Реферат: Мировой трубопроводный транспорт
А).
Наряду с железнодорожным и автомобильным трубопроводный транспорт относится к
сухопутным видам транспорта. Однако тогда как по железным и автомобильным
дорогам перевозят и грузы и пассажиров, трубопроводы предназначены только для
транспортирования жидких и газообразных продуктов. Соответственно их принято подразделять
на нефтепроводы, продуктопроводы и газопроводы (пульпопроводы имеют очень
небольшое значение).
Б).
Развитие трубопроводного транспорта неотделимо от развития нефтяной и газовой
промышленности. Нефтепроводы и продуктопроводы наряду с танкерным флотом
являются главным средством переброски нефти и нефтепродуктов на средние,
большие и очень большие расстояния. Такую же функцию выполняют газопроводы в
газовой промышленности. И те и другие обеспечивают преодоление территориального
разрыва между районами добычи и потребления жидких и газообразных
углеводородов.
В).
История трубопроводного транспорта, как и история нефтяной промышленности,
восходит к середине XIX в. Первый нефтепровод длиной всего 6 км построили в США в 1865 г. Через десять лет промышленный центр Питсбург в Пенсильвании был
соединен с нефтепромыслом 100-километровым нефтепроводом. В Латинской Америке
первый нефтепровод был проложен (в Колумбии) в 1926 г., в Азии (в Иране) – в 1934 г., в зарубежной Европе (во Франции) – в 1948 г. На территории Российской империи первый продуктопровод, соединивший Баку и Батуми, был
построен в 1907 г. Но широкое строительство нефтепроводов началось уже после
Первой мировой войны, а газопроводов – после Второй мировой войны.
Протяженность
нефтепроводов и продуктопроводов составляет 600 тыс. км, газопроводов — 900
тыс. км. По продуктопроводам транспортируется уголь, руда в смеси с водой в
виде жидкой массы.
Трубопроводы
расположены преимущественно в Европе, Северной Америке, на Аравийском
полуострове. В России крупнейшими нефтепроводами являются «Дружба» (5, 5 тыс.
км), связывающий Западную Сибирь с Европой, и нефтепровод «Уренгой — Западная
Европа» (4, 5 тыс. км).
Анализируя
размещение нефте– и продуктопроводов, можно отметить, что крупнейшие их системы
сложились, во-первых, в странах с большими размерами добычи и внутреннего
потребления нефти и нефтепродуктов, а иногда и экспортирующих их (США, Россия,
Канада, Мексика, а также Казахстан, Азербайджан и др.). Во-вторых, они
сложились в странах с ярко выраженной экспортной ориентацией нефтяной
промышленности (Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Ливия, Алжир, Венесуэла).
Наконец, в-третьих, они сформировались в странах с не менее ярко выраженной
импортной ориентацией нефтяного хозяйства (Германия, Франция, Италия, Испания,
Украина, Белоруссия и др.). Самые большие по протяженности магистральные нефтепроводы
сооружены в странах СНГ, в США, Канаде, Саудовской Аравии.
В
составе первой десятки стран по протяженности газопроводов первые семь позиций
– с огромным количественным перевесом – занимают экономически развитые страны.
Это во многом объясняется тем, что строительство газопроводов в Китае началось
сравнительно недавно, большинство же развивающихся стран если и экспортирует
природный газ, то в сжиженном виде морским путем. В свою очередь, из
перечисленных в таблице развитых стран США, Германия, Франция, Италия (к ним
можно добавить Украину, Белоруссию, Польшу, Чехию, Австрию и др.) имеют ярко
выраженную потребительско-импортную ориентацию, а Россия и Канада (к ним можно
добавить Туркмению, Норвегию, Алжир) – потребительско-экспортную или
экспортно-потребительскую ориентацию. Самые большие по протяженности
газопроводы действуют в странах СНГ, Канаде и США.
Трубопроводный
транспорт имеет большие перспективы развития, связанные с постоянным ростом
потребностей в нефти и в особенности в природном газе. В разных регионах и
странах мира продолжается сооружение магистральных нефтепроводов. Главным
центром активности в этом отношении в последнее время стал Каспийский регион.
Еще больший размах приобрело строительство газопроводов. Их также сооружают во
многих регионах и странах, но если иметь в виду только важнейшие из них, то
следует назвать в первую очередь страны СНГ, Юго-Восточной Азии, Китай,
Австралию, а во вторую – Западную Европу, США и Канаду, Северную Африку и
Латинскую Америку. По данным на 2001 г., всего в мире сооружалось 85 тыс. км
новых трубопроводов.
Россия,
уступая США по общей протяженности трубопроводов, еще в начале 1990-х гг.
намного превосходила их по грузообороту этого вида транспорта. Этот перевес
сохранился и позже: ведь грузооборот нефте– и газопроводов России составляет
1850 млрд т/км, или почти треть мирового. Лидерство России во многом
объясняется тем, что ее гораздо более новые по времени постройки и более
современные трубопроводы благодаря большому диаметру труб и высокому давлению
обладают намного большей пропускной способностью. Это относится к уже давно
действующим международным трубопроводам – нефтепроводу «Дружба» и газопроводам
«Союз» и «Братство», по которым нефть и газ поставляются в зарубежную Европу. И
тем более к недавно введенной в эксплуатацию Балтийской трубопроводной системе
(БТС), давшей выход нефти к Финскому заливу, а также к строящимся морским
газопроводам «Северный поток» (на Балтийском море) и «Южный поток» на Черном
море. На восточном направлении ведется грандиозное строительство нефтепровода
Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), по которому российская нефть пойдет на
рынки стран АТР и США. Благодаря трубам диаметром почти в 1, 5 м пропускная способность этой нефтяной магистрали составит 80 млн т в год.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru/
|