Вплоть до 1917 года Дальний Восток оставался
слабонаселенной территорией. Развитие производительных сил Дальнего Востока в
годы Советской власти привели к увеличению численности населения : в 1920 году
в районе проживало 1.2 млн., а в 1980 году - 7 млн. человек. Темпы роста
населения Дальнего Востока - одни из самых высоких в стране.
Сейчас численность населения Дальнего Востока -
более 7.6 млн. человек. Городское население составляет 76%. Дальний Восток -
самый малонаселенный район Российской Федерации. Средняя плотность его
населения 1.2 человек на 1 кв. км. По территории района население размещено
крайне неравномерно. Наиболее высокая плотность - более 12 человек на 1 кв. км.
в Приморском крае. Довольно густо населена южная часть Сахалина. В то же время
в Республике Саха , Магаданской и Камчатской областях плотность населения
составляет лишь 0.3 - 0.8 человек на 1 кв. км. Население отличается пестротой
национального состава. Подавляющее большинство населения - русские. Живут здесь
также много украинцев , татар , евреев и большая группа коренных народностей -
коряков , нанайцев , нивхов , ульчей , удегейцев , ительменов , эвенков ,
алеутов , чукчей , эскимосов и др.
ЗАСЕЛЕННОСТЬ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА
АДМИНИСТРАТИВНО-
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА
|
НАСЕЛЕНИЕ
ЧЕЛОВЕК.
|
ПЛОЩАДЬ
КМ. КВ.
|
КОЛ-ВО
ГОРОДОВ
|
ПЛОТНОСТЬ НАСЕ-
ЛЕНИЯ ЧЕЛ.НА КВ. КМ.
|
ЯКУТИЯ |
900000 |
3103200 |
10 |
0.29 |
КАМЧАТСКАЯ ОБЛАСТЬ |
443000 |
472300 |
3 |
0.93 |
ЧУКОТСКИЙ АО |
110000 |
737300 |
0 |
0.15 |
ЕВРЕЙСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ |
250000 |
36000 |
2 |
6.94 |
САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ |
709000 |
87100 |
19 |
8.14 |
ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ |
1794000 |
824600 |
9 |
2.17 |
ПРИМОРСКИЙ КРАЙ |
2189000 |
165900 |
9 |
13.19 |
АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ |
1053000 |
363700 |
9 |
2.89 |
КОРЯКСКИЙ АО |
40000 |
301500 |
0 |
0.13 |
МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ |
410000 |
461400 |
3 |
0.89 |
Быстрая индустриализация Дальнего Востока поставила
эти малочисленные народы на грань исчезновения. Нарушена среда их обитания ,
национальные традиции. Сегодня эти малочисленные народы стремятся обрести право
быть хозяевами на своей земле , стремятся к возрождению.
В последние десятилетия население Дальнего Востока
значительно возросло. Увеличение численности населения происходит как за счет
естественного , так и за счет механического прироста , главным образом
привлечения на крупные стройки трудовых ресурсов , преимущественно из
многонаселенных европейских районов.
Особенно значительный прирост рабочей силы
наблюдается в цветной металлургии , рыбной , лесной ,деревообрабатывающей и
целлюлозно-бумажной промышленности , т. е. в отраслях специализации. В целях
закрепления кадров на Дальнем Востоке предусмотрены ускоренное жилищное
строительство , укрепление службы быта и расширение сети социально-культурных
учреждений и предприятий.
Ведущее место среди отраслей рыночной специализации
Дальневосточного района принадлежит цветной металлургии. В последние годы она
особенно быстрыми темпами развивалась в Республике Саха и Хабаровском крае.
Цветная металлургия представлена добычей олова , ртути , полиметаллов ,
вольфрама , мышьяка.
Наибольший удельный вес по запасам олова
принадлежит Республике Саха , где осваивается крупнейшее Депутатское месторождение.
Введены в действие рудники Фестивальный и Перевальный , строится обогатительная
фабрика в Горном. Построены оловянный комбинат в Хрустальном (Приморский край)
и комбинат “Солнечный” по добыче олова (Хабаровский край).
Получила развитие свинцово-цинковая промышленность
, сосредоточенная в Приморском крае , производящая свинцово-цинковые
концентраты и свинец. В настоящее время осваиваются новые крупные месторождения
свинцово-цинковых руд - Вознесенское и Николаевское. В Магаданской области и Приморском
крае добывается вольфрам.
