Сборники произведений современных писателей
Японская поэзия, (танка, хокку, гэндайси), перевод В.Марковой, А. Е.
Глускиной , предисл. Н. Конрада, Гослитиздат, М. 1956.
Голоса вещей, (послевоенная японская поззия), перевод А.Долина,
"Радуга", М., 1988.
Японская революционная литература, под редакцией и с предисл.
Н.Фельдман, ГИХЛ, 1934.
Дорога к замку (современная японская новелла, перевод Г. Чхартишвили,
предисл. Н. Федоренко, "Известия", М., 1987.
Японская новелла (1945-1960), Абэ Кобо, Гомикава Дзюмпэй, Ибусэ Масудзи,
Нагаи Кафу, Нива Фумико и др.) предисл. А. Чаковского, состав. Р. Ким, В. Логунова,
П. Петров, "Иностранная литература", М., 1961.
Японская новелла 1960-1970, (Кобо Абэ, Кавабата Ясунари, Кита Морио,
Оока Сёхэй, Исикава Тацудзо и др.), состав. К. Рехо, предисловие В.Гривнина,
"Прогресс", М., 1972.
Современная японская повесть (Миура Сюмон, Го Сидзуко, Кубота Сэй, Норо
Кунинобу, Кодзима Нобуо, Сакагами Хироси), составл. и предисловие К. Рехо,
переводы А. Долина, Б. Раскина и др., "Прогресс", М., 1980.
Современная японская новелла (1945-1978). (Нагаи Тацуо, Дадзай Осаму,
Хаяси Фумико, Исикава Дзюн, Ариёси Савако, Миура Тзцуро и др. ) составление Ким
Лечуна, вступ. статья М. Демченко, "Художественная литература". М.,
1980. "№ 36", Новеллы японских писателей, (Ибусэ Масудзи, Нома
Хироси, Оэ Кэндзабуро, Симаки Кэнсаку, Сата Инэко и др.) составл. и предисл. Е.
Пинус, "Наука", Главная редакция восточной литературы (серия
"Современная восточная новелла"), М., 1968
"Красная лягушка" Новеллы японских писателей, (Ясуока Сётаро,
Хасэгава Сиро, Симаки Кэнсаку), сост. А. Бабинцева и Д. Бугаевой, "Наука",
Главная редакция восточной литературы, 1973.
"И была любовь, и была ненависть", японская новелла ХХ века,
(Дадзай Осаму, Кикути Кан, Сига Наоя, Миура Тэцуро, Кавабата Ясунари), перевод
В. Скальника, Т. Григорьевой, А. Долина, Е. Александровой, Т. Соколовой-Делюсиной,
предисл. Т. Григорьевой, "Наука", Главная редакция восточной
литературы, (серия "Современная восточная новелла"), М., 1975.
4. Культурные достопримечательности и праздники Японии
Музеи Японии, за исключением
нескольких современных галерей в крупных городах, представляют собой
сокровищницы и расположены в храмах и святынях, самым знаменитым музеем такого
рода является храм Миохойн в Киото. В Токио расположены многочисленные музеи, в
том числе: крупнейший художественный музей страны — национальный музей; музей
каллиграфии; национальный музей Западного искусства; музей японского народного
искусства; музей-сокровищница святыни Мэйдзи; национальный музей науки. Среди
исторических и архитектурных достопримечательностей Японии можно отметить в Токио
— императорский дворец; множество буддистских храмов, главным среди которых
считается храм Ракандзи; Токийская телебашня высотой 333 метра; зоопарк. В Кобе
— большое количество христианских церквей и буддистских храмов; великолепный
художественный музей. В Киото (столица Японии с 794 по 1868 год) — более 2000
старинных храмов и святынь; 24 музея; замок Нидзе; императорский дворец; дворец
Катсура; старинные императорские гробницы; великолепные сады и парки. В Нагое —
замок Нагоя (1612 год): две главнейшие и старейшие святыни синтоизма — Атсута и
Ися.
