Обе стороны активно
соперничали по проблемам поставок газа в Турцию и другим проектам. Иран
чрезвычайно болезненно относится к вопросам, касающимся Каспийского моря. По
заявлению секретаря Высшего национального совета безопасности ИРИ Х.Роухани,
Иран "считает Южный Кавказ зоной своей национальной безопасности и не
может быть безразличным к происходящим в этом важном регионе изменениям".
На Ашхабадской встрече глав пяти прикаспийских государств, состоявшейся в
апреле 2002 г., президент ИРИ М.Хатами призвал закрыть регион для всех других
стран, подчеркнув, что Каспийское море принадлежит пяти прибрежным государствам
и никому не следует вмешиваться в его дела. Министр иностранных дел ИРИ
К.Харрази, выступая в иранском меджлисе в начале января 2003 года, отметил, что
до распада Советского Союза Иран фактически не присутствовал на Каспии, за
исключением ряда небольших проектов, но в настоящее время Иран стремится
активизировать свое присутствие на море. Иранское правительство считает
неприемлемыми односторонние соглашения, связанные с эксплуатацией морских
ресурсов до определения правового статуса Каспия и возражает против раздела
моря по так называемой "серединной линии", поскольку это не будет
гарантировать справедливое для Ирана распределение богатств Каспийского моря. В
начале 2003 года в Тегеране состоялась 10-я научно-практическая конференция "Перспективы
и безопасность Центральной Азии и Кавказа". На конференции
спецпредставитель Ирана по Каспию Мехди Сафари напомнил предложение Ирана
прикаспийским государствам, в соответствии с которым 20% территории Каспийского
моря должны принадлежать его стране. Он подтвердил, что правительство Ирана
считает соглашения от 1921 и 1940 гг. с бывшим Советским Союзом основой для
любого урегулирования по правовому статусу Каспия. Такая позиция, занятая
Ираном по Каспийскому морю, задерживает урегулирование каспийской проблемы и
служит одной из причин, почему до сих пор прикаспийские государства не смогли
найти общую основу по этому вопросу.
В последнее время в
отношениях Ирана с Россией и с другими государствами СНГ появились новые
тенденции. После 11 сентября 2001 г. сложилась иная ситуация, особенно в
Центральноазиатском районе, так как основное острие борьбы США с терроризмом
было направлено на этот регион. В настоящее время существенно расширились рамки
конфликтного потенциала региона, который прежде сводился главным образом к
проблеме ближневосточного конфликта. Это заставило многие страны региона
пересмотреть свои внешнеполитические концепции. Угроза международного
терроризма стала реальной для всех государств. Прежние элементы, которые
служили главным фактором взаимоотношений России и Ирана в Средней Азии и
Закавказье, начали меняться. Особенно это стало заметно после появления
американских военных контингентов в ряде стран СНГ и позиции, занятой по этому
вопросу Россией. Насторожило Иран сближение России с США и развитие ее
отношений с НАТО. Одна из главных составляющих российско-иранского альянса –
стремление не допустить США в страны региона – потеряла свою остроту. Политика
России в Центральной Азии претерпела значительную трансформацию.
Российские устремления в
регионе стали менее амбициозными, а политика России приобрела более
централизованный характер. Россия строит свои отношения с государствами СНГ без
оглядки на третьи страны и, в частности, на Иран. Это стало возможным и потому,
что изменилась политика и стран СНГ. На смену националистическому угару пришла
более прагматичная и трезвая политика. За последние 10 лет в республиках
Центральной Азии спала волна национализма и борьбы за суверенитет, что мешало
развитию отношений с Россией. В политике этих государств появилось больше
прагматизма. Об этом свидетельствуют изменения позиции России по Каспийскому
морю, заключение договора о коллективной обороне стран СНГ и другие шаги РФ.