Быстро растет алмазодобывающая промышленность.
Построены два крупных горно-обогатительных комбината “Мир” и “Айхал” , строится
новый комбинат.
К ведущим отраслям рыночной специализации района
относится рыбная промышленность. По улову рыбы Дальнему Востоку
принадлежит первое место среди экономических районов России. Важную роль играет
район в китобойном и крабовом промыслах.
Главными районами рыболовства и морского промысла
являются Охотское , Японское и Берингово моря и восточная часть Тихого океана.
В последние годы промысловые суда Дальнего Востока ведут добычу рыбы также в
водах Индийского океана и южной части Тихого океана. Рыболовецкий флот оснащен
первоклассной техникой. Введены в действие плавучие рыбоперерабатывающие заводы
, китобойные флотилии. Возникли крупные центры рыбопереработки -
Петропавловск-Камчатский , Усть-Камчатск , Невельск , Холмск , Корсаков ,
Южно-Курильск , Находка , Николаевск-на-Амуре , Охотск и др. Построены холодильные
комбинаты , крупнейшие из них находятся в Петропавловске-Камчатском и
Комсомольске-на-Амуре.
Производственные связи рыбной промышленности
Дальнего Востока
Отраслями рыночной специализации являются также лесная
, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность. Район имеет
значительный удельный вес в вывозе древесины , производстве пиломатериалов ,
бумаги, целлюлозы и древесно-волокнистых плит. Лесная промышленность развита в
основном в Хабаровском и Приморском краях и в Амурской области. Центры
лесопиления - Имен , Лесозаводск , Благовещенск , Свободный , Хабаровск ,
Комсомольск-на-Амуре , Амурск , Хор , Бикин и др. Производство фанеры создано
во Владивостоке и Биробиджане , мебели - в Благовещенске , Хабаровске ,
Владивостоке , Биробиджане , спичек - в Благовещенске , целлюлозно-бумажная
развита на Сахалине (Углегорск , Поронайск и др.).
Машиностроение имеет разнообразную структуру
, однако ведущими его отраслями являются судоремонт и производство энергетического
оборудования. Машиностроительные заводы производят дизели , мостовые краны ,
судовые механизмы , литейное оборудование , металлорежущие станки , приборы , инструменты
и т. д. Один из крупнейших машиностроительных центров - Хабаровск. Судоремонт
развит в Николаевске-на-Амуре , Петропавловске-Камчатском , Владивостоке ,
Находке , а речное судостроение - в Благовещенске.
Сельскохозяйственное машиностроение размещается в
городе Свободном (Амурская область). В Благовещенске построен завод
“Амурэлектроприбор” , во Владивостоке - завод инструментов и другие заводы , в
Хабаровске работает завод “Дальдизель”, в Комсомольске-на-Амуре - завод
подъемно-транспортного оборудования , в Биробиджане - “Дальсельмаш”.
Далее рассмотрим отрасли , дополняющие территориальный
комплекс :
Топливная промышленность представлена
добычей угля , нефти и природного газа.
Черная металлургия пока еще развита
недостаточно. В районе имеется завод передельной металлургии - “Амурсталь” в
Комсомольсе-на-Амуре , работающий на металлоломе. Посторен второй передельный металлургический
завод.
Легкая промышленность Дальнего Востока
представлена текстильной , швейной , трикотажной , кожевенно-обувной и другими
отраслями , предприятия которых размещены в основном в средних и крупных
городах.
Помимо развития основной отрасли пищевой
промышленности - рыбной , на Дальнем Востоке созданы и другие отрасли :
мукомольная , крупнейшим предприятием которой является Хабаровский
мелькомбинат; мясная, имеющая крупные мясокомбинаты в Благовещенске ,
Хабаровске , Комсомольске-на-Амуре , Биробиджане ; маслобойно-жировая (сырьем
для которой служит соя), представленная масложирокомбинатами в Хабаровске и
Уссурийске.
Агропромышленный комплекс. Важной отраслью района является сельское хозяйство.
Ведущее место в сельском хозяйстве занимает производство зерна , сои и
малотранспортабельных продуктов для местного потребления. Сельскохозяйственные
угодья расположены преимущественно на юге (Амурская область , Хабаровский и
Приморский края , южные районы Республики Саха).