Японские праздники :
1 января - Новый год
2-ой понедельник января - День совершеннолетия
11 февраля - День основания японского государства
20 марта - День весеннего равноденствия
29 апрель - День зелени
3 мая - День конституции
5 мая - День детей
20 июля - День моря
15 сентября - День почитания пожилых
23 сентября - День осеннего равноденствия
2-ой понедельник октября - День здоровья и спорта
3 ноября - День культуры
23 ноября - День благодарения труду
23 декабря - День рождения Императора
5. Религия Японии
В Японии исторически укрепились и
доныне продолжают господствовать две религии: шинтоизм и буддизм. Первая из них
– чисто национальная, вторая – занесена в Японию, как и в Китай, извне.
Древнейшая религия.
Древнейшая религия японцев – до
объединения страны в первые века н. э. – отражала патриархальный родоплеменной
строй, где выделялось воинственная племенная знать и зарождалось патриархальное
рабство. Эта религия состояла, видимо, в почитании семейно-родовых и племенных
духов и богов-покровителей – ками. Слово «ками» буквально означает наверху,
верхний, начальник. Неясно, были ли это первоначально духи умерших, предков или
духи земли, стихий; возможно, что в образах ками сливались оба эти представления.
Места почитания их были отмечены каменными оградами или простыми постройками.
Изображения ками японцы не делали, но в святилищах хранили фетиши – эмблемы
божеств.
Шинтоизм и буддизм.
Старая традиционная религия
японцев, которая раньше не имела определенного названия, стала, в противовес
буддизму, называться ками-но-мити, дословно – «путь ками», то есть «путь
местных богов», или по-китайски, шин-то; последнее слово вошло и в европейские
языки.
Шинтоизм подвергся сильному
влиянию буддизма. Шинтоистские жрецы постепенно организовались в замкнутую
наследственную касту. В подражание буддистским храмам начали строиться и шинтоистские
храмы, хотя и более простые; шинтоисты стали делать изображения богов. Буддисты
ввели обряд трупосожжения; в древности умерших в Японии зарывали в землю. Обе
религии начали постепенно сближаться. Внутри буддистских храмов отводили уголки
для шинтоистских богов – ками; иногда этих ками даже просто отожествляли с
буддистскими божествами. С другой стороны, и шинтоистский пантеон пополнялся
буддистскими божествами.
С конца XII в. военно-феодальная аристократия захватила всю
власть в стране в свои руки, оставив императорам только религиозные функции.
Микадо по-прежнему считался священной фигурой, потомком богини Аматерасу, но
утратил всякую реальную власть, был отстранен от всех светских дел. Страна
несколько веков была в состоянии феодальной анархии. Аристократические кланы
воевали между собой. Некоторые из крупных феодалов пытались заручиться
поддержкой появившихся с XVI в.
католических миссионеров и с этой целью обращали своих подданных в
христианство. Нередко и сами крестьяне, разоренные войной и доведенные до
отчаяния, добровольно крестились. Но уже с конца XVI в. крупные феодалы, объединившие Японию, начали преследовать
христианство, изгонять миссионеров. Они стремились опереться на старые японские
традиции, отрешиться китайско-корейских влияний. Отсюда возникло, особенно с XVIII в., движение за возврат к старой
шинтоистской религии.
«Переворот Мейдзи» 1867-1868 гг.,
восстановивший светскую власть микадо и покончивший с засильем старой
феодальной знати, привел к полному официальному признанию шинтоизма. Это было
вполне естественно, так как именно шинтоизм проповедует божественность
императорской власти. Микадо попытался даже совершенно запретить буддизм и
объявить шинтоизм единственной религией Японии. Но из этого ничего не
получилось: буддизм сильно укрепился среди народных масс. Тогда было решено
более резко разделить обе религии: из шинтоистских храмов были удалены буддистские
изображения и принадлежности. Но и размежевание религий не удалось: слишком уж
крепко они срослись. В 1889 г. Японии была объявлена свобода вероисповедания.
С этого времени чистый шинтоизм
получил значение придворного императорского культа: официальные праздники,
обряды – шинтоистские. В быту же народа обе религии переплетаются: например,
рождение детей сопровождается шинтоистскими обрядами, ребенка поручают
покровителю шинтоистских божеств; погребальный же культ целиком в руках буддистских
бонз. В отличии от буддизма с его сложной и тонченной религиозно-философской
догматикой, шинтоизм до сих пор сохранил черты глубоко архаического культа.
