Численность
занятых в различных отраслях экономики сократилась во всех районах, что вызвано
снижением численности населения и доли лиц трудоспособных возрастов, общим
спадом в промышленного производства и ростом безработицы. Повышение уровня
безработицы обостряет социальную напряженность, особенно в малых
монофункциональных городах.
В структуре занятости населения по отраслям в районах
увеличивается доля занятых в нематериальной сфере: торговле, общепите, бытовом
обслуживании, здравоохранении, в системе кредитования, страхования и банковской,
однако в ЦЧЭР еще велика доля занятых в сельском хозяйстве – 20,8% и недостаточная
занятость населения в нематериальной сфере производства в ВВЭР и ЦЧЭР.
III. Оценка
хозяйственного комплекса районов.
1. Общие тенденции
развития. После
Октябрьской революции и в Советское время районы испытали бурное развитие
экономики и рост производительных сил и производственного потенциала.
В
Северно-Западном районе были созданы новые отрасли обрабатывающей
промышленности. Для отраслевой структуры хозяйства Северо-запада характерно
резкое преобладание обрабатывающей промышленности над другими. С началом 90-х
годов XX в. Северо-Запад стал развивать производства новых синтетических
материалов, машиностроение, приборостроение, электротехническую, химическую
промышленность, производство пластмасс, новых красителей и др.
ЦЭР – ведущий в
стране в науке и образовании, ее главный культурный центр, с развитым
машиностроением с преобладанием завершающих стадий производства, химической,
текстильной, пищевой промышленностью. Сейчас этот район – форпост рыночных
преобразований в России, для него характерен лучший в стране инвестиционный
климат, сосредоточение крупных банков, финансово-промышленных групп, НИИ,
распространяющих высокие технологии в науке и производстве.
ВВЭР и ЦЧЭР
превратились в Советское время в индустриально-аграрные районы с высоким
экономическим потенциалом. В настоящее время ВВЭР характеризуется наличием
квалифицированных кадров, развитым трудоемким и наукоемким машиностроением,
материалоемкими отраслями лесной промышленности, многоотраслевым сельским
хозяйством с молочно-мясного животноводства и льноводства. ЦЧЭР выделяется
добычей железных руд и промышленностью с преобладанием черной металлургии, машиностроения
и химической промышленности, а также высоким уровнем развития АПК, различной
пищевой промышленности.
2. Отраслевая
структура промышленного производства. Структура хозяйства районов представлена
сочетанием таких межотраслевых комплексов, как топливно-энергетический,
металлургический, машиностроительный, химический, лесопромышленный,
строительный и агропромышленный.
Топливно-энергетический комплекс. Развитие топливно-энергетичес-кого комплекса районов
базируется в основном на привозном сырье. Основа ТЭК Северо-Запада, ВВЭР, ЦЧЭР
— ТЭС, работающие на привозном топливе, печорском и донецком углях. ЦЭР
использует собственный бурый уголь и торф на Каширской, Шатурской ГРЭС и др.
ТЭС. Вообще, ОЭС Центра – это самая мощная объединенная энергетическая система,
поставляющая электроэнергию в соседние районы.
Газ и нефть,
поступающие по нефтепроводам играют большую роль в удовлетворении
энергетических потребностей районов. Нужда в нефти удовлетворяется за счет
месторождений Тимано-Печорской провинции, Поволжья, поставляющих ее на
нефтеперегонные заводы. Мазут и газ используются на ТЭС и ТЭЦ. На
Северо-Западе в Киришах создан энергетический узел районного значения. Другой
узел сформировался в г. Сланцах. Он представлен предприятиями по добыче
сланцев, газосланцевым заводом и ГРЭС, работающей на сланцевой мелочи.
Псковская и Северная ГРЭС используют в качестве топлива торф. В ЦЭР
производится нефтепереработка в Ярославле, Рязани, Москве.
В ВВЭР велика
роль ГЭС построенных на Волге – Горьковской и Чебоксарской. На Северо-Западе и
ЦЭР роль ГЭС относительно невелика – пущены Волховская, Нарвская и др.
(Северо-Запад), в ЦЭР – Загорская ГАЭС и ГТЭС в Ивановской области.
В ЦЭР и ЦЧЭР
огромна роль АЭС, здесь действуют Обнинская, Калининская, Смоленская (ЦЭР) и
Нововоронежская и Курская (ЦЧЭР) АЭС.
Металлургический
комплекс
районов представлен пирометаллургическими циклами черных и цветных металлов.
