на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Сравнительная характеристика экономических районов центральной России

Численность занятых в различных отраслях экономики сократилась во всех районах, что вызвано снижением численности населения и доли лиц трудоспособных возрастов, общим спадом в промышленного производства и ростом безработицы. Повышение уровня безработицы обостряет социальную напряженность, особенно в малых монофункциональных городах.

В структуре занятости населения по отраслям в районах увеличивается доля занятых в нематериальной сфере: торговле, общепите, бытовом обслуживании, здравоохранении, в системе кредитования, страхования и банковской, однако в ЦЧЭР еще велика доля занятых в сельском хозяйстве – 20,8% и недостаточная занятость населения в нематериальной сфере производства в ВВЭР и ЦЧЭР.

III. Оценка хозяйственного комплекса районов.

1.    Общие тенденции развития. После Октябрьской революции и в Советское время районы испытали бурное развитие  экономики и рост производительных сил и производственного потенциала.

В Северно-Западном районе были созданы новые отрасли обрабатывающей промышленности. Для отраслевой структуры хозяйства Северо-запада характерно резкое преобладание обрабатывающей промышленности над другими. С началом 90-х годов XX в. Северо-Запад стал развивать производства новых синтетических материалов, машиностроение, приборостроение, электротехническую, химическую промышленность, производство пластмасс, новых красителей и др.

ЦЭР – ведущий в стране в науке и образовании, ее главный культурный центр, с развитым машиностроением с преобладанием завершающих стадий производства, химической, текстильной, пищевой промышленностью. Сейчас этот район – форпост рыночных преобразований в России, для него характерен лучший в стране инвестиционный климат, сосредоточение крупных банков, финансово-промышленных групп, НИИ, распространяющих высокие технологии в науке и производстве.

ВВЭР и ЦЧЭР превратились в Советское время в индустриально-аграрные районы с высоким экономическим потенциалом. В настоящее время ВВЭР характеризуется наличием квалифицированных кадров,  развитым трудоемким и наукоемким машиностроением, материалоемкими отраслями лесной промышленности, многоотраслевым сельским хозяйством с молочно-мясного животноводства и льноводства. ЦЧЭР выделяется добычей железных руд и промышленностью с преобладанием черной металлургии, машиностроения и химической промышленности, а также высоким уровнем развития АПК, различной пищевой промышленности.

2.    Отраслевая структура промышленного производства. Структура хозяйства районов представлена сочетанием таких межотраслевых комплексов, как топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химический, лесопромышленный, строительный и агропромышленный.

Топливно-энергетический комплекс. Развитие топливно-энергетичес-кого комплекса районов базируется в основном на привозном сырье. Основа ТЭК Северо-Запада, ВВЭР, ЦЧЭР — ТЭС, работающие на привозном топливе, печорском и донецком углях. ЦЭР использует собственный бурый уголь и торф на Каширской, Шатурской ГРЭС и др. ТЭС. Вообще, ОЭС Центра – это самая мощная объединенная энергетическая система, поставляющая электроэнергию в соседние районы.

Газ и нефть, поступающие по нефтепроводам играют большую роль в удовлетворении энергетических потребностей районов. Нужда в нефти удовлетворяется за счет месторождений Тимано-Печорской провинции, Поволжья, поставляющих ее на нефтеперегонные заводы. Мазут и газ используются на ТЭС и ТЭЦ.  На Северо-Западе в Киришах создан энергетический узел районного значения. Другой узел сформировался в г. Сланцах. Он представлен предприятиями по добыче сланцев, газосланцевым заводом и ГРЭС, работающей на сланцевой мелочи. Псковская и Северная ГРЭС используют в качестве топлива торф. В ЦЭР производится нефтепереработка в Ярославле, Рязани, Москве.

В ВВЭР велика роль ГЭС построенных на Волге – Горьковской и Чебоксарской. На Северо-Западе и ЦЭР роль ГЭС относительно невелика – пущены Волховская, Нарвская и др. (Северо-Запад), в ЦЭР – Загорская ГАЭС и ГТЭС в Ивановской области.

В ЦЭР и ЦЧЭР огромна роль АЭС, здесь действуют Обнинская, Калининская, Смоленская (ЦЭР) и Нововоронежская и Курская (ЦЧЭР) АЭС.

Металлургический комплекс районов представлен пирометаллургическими циклами черных и цветных металлов.

