на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Экономический и природно-ресурсный потенциал Японии и его использование

В отраслях обрабатывающей промышленности Японии активно развивается процесс диверсификации традиционных направлений деятельности. Так, предприятия черной металлургии внедряются в производство новых материалов, в т.ч. для электронной промышленности, в сферу биотехнологии и выпуск средств связи. Нефтехимические концерны уделяют пристальное внимание фармацевтике, текстильные компании - освоению биотехнологий, производству стройматериалов, материалов для электроники. Производство же дешевых товаров массового спроса, традиционной продукции среднего технологического уровня все более передается за рубеж, в основном в новые индустриальные страны (НИС) Азии.

“В десятке основных, производимых в Японии товаров присутствуют: легковые автомобили, сталь, электронные лампы и полупроводники, автоматические устройства обработки информации, запчасти для автомобилей, грузовики, видеоаппаратура, металлообрабатывающие станки, суда.”14

Можно также констатировать, что свои планы расширения промышленного производства японские корпорации связывают прежде всего с развитием определенных групп высокотехнологичных  и наукоемких отраслей, которые в экономической прессе Японии получили общее название “дэнко-сэкика”.

Территориальная структура хозяйства.

При взгляде на экономическую карту Японии бросается в глаза концентрация промышленности на сравнительно небольшой территории, образующей полосу, протянувшуюся от равнины Канто на юго-востоке о. Хонсю до полуострова Хидзен на западе о. Кюсю. В этом “индустриальном поясе”, охватывающем южное побережье Хонсю и северные побережья Сикоку и Кюсю, находятся крупнейшие промышленные районы страны - Токийский, Нагойский, Осакский, Яватский, а также большое количество отдельных промышленных центров. Здесь проживает две трети населения страны, и расположены самые крупные города и морские порты Японии. 

Подобное размещение промышленности объясняется прежде всего тем, что она возникла и развивалась преимущественно в тех районах, где в избытке присутствовали дешевые рабочие руки и находились удобные порты, обеспечивающие хорошие связи с мировыми источниками сырья и рынками сбыта готовой продукции.

В то же время, в связи с началом разработки некоторых видов минеральных ресурсов, в ряде районов страны (о. Хоккайдо, западное побережье о. Хонсю) возникают новые промышленные области, расположенные вне “индустриального пояса”. Наблюдается процесс индустриализации ранее сельскохозяйственного побережья о. Хонсю, примыкающего к внутреннему Японскому морю, и ряда других территорий государства. 

Наиболее развитым в экономическом отношении районом Японии является Токийский промышленный район (Канто), на долю которого приходится около одной четвертой части населения и промышленной продукции страны. Здесь находится самый крупный по количеству жителей город - столица Японии - Токио (“Восточная столица”), вблизи которого расположено более 30 городов-спутников. В числе последних можно назвать: Кавасаки - крупнейший судостроительный и судоремонтный центр Японии; Омия - железнодорожный узел, центр вагоностроения; Кавагути - старинный центр военной промышленности; Токорадзава и Татикава - центры авиастроения. Здесь же находятся старейшие центры шелкового производства Японии - Кирю, Асикага, Такасаки и др.

Токийский район не имеет собственной минерально-сырьевой базы (за исключением месторождений медной руды Асио к северу от Токио), и его промышленность работает на привозном сырье и топливе. Энергетическими запасами район обеспечивается главным образом за счет гидроэлектростанций горных областей и теплоэлектростанций.

Крупнейшим индустриальным районом Японии остается также Западный район (Кансай), в котором расположен самый крупный энергетический узел страны. В промышленном производстве Кансая ведущее положение занимает тяжелая промышленность: металлургия, машиностроение, химия, судостроение, военные отрасли.

Среди городов этого промышленного района выделяются Осака, Кобе и Киото. Осака, знаменитая своими судостроительными верфями, производством авиамоторов, электротехники, велосипедов, стекольными заводами и т.д., является еще и важнейшим финансовым центром Японии, имеющим отделения всех крупнейших японских банков.

Стратегия внешнеэкономических связей.

В условиях дефицита сырьевых ресурсов внешнеэкономические связи Японии традиционно были ориентированы на обеспечение промышленности необходимыми топливными и сырьевыми материалами. Экспорт служил средством получения валюты, необходимой для оплаты жизненно важного импорта. Таким образом, внешняя торговля всегда являлась основной формой участия Японии в системе мировых хозяйственных связей.

