Жители
Фанагории и близлежащих деревень занимались земледелием. Они пахали тяжелым
деревянным плугом в упряжке быков. Имели железные мотыги и серпы. Сеяли главным
образом пшеницу, а также ячмень и просо. Вокруг города
возделывались сады. в которых выращивались
груши, яблоки, сливы, алыча. На холмах, окружавших
Фанагорию, находились
виноградники. В проливе и в морях вылавливалось большое количество рыбы,
особенно славились осетровые, которые вывозились в Грецию, где они высоко
ценились.
Фапагория имела две гавани — одну морскую, где приставали суда, прибывшие из Греции, и вторую — речную на
одном из рукавов
Кубани. Отсюда суда, груженные товарами, плыли вверх по Кубани в земли меотов.
Особенно тесные торговые связи в V—IV веках до нашей эры были с Афинами. Этот
крупнейший город Греции вечно страдал от недостатка собственного хлеба, и половину всего необходимого ему привозного
хлеба — около i миллиона пудов в год — получали из Боспора. Афинским купцам боспорские правители предоставляли право грузить свои суда первыми и освободили их от уплаты пошлины за вывозимый хлеб.
Кроме Афин, Боспорское государство вывозило хлеб и в другие города древней
Греции. Помимо хлеба, Боспор вывозил соленую и
вяленую рыбу, скот. кожи, меха, рабов.
Население
Фанагории. как и других городов, состояло из греков и
выходцев из местной племенной знати, которые усвоили греческую культуру и
превратились в таких же рабовладельцев, как и сами греки. Боспорские правители
обладали внушительными военными силами, состоявшими из тяжеловооруженной и
легковооруженной-пехоты и из конницы. .
В
первые века нашей эры Боспорское государство было в зависимости от
могущественной Римской империи. С ослаблением ее
слабеет и Боспорское царство. В середине III века чашей эры Боспор уже не
имел сил, чтобы успешно отражать натиск варварских
племен. В IV веке нашей эры Фанагория пережила
катастрофу — значительная часть города была разрушена
и сожжена. Город подвергся разгрому во время нашествия кочевников — гуннов.
Их
влияние на коренное население Прикубанья
оказалось незначительным, рабство здесь не утвердилось. К Х веку начинают устанавливаться феодальные
отношения, а племена, жившие в Закубанье,-в предгорной
части края и на Черноморском побережье, сложились в адыгейскую народность. К
тому времени крепнут связи между адыгами и
Киевской Русью, чему способствует существование
русского Тмутараканского княжества на Таманском полуострове.
В
XIII—XIV веках адыгам пришлось выдержать натиск
орд Батыя и Тимура, а в XV веке втянуться в
длительную борьбу с султанской Турцией и Крымским ханством. Эти обстоятельства
сильно задержали экономическое и социальное развитие края, поставили под угрозу
существование адыгов как целой народности. В 1557
году, избрав единственно верный путь, Адыгея
добровольно присоединилась к России.
В XVIII веке помещичье
землевладение и крепостное право распространяется на причерноморские
и приазовские степи, Крым и Приднепровье. Этот район становится объектом активной государственной политики царской России. Во время
войн против Турции во второй половине XVIII века
боевые действия происходят и в зоне Прикубанья,
которое переходит в состав Русского государства.
В 90-е годы XVIII столетия
начинается русское заселение правобережной Кубани и Таманского
полуострова. Несмотря на особенности колонизации наших земель, здесь также
утверждаются феодальные отношения: землю расхватывают казачьи старшины, нещадно
эксплуатируются беднота и беглый люд, распространяется крепостное право.
Антифеодальные народные восстания в России нашли отголоски и на Кубани: в
1797 году произошло восстание казачьей бедноты, вошедшее в историю как
Персидский бунт. Капиталистические отношения, развивающиеся в России, еще очень слабо проникают в экономическую жизнь края.
В XIX
веке, особенно после реформы 1861 года, страна быстро идет по
капиталистическому пути развития. В конце века начинается этап пролетарского
освободительного движения. Развитие капитализма на Кубани и Черноморье
выражается в росте торговых связей, увеличении товарности сельскохозяйственного
производства, появлении и развитии промышленности.
Общероссийские
события в разной степени отразились и на истории нашего края. Казаки и адыги принимали участие в Отечественной войне 1812
года, на Черноморском побережье и Тамани
происходили боевые действия Крымской войны, крестьянские восстания в Адыгее
слились с общерусской борьбой против крепостного права. В 30—40-е годы на
Кубани находились ссыльные декабристы, в 70-е и в первой половине 80-х годов в
станицах и городах велась народническая пропаганда. Начинается и рабочее
движение, а в 90-е годы появляются первые марксистские кружки.
