Краевед
В.В.Солонько высказывает также мало убедительную, но оригинальную версию. Он
находит, что поскольку часть территории Восточного Забайкалья входила в Тюрский
Каганат, то возможно предположить, что название местности, где расположен город
Чита связано с азиатским гепардом - читой. При этом автор версии ссылается на
словарь Ф.Брокгауза и И.Ефрона, где дается подробное описание внешнего вида и
мест обитания, как азиатского вида гепарда (читы), так и африканского
(фахгада). Гепардов-чита в старину содержали в огромном количестве для охоты
при дворцах восточных государей Персии, Индии, Монголии. Не случайно – пишет он
– в могильниках дворцовой культуры находили остатки шкур и костей царственных
кошек. И не случайно, что на гербах большинства сибирских городов XVIII века
был изображен бабр (тигр) по описанию внешне похожий на гепарда-читу. Краевед
даже предполагает, что предки забайкальских бурят – курыкане также могли здесь
охотиться с прирученными гепардами-чита, которые вместе с другими видами породы
кошачьих обитали на огромных сибирских просторах, а затем были уничтожены или
изгнаны человеком. В то же время современные ученые зоологи утверждают, что
огромные кошки в забайкальском регионе не исчезли с лица земли. Отдельные особи
леопардов, хотя и очень редко, но встречаются на огромных просторах края и в
наше время, а в гольцах Чикоя обитают целые семьи снежных барсов. По сведениям
“Красной книги” Забайкалья снежный барс был убит в Акшинском районе в феврале
1999 года. Кстати одно из самых первых, теперь уже не существующих русских сел
Чикойского района, носило название Читнак.
Возможно, что топоним произошел от
эвенкийских слов «чатэ»,»чату»,»чатул», в переводе означающих – «черная земля»,
«каменный уголь», «уголь». С этим, в числе других исследователей, соглашается
краевед В.Ф.Балабанов, посвятивший исследованиям забайкальской топонимики
немало страниц. В своей книге в «Дебрях названий» он говорит о том, что люди
еще в древние времена видели выходы угля на берегах Читы, а под Читой находили
целое месторождение бурых углей – Черновское. В территориальных эвенкийских диалектах,
кроме того, существуют слова «чата», что означает – «ил», «глина», «глинистая
земля», «дорожная грязь»; «читала» – «глина», а также «читаравун», «чату» –
«грязь на берегу» и «читаран» – «загрязниться, запачкаться глиной». Автор книги
«Географические названия Восточной Сибири» М.Н.Мельхеев как раз и указывает на
то, что долина реки Читы, особенно приустьевая ее низменная часть, сложена из
глинисто-илистых вязких речных наносов, и вполне возможно, что корень «чат»,
«чит» лежит в основе этимологии топонима. Этому толкованию вторит забайкальская
легенда «О названии города Читы», записанная в 1940 году, со слов местных
жителей, известным сибирским фольклористом Л.Е. Элиасовым. В ней рассказывается
о том, что оленные тунгусы, кочевавшие по Ингоде, часто попадали в беду, когда
им надо было перейти реку недалеко от озера Кенон, чтобы попасть в богатые
охотой места около Ченгоканского гольца. Весной в те места наносило столько
грязи и ила, что люди вязли, а олени уходили в топь «по самые уши». И каждый
год так те люди мучились, поскольку перебираться в другое место, где Ингода
была глубже, было и того опаснее. Потому то и назвали тунгусы то место Читой.
Когда русские пришли, к тому времени Ингода меньше стала разливаться, грязь
подсохла, ил ветром разнесло, все утрамбовалось. Русские нового имени
придумывать не стали и свою слободку так и поименовали. «Вот как оно в жизни
бывает – заканчивается легенда – кто бы мог подумать, что от грязи и ила
городское название возьмется»..