Черная металлургия в ЦЧЭР представлена всеми
стадиями. Добыча железных руд осуществляется в пределах КМА (Михайловский,
Лебединский, Стойленский ГОКи). Черная металлургия работает на местном сырье и
привозном топливе – череповецком коксе. Черная
металлургия полного цикла (чугун, сталь, прокат) представлена в Липецке (Новолипецкий
комбинат). Липецкий трубный завод выпускает чугунные и стальные трубы), также -
в Старом Осколе находится крупнейший в России электрометаллургический комбинат
(высококачественная сталь, мелкосортовой прокат).
В ЦЭР черная
металлургия имеет вспомогательное значение, где используются
руды КМА и кузнецкий кокс. Доменное производство представлено в Туле,
ферросплавы и металлические порошки производит Новотульский комбинат, сталь и
прокат – Москва, Электросталь, метизы — Орел, в районе развито производство
огнеупоров.
Черная металлургия
ВВЭР – старейшая отрасль. Металлургические заводы, хотя и небольшие, но
выпускают необходимый ассортимент металла. Основные центры черной металлургии –
Выкса, Кулебаки, Н. Новгород.
Цветная
металлургия представлена в ЦЭР, Северо-Западе. Для Северо-Запада характерна
обработка тяжелых цветных металлов (никель, медь), добываемых в Мурманской
области (район Печенги), и некоторые вспомогательные производства (ремонт
оборудования и пр.), сосредоточенные в Санкт-Петербурге. Производство алюминия
представлено горнодобывающими предприятиями, глиноземными заводами
(пикалевский, тихвинский и волховский в Ленинградской области), прокатом легких
металлов (Санкт-Петербург). Тихвинский завод, работающий на тихвинских
высококремнистых бокситах, кроме глинозема выпускает также электрокорунд, а
Волховский и Пикалевский, работающие на нефелинах и известняках, производят
кроме глинозема соду и цемент. Глиноземные заводы приурочены к месторождениям
бокситов и известняков. Размещение алюминиевых заводов обусловлено крупным
источником гидроэнергии – Волховской ГЭС.
Для ЦЭР цветная
металлургия имеет внутрирайонное значение. Представлена производством редких и
рассеянных металлов, сплавов из титана, магния в Подольске, драгоценных
металлов в Касимове и Щелкове, тугоплавких и жаропрочных металлов в Москве,
сплавов и проката в Москве, Кольчугине, Ступине.
Машиностроительный
комплекс.
Для
ЦЭР ведущая отрасль рыночной специализации – высокоразвитое многоотраслевое
машиностроение, которое специализируется на производстве автомобилей,
станков, инструментов, приборов, электротехнического оборудования и
оборудования для легкой и пищевой промышленности. Для машиностроения ЦЭР
характерны выпуск продукции широкой номенклатуры и высокий удельный вес
общесоюзном производстве такой продукции, как электродвигатели, агрегатные
станки, приборы контроля и регулирования технологических процессов, оборудования
для лесной, текстильной, легкой, пищевой промышленности, вагонов и т.д. Развита
электронная и радиотехническая промышленность.
Машиностроительные
заводы производят магистральные тепловозы, речные суда, двигатели, оборудование
для торфяной и угольной, полиграфической промышленности, а также
сельскохозяйственные и дорожные машины. Специализация на отраслях наиболее
сложного точного машиностроения и средств автоматизации связана с наличием в
районе высококвалифицированных кадров и мощной научно-технической базы.
Предприятия машиностроения имеют широкие связи по кооперированию.
Транспортное
машиностроение представлено производством автомобилей, тепловозов, вагонов и
речных судов. Удельный вес только автомобилестроения в структуре
машиностроения весьма значителен. Крупный центр автомобилестроения – Москва
(ЗИЛ, АЗЛК. В Ликино-Дулеве находится автобусный завод, в Коломне
тепловозостроительный завод. Производство маневровых тепловозов создано на
Людиновском (Калужская область) и Муромском (Владимирская область) заводах.
Вагоностроение представленное Тверским вагоностроительным заводом, производящим
пассажирские вагоны для поездов дальнего следования и для электропоездов, и
Мытищинским заводом, выпускающим пассажирские вагоны и вагоны для
метрополитена. В Брянске производят изотермические вагоны. Москва, Рыбинск и Кострома
– центры речного судостроения и судоремонта.
Основной
центр станкостроения – Москва. Здесь находятся заводы, выпускающие серийные
полуавтоматические и автоматические станки, сложные автоматические линии и
агрегатные станки. В ЦЭР производятся приборы, средства автоматизации и системы
управления. Основной центр этой отрасли. Приборостроение также развито во
Владимире, Рязани, Смоленске.
Электротехническое
машиностроение представлено московскими заводами и заводами в Калуге,
Ярославле, Александрове.