Кроме того, некоторые положительные сдвиги в чеченском вопросе ослабили
заинтересованность России в политической поддержке ИРИ. Иран почувствовал эту
перемену и стал выстраивать свои отношения со странами Средней Азии и Кавказа,
исходя только из своих интересов. Основные цели и направления политики Ирана в
отношении стран СНГ остаются прежними: Иран возражает против иностранного
присутствия в Центральной Азии. Особую обеспокоенность Тегерана вызывают планы
США обеспечить длительное присутствие своих войск в Афганистане и пограничных с
ИРИ районах. В Центральной Азии США действуют по трем основным направлениям:
политическом – антитеррористическая война, экономическом – контроль над углеводородными
ресурсами Каспия, стратегическом – выйти в тыл Китаю. Ситуация в Центральной
Азии, которая долгое время находилась под влиянием России, резко изменилась в
связи с появлением Америки со всеми ее военными и гуманитарными средствами,
военными базами, политическими и финансовыми возможностями. Заинтересованность
американских нефтяных компаний в запасах жидких углеводородов Каспия
свидетельствует, что США пришли в Центральную Азию надолго. Поддерживая
различные проекты сооружения нефтепроводов из Каспийского региона, США
стремятся ослабить свою нефтяную зависимость от Саудовской Аравии и ОАЭ. Об
этом свидетельствует и реконструкция аэродромов в Узбекистане и Киргизии. На
реконструкцию аэровокзала Бишкек – Манас американцы планируют израсходовать 250
тыс. долл., т.е. сумму, равную 1\5 ВВП Киргизии. Однако политика США в
Центральноазиатском регионе вызывает разнообразное сопротивление со стороны
местной власти, наркоторговцев, исламских традиционалистов и ряда региональных
держав, в частности Ирана.
Значительные трудности
встречают США в Узбекистане, Таджикистане, Туркмении, где на их пути встают
консерватизм администрации, наркомафия, взяточничество, исламские традиции.
Только Казахстан и Киргизия, которые менее привержены исламу, чем другие
среднеазиатские государства, могут послужить базой американского и европейского
влияния. Эффективность будущих американских действий во многом зависит от того,
какую США выделят экономическую помощь этому региону. И это должно быть не
только вооружение, а продукты питания, медикаменты, посевные материалы,
строительство инфраструктуры и обеспечение безопасности, в чем так нуждаются
государства Центральной Азии. Все это заставляет Иран активизировать свою
политику в регионе, складывающуюся в результате политики США, а не сидеть в
ожидании дальнейшего развития событий. Поэтому Иран, исходя из собственных
интересов, предпринял активную внешнеполитическую деятельность.
В течение 2001–2002 гг.
Иран попытался поднять статус своих отношений со странами СНГ. Центральная Азия
превратилась в одно из главных направлений его внешней политики. За короткое
время иранские руководители посетили Азербайджан, Армению, Туркменистан,
Таджикистан, Узбекистан. В пользу развития сотрудничества Ирана и государств
Центральной Азии говорит их культурное и историческое прошлое. Общность
культуры, истории, литературы и религии иранских народов и народов
Центральноазиатского региона является важным фундаментом для развития их
взаимоотношений. Особенно это актуально в настоящее время, когда культурно-политическая
доктрина Ирана в регионе несколько отступает от чисто исламских постулатов и
ориентируется на пропаганду иранского культурного наследия. Политические
деятели ИРИ во время своих многочисленных визитов в страны региона неоднократно
подчеркивали их общекультурные и исторические традиции, что, по их мнению,
могло бы стать важным моментом распространения иранского влияния в этом районе.
Так, К.Харрази во время
визита в Узбекистан в 2000 г. заявил, что ИРИ приветствует возрождение славной
истории и культурных традиций среднеазиатских государств и рассматривает этот
процесс как основу укрепления в них независимости и свободы. Но первостепенное
значение Иран уделяет прежде всего своим экономическим отношениям со странами
региона как более прагматичным и перспективным. В развитии своего
экономического потенциала страны Центральной Азии особенно заинтересованы, и в
этом Иран может оказать им определенную помощь. В последние годы после
появления США в Афганистане и некоторых среднеазиатских странах Иран пытается
активизировать и политические моменты в своих отношениях с государствами
региона, которые его особенно волнуют. Страны Центральной Азии, тесно связанные
с Россией, избегали политического контекста в своих отношениях с Ираном. В
настоящее время положение изменилось. У Ирана и стран Центральной Азии
появились общие политические интересы: Афганистан, каспийская проблема,
политика США в регионе, борьба с наркобизнесом и другие.
Большое внимание уделяет
Иран своим отношениям с Таджикистаном, с которым у него много общих культурных,
исторических, языковых традиций. По оценке ИРИ, Таджикистан играет важную роль
в укреплении стабильности в регионе. Во время своего визита в Таджикистан в
апреле 2002 г. президент ИРИ М.Хатами дал ясно понять, что Иран возражает против
иностранного (американского – Л.К.) присутствия в Центральной Азии. Все
проблемы и конфликты региона должны решать сами государства региона без
вмешательства "третьей" силы. Особую обеспокоенность Тегерана
вызывают планы США обеспечить длительное присутствие своих войск в Афганистане
в пограничных с ИРИ районах.