Но
как бы не спорили на протяжении многих лет исследователи края, несомненно одно
– имя будущему городу дала река Чита. В.Ф. Балабанов наряду со своим обоснованием
мнений и анализом версий, указывает, что в топонимике края существовала одна
особенность. В первую очередь эвенки присваивали название горе (ороним) или
какой-либо группе смежных гор. Стекающим с этих гор речкам обычно давалось то
же название, что и самой горе. При этом, он советует обратить внимание на карту
верховьев реки Читы, исток, которой берет начало в отроге Яблонового хребта. С
северо-западной стороны группы гор находится один из истоков реки Юмурчен
(правый приток Витима), который также как и исчезнувшее село Чикоя называется
Читнак. «По – видимому, пишет автор, происхождение название реки Читы следует
искать в ее верховьях». Сам краевед признает, что «мнений о происхождении
названия Читы много, но какое из них наиболее правильно решить пока, что
невозможно... и все они, как видим, строятся на предположениях».
Новую версию о топониме
предлагает читинский архитектор А. Шаравина, по которой… наряду с родственными
Чите гидронимами, присутствующими на карте Забайкалья, а это – Читанга – приток
Чикоя, Читкан – приток Баргузина, Читканда – приток Калара и Читкандо – озеро в
Каларском районе, есть в районе истоков реки Читы голец Чингикан. Он самый
высокий в радиусе до трехсот метров, высота его немногим больше, чем высота
знаменитой горы Алханай. У его подножия берет свое начало приток Читы – речушка
Чингикан. Эти слоги «чи» и «чит» во всех названиях подсказывают мысль об
общности их происхождения. В геологическом отношении голец Чингикан образован
вулканитами. Цвет этих пород черный, а горные кряжи, расположенные вокруг
гольца сложены породами, которые относятся к габроидам цвет, которых также
преимущественно располагается в гамме от черного до темно-серого. Эти черные
вулканиты встречаются на всем протяжении хребтов, обрамляющих реку Читу. За
многие тысячи лет, выщелачиваясь и стекая в меловые впадины долины реки, эти
породы, в которых очень велико содержание железа и марганца, оставляли на
других породах прочные несмываемые пленки темно-серого цвета. А если учесть
присутствие темного цвета в горельниках и залежах, пусть не очень мощных
пластов каменного угля («чата», «чатул») на берегах реки, то можно
предположить, что слово «черный» является определяющей визуальной характеристикой
долины реки. Вкрапления черных вулканитов встречаются и в составе пород
Титовской сопки, главной высотной доминанты города у подножия, которой река
Чита заканчивает свое течение, впадая в Ингоду. Это в то же время и главный пространственный
ориентир местности в бесконечных кочевьях «оленных людей». Итак, есть возможность
высказать гипотезу, что Чита – это река черной горы.
Но топонимы живут
во времени и пространстве. Яркое забайкальское солнце и высокое синее небо создают
совершенно иной светлый и яркий облик реки и города, а значит и самого слова.
Именно поэтому ороченское – «береста» созвучно образу реки, как и чистота
«колодца» и «озера», а «голубая глина» несет в себе отблеск забайкальского
неба. Смысл же гидронима Чита оставался и остается загадкой. Само это слово со
временем все далее уходит от своего уже позабытого значения. А множество
толкований будет и дальше порождать различные мнения, версии и споры. А может
пусть так и будет? Ведь слово живет своей жизнью. Да и река, давшая имя городу,
как-то незаметно поменяла свое название и стала в обиходе любовно называться
его жителями – Читинкой. Тем самым уступая городу право быть более главным
ориентиром в пространстве человеческих отношений.
1.3.Внешний облик
города
Главная площадь города раньше
называлась Соборною. Площадь так была названа не зря. К ней примыкал квартал,
именуемый Архиерейским подворьем, в котором построена была Архиерейская
церковь, освященная во имя Святого Апостола Андрея Первозванного. К тому времени
она заменяла Читинцам Собор, и в ней свершались все торжественные службы. В
1888 году на площади было освящено место под новый Кафедральный Собор, а через
одиннадцать лет был заложен первый камень в фундамент храма, освященного во имя
Святого Благоверного князя Александра Невского. В 1909 году здесь уже прошли
первые службы. Новый Кафедральный Собор стоял почти в центре современной
площади.
В 20-е годы площадь переименовали в
площадь "Совет", по названию кинотеатра, расположившегося в бывшем
Кафедральном Соборе. Через некоторое время площадь переименовали в
"Площадь Октября"
23 апреля 1936 года Исполком
горсовета принял решение о сносе Кафедрального Собора. Он был незамедлительно
взорван. Взрывники торжественно рапортовали: взорвано по всем правилам,
окружающие строения не пострадали!
