1.4 Машиностроительный комплекс.
Машиностроение – одна из ведущих отраслей
тяжелой индустрии России. Создавая наиболее активную часть основных
производственных фондов – орудия труда – машиностроительная промышленность в
значительней степени оказывает влияние на темпы и направления научно-технического
прогресса в различных отраслях народного хозяйства, на рост производительности
труда и другие экономические показатели. определяющие эффективность развития
общественного производства. На долю машиностроения приходится более 1/3 объемов
производства товарной продукции промышленности России, около 2/5
промышленно-производственного персонала и почти 1/4 основных
промышленно-производственных фондов.
Ассортимент выпускаемой продукции
российского машиностроения отличается большим разнообразием, что обусловливает
глубокую дифференциацию его отраслей и влияет на размещение отдельных видов
продукции.
В структуре машиностроения насчитывается
19 крупных комплексных отраслей, более 100 специализированных подотраслей и
производств.
К комплексным отраслям, сходным по
технологическим процессам и используемому сырью, относятся: тяжелое,
энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая
промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительная и
инструментальная промышленность; тракторное и сельскохозяйственное
машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности.
Долгое время темпы развития машиностроения
опережали развитие промышленности и целом. Высокими темпами развивались
отрасли, определяющие научно-технический прогресс и в первую очередь
станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная
промышленность, производство средств вычислитель ной техники.
Достижения машиностроительного комплекса
характеризовались не только ростом объемов его производства, но и созданием и
выпуском прогрессивных видов продукции, внедрением более современных
технологий. Так, был начат серийный выпуск новых гибких производственных
модулей, автоматических линий для механообрабатывающего и
кузнечно-штамповочного производств, переднеприводного малолитражного легкового
автомобиля. Среди созданных образно новых типов машин, приборов, средств
автоматизации значительная часть продукции отвечает необходимым техническим
требованиям, уровню лучших отечественных и зарубежных образцов, а некоторые из
них даже превосходят этот уровень.
Однако, несмотря на определенные сдвиги в
развитии машиностроения, его научно-техническая и производственная база не
адекватны требованиям интенсификации общественного производства. Велика доля
оборудования, которое эксплуатируется десять, пятнадцать и более лет, в то
время как сменяемость оборудования на предприятиях Японии составляет
шесть-восемь лет, а в европейских государствах – десять-двенадцать лет. Поэтому
для технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства и ускорения
социально-экономического развития необходима широкая реконструкция предприятий
машиностроительного комплекса.
Распад СССР как единого государства и
образование независимых государств способствовали усугублению распада и экономике.
Нарушение договорных обязательств по поставкам продукции, натурализация обмена,
возникновение в широких масштабах бартерных сделок придали большую
интенсивность развитию экономического сепаратизма республик и отдельных
регионов. Меняются налаженные связи, но поставкам конечной и комплектующей
продукции машиностроения. Высокий уровень территориального разделения труда, а
также монополизм, присущий машиностроительному комплексу Союза, обусловили
отсутствие и России целого ряда производств, необходимых для нормального
функционирования, как самого машиностроения, так и всего народного хозяйства.
Особое место в этих связях занимает Украина.
С 1991 г. нарастала тенденция сокращения
межрегионального обмена продукцией производственно-технического назначения. Нарушение
вертикальных и отсутствие устойчивых горизонтальных связей способствовали
снижению производства продукции базовых отраслей и в первую очередь
машиностроения. Кризисные процессы в машиностроении усугублялись высоким
уровнем концентрации и монополизации производства. Среди 2/3 предприятий
машиностроения каждое выпускает свыше 75% определенного вида продукции, т.е.
является его монопольным производителем. Конец 80-х, и особенно начало 90-х
годов, сопровождались и распадом внешнеэкономических связей в области торговли
машинами и оборудованием, которые складывались в течение нескольких десятилетий
и способствовали определенному балансу и обеспеченности потребностей отраслей
хозяйственного комплекса России современной техникой. Вместе с тем, структурная
перестройка, происходящая в машиностроительном комплексе, позволила наладить
производство 4000 наименований новых изделий. Однако структурные изменения
происходят медленно не только из-за слабой адаптации машиностроительных
предприятий к работе в новых экономических условиях, но и из-за отсутствия у
предприятий оборотных средств.