Даже
после долгих лет сибирской каторги и ссылки декабристы' не получали
разрешения возвратиться домой — слишком напугано было самодержавие восстанием 14
дакабря 1825 года. Царь тогда цинично заявил: «Этим господам — путь в Россию ведет
через Кавказ)). Многие декабристы были направлены
в звании нижних чинов в действующую Кавказскую армию. Шла война, и таким образом всякий удостоившийся
императорского «благоволения»
обрекался на верную гибель. О своем переселении из Сибири на Кавказ декабристы
говорили: «Из ада в ад».
В 1837
году, проделав двухмесячный путь через Тобольск,
Казань, Ростов, группа декабристов прибыла на Кубань. Их определили на службу в крепость Прочный Окоп.
Это укрепление было основано в 1794 году донскими
казаками. Здесь находилась штаб-квартира Кубанского
казачьего войска и размещалась артиллерийская
бригада.
В
Прочном Окопе декабристов радушно встретили офицеры, как могли, облегчали их
тяжелую участь. Ссыльные декабристы числились в
солдатском звании. Однако иные командиры тайно, с
риском для своего служебного положения разрешали им в походах иметь верховую лошадь
и вьючную для личных вещей.
Декабристы
— русские дворянские революционеры, борцы против крепостного права в России 14
декабря 1825 года на Сенатской площади в
Петербурге с оружием
выступили против царизма. Летом
декабристы вместе со всеми
участвовали в походах и экспедициях, запинались строительством укреплений. В частности, именно они строили Махошевское укрепление. На зимние квартиры
возвращались в Прочноокопское.
В
Прочном Окопе постоянно жила
семья декабриста М. М. Нарышкина. Член «Союза благоденствия» и
Северного тайного общества
Михаил Михайлович Нарышкин был приговорен за
участие в восстании 1825 года к двенадцати годам сибирской каторги. Его жена была одной
из одиннадцати женщин, которые последовали за своими мужьями в Сибирь. Елизавета
Петровна Нарышкина являлась дочерью прославленного
героя 1812 года, искусного военачальника генерала П. П. Коновницына. Она была умна,
блестяще образованна, остроумна, отлично пела. Ее любили в обществе.
Елизавета
Петровна разделяла с мужжем
суровую участь ссыльной и его политические
убеждения. Еще из Сибири полицейский агент доносил
начальству: «Между дамами две самые непримиримые и всегда готовые разрывать на
части правительство — княгиня Волконская и генералыла Коновницына (Е.
П. Нарышкина). Их частные 'кружки служат средоточием для всех недовольных, и
нет брани злее той, которую они извергают на правительство
и его слуг^.
Брат
Елизаветы Петровны П. П. Коновницын был членом Северного тайного общества. Лишенный дворянского звания
и осужденный к каторге, он одним из первых был
переведен на Кавказ. Участвовал здесь во многих сражениях. Сестра, приехав сюда, уже не застала брата: он умер от холеры.
В Прочноокопском Нарышкины
занимали довольно большой дом на широкой улице, окруженный тенистым садом со сливовыми деревьями. Здесь
всегда находили радушный прием декабристы и
сочувствующие им офицеры.
Библиотека Нарышкиных была достоянием
всех желающих. В этом доме устраивались музыкальные и литературные вечера. Н.
И. Лорер, один из деятельных членов Южного тайного
общества, умел развлечь всех забавными рассказами.
Постоянно бывали у Нарышкиных декабристы М. А. Назимов и
В. Н. Лихарев, позднее погибший в бою под
Валериком. Стали завсегдатаями у Нарышкиных декабристы братья Беляевы, прибывшие из Сибири тремя
годами позднее их.
Разжалованный
полковник М. М. Нарышкин, дослужившись на Кавказе до чина прапорщика, получил
наконец в 18^4 году разрешение вернуться в Россию.
Он поселился с женой в небольшом поместье недалеко
от Тулы. До конца дней жизнь их была посвящена заботам об обездоленных
друзьях-декабристах.
Дом
Нарышкиных в Прочноокопском, где собирались ссыльные декабристы, к сожалению, не
сохранился до наших дней. На его месте сейчас стоит старая пекарня. И лишь мемориальная
доска, установленная в 1972 году, хранит память о пребывании на Кубани столь замечательных людей России, которых В. Н. Ленин назвал самыми выдающимися
деятелями дворянского периода в освободительном
движении России.
Казаки
и иногородние, крестьяне, адыгейские крестьяне страдали от социального и
национального угнетения, темноты и невежества, но своим трудом, ратными
подвигами в борьбе с иноземцами они укрепили экономическую и военную мощь страны. Участвуя в революционном движении вместе со
всеми трудящимися России, они делали первые шаги в борьбе за со-' циальное освобождение. В конце XIX века на арене
революционной борьбы трудящихся края появился рабочий
класс, которому суждено было возглавить крестьянское и национальное движение в
борьбе против царизма и капитализма.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|