Основное место в посевах занимают зерновые культуры
, прежде всего яровая пшеница , а также ячмень , озимая рожь , овес. На юге
Приморского края значительны посевы риса. Главная техническая культура - соя.
Развивается овощеводство закрытого грунта , особенно на Камчатке , где для
выращивания овощей используются горячие подземные воды. Большие площади
отведены под кормовые культуры и многолетние травы , что создает устойчивую
кормовую базу для животноводства. Развито животноводство преимущественно на
юге. Особое место принадлежит оленеводству. На севере , где расположены
обширные пастбища , разводят северных оленей , а на юге , в Приморье , развито
пантовое оленеводство. Большое значение приобрело пушное звероводство , созданы
зверофермы , зверопитомники и совхозы. В лесах насчитывается более 40 видов
ценных пушных зверей.
Транспорт и экономические связи. Хозяйственное развитие района в огромной степени
зависит от ускоренного развития транспорта , так как редкая заселенность
требует активного функционирования внутрирайонных связей , основанных на тесном
взаимодействии различных видов транспорта.
В Дальневосточном районе представлены все
существующие виды транспорта , но основную роль играет железнодорожный. На его
долю приходится до 80% перевозимых грузов.
Начало активного транспортного освоения южной части
района связано с прокладкой в 19-ом веке Транссибирской магистрали. За
последнее время Транссибирская магистраль “обросла” боковыми линиями , иногда
являющимися подъездными витками к лесозаготовительным базам , но в ряде случаев
имеющими самостоятельное значение : до Советской Гавани (через
Комсомольск-на-Амуре) , до Находки и Посьета.
Железнодорожное освоение средней зоны Дальнего
Востока связано с Байколо-Амурской магистралью (БАМ). С постройкой этой
магистрали Россия получила выход на Тихоокеанское побережье и возможность
освоения различных видов полезных ископаемых в зоне тяготения БАМа. Кроме
широтной магистрали БАМ включают и дорогу от Транссибирской магистрали через Тынду
, Беркакит , Томмот , Якутск - “Малый БАМ” , а также ряд линий , соединяющих
Байкало-Амурскую магистраль с Транссибирской.
В значительном объеме межрайонные и внутрирайонные
перевозки грузов Дальневосточного района осуществляются морским транспортом.
Плавание в суровых арктических морях обеспечивается с помощью ледоколов. к
Северному морскому пути примыкает река Лена , образующая транспортную перемычку
между железнодорожной магистралью и морским путем вдоль берегов Северного
Ледовитого океана. Совершенно иной режим работы морского транспорта
Тихоокеанских морей. Практически круглый год осуществляются внутрирайонные и
международные перевозки по Японскому и Берингову морям. Главными грузами в
перевозках по Дальневосточному району являются лес , уголь , строительные
материалы , нефть , рыба и продовольственные товары . Крупнейшие порты этих
морей Тикси , Ванино , Петропавловск-Камчатский , Нагаево (Магадан) ,
Владивосток , Находка , Советская Гавань.
Автомобильными дорогами район обеспечен слабо. Но в
районах , оторванных от других транспортных путей , значение автотранспорта
велико. Для дальних перевозок есть несколько крупных автомагистралей , например
, с юга в Республику Саха ведет дорога Невер - Алдан - Якутск. Самая северная
дорога проходит от Якутска до Магадана. Помимо автомагистралей на севере района
есть множество автозимников и дорог местного значения. Более развита сеть
автомобильных дорог в южных районах Дальнего Востока.
Огромно для Дальнего Востока значение воздушного
транспорта , как для связей с другими районами России , так и для
внутрирайонных перевозок (особенно для пассажироперевозок). Самолетами и вертолетами
осуществляются связи с труднодоступными районами. На огромных пространствах
севера Дальнего Востока наряду с другими видами транспорта сохраняется олений
транспорт.
Анализируя потоки грузов Дальневосточного района ,
необходимо отметить что район получает больше грузов , чем вывозит. Основной
объем перевозок приходится на железные дороги. Доля транспортных расходов в
себестоимости дальневосточной продукции выше , чем в других районах. Это
связано с тем , что большая часть грузов привозится издалека. В вывозе Дальнего
Востока преобладают рыбопродукты , лес и пиломатериалы , концентраты руд
цветных металлов. Однако в последние годы возрос уровень комплексности развития
района , появились новые промышленные предприятия , развиваются сопутствующие и
обслуживающие отрасли , сфера услуг , что сказалось на структуре грузооборота.