 Черная металлургия в ЦЧЭР представлена всеми стадиями. Добыча железных руд осуществляется в пределах КМА (Михайловский, Лебединский, Стойленский ГОКи). Черная металлургия работает на местном сырье и привозном топливе – череповецком коксе. Черная металлургия полного цикла (чугун, сталь, прокат) представлена в Липецке (Новолипецкий комбинат). Липецкий трубный завод выпускает чугунные и стальные трубы), также - в Старом Осколе находится крупнейший в России электрометаллургический комбинат (высококачественная сталь, мелкосортовой прокат).

В ЦЭР черная металлургия имеет вспомогательное значение, где используются руды КМА и кузнецкий кокс. Доменное производство представлено в Туле, ферросплавы и металлические порошки производит Новотульский комбинат, сталь и прокат – Москва, Электросталь, метизы — Орел, в районе развито производство огнеупоров.

Черная металлургия ВВЭР – старейшая отрасль. Металлургические заводы, хотя и небольшие, но выпускают необходимый ассортимент металла. Основные центры черной металлургии – Выкса, Кулебаки, Н. Новгород.

Цветная металлургия представлена в ЦЭР, Северо-Западе. Для Северо-Запада характерна обработка тяжелых цветных металлов (никель, медь), добываемых в Мурманской области (район Печенги),  и некоторые вспомогательные производства (ремонт оборудования и пр.), сосредоточенные в Санкт-Петербурге. Производство алюминия представлено горнодобывающими предприятиями, глиноземными заводами (пикалевский, тихвинский и волховский в Ленинградской области), прокатом легких металлов (Санкт-Петербург). Тихвинский завод, работающий на тихвинских высококремнистых бокситах, кроме глинозема выпускает также электрокорунд, а Волховский и Пикалевский, работающие на нефелинах и известняках, производят кроме глинозема соду и цемент. Глиноземные заводы приурочены к месторождениям бокситов и известняков. Размещение алюминиевых заводов обусловлено крупным источником гидроэнергии – Волховской ГЭС.

Для ЦЭР цветная металлургия имеет внутрирайонное значение. Представлена производством редких и рассеянных металлов, сплавов из титана, магния в Подольске, драгоценных металлов в Касимове и Щелкове, тугоплавких и жаропрочных металлов в Москве, сплавов и проката в Москве, Кольчугине, Ступине.

Машиностроительный комплекс. Для ЦЭР ведущая отрасль рыночной специализации  – высокоразвитое многоотраслевое машиностроение, которое специализируется на производстве автомобилей, станков, инструментов, приборов, электротехнического оборудования и оборудования для легкой и пищевой промышленности. Для машиностроения ЦЭР характерны выпуск продукции широкой номенклатуры и высокий удельный вес общесоюзном производстве такой продукции, как электродвигатели, агрегатные станки, приборы контроля и регулирования технологических процессов, оборудования для лесной, текстильной, легкой, пищевой промышленности, вагонов и т.д. Развита электронная и радиотехническая   промышленность.

   Машиностроительные заводы производят магистральные тепловозы, речные суда, двигатели, оборудование для торфяной и угольной, полиграфической промышленности, а также сельскохозяйственные и дорожные машины. Специализация на отраслях наиболее сложного точного машиностроения и средств автоматизации связана с наличием в районе высококвалифицированных кадров и мощной научно-технической базы. Предприятия машиностроения имеют  широкие связи по кооперированию.

   Транспортное машиностроение представлено производством автомобилей, тепловозов, вагонов и  речных судов. Удельный вес только автомобилестроения в структуре машиностроения  весьма значителен. Крупный центр автомобилестроения – Москва (ЗИЛ, АЗЛК.  В Ликино-Дулеве находится автобусный завод, в Коломне тепловозостроительный завод. Производство маневровых тепловозов создано на Людиновском (Калужская область) и Муромском (Владимирская область) заводах. Вагоностроение представленное Тверским вагоностроительным заводом, производящим пассажирские вагоны для поездов дальнего следования и для электропоездов, и Мытищинским заводом, выпускающим пассажирские вагоны и вагоны для метрополитена. В Брянске производят изотермические вагоны. Москва, Рыбинск и Кострома – центры речного судостроения и судоремонта.

   Основной центр станкостроения – Москва. Здесь находятся заводы, выпускающие серийные полуавтоматические и автоматические станки, сложные автоматические линии и агрегатные станки. В ЦЭР производятся приборы, средства автоматизации и системы управления. Основной центр этой отрасли. Приборостроение также развито во Владимире, Рязани, Смоленске.

Электротехническое машиностроение представлено московскими заводами и заводами в Калуге, Ярославле, Александрове.

