После завоевания независимости в
стране произошли большие аграрные преобразования. Была начата аграрная
реформа, направленная на ликвидацию крупного помещичьего землевладения и
наделение землей крестьян. Но проводилась она недостаточно последовательно и
привела к укреплению кулацкой верхушки, которая в первую очередь и воспользовалась
плодами начавшейся в 60-е годы «зеленой революции», увеличив тем самым
социальное расслоение общества. Об успехах «зеленой революции» в Индии написано
очень много. Действительно, она привела к тому, что валовой сбор зерновых в
стране увеличился до 185 млн. т. (3 место после Китая, США) и позволил отказаться
от дорогостоящего импортного зерна. Но нельзя забывать и о том, что такое
самообеспечение было достигнуто при предельно низком уровне потребления зерна
(230 - 240 на душу населения в год). То же относится и к душевому потреблению
других продуктов питания: мяса - 1,6 кг, животного масла - 1 кг, рыбы - 1 кг,
молока -55 л, яиц - 24 штуки. Причем это средние показатели, которые не
должны скрывать того обстоятельства, что 60 % населения Индии по-прежнему
живет за официальной чертой бедности, в условиях постоянного недоедания и даже
голода.
На этом общем фоне отдельные районы
Индии сильно отличаются друг от друга, как по природным условиям, так и по
уровню товарности и характеру специализации, сельского хозяйства.
Наиболее благоприятна для земледелия
Индо-Гангская низменность, относительно благоприятны равнины и низменности на
востоке и северо-востоке страны и менее благоприятны районы, расположенные
в центральной и южной частях Индостана. Исходя из основной специализации
земледелия, в самом общем, генерализованном виде в Индии можно выделить три
главных района.
Первый из них - район с преобладанием
посевов пшеницы, хотя здесь возделываются также рис, просо, хлопчатник, масличные
культуры, сахарный тростник. Он расположен на территории штатов Пенджаб,
Харьяна и Уттар-Прадеш. Хотя и меньше, чем в других, частях Индии, здесь
также выражены два основных сельскохозяйственных сезона: летний (хариф) и
зимний (раби). В летний сезон - главным источником влаги служат муссонные
дожди, диктующие все основные сроки полевых работ, а в зимний, сухой сезон
поля нуждаются в искусственном орошении.
Роль основной житницы страны выполняет
сравнительно небольшой по территории штат Пенджаб (Панджаб), что в переводе
значит «Пятиречье». Действительно, до выделения Пакистана в 1947 году его
территории охватывала бассейны пяти главных притоков Инда: Сатледжа, Биаса,
Рави, Чинаба и Джелама. Здесь были созданы самые крупные в стране
оросительные системы. Но после раздела бывшей Британской Индии основная их
часть оказалась в пределах Пакистана. Поэтому в Пенджабе с самого начала
большое внимание уделялось гидротехническому строительству. Поэтому в 1948 -
1970 годах здесь на реке Сатледж был сооружен крупнейший в стране гидроузел Бхакра-Нангал,
включающий ГЭС мощностью в 1,1 млн. кВт и систему оросительных каналов общей
длиной 4,5 тыс. км; с их помощью в Пенджабе и соседних штатах было орошено
1,5 млн. га земель. Затем были построены и другие гидроузлы, и оросительные
системы.
Ирригация способствовала тому, что
именно в Пенджабе началась и в наибольшей мере проявилась (в условиях Индии)
«зеленая революция». Она охватила, прежде всего, преобладающие здесь хозяйства
кулаков и зажиточных крестьян - преимущественно сикхов, широко применяющих
также сельскохозяйственную технику и минеральные удобрения. В результате доля
Пенджаба в общеиндийском сборе пшеницы, которая выращивается в сезон раби,
выросла до 40%. Значительно увеличились также сборы риса, длинноволокнистого
хлопчатника, других культур.
Штат Харьяну можно назвать своего рода
уменьшенной копией Пенджаба. Напоминает его и самый большой по населению штат
Уттар-Прадеш - крупнейший производитель пшеницы, но также бобовых и масличных
культур, сахарного тростника, картофеля и овощей, лежащий уже полностью в
пределах Гангской низменности.
Второй район - район с преобладанием посевов
риса, хотя наряду с ним здесь возделываются также сахарный тростник, джут,
просяные и масличные культуры, пшеница. Он занимает значительно большую
площадь, чем пшеничный район, охватывая основную часть низменностей Ганга и
Брахмапутры, восточную часть Деканского плоскогорья, а также Коромандельский
и Малабарский берега Индостана. Но ядро его находится в пределах штатов
Западная Бенгалия, Бихар, Орисса и отчасти Уттар-Прадеш.