Так , усиление международной торговли , развитие рыбной
промышленности потребовали развития судоремонта и судостроения , что в свою
очередь дало толчок к развитию машиностроения , энергетической промышленности и
интенсивному освоению местных топливно-энергетических ресурсов.
В условиях перехода к рынку одним из наиболее узких
мест дальневосточной экономики являются все возрастающая напряженность
топливно-энергетичес-кого баланса. Добыча угля за 1993 год сократилась на 3% по
сравнению с 1992 годом. Основным направлением топливно-энергетического комплекса
Дальнего Востока станет ускоренное развитие нефтегазовых месторождений
присахалинского шельфа при техническом содействии Японии. Сильное отставание
произошло и в деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. В
результате недостатка древесного сырья сокращено производство пиломатериалов в
Приморском и Хабаровском краях. Значительно сокращен выпуск заменителей деловой
древесины на предприятиях Приморского края. В Хабаровском крае значительно
снизилось производство маргариновой продукции ,на Камчатке и в Магаданской
области - кондитерских изделий на 40%, в Корякском и Чукотском автономных
округах - мяса. Сократили в регионе и улов рыбы. Спад производства имеет место
и в других отраслях промышленности.
Найболее перспективным направлением экономики
Дальнего Востока является реализация сложившегося потенциала отраслей тяжелой
индустрии , в том числе конверсируемых предприятий. Дальний Восток насыщен
предприятиями военно-промышленного комплекса. В соответствующей продукции
российской промышленности и разработанных в недрах оборонного комплекса
технологиях “двойного назначения” весьма заинтересованы дальневосточные соседи
России.
Условиями успешного перехода к рынку
Дальневосточного региона России являются :
·
дальнейшее разгосудаствление
экономики района;
·
возникновение элементов свободной
конкуренции;
·
создание рыночной инфраструктуры;
·
устранение перечисленных и других
факторов , препятствующих развитию промышленности.
На Дальнем Востоке в настоящее время существуют три
свободные экономические зоны : “Находка” , “Большой Владивосток” , “Сахалин”.
Экологические проблемы Дальнего Востока
очень серьезны. В их числе : лесные пожары , последствия тайфунов и
землетрясений , наводнения , крушения нефтиналивных танкеров , аварии на
нефтегазопромыслах и других промышленных объектах , умышленный сброс в реки и
моря , а также в атмосферу вредных отходов производства.
Для решения проблем в регионе создано НПО “Экопрос”
, разрабатывающее и внедряющее , в частности , концепцию инженерно-экологического
обеспечения безопасности присахалинского шельфа в местах освоения месторождений
нефти и газа.
Огромную территорию Дальневосточного района по
уровню экономического развития можно разделить на три зоны : южную , среднюю и
северную.
В южную зону интенсивного развития входят
Приморский край , южные части Хабаровского края , Амурской и Сахалинской
областей. Это наиболее развитая в экономическом отношении часть Дальнего
Востока. Основу хозяйства южной зоны составляют море- , лесо- и
горнопромышленные комплексы. В настоящее время идет развитие по пути сочетания
ведущих отраслей промышленности с обслуживающими отраслями и сельским
хозяйством.
В состав средней зоны входят северные районы
Хабаровского края , Амурской и Сахалинской областей , южная часть Республики
Саха. Для этой зоны характерны сравнительно высокие темпы развития. Главная
специализация - добывающая промышленность , а обслуживающие отрасли развиты
слабо. Ее экономической осью является Байкало-Амурская магистраль , которая
внесла большие изменения в территориальную структуру хозяйства данной зоны :
идет формирование промышленного пояса района. Основными задачами хозяйственного
освоения зоны кроме строительства второго выхода на Дальний Восток являются
разработка новых месторождений полезных ископаемых и создание в районе БАМа
потенциала для освоения северной части района. С экономическим освоением зоны
Байкало-Амурской магистрали связано формирование Южно-Якутского и
Комсомольского ТПК.