   В районе  производят также тракторы и сельскохозяйственные машины. В Люберцах  выпускаются самоходные комбайны, сенокосилки, во Владимире – колесные тракторы, в Бежецке – льноуборочные машины, в Рязани и Туле – разнообразные сельскохозяйственные машины и инвентарь.

   В Москве, Иванове, Кимовске (Тульская область) изготовляется оборудование для легкой промышленности, в Подольске – для швейной, в Туле – для трикотажной промышленности. В Рыбинске находится завод полиграфического оборудования.

Для машиностроительного комплекса Северо-Запада района характерна значительная территориальная концентрация. Подавляющее большинство машиностроительных заводов Северо-Запада сосредотачивается в Санкт-Петербурге и его пригородах. В МСК Северо-Запада выделяется три ветви. Одна из них включает предприятия, ориентирующиеся на высококвалифицированный труд и отличающиеся малой металлоемкостью. Это предприятия радиоэлектроники, приборостроения, электроники. Все они имеют особо благоприятные условия развития в районе.

 Вторая ветвь объединяет заводы тяжелого и среднего машиностроения со значительной металлоемкостью и большими потребностями в труде, причем не только квалифицированном. К этой ветви относятся предприятия энергетического, сельскохозяйственного, полиграфического машиностроения, производящие строительно-дорожные машины и электротехнику.

Третья ветвь — металлическое судостроение, создание которого обусловлено приморским положением Северо-Запада. Судостроение тесно связано с различными машиностроительными заводами района, в первую очередь Санкт-Петербурга. Предприятия судового оборудования имеются и в городах, удаленных от моря. Они работают на основе кооперации с судостроительными и судоремонтными заводами Санкт-Петербурга.

   Для ЦЧР машиностроение – важнейшая отрасль. Здесь развита электроника (Воронеж, Белгород, Липецк), производство средств связи и телерадиоаппаратуры (Воронеж), приборов (Курск, Тамбов), холодильников «Стинол», вычислительной техники (Курск). Особенность района – развитый ВПК, особенно в Воронеже.

Станкостроение развито в Воронеже, Липецке, сельскохозяйственная техника в Тамбове, Мичуринске, Курске. Экскаваторы, горно-обогатительное оборудование, кузнечно-прессовое оборудование производятся в Воронеже,  химическое – в Тамбове, Моршанске, подшипники – в  Курске, Тамбове. Энергетическое машиностроение представлено производством паровых котлов (Белгород), транспортное – авиационным заводом в Воронеже. 

Машиностроение и металлообработка – отрасли специализации ВВЭР. Машиностроение ориентируется на привозной металл. Проблема обеспечения металлом решается за счет поставок его из Казахстана, Западной Сибири и Урала. Для района характерно авто-, судо- и станкостроение, производство дизелей, моторов, изделий радиотехники, приборов, инструмента. На общероссийский рынок регион поставляет автомобили, суда, станки, двигатели, приборы, электротехническое и электронное оборудование.

В районе выделяется транспортное машиностроение, развитию которого способствовало наличие квалифицированных кадров и научно-производственной базы. В ВВЭР возник крупнейший комплекс автомобилестроения. Горьковский автозавод в Н. Новгороде выпускает легковые и грузовые автомобили, имеет предприятия-смежники, построенные в малых и средних городах региона: моторный завод – в Заволжье, тормозных узлов – в Канаше, шинный – в Кирове, автофургонов – в Шумерле, автосамосвалов – в Саранске, в Павлове выпускают автобусы для сельской местности. Известен также Чебоксарский завод промышленных тракторов.

Одной из старейших отраслей специализации ВВЭР является судостроение, представленное ведущим предприятием страны “Красное Сормово” в Н. Новгороде, выпускающим суда на подводных крыльях, современные пассажирские теплоходы, речные ледоколы, морские железнодорожные паромы. Предприятия судостроения находятся в городах Нижегородской области.

Большое развитие в регионе получила электротехническая промышленность. Саранский завод “Электровыпрямитель” выпускает значительную часть электроламп и выпрямителей, производимых в России, в Саранске находится предприятие по производству кабельных изделий, в Чебоксарах – электроаппаратный завод.

Развито станкостроение и инструментальное производство, получившее развитие во всех крупных городах региона. Нижегородский завод выпускает фрезерные станки; крупнейшим предприятием по производству деревообрабатывающих станков является “Красный инструментальщик” (Киров). Завод по производству оборудования для химической промышленности находится в Н. Новгороде, Волжске. В районе сложился крупный ВПК, который в настоящее время подвержен конверсии.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.