После этого еще в течение года на площади лежали руины Собора. Не так-то легко
было их разобрать. К сентябрю 1937 года на руинах работал первый в Чите
бульдозер, а к 20 годовщине Октября, площадь приобрела свой новый вид, в
котором и простояла до семидесятых годов прошлого века.[5]
За Читой закреплен статус
исторического города. Достаточно напомнить, что к первой планировке её улиц
причастны сосланные сюда декабристы - Дмитрий Завалишин и Петр Фаленберг,
использовавшие как пример образ столицы Российской империи Петербурга.
Культура Читы достойно представлена
музеями - хранителями древности и народной памяти. Читинский областной
краеведческий музей имени А.К. Кузнецова имеет более чем столетнюю историю. Он
располагает богатейшими ботаническими, этнографическими и археологическими
коллекциями, многочисленными экспонатами забайкальской природы. В Чите работают
Областной художественный музей, Музей декабристов, Музей истории войск СибВО,
Музей забайкальской милиции и другие.
Крупнейшее
книгохранилище Забайкалья - Областная государственная научная библиотека имени
А. С. Пушкина располагает миллионным фондом, значительная часть которого, имеет
огромную историческую и народнохозяйственную ценность. Некоторые книжные
коллекции единственные в России. Это книги библиотеки декабристов, Нерчинской
каторги, семьи дома Романовых.
Одним из
культурных центров современной Читы является Областной драматический театр,
объединяющий людей, любящих театральное искусство.
Здесь традиционно с 1974 года проходит
ежегодный фестиваль "Цветущий багульник".
Читу окружает
великолепная окрестная природа. . С юго-запада на северо-восток через всю
территорию простирается Яблоновый хребет. С юга, востока и севера столицу
Забайкалья защищают от холодных ветров отроги хребта Черского, имеющего протяженность
800 км. К ним примыкают, продолжают и идут параллельно Борщовочный, Малханский,
Даурский, Аргунский и Газимуро-Ононский хребты. Гребни хребтов волнистые, вершины
округлые. Самая высокая точка - гора Малый Саранакан с отметкой 1579 метров
находится на северо-востоке территории.
В долине речки
Молоковки в 30 километрах от Читы находится гора Чертов Пик (абсолютная высота
горы 1120 м). Определение "чертов" обусловлено труднодоступностью
горы для восходителей. Прекрасные туристические объекты - так называемые Кадалинские
ворота, расположены в отрогах Яблонового хребта. С высоты скал
"Орел", "Медведь", "Птенец", "Два
друга" открывается изумительная панорама горной тайги и альпийских лугов.
Обширная панорама открывается с горы Чита. Город весь, как на ладони, видны
озеро Кенон и Яблоновый хребет.
4. Символика региона
После присвоения Чите статуса областного центра, что произошло в 1851 году,
региону потребовался свой геральдический символ.
В
те времена гербами ведало особое ведомство, называемое Департамент Герольдии,
который по Высочайшему указу 1857 году и составил первый Читинский областной
герб.
Утвердил герб Император Александр II, о чём мы и читаем в "Полном
собрании законов Российской империи", где этот акт лежит под № 34358.
Описание герба таково:
"Въ золотомъ полъ восьмиконечный палисадъ, червлёный съ зеленью,
сопровождаемый вверху червлёною буйволовою головою съ серебряными глазами и языкомъ.
Щитъ увенчанъ Древнею Царскою короною и окруженъ золотыми дубовыми листьями,
соединенными Александровскою лентою.
Но в отличие от герба области, городской герб очень
долго отсутствовал. Но вот 26 апреля 1913 года был "удостоен Высочайшего
Его Императорского Величества утверждения" вместе с гербами городов
Мысовск и Петропавловск, что на Камчатке.
14 августа 1913 года в Читу был направлен Указ
Правительствующего Сената, в котором говорилось, что "герб должен быть
применяемым присутственными местами в случаях, указанных в законе". В
"Полном собрании законов Российской империи", где этот акт лежит под
№ 39264
Страницы: 1, 2, 3
|