Рис здесь возделывают уже на протяжении
тысячелетий. Высевают его обычно в начале сезона хариф, когда стоит сухая и
жаркая погода с майскими температурами до 42 - 44°С. С наступлением в начале
июня муссонных дождей рисовые поля покрываются водой, а уборку урожая производят
уже осенью. Но при искусственном орошении, которое обеспечивается с помощью,
как крупных оросительных систем, так и колодцев (скважин), рис успешно
выращивается и в сезон раби.
Третий сельскохозяйственный район Индии
занимает основную часть Деканского плоскогорья. Он не имеет такой четкой
специализации. Из зерновых культур здесь выращивают преимущественно джовар и
другие просяные, но также рис, пшеницу, кукурузу, из технических - коротковолокнистый
хлопчатник. Общий уровень сельского хозяйства, его урожайность и товарность
здесь значительно ниже, орошается только
1/7 посевных площадей. Даже хлопчатник выращивается не на поливных землях,
хотя под его посевы используются преимущественно наиболее плодородные
темноцветные глинистые почвы на базальтовых покровах - регуры. Поэтому и урожайность
хлопчатника в Индии составляет 26 Ц./га, что значительно ниже среднемировой
(55 Ц./га), не говоря уже о США или Узбекистане. На Индию приходится 1/4 всех
посевов хлопчатника в мире, но по сбору хлопка она занимает лишь
четвертое место.
Кроме этих трех основных районов, в
Индии можно выделить еще несколько более узко специализированных районов сельского
хозяйства. Это, например, низовья Ганга в Западной Бенгалии, где фактически монокультурой
служит джут. Или Ассамская долина на северо-востоке, которая еще в конце ХIХ века
превратилась в один из крупнейших чаепроизводящих районов мира. Или Малабарское
побережье - крупнейший поставщик кокосов, а также черного перца и других
пряностей. В большинстве из них преобладает плантационное хозяйство.
Состояние окружающей среды в Индии
Состояние окружающей среды в Индии
зависит от многих факторов, среди которых следует, очевидно, выделить два
главных: длительность сельскохозяйственного использования территории и быстрый
рост населения.
Археологические и исторические данные
позволяют выделить пять этапов в использовании территории этой страны:
древнейший земледельческий (3 - 2-е тысячелетия до н. э.), скотоводческий, (1-е
тысячелетие до н. э.), богарного земледелия (III век до н. э. - ХIV век),
примитивного богарного и орошаемого земледелия, и более интенсивного орошаемого
земледелия ( с середины ХХ века). В результате природа Индии подверглась
очень сильной <переработке>, и ныне более 60% ее территории характеризуется
сильно и измененными антропогенными ландшафтами. Это всего орошаемые районы
Пенджаба и Индо-Гангской низменности, ландшафты речных долин и дельт,
приморские аллювиальные равнины, пенепленизированные равнины Деканского
плоскогорья, оазисы пустыни Тар.
Понятно, что демографический взрыв, происходящий
во второй половине ХХ века еще более, увеличил <нагрузку> на территорию.
Естественная необходимость обеспечить почти 850 млн. человек пищей, дровами,
пастбищами для 270 млн. голов крупного рогатого скота - больше и 120 млн. голов
овец и коз имела прямым следствием деградацию многих природных ландшафтов,
нарушение, а иногда и разрушение важнейших экосистем. К тому же они затронули
практически все компоненты географической оболочки.
Пожалуй, в наибольшей мере процессы
такой деградации коснулись почвенного покрова. Коррозия почвы - едва ли не
главный бич земледельческих ландшафтов Индии. Она охватила более половины территории
страны, и в особенности, сильно распаханные и обезлесенные Индо-Гангские
равнины, Декан. Индийские ученые-аграрники, собрав данные специальных
исследовательских станций, подсчитали, что ежегодно в результате процессов
водной и ветровой эрозии страна теряет более млрд. т. почвы. При этом некоторые
участки становятся полностью непригодными для земледелия, превращаясь в
<бедленды>. К этому нужно добавить вторичное засоление и заболачивание
почв - главным образом в Пенджабе, штатах Уттар-Падеш, Западная Бенгалия и
других районах распространения ирригации, резко возросшее во второй половине
текущего столетия загрязнение почв пестицидами.