Шинтоизм тоже не един: он делится
прежде всего на официальный храмовый шинтоизм и сектантский шинтоизм. Храмовый
шинтоизм был до конца второй мировой войны государственной религией Японии.
Главный стержень его – догмат о божественности императорской власти. Император
– потомок богини Аматерасу. Каждый японец обязан абсолютно повиноваться его
священной воле. Дворец императора – святилище. Гробницы умерших императоров
также делаются святилищами. Важнейшие государственные и религиозные праздники
были связаны с днями памяти выдающихся императоров, начиная с легендарного
Дзимму-тенно. Шинтоистские секты очень многочисленны – их насчитывают многие
десятки. Большинство из них недавнего происхождения, появившиеся не раньше XIX в. По своему вероучению они сильно
различаются между собой. В одних ясно видны пережитки примитивных культов.
Таковы, например, «горные» секты – дзикко-кё, фусо-кё, митаке-кё: кё значит
сообщество, секта, с их подчеркнутым культом горных вершин как местопребывания
богов. В других заметно влияние буддизма, конфуцианства.
Крупную роль в шинтоизме играет
семейно-родовой культ предков, напоминающий конфуцианский в Китае. Считается,
что каждый умерший превращается в ками, и глава семьи, глава рода совершает
ежедневные моления им и приносит жертвы. В каждом доме имеется семейный алтарь
– ками-дана – с небольшим шкафчиком для табличек умерших.
Объектом публичного культа служат
многочисленные духи и божества, местные и общенародные. Этих божеств и духов
великое множество: в текстах говориться о 8 миллионах ками: число «8» – святое
у японцев). Наиболее чтимые из них: Аматерасу (богиня солнца), Суса-но-во (бог
бури), Инари («рисовый человек», покровитель земледелия). Видное место в
шинтоистском пантеоне занимают знаменитые императоры и другие выдающиеся лица
древности. Почитанием пользуются также священные места, особенно горы; среди них
на первом месте – Фудзияма. Сохранились следы древнего культа животных,
особенно лисицы, обезьяны, черепахи, змеи, оленя. Есть и пережитки фаллического
культа.
Шинтоистский культ очень прост: он
сводится к произнесению молитвенных формул – норито – и принесению жертв (рис,
овощи, рыба и т.д.). Но в нем есть и черты шаманизма: обряды, при которых жрец
доводит верующих до состояния исступления, чтобы они могли общаться с
божеством. Важную роль в шинтоистском обряде играет обрядовая чистота: ничто
нечистое не должно касаться священного места; соприкоснувшийся же с нечистотой
человек должен подвергнуться очистительному обряду. Дважды в год, 30 июня и 31
декабря, устраиваются всенародные очистительные церемонии. Нечистым же в
шинтоизме считается особенно кровь и все связанное со смертью.
5. Религия в современной Японии.
Поражение Японии во второй мировой
войне и крушение милитаристско-шовинистических планов пошатнуло устои
официальной религии. Оккупационные американские власти издали в 1945 г. «директиву»
об отделении шинтоистской религии от государства. 1 января 1946 г. микадо
обнародовал «рескрипт», осудивший прежнюю государственную доктрину о
божественности императора и о превосходстве японского народа над всеми другими
народами. Особыми правительственными распоряжениями отменялись все публичные
церемонии микадо и религиозное воспитание в школах. В неприкосновенности был
оставлен лишь придворный культ.
В современной жизни Японии
религиозность проявляется главным образом в соблюдении традиционных обрядов,
особенно домашних. Публичные религиозные церемонии привлекают многих, но
отчасти лишь как развлечение и интересное зрелище.
Список литературы :
1. Справочник «Страны мира», статья «Япония», 1996 год.
2. Советский
энциклопедический словарь. М., 1987.
3.
WWW. Embjapan.ru, информационный Internet-сервер посольства Японии в России.
4. Страны мира:
краткий полит. - эконом. справочник. М., 1993.
5. В. М. Хачатурян
"История мировых цивилизаций" М. 1996 год
|