В
районе производят также тракторы и сельскохозяйственные машины. В Люберцах
выпускаются самоходные комбайны, сенокосилки, во Владимире – колесные тракторы,
в Бежецке – льноуборочные машины, в Рязани и Туле – разнообразные
сельскохозяйственные машины и инвентарь.
В Москве,
Иванове, Кимовске (Тульская область) изготовляется оборудование для легкой
промышленности, в Подольске – для швейной, в Туле – для трикотажной
промышленности. В Рыбинске находится завод полиграфического оборудования.
Для
машиностроительного комплекса Северо-Запада района характерна значительная
территориальная концентрация. Подавляющее большинство машиностроительных
заводов Северо-Запада сосредотачивается в Санкт-Петербурге и его пригородах. В
МСК Северо-Запада выделяется три ветви. Одна из них включает предприятия,
ориентирующиеся на высококвалифицированный труд и отличающиеся малой
металлоемкостью. Это предприятия радиоэлектроники, приборостроения,
электроники. Все они имеют особо благоприятные условия развития в районе.
Вторая ветвь
объединяет заводы тяжелого и среднего машиностроения со значительной
металлоемкостью и большими потребностями в труде, причем не только квалифицированном.
К этой ветви относятся предприятия энергетического, сельскохозяйственного,
полиграфического машиностроения, производящие строительно-дорожные машины и
электротехнику.
Третья ветвь —
металлическое судостроение, создание которого обусловлено приморским положением
Северо-Запада. Судостроение тесно связано с различными машиностроительными
заводами района, в первую очередь Санкт-Петербурга. Предприятия судового
оборудования имеются и в городах, удаленных от моря. Они работают на основе
кооперации с судостроительными и судоремонтными заводами Санкт-Петербурга.
Для
ЦЧР машиностроение – важнейшая отрасль. Здесь развита электроника (Воронеж,
Белгород, Липецк), производство средств связи и телерадиоаппаратуры (Воронеж),
приборов (Курск, Тамбов), холодильников «Стинол», вычислительной техники
(Курск). Особенность района – развитый ВПК, особенно в Воронеже.
Станкостроение развито в Воронеже,
Липецке, сельскохозяйственная техника в Тамбове, Мичуринске, Курске.
Экскаваторы, горно-обогатительное оборудование, кузнечно-прессовое оборудование
производятся в Воронеже, химическое – в Тамбове, Моршанске, подшипники – в Курске,
Тамбове. Энергетическое машиностроение представлено производством паровых котлов
(Белгород), транспортное – авиационным заводом в Воронеже.
Машиностроение и металлообработка – отрасли специализации ВВЭР. Машиностроение
ориентируется на привозной металл. Проблема обеспечения металлом решается за
счет поставок его из Казахстана, Западной Сибири и Урала. Для района характерно
авто-, судо- и станкостроение, производство дизелей, моторов, изделий
радиотехники, приборов, инструмента. На общероссийский рынок регион поставляет
автомобили, суда, станки, двигатели, приборы, электротехническое и электронное
оборудование.
В районе выделяется транспортное машиностроение,
развитию которого способствовало наличие квалифицированных кадров и
научно-производственной базы. В ВВЭР возник крупнейший комплекс автомобилестроения.
Горьковский автозавод в Н. Новгороде выпускает легковые и грузовые автомобили,
имеет предприятия-смежники, построенные в малых и средних городах региона:
моторный завод – в Заволжье, тормозных узлов – в Канаше, шинный – в Кирове,
автофургонов – в Шумерле, автосамосвалов – в Саранске, в Павлове выпускают
автобусы для сельской местности. Известен также Чебоксарский завод промышленных
тракторов.
Одной из старейших отраслей специализации ВВЭР
является судостроение, представленное ведущим предприятием страны “Красное Сормово”
в Н. Новгороде, выпускающим суда на подводных крыльях, современные пассажирские
теплоходы, речные ледоколы, морские железнодорожные паромы. Предприятия
судостроения находятся в городах Нижегородской области.
Большое развитие в регионе получила электротехническая
промышленность. Саранский завод “Электровыпрямитель” выпускает значительную
часть электроламп и выпрямителей, производимых в России, в Саранске находится
предприятие по производству кабельных изделий, в Чебоксарах – электроаппаратный
завод.
Развито станкостроение и инструментальное
производство, получившее развитие во всех крупных городах региона.
Нижегородский завод выпускает фрезерные станки; крупнейшим предприятием по
производству деревообрабатывающих станков является “Красный инструментальщик”
(Киров). Завод по производству оборудования для химической промышленности
находится в Н. Новгороде, Волжске. В районе сложился крупный ВПК, который в настоящее
время подвержен конверсии.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|