На западе Индии в Раджастхане, большую
угрозу представляет собой опустынивание. В 3 - 2-м тысячелетиях до нашей эры
это был один из важных очагов древней цивилизации. Но потом пески поглотили
города, засыпали караванные пути, о чем свидетельствуют раскопки города Мохенджо-Даро
(теперь находится в Пакистане). И ныне территории этого штата занимают
подвижные пески пустыни Тар. Продвижение их к востоку представляет большую
угрозу и для соседних штатов.
Очень сильно нарушен также растительный
покров Индии. Хотя лесистость в стране в два раза выше, чем в Китае, и
составляет 34%, в значительной степени это уже не первичные, а вторичные леса,
кустарники, антропогенная саванна. В последнее время особенно большую тревогу
вызывает уничтожение девственных лесов в предгорьях Гималаев. В основе такого
обезлесивания лежат две главные причины. Первая из них - насущная необходимость
расширения посевных площадей в условиях фактически повсеместного малоземелья
(не говоря уже о широком применении в прошлом в предгорных районах хищнической
подсечно-огневой системы земледелия). Вторая - продолжающееся массовое
использование древесины в качестве топлива. Ещё в начале 80-х годов доля дров
в структуре топливо потребления Индии достигла 1/3.
В результате площадь лесов в Индии
ежегодно сокращается на 1,5 млн. га. Но и это не может обеспечить потребности
страны. Из-за низкой продуктивности лесов ежегодная заготовка древесины составляет
примерно 40 млн. м³, то есть из расчета на душу населения всего 0,046 м3
дровяной и деловой древесины (в США только деловой древесины на каждого жителя
приходится 1,86 м³, или в 40 раз больше). Индийское правительство
оценивает потребности страны в древесине к 2000 году в 290 млн. м³, что в
семь раз больше того объёма лесозаготовок, который может быть обеспечен
благодаря ожидаемому приросту лесных ресурсов. Следовательно, вырубка лесов,
наносящая большой экологический ущерб, по-видимому, будет продолжаться.
В свою очередь сведение лесов имело
поистине катастрофические последствия для водного хозяйства Индии:
нарушился режим рек, увеличился твердый речной сток (Ганг ежегодно выносит в
Бенгальский залив 1,5 млн. т. наносов, немного уступая в этом отношении
только Хуанхэ). Согласно индийским данным, в наши дни наводнениям подвержены
400 тыс. км. территории страны. Чаще всего они случаются в дождливый летний
сезон, когда муссоны приносят влажный воздух с Индийского океана. Ежегодно
наводнениям подвергаются в среднем 8 млн. га, половину из которых составляют
сельскохозяйственные земли, и страдает от них более 30 млн. человек. Добавим,
что нарушение режима рек в Индии крайне отрицательно сказывается и на соседней
стране - Бангладеш.
К этому нужно добавить растущее промышленно-бытовое
загрязнение водной среды. Не только стоки с полей, но и промышленные и
городские отходы обычно сбрасываются в реки без всякой очистки. Из всех городов
Индии только 8 полностью, а 210 частично оборудованы системами канализации.
А ведь только по течению Ганга распложены 114 городов с населением свыше 50
тыс. человек. Свои неочищенные отходы сбрасывают в Хугли 150 крупных джутовых
фабрик. И это при том, что снабжение 4/5 населения питьевой водой зависит от
ресурсов речного стока.
Загрязнение атмосферы пока не приняло
столь устрашающих масштабов. Еще несколько десятилетий назад основными источниками
ее загрязнения были домашние очаги (мангалы), где в качестве топлива обычно
использовался кизяк, и плавильни. Но теперь их место заняли крупные
<грязные> производства - ТЭС, предприятия черной и цветной металлургии,
нефтехимии. Считается, например, дышать воздухом Бомбея - это то же самое,
что выкуривать десять сигарет в день. Растущие выбросы серы и азота уже
приводят к возникновению кислотных дождей, влияющих на посевы, воды и
сооружения. Очевидна опасность, которая грозит знаменитой гробнице
Тадж-Махал в связи с выбросами соседних нефтеперерабатывающих заводов.
На первых этапах индустриализации
охране окружающей среды в Индии не уделялось большого внимания - прежде
всего из-за отсутствия средств. Но затем необходимость таких мер была осознана
и правительственными кругами и общественностью, и средства, хотя и небольшие,
выделены. В середине 80-х годов был принят <План действия для Ганга>,
который предусматривал установление мониторинга за состоянием вод реки и
начало строительства канализационных систем в городах. Тогда же была создана
национальная комиссия по борьбе с опустыниванием, основной задачей которой
стало ежегодное восстановление лесов на площади 5 млн. га. Искусственные
спутники стали использоваться для наблюдения за почвой и предсказания засух и
наводнений. В стране насчитывалось 7 национальных парков, 80 резерватов дикой
природы.