В настоящее время практически все
предприятия гражданского машиностроения стали акционерными обществами. На
большинстве приватизированных предприятий пока еще не произошло существенных
изменений в структуре, номенклатуре и объемах производства продукции. Поэтому
экономический эффект в результате разгосударствления предприятий не
достигается.
Машиностроение занимает важное место в
экономике крупных экономических районов России. В структуре промышленного
производства товарной продукции большинства районов на долю машиностроения
приходится от 20 до 30%. Особенно высок уровень его развития в Центральном,
Уральском, Поволжском экономических районах.
За последние десятилетия в структуре машиностроения
произошли значительные изменения. Научно-технический прогресс способствовал
выделению таких самостоятельных отраслей, как электроника, производство средств
вычислительной техники и др.
В отличие от других отраслей
промышленности на размещение машиностроения в наименьшей степени влияют
природные факторы (наличие полезных ископаемых, обеспеченность водными
ресурсами) и весьма существенно воздействие экономических факторов, таких, как
обеспеченность территории трудовыми ресурсами, наличие устойчивых транспортных
связей, специализация и кооперирование производства. Специализация производства
предполагает сосредоточение основной производственной деятельности на
изготовлении одного продукта, части продукта или на выполнении только отдельных
операций при его производстве. Специализацию в машиностроении подразделяют на
предметную, технологическую и подетальную.
Специализация является важнейшим
направлением интенсификации производства машиностроения. Она дает больше
возможностей для использования высокопроизводительного оборудования, средств
автоматизации и роботизации производственных процессов, что обеспечивает рост
производительности труда и повышает эффективность развития производства.
Например, Камский автомобильный комплекс включает шесть крупнейших специализированных
заводов: ремонтно-инструментальный, литейный, дизельный, прессово-рамный,
кузнечно-прессовый и автосборочный. Они оснащены оборудованием и
технологическими средствами, позволяющими сравнительно быстро, без
дополнительных затрат перейти с производства одних видов автомобилей на другие.
Специализация промышленного производства
обусловила широкие связи по кооперационным поставкам между предприятиями
различных отраслей народного хозяйства: химической, текстильной и др.
Кооперирование означает участие в процессе производства готового продукта
нескольких предприятий, каждое из которых выполняет определенную
технологическую операцию. Например, Волжский автозавод связан по
кооперированным поставкам более чем с 300 смежниками, поставляющими ему свыше
100 комплектующих изделий и 500 наименований материалов. На их долю приходится
более 55% себестоимости производства автомобилей.
Производственно-технический потенциал
отрасли характеризуется тремя основными показателями: объемом выпускаемой
товарной продукции (в рублях или натуральных показателях), размером основных
промышленно-производственных фондов (в рублях), численностью
промышленно-производственного персонала (человек). Удельный вес этих
показателей по отдельной отрасли в общих показателях машиностроения позволяет
определить ее направленность. Так, если удельный вес основных
промышленно-производственных фондов (ОППФ) в данной отрасли значительно
превышает долю занятых в ней, то такая отрасль относится к фондоемкой, но
трудосберегающей (тяжелое машиностроение). Если же удельный вес численности
промышленно-производственного персонала значительно превышает долю ОППФ в
отрасли, то эта отрасль принадлежит к числу трудоемких, но фондосберегающих
(приборостроение, электронная промышленность).
В зависимости от особенностей
взаимодействия таких факторов, как материалоемкость и трудоемкость, выделяют
тяжелое машиностроение, общеe машиностроение и среднее машиностроение.
Одной из главных задач развития
машиностроительного комплекса являются коренная реконструкция и опережающий
рост таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и
электронная промышленность, производство вычислительной техники, что позволит
России набрать темпы для приближения к мировому уровню экономики.
