на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Город Чита

Дом градоначальника Хлыновского. Фрагмент фасада

     Краевед В.В.Солонько высказывает также мало убедительную, но оригинальную версию. Он находит, что поскольку часть территории Восточного Забайкалья входила в Тюрский Каганат, то возможно предположить, что название местности, где расположен город Чита связано с азиатским гепардом - читой. При этом автор версии ссылается на словарь Ф.Брокгауза и И.Ефрона, где дается подробное описание внешнего вида и мест обитания, как азиатского вида гепарда (читы), так и африканского (фахгада). Гепардов-чита в старину содержали в огромном количестве для охоты при дворцах восточных государей Персии, Индии, Монголии. Не случайно – пишет он – в могильниках дворцовой культуры находили остатки шкур и костей царственных кошек. И не случайно, что на гербах большинства сибирских городов XVIII века был изображен бабр (тигр) по описанию внешне похожий на гепарда-читу. Краевед даже предполагает, что предки забайкальских бурят – курыкане также могли здесь охотиться с прирученными гепардами-чита, которые вместе с другими видами породы кошачьих обитали на огромных сибирских просторах, а затем были уничтожены или изгнаны человеком. В то же время современные ученые зоологи утверждают, что огромные кошки в забайкальском регионе не исчезли с лица земли. Отдельные особи леопардов, хотя и очень редко, но встречаются на огромных просторах края и в наше время, а в гольцах Чикоя обитают целые семьи снежных барсов. По сведениям “Красной книги” Забайкалья снежный барс был убит в Акшинском районе в феврале 1999 года. Кстати одно из самых первых, теперь уже не существующих русских сел Чикойского района, носило название Читнак.

Возможно, что топоним произошел от эвенкийских слов «чатэ»,»чату»,»чатул», в переводе означающих – «черная земля», «каменный уголь», «уголь». С этим, в числе других исследователей, соглашается краевед В.Ф.Балабанов, посвятивший исследованиям забайкальской топонимики немало страниц. В своей книге в «Дебрях названий» он говорит о том, что люди еще в древние времена видели выходы угля на берегах Читы, а под Читой находили целое месторождение бурых углей – Черновское. В территориальных эвенкийских диалектах, кроме того, существуют слова «чата», что означает – «ил», «глина», «глинистая земля», «дорожная грязь»; «читала» – «глина», а также «читаравун», «чату» – «грязь на берегу» и «читаран» – «загрязниться, запачкаться глиной». Автор книги «Географические названия Восточной Сибири» М.Н.Мельхеев как раз и указывает на то, что долина реки Читы, особенно приустьевая ее низменная часть, сложена из глинисто-илистых вязких речных наносов, и вполне возможно, что корень «чат», «чит» лежит в основе этимологии топонима. Этому толкованию вторит забайкальская легенда «О названии города Читы», записанная в 1940 году, со слов местных жителей, известным сибирским фольклористом Л.Е. Элиасовым. В ней рассказывается о том, что оленные тунгусы, кочевавшие по Ингоде, часто попадали в беду, когда им надо было перейти реку недалеко от озера Кенон, чтобы попасть в богатые охотой места около Ченгоканского гольца. Весной в те места наносило столько грязи и ила, что люди вязли, а олени уходили в топь «по самые уши». И каждый год так те люди мучились, поскольку перебираться в другое место, где Ингода была глубже, было и того опаснее. Потому то и назвали тунгусы то место Читой. Когда русские пришли, к тому времени Ингода меньше стала разливаться, грязь подсохла, ил ветром разнесло, все утрамбовалось. Русские нового имени придумывать не стали и свою слободку так и поименовали. «Вот как оно в жизни бывает – заканчивается легенда – кто бы мог подумать, что от грязи и ила городское название возьмется»..