Однако все это можно рассматривать
только в качестве первоначальных мер. <Если Индии, пишут специалисты, -
не удастся в ближайшее время остановить рост населения и сменить приоритеты
развития, чтобы перераспределить средства и выделить значительные суммы на
борьбу за восстановление почвенных и водных ресурсов, то она скорее последует
за Африкой, нежели за Китаем>. Некоторые <суперпроекты> в Индии уже
разработаны. К ним относятся, например, планы комплексного освоения Ганга и
Брахмапутры, предусматривающие сооружение в восточной части Гималаев
гидроузла мощностью в 3,7 млн. кВт, а в Ассамской долине - в 10 млн. кВт в
комплексе с другими гидротехническими сооружениями. Но опыт говорит о том, что
от составления проекта до его реализации - дистанция большого размера.
Внешнеэкономические
связи
Политика
Индии, одного из наиболее далеко прошедшего по капиталистическому пути развития
освободившегося от колониального гнета государства, во внешнеэкономических,
также как и во внутриэкономических вопросах, направлена на преодоление
хозяйственной отсталости страны. Своей первоочередной задачей она ставит
ускоренное развитие национальных производительных сил. Индийское правительство
принимает активное участие в решении этой задачи, используя рычаги косвенного
регулирования национальной экономики и непосредственно участвуя в
воспроизводственном процессе через механизм государственного сектора.
Для лучшего
использования внутренних ресурсов и средств, привлекаемых из-за рубежа, а также
общей координации деятельности государственного и частного секторов
национальной экономики и преодоления зависимости от империализма, государство
стало активно применять в своей экономической политике методы программирования
и планирования.
Значение
внешнеэкономических связей для хозяйственного развития Индии определяется
необходимостью привлечения в страну дополнительных материальных и финансовых
средств, а также реализации части продукции на мировом рынке. Оно многократно
возрастает в эпоху научно-технической революции, ибо внешнеэкономические связи
становятся одним из наиболее важных каналов, по которому осуществляется импорт
достижений НТР из промышленно развитых государств.
Преодолевая
явное и скрытое действие империализма, Индия ведет борьбу за эффективное
использование своих внешнеэкономических связей, важнейшими элементами которых
являются внешняя торговля, получение иностранной технической помощи на
межправительственной основе, а также инвестиции иностранного частного капитала.
Каждая из составных частей внешнеэкономических связей Индии играла и продолжает
играть важную роль в ее хозяйственной политике, однако их относительное
значение меняется по мере укрепления национальной экономики.
К началу
70-х годов важным фактором жизни страны стал государственный сектор экономики,
произошло определенное ограничение деятельности иностранного капитала,
расширились и укрепились экономические связи со странами Восточной Европы. Эти
изменения оказали серьезное влияние, как на внутриэкономическое положение
страны, так и на характер ее взаимоотношений с внешним миром, в частности была
достигнута большая сбалансированность в масштабах и интенсивности хозяйственных
связей с капиталистическими странами и странами Восточной Европы и СССР.
Соответственно
претерпели качественные изменения все элементы внешнеэкономических связей
Индии. В первую очередь это привело к сокращению размеров и, что особенно
важно, ухудшению условий привлечения в страну иностранных частных инвестиций.
Вместе с тем взаимоотношения Индии с иностранным частным капиталом остаются
чрезвычайно тесными, что достигается предоставлением льгот иностранным
компаниям, обязующимся ввозить в страну новую технологию, развивать ее экспорт
или производство энергоресурсов.
Индия
благожелательно относится к иностранной технической, финансовой и экономической
помощи, предоставляемой на межправительственной основе. Следует отметить роль
государственной помощи стран Восточной Европы и СССР, а теперь СНГ и в первую
очередь России, которые внесли существенный вклад в развитие индийской
экономики, в создание многих ее отраслей. Строительство при их содействии
машиностроительных, химических, металлургических предприятий, атомных
электростанций, учебных и научных центров укрепило, а в ряде случаев заложило
практически на пустом месте базу научно-технического прогресса страны.