Значительно
активизируются отношения ИРИ с Туркменистаном. Развивается экономическое
сотрудничество между двумя государствами. Особенно в создании совместных
предприятий по нефтегазодобыче и переработке, в области технического
содействия, транспортировки и поставок нефтепродуктов, а также закупок и
реэкспорта туркменского газа через южные иранские порты. По заявлению
заместителя министра иностранных дел ИРИ М.Сармади, между ИРИ и Туркменистаном заключены
соглашения о торговле нефтепродуктами, достигнут прогресс в деле развития
транспортных услуг между двумя странами.
В ирано-узбекских
отношениях наряду с экономическими вопросами общей проблемой является
обеспечение безопасности на афганской границе. До американского вторжения в
Афганистан Иран и Узбекистан выступали за мирное разрешение афганского кризиса
путем переговоров конфликтующих групп. В настоящее время они выступают за
организацию международного контроля за положением в Афганистане.
Во время визита К.Харрази
в Узбекистан в сентябре 2001 г. обсуждались планы создания совместной
транспортной компании в целях активизации двусторонних торговых связей, а также
создание ряда совместных предприятий в сфере обеспечения новых услуг и
технологий, сотрудничество в финансово-банковской сфере. Узбекская сторона
обратилась к Ирану с просьбой о выполнении проектов по водоснабжению и
строительству водоочистных установок на общую сумму 10 млн. долл.
Иран развивает свои
отношения и со странами Закавказья. Заинтересованность Ирана в развитии
отношений с Арменией была подтверждена меморандумом, подписанным в декабре 2002
г. в Тегеране по окончании работы четвертой межправительственной
ирано-армянской комиссии по экономическому сотрудничеству. На основании меморандума
был подписан ряд документов: о развитии товарооборота между двумя странами, о
строительстве газопровода между Ираном и Арменией, об импорте иранского газа в
обмен на поставку электроэнергии из Армении, о строительстве
гидроэнергетического комплекса на реке Аракс, о сотрудничестве в области
сельского хозяйства. Иран выразил готовность способствовать продвижению мирного
процесса в Карабахе.
Развиваются отношения ИРИ
с Азербайджаном. Во время пребывания в Тегеране министра экономики Азербайджана
Ф.Алиева в 2001 г. К.Харрази выступил за ускорение развития двусторонних
экономических связей и выразил желание Ирана принять участие в азербайджанских
экономических проектах.
Иран не ограничивается
развитием отношений со странами Закавказья и Средней Азии, он пытается
активизировать свои связи и с другими республиками бывшего Советского Союза –
Украиной и Белоруссией. При этом обращает на себя внимание широта и
масштабность планов, заявленных в ходе взаимных визитов в 2001–2002 гг. Это и
предоставление таможенных льгот и преимуществ иранским товарам в этих
государствах, заключение соглашений об отмене режима двойного налогообложения,
поощрение создания совместных предприятий в сфере промышленного производства,
горнодобыче, нефтехимии, развитие сотрудничества в наземном транспорте,
организация торговых палат и т.п. Все это свидетельствует о том, что Иран на
фоне некоторого ослабления российского влияния на развитие обстановки в
Центральноазиатском регионе и в странах СНГ пытается усилить свои позиции в
этом районе. Заключая экономические и политические соглашения со странами
Центральной Азии, Иран стремится объединить эти государства региона, оставив за
собой главенствующую роль. Это поможет занять Ирану более устойчивые позиции в
противостоянии политике США в Центральной Азии и в то же время в случае
ирано-американского сближения заставит США считаться с интересами Ирана в
регионе.
Таким образом, если в
90-е годы Иран строил свои отношения со странами СНГ, учитывая в какой-то мере
интересы и позиции в них России, то в настоящее время он проводит политику,
исходя только из собственных интересов. Указанные тенденции могут послужить
изменению уровня российско-иранских отношений и в перспективе сказаться на
экономическом и политическом положении региона, значительно усилив позиции
третьих сторон. Это не в интересах ни России, ни Ирана. В последние годы
(2000–2003) Россия также активизировала свою внешнюю политику в
Центральноазиатском регионе, что отвечает ее интересам и способствует
углублению российско-иранских отношений. Как мы видели выше, политические и
экономические интересы России и Ирана в регионе во многом совпадают. Поэтому
России и Ирану необходимо проводить более целенаправленную внешнюю политику в
Центральной Азии, чтобы сохранить свои позиции, а в перспективе углубить и
расширить свои отношения со странами СНГ, что в экономических и политических
интересах всего Ближнего и Среднего Востока.
геополитический
экономический военный оппозиция
Список литературы
1.
Джомхурие Ислами,
14.10.1999; 25.10.1999; Кейхан Интернэшнл, 21.12.1999.
2.
Хуторская В.В.
Взаимоотношения Исламской Республики Иран и стран Центральной Азии // Ислам и
власть. – М., 2001.
|