В последние годы, в виду структурной трансформации рыночной экономики, произошло смещение акцентов и во внешнеэкономической стратегии Японии: японский экспорт сегодня уже не является единственным источником “добывания средств” для импорта. “В то же время во внешнеэкономических связях Японии сохраняются существенные диспропорции. Вывозится в основном продукция обрабатывающей промышленности, причем более 40 % всего экспорта приходится лишь на две группы товаров - изделия электроники и легковые автомобили. В импорте Японии по-прежнему ощутимо значение группы промышленного сырья и минерального топлива. Но вместе с тем, благодаря успешной экономии всех видов ресурсов, в структуре японского импорта неуклонно растет удельный вес  продукции обрабатывающих отраслей промышленности.”[15] 

Рассмотрим те обстоятельства, которые в наибольшей степени влияют на формирование внешнеэкономической стратегии Японии.

В первую очередь специализацию Японии в системе международных хозяйственных связей определяют факторы “внутреннего” порядка, а именно - структурная перестройка японского хозяйства, переход к преимущественному развитию наукоемких, ресурсо- и энергосберегающих отраслей, выпускающих высокотехнологичную продукцию.  По прогнозам специалистов, к 2000 г. на долю Японии будет приходиться 12-13 % общемировых расходов на науку и технику.

Во-вторых, в последние десятилетия усиливается тенденция к переходу японских компаний от экспорта к развертыванию производства за рубежом. Экспорт капитала в данном случае - есть расширение зарубежного производства готовой промышленной продукции взамен простого товарного экспорта. Он играет важную роль в выравнивании диспропорций во внешней торговле Японии. Кроме того, Япония активно наращивает “официальную помощь” развивающимся странам, которая позволяет ей “проторить дорогу” для последующего экспорта японских товаров.

При этом Япония выносит за рубеж экологически опасные, энерго- и материалоёмкие производства, а также некоторые машиностроительные производства, развитие которых в Японии становится менее рентабельным.

В-третьих, Япония вошла в число крупнейших экспортеров как предпринимательского, так и ссудного капитала. Объем прямых зарубежных инвестиций японских компаний на  март 1995 г. составил 463 млрд. долл., а общая сумма зарубежных кредитных активов Японии над ее обязательствами в настоящее время превышает 1 трлн. американских долларов. Япония вкладывает капиталы в торговлю, банковское дело, кредиты, обрабатывающую и добывающую промышленность.

В-четвертых, одной из важнейших черт внешнеэкономической деятельности Японии является расширение ее участия в международной торговле технологиями. Доля Японии в мировом импорте технологий составляет около 20 %. К 1990 г. расходы Японии на закупку и освоение лицензий достигли наибольшей среди капиталистических стран суммы в 650 млрд. иен. Более половины всех закупок лицензий Япония осуществляет с США.

“В то же время с середины 70-х годов существенно укрепляются позиции Японии как экспортера технологий. По суммам поступлений от экспорта такого рода Япония уступает лишь США. В отраслевой структуре Японского экспорта технологий  наибольшую долю занимают лицензии в области электронного и транспортного машиностроения (соответственно 27,9 % и 23,7 %), химии - 19,5 %, строительных технологий - 6,8 %.”[16]

Несмотря на перечисленные выше изменения  во внешнеэкономической стратегии Японии, японские корпорации продолжают рассматривать товарный экспорт как одно из необходимых направлений хозяйственной активности. С одной стороны, экспорт необходим Японии для реализации произведенной продукции: “на рубеже 90-х годов она вывозила часов, фотоаппаратов, видеомагнитофонов - до 90 % от общего объема выпуска; судов и электронных калькуляторов - свыше 70 %; синтетических тканей - до 60 %; велосипедов, мотоциклов, легковых автомобилей - 50-60 %; обрабатывающих станков - около 40 %; телевизоров - свыше 30 % и т. д.”[17]

С другой стороны, по-прежнему сохраняется довольно высокая зависимость Японии от ввоза сырья, топлива, продовольствия, что обуславливает важность международного товарообмена для японской экономики. За счет внешней торговли Япония удовлетворяет свои потребности в сырой нефти, железной руде, никеле, хлопке, кукурузе, овечьей шерсти - на 99-100 %; в коксующемся угле, медной руде, в бобах - более чем на 95 %; в свинце, алюминиевых сплавах, в пшенице, соли - на 80-90%; в природном  газе, цинке, лесе  и  лесоматериалах,

 в сахаре - на 60-70 % и т. д.

Основной характеристикой международной специализации японской промышленности является последовательное усиление ее экспортного потенциала на рынках машиностроительной продукции. Еще более показательны лидирующие позиции Японии на рынках высокотехнологичной продукции: 90 % мировой продукции интегральных схем высокой мощности выпускается в Японии, она же господствует в отраслях биотехнологии, химии, высокочистой керамики и др.