   

  Но как бы не спорили на протяжении многих лет исследователи края, несомненно одно – имя будущему городу дала река Чита. В.Ф. Балабанов наряду со своим обоснованием мнений и анализом версий, указывает, что в топонимике края существовала одна особенность. В первую очередь эвенки присваивали название горе (ороним) или какой-либо группе смежных гор. Стекающим с этих гор речкам обычно давалось то же название, что и самой горе. При этом, он советует обратить внимание на карту верховьев реки Читы, исток, которой берет начало в отроге Яблонового хребта. С северо-западной стороны группы гор находится один из истоков реки Юмурчен (правый приток Витима), который также как и исчезнувшее село Чикоя называется Читнак. «По – видимому, пишет автор, происхождение название реки Читы следует искать в ее верховьях». Сам краевед признает, что «мнений о происхождении названия Читы много, но какое из них наиболее правильно решить пока, что невозможно... и все они, как видим, строятся на предположениях».
     Новую версию о топониме предлагает читинский архитектор А. Шаравина, по которой… наряду с родственными Чите гидронимами, присутствующими на карте Забайкалья, а это – Читанга – приток Чикоя, Читкан – приток Баргузина, Читканда – приток Калара и Читкандо – озеро в Каларском районе, есть в районе истоков реки Читы голец Чингикан. Он самый высокий в радиусе до трехсот метров, высота его немногим больше, чем высота знаменитой горы Алханай. У его подножия берет свое начало приток Читы – речушка Чингикан. Эти слоги «чи» и «чит» во всех названиях подсказывают мысль об общности их происхождения. В геологическом отношении голец Чингикан образован вулканитами. Цвет этих пород черный, а горные кряжи, расположенные вокруг гольца сложены породами, которые относятся к габроидам цвет, которых также преимущественно располагается в гамме от черного до темно-серого. Эти черные вулканиты встречаются на всем протяжении хребтов, обрамляющих реку Читу. За многие тысячи лет, выщелачиваясь и стекая в меловые впадины долины реки, эти породы, в которых очень велико содержание железа и марганца, оставляли на других породах прочные несмываемые пленки темно-серого цвета. А если учесть присутствие темного цвета в горельниках и залежах, пусть не очень мощных пластов каменного угля («чата», «чатул») на берегах реки, то можно предположить, что слово «черный» является определяющей визуальной характеристикой долины реки. Вкрапления черных вулканитов встречаются и в составе пород Титовской сопки, главной высотной доминанты города у подножия, которой река Чита заканчивает свое течение, впадая в Ингоду. Это в то же время и главный пространственный ориентир местности в бесконечных кочевьях «оленных людей». Итак, есть возможность высказать гипотезу, что Чита – это река черной горы.
     Но топонимы живут во времени и пространстве. Яркое забайкальское солнце и высокое синее небо создают совершенно иной светлый и яркий облик реки и города, а значит и самого слова. Именно поэтому ороченское – «береста» созвучно образу реки, как и чистота «колодца» и «озера», а «голубая глина» несет в себе отблеск забайкальского неба. Смысл же гидронима Чита оставался и остается загадкой. Само это слово со временем все далее уходит от своего уже позабытого значения. А множество толкований будет и дальше порождать различные мнения, версии и споры. А может пусть так и будет? Ведь слово живет своей жизнью. Да и река, давшая имя городу, как-то незаметно поменяла свое название и стала в обиходе любовно называться его жителями – Читинкой. Тем самым уступая городу право быть более главным ориентиром в пространстве человеческих отношений.

1.3.Внешний облик города

Главная площадь города раньше называлась Соборною. Площадь так была названа не зря. К ней примыкал квартал, именуемый Архиерейским подворьем, в котором построена была Архиерейская церковь, освященная во имя Святого Апостола Андрея Первозванного. К тому времени она заменяла Читинцам Собор, и в ней свершались все торжественные службы. В 1888 году на площади было освящено место под новый Кафедральный Собор, а через одиннадцать лет был заложен первый камень в фундамент храма, освященного во имя Святого Благоверного князя Александра Невского. В 1909 году здесь уже прошли первые службы. Новый Кафедральный Собор стоял почти в центре современной площади.