Южно-Якутский ТПК формируется на юге Республики
Саха на базе разнообразных полезных ископаемых. В бассейне реки Алдан к северу
от Станового хребта (в 80-100 км) и недалеко от южно-якутских высококачественных
железных руд находится Южно-Якутский каменноугольный бассейн. Здесь разведаны
Чульмаканское , Нерюнгринское и другие месторождения. Мощность пласта на
Нерюнгринском месторождении превышает 50 метров. На Чульмаканском месторождении
пласты угля имеют горизонтальное простирание. В Южно-Якутском бассейне введена
в эксплуатацию шахта производительностью 6 миллионов тонн угля в год.
Вблизи угольного бассейна находится Алданский
железорудный бассейн с содержанием железа в руде до 42%. Наиболее изученными
являются месторождения Таежное , Пионерское , Сиваглинское , запасы которых
составляют 2,5 млрд. тонн.
В бассейнах рек Олекмы и Чары разведаны
магнетитовые кварциты. Это дает возможность создать в перспективе крупную базу
для черной металлургии на Дальнем Востоке.
В зоне Южно-Якутского минерального комплекса
выявлены значительные месторождения апатитов , большие залежи слюды , корунда ,
сланцев и других полезных ископаемых.
Выход якутским углям на БАМ и к Сибирской
магистрали дает новая железная дорога БАМ - Тында и ее продолжение на Беркакит.
Высококачественные коксующиеся угли Южно-Якутского бассейна значительным
объемом будут поступать в южные районы Дальнего Востока на металлургические
заводы и экспортироваться в Японию. Для их вывоза в Японию в бухте Врангеля
построена первая очередь нового крупного порта - Восточный.
В дальнейшем кроме угольных предусмотрено
вовлечение в эксплуатацию железорудных ресурсов района с тем , чтобы в
перспективе создать здесь сырьевую базу для черной металлургии полного цикла.
Сельское хозяйство имеет очаговый характер.
В северной зоне Дальнего Востока очаговое развитие
характерно не только для сельского хозяйства , но и для промышленности. Более
интенсивно развиты добывающие отрасли на основе выборочного использования
полезных ископаемых. В северной зоне можно выделить несколько промышленных
очагов, в которых наряду с отраслями специализации развивается производственная
инфраструктура. Алданское , Мирненский , Магаданский , Вилюйский , Билибинский
из мелких пунктов с горно-рудной промышленностью превращаются в
территориально-производственные узлы лесной , пищевой промышленнос-тью , машиноремонтом
, рыбным и охотничьим промыслами.
Анализ территориальной структуры Дальневосточного
района показал , что масштабы и структура промышленности района характеризуются
большими различиями и свидетельствуют о неравномерности размещения
промышленности. Большие изменения в территориальную структуру района внесли
строительство Байкало-Амурской магистрали и создание новых
территориально-производственных комплексов.
Дальний Восток имеет достаточно развитые
межрайонные и международные экономические связи. Особенно велика его роль во
внешнеторговых связях со странами Тихоокеанского бассейна. Десятки стран
осуществляют торговые операции через территорию района , и его экспортные
функции имеют исключительное значение. Более половины грузов , ввозимых в
районы из зарубежных стран , проходит транзитом в западном направлении.
Развитие внешнеторговых связей влечет за собой
улучшение транспортной системы района , экономических показателей работы ,
совершенствование структуры грузооборота и межрайонных транспортных связей.
Если до недавнего времени ввоз грузов на Дальний
Восток в четыре раза превышал их вывоз , то сейчас структура меняется.
Грузооборот растет очень высокими темпами , причем вывоз возрастает быстрее ,
чем ввоз. Это свидетельствует о повышении эффективности хозяйственного
комплекса района.
Совершенствование структуры хозяйства
Дальневосточного района связано с дальнейшим освоением зоны Байкало-Амурской
магистрали , формированием Южно-Якутского и Комсомольского ТПК , развитием
внешнеторговых транспортных связей (в том числе и контейнерных перевозок между
странами Тихоокеанского бассейна и Европы) , обеспечением населения района
сельскохозяйственной продукцией , развитием социальной инфраструктуры ,
решением экологических проблем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Алексеев А.И., Николина В.В.
География: население и хозяйство России. — М., 1996.
2.
Даринский А.В. и др. География
России. — М., 1993.
3.
Морозова Т.Г. и др. Региональная
экономика. — М., 1996.
4.
Страны и народы: Научно-популярное
и этнографическое издание: В 20т. — М., 1975-1985.
5.
Андрей Иванов, Остров сокровищ. —
Новое Время, — 1996, №7.
|