Следует заметить, что с самого начала послевоенной экспортной экспансии японские корпорации стремились концентрировать свои усилия на вывозе довольно ограниченных групп наиболее конкурентоспособной продукции. Такой продукцией стали счетно-вычислительные машины, автомобили, транспортное оборудование. Около 50 % японского экспорта приходилось лишь на 6 позиций - конторское оборудование, аудиовизуальную аппаратуру, оборудование связи, интегральные схемы, легковые автомобили, научную и оптическую аппаратуру.

Несмотря на обострение конкурентной борьбы на рынках высокотехнологичных товаров, Япония продолжает лидировать по целому ряду основных позиций мирового экспорта (оборудование связи, бытовая электроника, медицинское оборудование). Она захватывает передовые позиции на рынке вычислительной техники, включая рынок средств управления промышленными процессами.

В настоящее время японские компании предпринимают серьезные шаги, направленные на преодоление имеющегося отставания по таким отраслям высоких технологий, как авиакосмическая промышленность, биотехнология, производство новых конструкционных материалов.

В целом же можно сказать, что позиция Японии в международном разделении труда приобретает все более ярко выраженный характер “горизонтальной” специализации. Расширение внутреннего спроса в большей, чем раньше, степени покрывается за счет импортных поставок готовой продукции как промежуточного спроса - материалов, запчастей, комплектующих, так и готовых изделий производственного и потребительского назначения. В то же время товарная структура экспорта приобретает все более диверсифицированный характер.

 Что же касается японского импорта, то  его десятью основными товарами являются: сырая и неочищенная нефть, текстильные товары, одежда, нефтепродукты, древесина, уголь, сжиженный газ, алюминий и его сплавы, сталь, мясо и мясопродукты. При этом в общем объеме импортируемой продукции возросла доля текстильных изделий, одежды и угля.

“В географическом плане внешнеторговый оборот Японии ориентирован на США, Западную Европу и Юго-Восточную Азию. Так, основными торговыми партнерами Японии являются США, составлявшие в процентном отношении в товарообороте Японии 29,1 %; Южная Корея - 6,1 %; ФРГ - 5,1 %; Тайвань - 5%; КНР - 4%; Австралия - 4 %; Канада - 3,2 %; Великобритания - 3,1 %; Индонезия - 2,9 % и Гонконг - 2,8 %. Эти страны являются основными контрагентами Японии как по экспорту, так и по импорту товаров.”[18]

Следует отметить, что торговля Японии с большинством стран носит ярко выраженный “прояпонский” характер. Концентрация экспортной экспансии на ограниченный круг географических и товарных рынков (США, страны ЮВА и ЕС) служит основой различного рода торгово-экономических противоречий, которые особенно обострились в 80-е годы. В настоящее время до 40 % японского экспорта в развитые капиталистические страны подвергается тем или иным ограничениям. (Доля стран ЕЭС в импорте Японии с 1990 по 1993 г. снизилась с 2,6 % до 2,5 %). Большинство партнеров Японии требуют от нее большей “открытости” рынка готовой продукции. Однако, реальным барьером на пути иностранных товаров на японский рынок встают так называемые нетарифные препятствия, главное из которых - многослойная и запутанная система распределения и внутренней торговли Японии с наличием традиционных устоявшихся связей между производителями, посредниками и потребителями.  

Новой формой сотрудничества в последние годы стали внешнеэкономические отношения с Россией, где сейчас действуют совместные предприятия с участием японского капитала. Размещение российско-японских СП в основном ограничивается Дальневосточным регионом. Япония стала основным торговым партнером Приморского края, Сахалинской области, Хабаровского края. Россия экспортирует нефть, уголь, цветные металлы, лесоматериалы, целлюлозу, рыбу.

Экономические отношения между Японией и Россией

Японо-российские экономические отношения переживают в настоящее время застой: развитию двусторонних торгово-экономических связей, в особенности увеличению экспорта и инвестиции из Японии, препятствуют проблема задолженности японским частным компаниям, неотлаженность налоговой и юридической систем в России и ряд других факторов. Для того, чтобы сделать возможным планирование стабильного развития японо-российских отношений в этой области на среднесрочную и долгосрочную перспективу, обе страны должны добиваться устранения этих препятствий. В частности, крупномасштабные проекты на Дальнем Востоке, например проект разработки нефти и природного газа на шельфе Сахалина, осуществляются силами частных компаний, и для нормальной реализации таких проектов требуется совершенствование упорядочение внутреннего российского законодательства.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.