В 20-е годы площадь переименовали в площадь "Совет", по названию кинотеатра, расположившегося в бывшем Кафедральном Соборе. Через некоторое время площадь переименовали в "Площадь Октября"

                            

23 апреля 1936 года Исполком горсовета принял решение о сносе Кафедрального Собора. Он был незамедлительно взорван. Взрывники торжественно рапортовали: взорвано по всем правилам, окружающие строения не пострадали!
После этого еще в течение года на площади лежали руины Собора. Не так-то легко было их разобрать. К сентябрю 1937 года на руинах работал первый в Чите бульдозер, а к 20 годовщине Октября, площадь приобрела свой новый вид, в котором и простояла до семидесятых годов прошлого века.[5]

                                  

 За Читой закреплен статус исторического города. Достаточно напомнить, что к первой планировке её улиц причастны сосланные сюда декабристы - Дмитрий Завалишин и Петр Фаленберг, использовавшие как пример образ столицы Российской империи Петербурга.

                                            

Культура Читы достойно представлена музеями - хранителями древности и народной памяти. Читинский областной краеведческий музей имени А.К. Кузнецова имеет более чем столетнюю историю. Он располагает богатейшими ботаническими, этнографическими и археологическими коллекциями, многочисленными экспонатами забайкальской природы. В Чите работают Областной художественный музей, Музей декабристов, Музей истории войск СибВО, Музей забайкальской милиции и другие.

                          

          Крупнейшее книгохранилище Забайкалья - Областная государственная научная библиотека имени А. С. Пушкина располагает миллионным фондом, значительная часть которого, имеет огромную историческую и народнохозяйственную ценность. Некоторые книжные коллекции единственные в России. Это книги библиотеки декабристов, Нерчинской каторги, семьи дома Романовых.

                              Одним из культурных центров современной Читы является Областной драматический театр, объединяющий людей, любящих театральное искусство.     

                               

Здесь традиционно с 1974 года проходит ежегодный фестиваль "Цветущий багульник".

                                           

          Читу окружает великолепная окрестная природа. . С юго-запада на северо-восток через всю территорию простирается Яблоновый хребет. С юга, востока и севера столицу Забайкалья защищают от холодных ветров отроги хребта Черского, имеющего протяженность 800 км. К ним примыкают, продолжают и идут параллельно Борщовочный, Малханский, Даурский, Аргунский и Газимуро-Ононский хребты. Гребни хребтов волнистые, вершины округлые. Самая высокая точка - гора Малый Саранакан с отметкой 1579 метров находится на северо-востоке территории.

          В долине речки Молоковки в 30 километрах от Читы находится гора Чертов Пик (абсолютная высота горы 1120 м). Определение "чертов" обусловлено труднодоступностью горы для восходителей. Прекрасные туристические объекты - так называемые Кадалинские ворота, расположены в отрогах Яблонового хребта. С высоты скал "Орел", "Медведь", "Птенец", "Два друга" открывается изумительная панорама горной тайги и альпийских лугов. Обширная панорама открывается с горы Чита. Город весь, как на ладони, видны озеро Кенон и Яблоновый хребет.

 

4. Символика региона


   После присвоения Чите статуса областного центра, что произошло в 1851 году, региону потребовался свой геральдический символ.

В те времена гербами ведало особое ведомство, называемое Департамент Герольдии, который по Высочайшему указу 1857 году и составил первый Читинский областной герб.
Утвердил  герб Император Александр II, о чём мы и читаем в "Полном собрании законов Российской империи", где этот акт лежит под № 34358.

Описание герба таково:
"Въ золотомъ полъ восьмиконечный палисадъ, червлёный съ зеленью, сопровождаемый вверху червлёною буйволовою головою съ серебряными глазами и языкомъ. Щитъ увенчанъ Древнею Царскою короною и окруженъ золотыми дубовыми листьями, соединенными Александровскою лентою.

 

Но в отличие от герба области, городской герб очень долго отсутствовал. Но вот 26 апреля 1913 года был "удостоен Высочайшего Его Императорского Величества утверждения" вместе с гербами городов Мысовск и Петропавловск, что на Камчатке.

14 августа 1913 года в Читу был направлен Указ Правительствующего Сената, в котором говорилось, что "герб должен быть применяемым присутственными местами в случаях, указанных в законе". В "Полном собрании законов Российской империи", где этот акт лежит под № 39264

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.