В настоящее
время в связи с коренными изменениями, произошедшими в экономике и политике стран
бывшего социалистического лагеря, поток помощи из стран Восточной Европы
уменьшился и Индии приходится заново переориентировать свои экономические
связи, укрепляя внешнеэкономические отношения с развитыми капиталистическими, а
также с развивающимися странами. Проблемы укрепления собственной
производственной базы и некоторые экономические трудности, в частности в сфере
платежного баланса, побуждают Индию к усилению роли внешнеторговых связей в
решении общенациональных проблем хозяйственного развития.
Использования
Индией внешнеэкономических связей осуществляется, в первую очередь, в целях
ликвидации экономической зависимости от империализма и упрочения хозяйственной
самостоятельности страны. Необходимо отметить, что индийская буржуазия и, в
первую очередь, ее монополистические круги, стремятся подчинить
внешнеэкономические связи интересам максимизации своих прибылей.
Отражением
этого направления в развитии внешнеэкономической стратегии Индии является курс
на ускоренное развертывание товарообмена с развивающимися странами. Страны
Афро-азиатского региона стали одним из основных рынков сбыта продукции новых
отраслей индийской обрабатывающей промышленности и одновременно важным
поставщиком сельскохозяйственной продукции и сырья и, что особенно важно,
минерального сырья и нефти для нужд индийской промышленности. Освоение этого
рынка производится в Индии объединенными усилиями государственного и частного
секторов, причем наряду с товарообменом большое значение приобретает экспорт
государственного и частного капитала.
Неравномерность
капиталистического развития обусловила такое положение, при котором Индия,
продолжая отставать от развитых капиталистических государств, в то же время
значительно опережает большинство развивающихся стран. Это тоже накладывает
отпечаток на внешнеэкономическую политику Индии, согласно которой основными
внешнеторговыми партнерами Индии остаются развитые капиталистические страны,
страны СНГ и Россия.
Заключение
Индия
является одной из старейших цивилизаций мира. До середины III тысячелетия до
н.э. на территории Индии развилась цивилизация дравидов. В период с 2500 по
1500 г. до н.э. Индия была завоевана индо-арийскими племенами. С VIII века в
Индию стал проникать ислам. Мусульманское правление продолжалось до 1398 г., когда
в страну пришли армии Тамерлана. В 1526 г. потомок Тамерлана Бабур завоевал
практически всю Индию и основал Империю Великих Моголов, просуществовавшую до
1857 г. Полное политическое руководство перешло к Великобритании в 1828-1835
г., а в 1857 г. Индия стала фактически протекторатом Великобритании. 15 августа
1947 г.
Индия
получила независимость, однако была разделена на две части страны Индию и
Пакистан. 26 января 1950 г. Индия была провозглашена демократической
республикой. Государственное устройство – федеративная республика. Индийцы
гордо себя называют "самой большой демократией в мире". Главой
государства является президент, выполняющий в основном представительские
функции. В республике 6 национальных партий, 37 партий штатов, а всего зарегистрировано
более 300. Правительство возглавляет премьер министр.
В
данной работе в заключении можно подвести краткие итоги вот некоторые цифры и
факты:
Национальное
животное - тигр.
Национальная птица - павлин.
Национальный цветок - лотос.
Национальный фрукт - манго.
Площадь: 3,287,000 кв.км.
Население - свыше 1,2 млрд. человек.
Национальная валюта - индийская рупия
Телефонный код: 91
Местное время - на 2.30 вперед от Московского (летом на
1.30)
Высшая
точка над уровнем моря – Чогори на Севере (на границе с Китаем) (8611 м).
Мы рассмотрели многие проблемы Индии,
постарались найти пути их решения. Выяснилось, что Индия занимает выгодное
экономгеографическое положение. Эта страна – родина одной из древнейших цивилизаций
планеты. ЭГП Индии благопрепятствует развитию хозяйства. Полезные
ископаемые этой страны разнообразны и запасы их значительны. Также мы
рассмотрели проблемы населения, ведь в Индии на сегодняшний день проживает
более 1 миллиарда человек.
Список литературы:
1. В. П. Максаковский
"Географическая карта мира" 1995 г.
2. Г. В.
Сдасюк "Индия, география хозяйства" 1975 г.
3. В. Л.
Кореев "Индия 80-е годы" 1986 г.
4. Огел-Киценко
"Дорогами Индии" 1983 г.
5. А.Е. Борисов В.Л. Корнеев
А.В. Муравьев «Индия. Международные отношения».1999 г.
6. С.М. Мельман Индия. «Очерки
экономической истории».1987 г.
7. «Индия». Ежегодник. 2000
г.
|