1.5
Химико-лесной комплекс
Значение химико-лесного комплекса в
народном хозяйстве России огромно. Он играет важную роль в расширении
ассортимента производства товаров народного потребления. Его отрасли связаны со
всеми другими отраслями. Химизация хозяйства позволяет успешно решать крупные
технические и экономические проблемы, постоянно увеличивать выпуск новых видов
химических материалов для удовлетворения нужд народного хозяйства. Химический
комплекс имеет сложную структуру, включающую различные отрасли основной химии и
органического синтеза.
Сернокислотная промышленность – одна из важнейших отраслей. Серная кислота находит
широкое применение при производстве минеральных удобрений, в металлургической,
нефтеперерабатывающей, текстильной и пищевой промышленности и во многих других
отраслях. Сырьем для получения серной кислоты служат серный колчедан (пирит) и
сера. Серная кислота также вырабатывается из сернистого газа, улавливаемого при
плавке сульфидных руд, переработке сернистой нефти, сероочистке коксового и
природного газа. Сернокислотные заводы размещаются в основном в районах
потребления серной кислоты. Основное сырье для ее производства (серный
колчедан) приходится перевозить на дальние расстояния. Это объясняется тем, что
серная кислота является малотранспортабельным грузом. В ряде районов получение
серной кислоты совмещается с основными производствами на базе использования их
отходов: например, серная кислота вырабатывается на Среднеуральском
медеплавильном, Челябинском цинковом, Волховском алюминиевом и других заводах
цветной металлургии.
Сернокислотная промышленность развита
почти во всех экономических районах. Важнейшие предприятия по производству
серной кислоты размещены в центральных районах: Воскресенский, Щелковский,
Новомосковский, Чернореченский (Дзержинск) заводы; на Урале: Березниковский,
Пермский заводы.
Содовая промышленность, продукция которой применяется в стекольной и
химической, а также в цветной металлургии, целлюлозно-бумажной промышленности,
текстильной и в быту, размещается в Пермской области – Березниковский комбинат:
в Башкортостане – Стерлитамакский; в Алтайском крае – Михайловский содовый
комбинат.
Важной отраслью химической промышленности
является производство минеральных удобрений – фосфорных, калийных
и азотных. Основным сырьем для выпуска суперфосфата служат апатиты и фосфориты.
Крупнейшими предприятиями суперфосфатной промышленности являются химические
заводы и комбинаты: Воскресенский (Московская область), Невский
(Санкт-Петербург). Самым крупным является комбинат "Апатит" на Кольском
полуострове. Большое внимание обращается на производство суперфосфата в
гранулированном виде (т.е. в виде мелких зерен), выпуск концентрированных
фосфорных удобрений. Особенностью в размещении суперфосфатной промышленности
является то, что большинство суперфосфатных заводов России работает на
хибинских апатитах. Это приводит к перевозкам огромного количества сырья на
большие расстояния. Однако следует иметь в виду, что хибинские апатиты даже в
Сибири являются более дешевым сырьем, чем местные фосфориты.
Производство калийных удобрений
представлено Соликамским и Березниковским комбинатами на Урале.
Важнейшими отраслями химии органического
синтеза является производство синтетического каучука и резиновых изделий,
пластмасс и химических волокон. Предприятия по производству
синтетического каучука и резины размещаются: в Санкт-Петербурге – "Красный
треугольник", в Москве — "Каучук" и "Красный
богатырь"; построен ряд новых крупнейших заводов в Воронеже, Омске,
Красноярске и других городах. Создан резиноасбестовый комбинат в Ярославле,
имеются шинные заводы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Кирове, Омске и
других городах. Большое значение для быстрого развития резиновой промышленности
имело создание отечественной базы производства синтетического каучука. В
качестве исходного сырья при производстве непищевого спирта используются
углеводороды нефти и газа, отходы лесопиления и деревообработки, отходы щелоков
сульфит-целлюлозных заводов, ацетилен (из карбида кальция) и некоторые другие
виды сырья. Применение непищевого сырья для производства синтетического каучука
приносит народному хозяйству огромную выгоду. Так, например, на получение 1 т
синтетического каучука расходуется около 3 т жидких газов вместо 9 т зерна или
22 т картофеля.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|