доход приносят чай и кофе. Индия поставляет на мировой рынок около 30%
всех специй, их экспорт составляет около 120000 тонн в год. По импорту чая – Индия
на первом месте в мире.
Ведущие
статьи импорта – нефть и нефтепродукты, машины и оборудование, транспортные
средства, черные и цветные металлы, электронные комплектующие, удобрения.
Крупнейшие торговые партнеры Индии: США, Япония, ФРГ, КНР, Великобритания,
Россия (товарооборот с последней оценивается приблизительно в 1,5 млрд. долл.
в 1999 г.).
В
2007 году, экспорт составил 140 млрд. долларов США, а импорт – около 224,9
млрд. Основной экспорт приходится на текстиль, ювелирные изделия, инженерные
продукты и программное обеспечение. Основной импорт – нефть, машинное
оборудование, удобрения и химикаты. Основными торговыми партнерами Индии
являются США, Европейский союз и Китай.
Рисунок
1 – «Структура экспорта и импорта»
2. Практическая
часть
2.1
Макроэкономические показатели Индии
Индия сегодня
является вторым крупнейшим в мире сотовым рынком после Китая.
По состоянию на конец мая 2008 года, в Индии насчитывалось 278 млн. сотовых
абонентов, в месяц прирост составил 8,6 млн. пользователей. За счет того, что 90%
из этого числа – это низкобюджетные абоненты, использующие самые дешевые
тарифные планы и сотовые аппараты, поскольку пользуются мобильниками только для
голосовых вызовов и не прибегают к услугам передачи данных и мультимедийным
сервисам.
По оценкам исследовательской компании Gartner, к 2012 году в Индии должно
насчитываться порядка 737 млн. сотовых абонентов, годовой прирост абонентской
базы составит 21% в год.
На сегодня Индия
обладает наиболее развитой телекоммуникационной сетью в Азии и, по мнению
экспертов, показатель телефонной плотности в Индии растет рекордными темпами.
В Индии
разработаны приспособленные к местным условиям технологии дистанционной связи,
соответствующие мировым стандартам – цифровые коммутационные системы (КС) для
использования в городских и сельских районах. Уже в 2000 г. КС для городов
диапазоном от 1,5 – 40 тыс. телефонных линий обслуживали до 800 тыс. телефонных
звонков в час. Небольшие автоматические КС, рассчитанные на 200 телефонных
линий, произвели революцию в системе телефонизации сельской местности и стали
важной статьей экспорта в страны Азии, Латинской Америки.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|